РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Балтийск «04» марта 2021 года
Балтийский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Агуреева А.Н.,
при секретаре Никаноровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» о признании незаконным бездействия и обязании предоставить земельные участки в аренду; заинтересованное лицо: Управление Росреестра по Калининградской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в лице представителя ФИО2 обратилась с административным иском к Администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» (далее также – Администрация МО «БГО») о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании предоставить в аренду земельные участки сроком на 10 лет.
В обоснование требований ФИО1 указывает, что на основании постановлений Администрации муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» от 01 декабря 2016 года № <....> между Администрацией МО ГП «Город Балтийск» (арендодатель) и П. (арендатор) 22 декабря 2016 года были заключены договоры аренды земельных участков № <....> и № <....>, по которым П.. переданы в аренду земельные участки с кадастровыми номерами <....> и <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, расположенные на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района, в городе Балтийске, <....>, с разрешенным использованием – для ведения огородничества, на срок – с 01 декабря 2016 года до 01 декабря 2019 года.
Соглашениями между арендодателем и арендатором от 03 июля 2017 года в указанные договоры внесены изменения, предусматривающие установление ограничения прав на земельные участки, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса РФ и статьей 65 Водного кодекса РФ.
Административный истец ссылается на то, что 19 февраля 2018 года между П.. и ею были заключены договоры о безвозмездной передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков № <....> и № <....> от 22 декабря 2016 года и соглашениям от 03 июля 2017 года, в соответствии с которыми право аренды на земельные участки, имеющие обременения, с кадастровыми номерами <....> и <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, расположенные на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района, в городе Балтийске, <....>, с разрешенным использованием – для ведения огородничества, - передано ФИО1
Указывает, что на данных земельных участках находятся объекты недвижимости – хозяйственные постройки с кадастровыми номерами <....>, <....>, площадью <....> кв.м каждая, принадлежащие ей, административному истцу, на праве собственности, записи о государственной регистрации права № <....> и № <....> от 28 декабря 2018 года.
29 ноября 2019 года она – административный истец, обратилась в Администрацию МО «Балтийский городской округ» с заявлениями о предоставлении названных земельных участков в аренду сроком на 10 лет без проведения торгов, однако ответ от административного ответчика на момент обращения в суд ей так и не поступил.
Административный истец полагает, что отсутствуют основания для отказа в удовлетворении её заявлений, так как в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, где указано, что имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
С учетом изложенного административный истец ФИО1 просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Балтийский городской округ», не ответившей на её письменные обращения в установленный законом срок, и обязать административного ответчика предоставить в аренду сроком на 10 лет земельные участки с кадастровыми номерами № <....> и № <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, расположенные на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района, в городе Балтийске, <....>, с разрешенным использованием – для ведения огородничества.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщила.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 04.08.2020, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте расмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах своей неявки не сообщила.
Поскольку указанные лица ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, не сообщили суду о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки, такие причины согласно части 2 статьи 150 КАС РФ считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц, в связи с чем суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие истца.
Представитель административного ответчика – Администрации МО «Балтийский городской округ», ФИО3, действующая на основании доверенности от 26.08.2020, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на нормы пункта 3 части 1 статьи 37, части 2 статьи 37 ГрК РФ. При этом указала, что, получив названные письменные обращения ФИО1, ответчик направил ей требование об освобождении спорных земельных участков от возведенных на них хозяйственных построек, поэтому административному истцу была известна позиция органа местного самоуправления. Также пояснила суду, что спорные земельные участки предназначены для осуществления отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, на которых возможно размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая; они расположены в территориальной зоне Ж-3 – «зона застройки индивидуальными жилыми домами», в которой хозяйственные постройки отнесены к вспомогательным видам разрешенного использования и допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования.
Полагает, что пунктом 3 статьи 610 ГК РФ и подпунктом 12 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ установлен максимальный (предельный) срок для предоставления земельного участка гражданину для ведения огородничестива – 3 года. Также пояснила, что настоящий административный иск подан ФИО1 после обращения Администрацией МО «Балтийский городской округ» в Балтийский городской суд Калининградской области с исками об обязании ФИО1 за свой счет снести две хозяйственные постройки площадью <....> кв.м., расположенные на спорных земельных участках.
Представитель Управления Росреестра по Калининградской области, привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Об отложении слушания дела ходатайств не поступало, уважительность причин неявки до суда не доведена, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данного лица.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Судом при рассмотрении дела установлено и подтверждено материалами дела, что на основании постановлений Администрации муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» от 01 декабря 2016 года № <....> между Администрацией муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» (арендодатель), правопреемником которой является Администрация МО «Балтийский городской округ», и П. (арендатор) 22 декабря 2016 года заключены договоры аренды земельных участков № <....> и № <....>, по которым П. переданы в аренду земельные участки с кадастровыми номерами <....>, <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, расположенные на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района, в городе Балтийске, <....>, с разрешенным использованием – для ведения огородничества, на срок – с 01 декабря 2016 года до 01 декабря 2019 года, вступающие в силу с даты их государственной регистрации в регистрирующем органе (л.д. 8-11, 24-27).
