ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-179/20 от 23.12.2020 Косинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а- 179/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2020 года с. Коса

Косинский районный суд Пермского края в составе председательствующего Зубовой Е.А., при секретаре Кочкуровой Л.Г., с участием административного истца Грибановой С.А., административного ответчика М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Косинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Косинского муниципального округа в непринятии распоряжения в соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…» утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>

у с т а н о в и л:

Прокурор Косинского района обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав на то, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований федерального жилищного законодательства РФ было установлено, что на балансе Администрации Косинского муниципального округа состоит двухквартирный жилой <адрес> года постройки по адресу: <адрес>. На основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> проживает семья Т. ДД.ММ.ГГГГТ обращалась к прокурору <адрес> с заявлением об оказании помощи и возложении на органы местного самоуправления обязанности создать комиссию и обследовать квартиру, в которой она проживает, принять решение о признании дома ветхим и аварийным, не пригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ главой Косинского муниципального района издано постановление о создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. ДД.ММ.ГГГГ данной комиссией обследован дом по адресу: <адрес>, заключением межведомственной комиссии Косинского муниципального района данный дом был признан непригодным для проживания. После чего в нарушение п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…» утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения не принял в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и не издал распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Указанное нарушение привело к тому, что семья Т продолжала проживать в непригодном для проживания доме, тем самым существовала угроза жизни и здоровью указанных граждан и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Косинского района Грибанова С.А. исковые требования поддержала. Поскольку постановление «О признании аварийным и подлежащим сносу жилого дома по адресу: <адрес>» было издано главой Косинского муниципального округа лишь ДД.ММ.ГГГГ, просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии распоряжения в соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…» утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик – представитель администрации Косинского муниципального района М, действующая по доверенности, в судебном заседании иск прокурора не признала, указав на то, что ДД.ММ.ГГГГлавой Косинского муниципального округа было издано постановление в соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…» утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>. Факт бездействия именно администрации Косинского муниципального округа в судебном заседании не доказан.

Заинтересованные лица Т, А, С в судебное заседание не явились, указав на то, что в настоящее время они выехали из аварийного дома и проживают в другой квартире по договору социального найма.

Суд, выслушав стороны, изучив и оценив материалы административного дела в их совокупности, приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. (ч.1 ст. 39 КАС РФ).

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу требований ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно требованиям ст.7 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

В соответствии со ст.37 указанного ФЗ при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований федерального жилищного законодательства РФ было установлено, что на балансе Администрации Косинского муниципального округа состоит двухквартирный жилой <адрес> года постройки по адресу: <адрес>.

На основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> проживает семья Т.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГТ обращалась к главе Косинского муниципального района с заявлениями, в которых просила обследовать жилье на предмет безопасности проживания в нем, поскольку квартира находится в аварийном состоянии. Неоднократное обращение к главе Левичанского сельского поселения результатов не дало.

ДД.ММ.ГГГГТ обратилась к прокурору Косинского района с заявлением об оказании помощи и возложении на органы местного самоуправления обязанности создать комиссию и обследовать квартиру, в которой она проживает, принять решение о признании дома ветхим и аварийным, не пригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ главой Косинского муниципального района издано постановление о создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

ДД.ММ.ГГГГ данной комиссией обследован дом по адресу: <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии Косинского муниципального района от 13 августа 2019 года данный дом был признан непригодным для проживания.

На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В нарушение указанных требований закона орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения не принял в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и не издал распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Указанное нарушение привело к тому, что семья Т продолжала проживать в непригодном для проживания доме вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, когда между администрацией Косинского муниципального округа и Т был заключен акт приема-передачи жилого помещения по адресу: <адрес>.

В настоящее время с марта 2020 года правопреемником Администрации Косинского муниципального района является Администрация Косинского муниципального округа.

Неисполнение обязанностей по изданию распоряжения о дальнейшем использовании непригодного для проживания жилья как со стороны Администрации Косинского муниципального района, так и ее правопреемника нарушало права как семьи Т, так и неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье, а также благоприятную окружающую среду, вследствие чего суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.

При этом суд полагает, что издание ДД.ММ.ГГГГлавой Косинского муниципального округа постановления «О признании аварийным и подлежащим сносу жилого дома по адресу: <адрес>» не имеет правового значения для оценки бездействия администрации Косинского муниципального округа на протяжении с октября 2019 года по ДД.ММ.ГГГГ по изданию распоряжения о дальнейшем использовании жилья в соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…» утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, что повлекло за собой длительное проживание семьи Т в непригодном для проживания жилом помещении, тем самым ставило под угрозу жизнь и здоровье указанных граждан и неопределенного круга лиц, которые могли посещать данную квартиру.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд полагает, что направление ДД.ММ.ГГГГ главой Косинского муниципального района на имя Т письма с предложением расторгнуть договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и предоставить взамен другое жилое помещение, а также отказ Т от предложенных вариантов, не является основанием для признания бездействия органа местного самоуправления законным.

На основании исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что факт бездействия администрации Косинского муниципального округа, выразившееся в непринятии распоряжения в соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…» утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ нашел подтверждения в судебном заседании, вследствие чего административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие администрации Косинского муниципального округа, выразившееся в непринятии распоряжения в соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…» утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А.Зубова