ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-179/20 от 13.02.2020 Октябрьского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-179/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Каменоломни 13 февраля 2020 года

Октябрьский районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Дыбаль Н.О.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района РО Беляковой О.А.,

при секретаре: Скляровой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации Октябрьского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, обязан совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ :

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке контроля фактического устранения ранее выявленных нарушений законов проведена проверка своевременного предоставления в орган кадастрового учета документов, необходимых для внесения сведений об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значений. В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ), Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ), допущенные Администрацией Октябрьского района Ростовской области. Так, решением Октябрьского районного Совета народных депутатов Ростовской области от 23.06.1993 № 81 создана особо охраняемая природная территория местного значения «Аютинские склоны», площадью 150 га. Министерством природных ресурсов и экологии РО указанные особо охраняемые природные территории внесены в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного и местного значения, что подтверждается кадастровыми делами особо охраняемых природных территорий. Органы местного самоуправления обязаны в течение 5 рабочих дней направлять в органы регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) с приложением подготовленных в электронной форме графического описания местоположения границ особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких территорий. Вместе с тем, по результатам ранее проведенной проверки установлено, что Администрацией Октябрьского района Ростовской области в нарушение норм законов не обеспечено внесение сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения - «Аютинские склоны», площадью 150 га (расположенной в Красюковском сельском поселении) в Единый государственный реестр недвижимости. С целью устранения выявленных нарушений 18.03.2019 г. главе Администрации Октябрьского района Ростовской области внесено представление. В ходе проверки фактического устранения нарушений законов установлено, что до настоящего времени сведения о границах особо охраняемой природной территории местного значения - «Аютинские склоны», площадью 150 га (расположенной в Красюковском сельском поселении) в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, что подтверждается информацией филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области от 25.10.2019 г., и свидетельствует об игнорировании Администрацией Октябрьского района Ростовской области требований законов. Администрация посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об Установлении границ особо охраняемой природной территории создает условия для нарушения запрета на приватизацию земельных участков в границах ООПТ и препятствия для ее надлежащей охраны, соблюдения установленного режима, что не соответствует ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 35 Федерального закона № 33-ФЗ. Указанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц (круг которых невозможно установить, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться по территории Российской Федерации). Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и требований природоохранного законодательства, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Просил признать незаконным бездействие Администрации Октябрьского района Ростовской области в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране особо охраняемой природной территории местного значения «Аютинские склоны», площадью 150 га (расположенной в Красюковском сельском поселении), выразившееся в не направлении в орган регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения - «Аютинские склоны», площадью 150 га (расположенной в Красюковском сельском поселении). Обязать Администрацию Октябрьского района Ростовской области направить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области документы (содержащиеся в них сведения) с приложением подготовленных в электронной форме графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, перечень координат характерных точек границ такой территории для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения «Аютинские склоны», площадью 150 га (расположенной в Красюковском сельском поселении).

В судебном заседании помощник прокурора Белякова О.А. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Администрации Октябрьского района Ростовской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Администрации Октябрьского района Ростовской области, как необоснованном, в части обязании подготовки и направлении в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области документов, с приложением подготовленных в электронной форме графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, перечень координат характерных точек границ такой территории для внесения сведений в ЕГРН о границах особо охраняемой природной территории местного значения «Аютинские склоны», просила предоставить срок, ориентировочно до сентября 2020 года.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы настоящего дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд в административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного Совета народных депутатов Ростовской области от 23.06.1993 № 81 создана особо охраняемая природная территория местного значения «Аютинские склоны», площадью 150 га. (л.д. 34-42). Министерством природных ресурсов и экологии РО указанные особо охраняемые природные территории внесены в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного и местного значения, что подтверждается кадастровым делом особо охраняемых природных территорий местного значения №001 (л.д. 8-33).

В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 33-ФЗ охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 58 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историкокультурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Согласно ч. 18.1 ст. 32 Федерального закона 218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами З, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких территорий.

В соответствии с ч. 20 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1, в части 3 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 1 5 настоящей статьи решений (актов).

