Дело №2а-179/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2024 года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Попеновой Т.В.,
при секретаре Якуповой А.Р.
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Салимоненко А. А. к МУП «Архитектурно-планировочное бюро» ГО г.Уфа, Администрации ГО г.Уфа о понуждении внесения изменений в проекты планировки и межевания квартала, обеспечение контроля за внесением изменений,
У С ТА Н О В И Л:
Салимоненко А.А. обратился в суд с административным иском к МУП «Архитектурно-планировочное бюро» ГО г.Уфа, Администрации ГО г.Уфа о понуждении внесения изменений в проекты планировки и межевания квартала, обеспечение контроля за внесением изменений, указывая на следующее.
МУП «АПБ» разработало проекты планировки и межевания территории квартала, ограниченного <адрес>. В них допущены нарушения законов РФ и как следствие - его прав и законных интересов. Так, северо-восточный угол <адрес> со стороны муниципального детсада № оказался на проектируемой дороге. Отмостка отсутствует. Дом строился в 1968 году и ширина отмостки по его проекту и фактически составляет 1,0 м. Без неё и стоящим углом дома на дороге дом существовать не может. Необходимо учитывать, что данный угол дома расположен на крутом повороте проектируемой дороги. Это приближает корпуса проезжающих крупных механизмов именно на крутом повороте к углу дома. Он будет разрушен при проезде крупного автотранспорта, в том числе противопожарных механизмов. Просил обязать МУП «АПБ» в течение двух недель после получения решения суда: внести и выслать истцу изменения в проекты планировки и межевания квартала, ограниченного <адрес> в части изъятия придомового земельного участка площадью 3969 кв.м <адрес> для муниципальных нужд. В случае изыскания МУП «АПБ» г.Уфы решения обеспечения сквозного проезда по участку дома для крупного автотранспорта изымаемый земельный участок площадью 561,8 кв.м отнести к муниципальным нуждам. Администрации ГО г.Уфы обеспечить контроль за внесением указанных изменений в проекты, разработанные МУП «АПБ» и за удовлетворением прав и законных интересов собственников помещений в МКД № по <адрес> в связи с изъятием их придомового земельного участка площадью 3969 кв.м, или его части 561,8 кв.м, для муниципальных нужд.
Административный истец Салимоненко А.А.в судебном заседании заявленные им ранее требования поддержал.
Представитель административного ответчика МУП «Архитектурно-проектное бюро» - Шкитин А.Ф., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ иск не признал, указывая на то, что разработанные проекты планировки и межевания прошли проверку на соответствие требованиям документов, указанных в п. 10 ст.45 ГрК РФ, проведенную уполномоченным органом - Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО город Уфа РБ, все необходимые согласования с городскими службами. Решением Совета ГО город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ. № в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. были организованы и проведены общественные обсуждения по Проектам. Во время публичных обсуждений все заинтересованные лица, в том числе собственники и арендаторы земельных участков, находящихся в проектируемом квартале, имели возможность выразить свое несогласие с предлагаемыми проектными решениями. Протокол и Заключение о результатах общественных обсуждений не содержат замечаний Истца по предлагаемому Проекту. По результатам общественных обсуждений разработанные проекты, с учетом замечаний жителей квартала, признанных комиссией обоснованными, были рекомендованы к утверждению. Постановлением Администрации ГО <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. проект планировки и проект межевания территории квартала были утверждены. В данном случае проходит лишь проектная стадия, в дальнейшем когда будет разработан рабочий проект, будет уже составляться смета по работам. Проект разработан в соответствии с Градостроительными нормами, никаких нарушений со стороны МУП «АПБ» допущено не было.
Представитель административного ответчика Администрация ГО г. Уфа: Московская Н.Л., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представляющая также интересы заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ по доверенности №/ОПО от ДД.ММ.ГГГГ иск не признала и показала, что Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об общественных обсуждениях по проекту планировки и проекту межевания территории квартала, ограниченного <адрес>» назначены общественные обсуждения по проекту планировки и проекту межевания указанной территории, в рамках которых участники общественных обсуждений могли ознакомиться с проектными решениями, дать свои предложения и замечания по проектам в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Информационные материалы по теме общественных обсуждений и их перечень были представлены на экспозиции с ДД.ММ.ГГГГ по 14.01.2022г. в Администрации Кировского района ГО <адрес>. Данное было решение опубликовано в газете «Уфимские ведомости» и размещено на официальном сайте Совета ГО г. Уфа РБ в сети «Интернет» с приложением демонстрационных материалов. Таким образом, в случае несогласия с положениями проекта постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного <адрес>» любое заинтересованное лицо вправе внести замечания и предложения. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ общественные обсуждения по проекту планировки и проекту межевания указанной территории признаны состоявшимися, результат обсуждений - положительный. Следовательно, оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством.
Представители заинтересованных лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ООО «ГДР Квартал», извещены посредством направления судебной повестки, в суд не явились.
С учетом имеющихся в деле извещений, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.ч.1 и 2 статьи 46).
В силу подп.2 п.2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Положениями п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право гражданин, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 вышеприведенного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 данной статьи).
Требования к проекту межевания территории установлены в статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 7 которой материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: 1) границы существующих земельных участков; 2) границы зон с особыми условиями использования территорий; 3) местоположение существующих объектов капитального строительства; 4) границы особо охраняемых природных территорий; 5) границы территорий объектов культурного наследия; 6) границы лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов.
