Дело № 2а-179/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Томари 24 мая 2018 года
Томаринский рай онный суд Сахалинской области
под председательством судьи О. С. Расковаловой,
при секретаре судебного заседания А. Ю. Орловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы «Томаринский бор», «Озера горы Спамберг» и возложении обязанности подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы «Томаринский бор», «Озера горы Спамберг»,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы «Томаринский бор», «Озера горы Спамберг» и возложении обязанности подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы «Томаринский бор», «Озера горы Спамберг».
В обоснование административного иска указано, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения требований федерального законодательства в отношении особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), созданных на территории Сахалинской области.
По информации Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - Министерство) на территории Томаринского городского округа функционируют ООПТ регионального значения памятник природы «Томаринский бор» и памятник природы «Озера горы Спамберг».
Постановлением администрации Сахалинской области от 14 мая 2008 года №124-па по результатам инвентаризации, проведенной в 2006 году, утверждены границы и режим ООПТ памятник природы «Озера горы Спамберг». Постановлением администрации Сахалинской области от 07 марта 2008 года № 59-па по результатам инвентаризации, проведенной в 2005 году, установлены границы ООПТ памятник природы «Томаринский бор».
В соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном кадастре ООПТ областного значения, режимы охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, памятник природы «Томаринский бор» создан в 1980 году, его площадь составляет 7 га, памятник природы «Озера горы Спамберг» создан в 1990 году, его площадь 1100 га, режим охранной зоны отсутствуют.
Согласно письму Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 01 декабря 2017 № 3.28-9490/17, охранная зона памятников природы «Томаринский бор», «Озера горы Спамберг» отсутствует.
В силу требований части 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Частью 5 статьи 7 Закона Сахалинской области от 21 декабря 2006 года № 120-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области» установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне. Принятие решений о создании охранных зон природных парков и памятников природы и об установлении их границ, а также утверждение положений, устанавливающих режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, осуществляется Губернатором Сахалинской области.
В соответствии с Положением о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Министерство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения. К задачам Министерства относятся организация и осуществление управления и охраны особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения. К полномочиям Министерства относятся, в том числе, внесение на рассмотрение Губернатору Сахалинской области и Правительству Сахалинской области проектов законов и иных правовых актов Сахалинской области по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства, а также замечаний и предложений к проектам федеральных законов, законов Сахалинской области, направленным на совершенствование правового регулирования отношений в установленной сфере деятельности Министерства.
Учитывая изложенное, Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, которое обязано подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложения об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения «Томаринский бор», «Озера горы Спамберг». Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, которое обязано подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранных зон особо охраняемым природных территорий регионального значения.
Однако, исходя из позиции Министерства, изложенной в письме от 01 декабря 2017 года № 3.28-9490/17 на протяжении длительного времени Министерство не исполняет возложенные на него полномочия в части подготовки предложений об образовании охранной зоны в отношении ООПТ регионального значения, расположенного на территории Томаринского городского округа, поскольку только сейчас прорабатывается вопрос о выделении средств из областного бюджета на указанные мероприятия. Одновременно с этим, в соответствии с письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ денежные средства на создание охранных зон на 2018 год не предусмотрены. Указанное свидетельствует о незаконности бездействия ответчика, которое препятствует сохранению уникальных, ценных природных комплексов и объектов естественного и искусственного происхождения и нарушает права неопределенного круга лиц на владение информацией о режиме охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон указанных выше памятников природы.
На основании изложенного, Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы «Томаринский бор», «Озера горы Спамберг» и возложить обязанность подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы «Томаринский бор», «Озера горы Спамберг» в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик указывает на отсутствие необходимой совокупности условий для его удовлетворения, в связи с чем просит отказать административному истцу. В случае удовлетворении требований административного искового заявления просит установить срок выполнения требуемой обязанности 1 года исходя из статуса административного ответчика и длительности проведения необходимых мероприятий.
В судебное заседание не явились участники процесса, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее административное исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив дело, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного искового заявления по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 2 поименованного закона памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
В силу статьи 26 этого же закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории занятые ими, – особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Они же утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Пунктом 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138, утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (далее – Правила), пунктом 5 которых предусмотрено, что режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (пункт 5 Правил).
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ (пункт 21 Правил).
В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона Сахалинской области от 21 декабря 2006 года № 120-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне. Принятие решений о создании охранных зон природных парков и памятников природы и об установлении их границ, а также утверждение положений, устанавливающих режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, осуществляется Губернатором Сахалинской области.