Аналогичные положения установлены п. п. 15, 31 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15, 15(1) статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны в течение 5 рабочих дней направлять в органы регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) с приложением подготовленных в электронной форме графического описания местоположения границ особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких территорий.

В ходе проверки своевременного предоставления в орган кадастрового учета документов, необходимых для внесения сведений об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значений, проведенной Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что Администрацией Октябрьского района Ростовской области в нарушение приведенных норм законов не обеспечено внесение сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения - «Аютинские склоны», площадью 150 га (расположенной в Красюковском сельском поселении) в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается ответом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области №19-исх/07633 от 25.10.2019 г. (л.д. 43-64)

С целью устранения выявленных нарушений 18.03.2019 г. Главе Администрации Октябрьского района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений законов об охране окружающей среды (л.д. 65-66).

Согласно ответа Администрации Октябрьского района Ростовской области от 26.06.2019 г. по результатам рассмотрения представления с целью устранения выявленных фактов нарушения закона, допущенных Администрацией Октябрьского района Ростовской области, ведется подготовка пакета документов для направления в орган регистрации прав и внесению сведений об установлении границ особоохраняемой природной территории местного значения «Аютинские склоны» в ЕГРН. Предварительные сроки производства работ 4 кв. 2019 г. (л.д. 67).

25.11.2019 г. Главе Администрации Октябрьского района Ростовской области заместителем Ростовского природоохранного прокурора внесено требование об устранении нарушений законов об охране окружающей среды с предложением предоставить информацию о внесении в ЕГРН сведений о границах особо охраняемой территории местного значения «Аютинкий склоны» (л.д. 68).

На данное требование Администрацией Октябрьского район Ростовской области 25.11.2019 г. дан ответ, согласно которому предварительные сроки производства работ по внесению сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения «Аютинкий склоны» в ЕГРН - 4 кв. 2020 г..

Таким образом, в ходе проверки Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой фактического устранения нарушений законов установлено, что до настоящего времени сведения о границах особо охраняемой природной территории местного значения - «Аютинские склоны», площадью 150 га (расположенной в Красюковском сельском поселении) в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, что свидетельствует об игнорировании Администрацией Октябрьского района Ростовской области требований законов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании установлен факт незаконного бездействия Администрации Октябрьского района Ростовской области, в части обязании подготовки и направлении в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области документов, с приложением подготовленных в электронной форме графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории местного значения «Аютинские склоны»,в связи с чем суд находит требования в данной части подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об Установлении границ особо охраняемой природной территории создает условия для нарушения запрета на приватизацию земельных участков в границах ООПТ и препятствия для ее надлежащей охраны, соблюдения установленного режима, что 4 не соответствует ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 35 Федерального закона № 33-ФЗ.

Указанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц (круг которых невозможно установить, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться по территории Российской Федерации).

Поскольку суд установил факт незаконного бездействия Администрации Октябрьского района Ростовской области, суд полагает обоснованным обязать Администрацию Октябрьского района Ростовской области направить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области документы (содержащиеся в них сведения) с приложением подготовленных в электронной форме графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, перечень координат характерных точек границ такой территории для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения «Аютинские склоны», площадью 150 га (расположенной в Красюковском сельском поселении) в течение трех месяцев.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и требований природоохранного законодательства, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

При установленных обстоятельствах суд полагает исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации Октябрьского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Октябрьского района Ростовской области в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране особо охраняемой природной территории местного значения «Аютинские склоны», площадью 150 га (расположенной в Красюковском сельском поселении), выразившееся в не направлении в орган регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения - «Аютинские склоны», площадью 150 га (расположенной в Красюковском сельском поселении).

Обязать Администрацию Октябрьского района Ростовской области в течение трех месяцев направить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области документы (содержащиеся в них сведения) с приложением подготовленных в электронной форме графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, перечень координат характерных точек границ такой территории для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения «Аютинские склоны», площадью 150 га (расположенной в Красюковском сельском поселении).

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области п.Каменоломни в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.02.2020 года.

Судья: Н.О. Дыбаль