В проекте межевания территории, подготовленном применительно к территории исторического поселения, учитываются элементы планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (часть 11 вышеприведенной статьи).
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в том числе с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи (часть 10 той же статьи).
Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ (часть 5 статьи 45, часть 13 статьи 46 ГрК РФ).
Документация по планировке территории подлежит обязательному опубликованию, что предусмотрено частью 1 статьи 45 ГрК РФ.
Проект планировки территории, проект межевания территории подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (статья 5.1, части 4 и 6 статьи 46 ГрК РФ).
Установлено, что Салимоненко А.А. является собственником квартиры № в многоквартирном доме (МКД) № по <адрес>
Ответчиком МУП «АПБ» г. Уфы разработан проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного <адрес>
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об общественных обсуждениях по проекту планировки и проекту межевания территории квартала, ограниченного <адрес>» назначены общественные обсуждения по проекту планировки и проекту межевания указанной территории, в рамках которых участники общественных обсуждений могли ознакомиться с проектными решениями, дать свои предложения и замечания по проектам в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ посредством:
записи предложений и замечаний в период работы экспозиции;
личного обращения в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (<адрес>) с письменным обращением в адрес уполномоченного органа;
сайта администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан https ://discuss. ufacity. info;
почтового отправления по адресу: <адрес>, или в форме электронного документа в адрес органа, уполномоченного на проведение общественных обсуждений.
Информационные материалы по теме общественных обсуждений и их перечень были представлены на экспозиции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ по адресу: <адрес>.
Данное решение было опубликовано в газете «Уфимские ведомости» и размещено на официальном сайте Совета ГО г. Уфа РБ в сети «Интернет» с приложением демонстрационных материалов.
Согласно заключению о результатах общественных обсуждений по указанному проекту планировки и межевания территории квартала они признаны состоявшимися.
Постановлением администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены проекты планировки и межевания территории квартала, ограниченного <адрес>ю 15,1 га.
Приложением № к указанному постановлению администрации ГО г. Уфа № является чертеж межевания территории с отображением границ планируемых и существующих элементов планировочной структуры, утверждаемых красных линий в составе проекта планировки, линий отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условных номеров образуемых земельных участков.
В приложении №.1 (постановление №) приведена ведомость земельных участков.
На момент рассмотрения иска Салимоненко А.А. указанное постановление Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, публичные слушания, а также сам проект межевания и планировки квартала истцом не были обжалованы, недействительными и недействующими не признаны.
Из материалов дела следует, что истец обращался с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в проект межевания и планировки территории в МУП «Архитектурное бюро», а не в орган местного самоуправления.
Ответ Главного управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ сведений об отказе во внесении изменений в утвержденный проект не содержит; какие-либо действия или бездействия органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном положениями КАС Российской Федерации, не обжалованы.
В соответствии со ст. 16 Федеральный закон от 29,12.2004 « 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.
Образование указанного земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме,
В соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из ответа Филиала ППК «Роскадастр» по РБ, следует, что земельный участок с кадастровым номером № адресными характеристиками Российская Федерация, Республика Башкортостан, городской округ <адрес>, земельный участок 102/3, с разрешенным использованием «Среднеэтажная жилая застройка», категорией земель «Земли населенных пунктов», с площадью «3408 кв.м.» был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ №ВС№ (№) и приложенного межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Гайткулова 3. С.
Земельный участок с кадастровым номером № с адресными характеристиками <адрес>, с разрешенным использованием «Под жилую застройку многоэтажную», категорией земель «Земли населенных пунктов» с площадью «3969 кв.м.» был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ и приложенного межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Шафиковой А.А. Сведениям о земельном участке с кадастровым номером №ДД.ММ.ГГГГ присвоен статус «архивный». Информацией о нахождении указанного земельного участка в частной собственности, суд не располагает, а материалы дела не содержат.
Таким образом, на кадастровом учете в настоящее время стоит земельный участок с кадастровым номером № площадью 3408 кв.м., для среднеэтажной жилой застройки, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>.
Главным управлением Архитектуры и градостроительства принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ. принято решение о присвоении адреса: <адрес>, кадастровый №.
Указанный земельный участок был образован, в том числе, из земельного участка с кадастровым номером № площадью 3969 кв.м., который, по утверждению Административного истца является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном <адрес>.
Данное утверждение явилось основанием для доводов Административного истца к требованию о денежной компенсации за уменьшение данного земельного участка на 561,8 кв.м.
Однако, при формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом № по <адрес> и постановке его на кадастровый учет с номером № в Управление Росреестра по РБ в установленном законом порядке должно было быть представлено соглашение между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Доказательств о наличии реестровой ошибки или обжалования действий Управления Росреестра по РБ по постановке земельного участка на кадастровый учет с номером № площадью 3408 кв.м, под многоквартирным жилым домом № по <адрес> не представлено.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что вышеуказанное соглашение между уполномоченными органами и собственниками земельного участка имеется, поскольку иного материалы дела не содержат, следовательно, доводы Салимоненко А.А. о нарушении его прав как собственника несостоятельны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований по административному исковому заявлению Салимоненко А. А. к МУП «Архитектурно-планировочное бюро» ГО г.Уфа, Администрации ГО г.Уфа о понуждении внесения изменений в проекты планировки и межевания квартала, обеспечения контроля за внесением изменений, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ.
Судья: Т.В. Попенова