Статей 3.1, п. «е» статьи 5 Закона Сахалинской области от 21 декабря 2006 года № 120-ЗО установлено, что к полномочиям Губернатора Сахалинской области в области организации и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения относится в том числе: принятие решений о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ; утверждение положения о соответствующей охранной зоне, устанавливающего режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Сахалинской области в области организации и использования особо охраняемых природных территорий относится внесение предложений Губернатору Сахалинской области об образовании (упразднении) охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Уставом Сахалинской области от 09 июля 2001 года № 270 установлено, что исполнительная власть в Сахалинской области осуществляется органами исполнительной власти Сахалинской области во главе с Правительством Сахалинской области, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Сахалинской области. Правительство Сахалинской области в соответствии с федеральными законами и законами Сахалинской области, в том числе, формирует органы исполнительной власти Сахалинской области. Компетенция, порядок организации и деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области определяются положениями об органах исполнительной власти Сахалинской области, утверждаемыми Правительством Сахалинской области.
Как следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17 февраля 2017 года № 72, органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим полномочия в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения является Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Согласно пунктам 3.7.5, 3.7.8 данного Положения Министерство уполномочено готовить и вносить в установленном порядке предложения в Правительство Сахалинской области об образовании, упразднении, изменении границ и режима особой охраны особо охраняемых территорий регионального (областного) значения и порядка использования объектов животного и растительного мира на этих территориях (п. 3.7.5); организовывать и обеспечивать проведение комплексных экологических обследований, инвентаризаций особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (п. 3.7.8).
По информации Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№.28-9490/17 на территории Томаринского городского округа функционируют 2 особо охраняемые природные территории регионального значения, сведения о которых (и охранных зонах) внесены в Государственный кадастр ООПТ регионального значения Сахалинской области.
По имеющимся сведениям, содержащимся в Государственном кадастре областного значения, размещенным на сайте Министерства, на территории Томаринского городского округа функционируют особо охраняемые природные территории регионального значения – памятники природы:
- «Томаринский бор», создан 13 мая 1980 года, с целью сохранения особо ценного участка редких видов хвойных деревьев вне ареалов их распределения: сосна Тунберга и сосна густоцветная, его площадь составляет 7 га, режим охранной зоны отсутствует;
- «Озера горы Спамберг», создан 28 марта 1990 года, с целью сохранения очень редкого для Сахалина комплекса озерных, лесных, лугово-болотных и горных биогеоценозов, включающих большое количество редких видов растений и животных, в том числе, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области, его площадь составляет 1100 га, режим охранной зоны отсутствует.
В соответствии с письмом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№.28-9966/17 на протяжении длительного времени Министерство не исполняет возложенные на него полномочия в части подготовки предложений об образовании охранной зоны в отношении ООПТ регионального значения, расположенного на территории Томаринского городского округа, поскольку только сейчас прорабатывается вопрос о выделении средств из областного бюджета на указанные мероприятия. Одновременно с этим, в соответствии с письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ денежные средства на создание охранных зон на 2018 год не предусмотрены.
Отсюда следует, что Министерство обязано подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложения об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения памятников природы «Томаринский бор», «Озера горы Спамберг».
Принимая во внимание сведения, содержащиеся в письме Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№.28-9490/17, о том, что до настоящего времени не приняты меры к созданию охранных зон указанных памятников природы, суд приходит к выводу о наличии бездействия административного ответчика в выполнении требуемой обязанности.
Данное бездействие Министерства, в свою очередь, препятствует сохранению уникальных, ценных природных комплексов и объектов естественного и искусственного происхождения, нарушает права неопределенного круга лиц на владение информацией о режиме охраны и использование земельных участков и водных объектов в границах охранных зон памятников природы «Томаринский бор», «Озера горы Спамберг», расположенных на территории Томаринского городского округа.
При этом суд отвергает доводы письменных возражений административного ответчика, поскольку в силу приведенных выше законоположений именно на Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области возложены обязанности в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения, в том числе организация проведения инвентаризации памятника природы и подготовка проекта решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Учитывая цели, на которые направлены действия по выполнению требуемой прокурором обязанности, суд отклоняет также довод административного ответчика о возможности установления срока 1 год для их совершения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к созданию охранных зон особо охраняемой природных территорий регионального значения – памятников природы «Томаринский бор», «Озера горы Спамберг».
Возложить на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанность подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложения об образовании охранных зон особо охраняемой природных территорий регионального значения – памятников природы «Томаринский бор», «Озера горы Спамберг» в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Томаринский районный суд в течение одного месяца.
И.о. судьи О. С. Расковалова