ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-179/2022 от 23.06.2022 Лоухского районного суда (Республика Карелия)

УИД 10RS0007-01-2022-000364-34

№2а-179/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Лоухи 23 июня 2022 года

Лоухский районный суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи Васильева Д.В.,

при секретаре Беловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Лоухского муниципального района Республики Карелия к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее Управление Росреестра по Республике Карелия), Межмуниципальному отделу по Сегежскому, Кемскому и Беломорскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия в г. Кемь о признании решения о приостановлении осуществления государственной регистрации права незаконным, обязании отменить решение,

установил:

административный истец обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права от ХХ.ХХ.ХХНомер в отношении помещения с кадастровым номером Номер, расположенного по адресу: ..., и об обязании отменить данное решение.

Требования административного истца мотивированы тем, что администрация Лоухского муниципального района является собственником указанного жилого помещения на основании решения Совета Лоухского муниципального района Номер от ХХ.ХХ.ХХ XXXI сессии VI созыва «О безвозмездной передаче муниципального имущества», и заключенного в соответствии с данным решением соответствующего договора безвозмездной передачи недвижимого имущества. Администрацией района ответчику подано заявление о регистрации права на данное жилое помещение. Государственным регистратором прав Р. уведомлением от ХХ.ХХ.ХХНомер приостановлена регистрация права в отношении данного помещения, мотивированное тем, что на регистрацию не предоставлен документ, подтверждающий согласование передачи имущества с органом исполнительной власти Республики Карелия. Вместе с тем в соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ передача жилого помещения по адресу: ..., в муниципальную собственность МО Лоухское городское поселение не требует согласия органа исполнительной власти Республики Карелия, поскольку не связано с разграничением имущества между вновь образованными муниципальными образованиями. В данном случае решение принято муниципальным образованием в рамках полномочий местного значения по обеспечению нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями.

Представители административного истца администрации Лоухского муниципального района Республики Карелия, представители административного ответчика Управления Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте его рассмотрения уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

В письменном отзыве представитель ответчика Управления Росреестра по Республике Карелия К. просил в удовлетворении административного иска отказать. Указал, что регистрационные действия по заявлению от ХХ.ХХ.ХХ администрации Лоухского муниципального района о переходе права собственности на квартиру с кадастровым номером Номер приостановлены в связи тем, что в нарушение ч.11 ст. 154 Закона №122-ФЗ и Закона Республики Карелия от 03.07.2008 №1212-ЗРК на государственную регистрацию не представлен документ, подтверждающий передачу вышеуказанного объекта недвижимости в порядке, установленном действующим законодательством.

Представители ответчика Межмуниципального отдела по Сегежскому, Кемскому и Беломорскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не предоставили.

Представители заинтересованного лица – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, в своем отзыве оставляют удовлетворение заявленных требований на усмотрение суда.

Представители заинтересованного лица Совета Лоухского муниципального района, заинтересованное лицо государственный регистратор прав Р. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

Суд в порядке ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело без участия не явившихся сторон.

Изучив письменные материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в собственность МО «Лоухское городское поселение» из администрации Лоухского муниципального района передано жилое помещение с кадастровым номером Номер, расположенное по адресу: ....

ХХ.ХХ.ХХ муниципальным образованием «Лоухский муниципальный район» в Управление Росреестра по Республики Карелия подано заявление о государственной регистрации перехода права на помещение с кадастровым номером Номер, расположенное по адресу: ..., и регистрации права собственности на данную квартиру. Вместе с заявлением государственному регистратору представлен договор безвозмездной передачи муниципального имущества от ХХ.ХХ.ХХ и решение Совета Лоухского муниципального района Номер от ХХ.ХХ.ХХ XXXI сессии VI созыва «О безвозмездной передаче муниципального имущества».

Согласно уведомления Межмуниципального отдела по Сегежскому, Кемскому и Беломорскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХНомер приостановлены действия по государственной регистрации права, на основании п.5 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с непредставлением документа, подтверждающего передачу помещения в законном порядке, в соответствии с ч.11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, Закона Республики Карелия от 03.07.2008 №1212-ЗРК.

Оценивая заявленные в обоснование иска доводы, суд приходит к следующему:

в силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В силу подпункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пунктом 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

При этом в силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Принимая решение о приостановлении государственной регистрации права административный ответчик, сославшись на нормы ч.11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, Закона Республики Карелия от 03.07.2008 №1212-ЗРК, пришел к выводу о том, что административным истцом не представлен документ о передаче объекта недвижимости в законном порядке.

Вместе с тем, по мнению суда, приведенные в уведомлении административным ответчиком основания приостановления не соответствуют законодательству по следующим основаниям.

В силу части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничение имущества осуществляется между: вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы; вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями; вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования; муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа; муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования; муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения; городским округом с внутригородским делением и внутригородскими районами в случаях изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением, изменения перечня вопросов местного значения внутригородских районов, разграничения полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов по решению вопросов местного значения внутригородских районов.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Порядок разграничения объектов муниципальной собственности в Республики Карелия урегулирован Законом Республики Карелия от 03.07.2008 № 1212-ЗРК «О реализации части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Принимая во внимание изложенные правовые нормы в их системном толковании, учитывая, что МО «Лоухский муниципальный район» и МО «Лоухское городское поселение» не являются вновь образованными муниципальными образованиями, полномочия между данными муниципальными образованиями не передавались друг другу и не перераспределялись между ними, они вправе самостоятельно определять порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в их исключительной собственности, в соответствии с действующими уставами муниципальных образований, требования Управления Росреестра по Республике Карелия о представлении акта согласования передачи имущества Правительства Республики Карелия являются неправомерными.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее исковое заявление.

В силу изложенного, суд признает решение о приостановлении государственной регистрации права Управления Росреестра по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, в соответствии с действующим законодательством и в установленные законом сроки.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск администрации Лоухского муниципального района Республики Карелия к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Межмуниципальному отделу по Сегежскому, Кемскому и Беломорскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия в г. Кемь о признании решения о приостановлении осуществления государственной регистрации права незаконным, обязании отменить решение - удовлетворить.

Признать незаконным решение Межмуниципального отдела по Сегежскому, Кемскому и Беломорскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХНомер о приостановлении государственной регистрации права в отношение помещения с кадастровым номером Номер, расположенного по адресу: ....

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия отменить решение от ХХ.ХХ.ХХНомер о приостановлении государственной регистрации права в отношение помещения с кадастровым номером Номер, расположенного по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Д.В. Васильев