В силу пунктов 1.1, 4.4.2 указанных договоров арендатор П. обязалась использовать земельные участки в соответствиии с их целевым назначением и разрешенным использованием – для ведения огородничества, в противном случае пунктами 6.2 договоров предусмотрена возможность их расторжения.
Поскольку названные земельные участки находятся в границах водоохранной зоны Балтийского моря, соглашениями между арендодателем и арендатором от 03 июля 2017 года в указанные договоры аренды земельных участков внесены изменения и установлены ограничения прав пользования земельными участками, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса РФ и статьей 65 Водного кодекса РФ (л.д. 14-15, 30-31).
08 августа 2017 года, в соответствии со статьей 609 ГК РФ, пунктами 4.4.9 договоров аренды земельных участков № <....> и № <....> от 22 декабря 2016 года и пунктами 3 соглашений от 03 июля 2017 года, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее также – Управление Росреестра по Калининградской области) произведена государственная регистрация названных договоров и соглашений, номера регистрации: <....>, <....> соответственно (л.д. 13, 16, 29, 32).
На основании пунктов 4.3.2 договоров аренды земельных участков, предусматривающих право арендатора сдавать земельные участки в субаренду с разрешения арендодателя, 19 февраля 2018 года между П. и ФИО1 заключены договоры о безвозмездной передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков № <....> и № <....> от 22 декабря 2016 года и соглашениям от 03 июля 2017 года, в соответствии с которыми право аренды на земельные участки, имеющие обременения, с кадастровыми номерами <....>, <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, расположенные на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района, в городе Балтийске, <....>, с разрешенным использованием – для ведения огородничества, было передано административному истцу ФИО1, о чем уведомлен арендодатель – Администрация МО «Балтийский муниципальный район» (л.д.17-19, 33-35).
26 февраля 2018 года в соответствии со статьей 609 ГК РФ и пунктами 7 договоров о передаче прав и обязанностей по договорам аренды от 19 февраля 2018 года, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области произведена государственная регистрация уступки прав (аренды), номера регистрации: <....> и <....>
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости Управления Росреестра по Калининградской области ФИО1 является собственником двух нежилых зданий в виде одноэтажных хозяйственных построек площадью <....> кв.м., которым присвоены кадастровые номера <....> (записи о государственной регистрации права: № <....> и № <....> от 28 декабря 2018 года), возведенных административным истцом в 2018 году на земельных участках с кадастровыми номерами <....> соответственно.
С 1 января 2019 года права и обязанности арендодателя по договорам аренды земельных участков от 22 декабря 2016 года № <....> перешли к Администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области на основании Закона Калининградской области от 31 мая 2018 года № 176 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Балтийский муниципальный район» и организации местного самоуправления на объединенной территории».
Как видно из материалов дела, срок аренды земельных участков истек 01 декабря 2019 года.
29 ноября 2019 года административный истец ФИО1 обратилась в Администрацию МО «Балтийский городской округ» с заявлениями о предоставлении названных земельных участков с кадастровыми номерами <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, с разрешенным использованием – ведение огородничества, в долгосрочную аренду сроком не менее 10 лет (л.д. 23, 41, 79, 80).
Не ответив на указанные письменные обращения ФИО1 в установленный законом срок, Администрация МО «Балтийский городской округ» (арендодатель) 18 декабря 2019 года направила ей для подписания соглашения о расторжении договоров аренды от 22 декабря 2016 года № <....>, ссылаясь на окончание срока аренды змельных участков с кадастровыми номерами <....>, а 03 апреля 2020 года – уведомления о необходимости освободить данные земельные участки от хозяйственных построек с кадастровыми номерами <....>, площадью <....> кв.м. (л.д.62, 63).
11 сентября 2020 года, то есть после обращения ФИО1 с настоящим аминистративным иском в суд, Администрация МО «Балтийский городской округ» направила административному истцу ответы с исходящими номерами № <....> и № <....> на её письменные обращения с отказом в заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами <....> на срок не менее 10 лет.
Отказ органа местного самоуправления обоснован тем, что спорные земельные участки с видом разрешенного использования – для ведения огородничества, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», пунктом 3 части 1, части 2 статьи 37 ГрК РФ, Правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Балтийск», утвержденными Решением Балтийского городского Совета депутатов от 29 января 2013 года № 3 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Калининградской области от 19.12.2017 № 680), не предназначены для возведения капитальных строений; а также тем, что в силу пункта 3 статьи 610 ГК РФ и подпункта 12 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ для договоров аренды земельных участков, предоставленных гражданину для ведения огородничества, установлен максимальный (предельный) срок – три года. Одновременно орган местного самоуправления напомнил ФИО1 о необходимости исполнить уведомления с требованием об освобождении спорных земельных участков (л.д. 81-82, 83-84).
Суд полагает, что оспариваемые решения приняты административным ответчиком в пределах предоставленных Администрации МО «Балтийский городской округ» пунктами 1, 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) полномочий, в соответствии с которыми к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1, пунктами 1, 3, 4 части 2, частью 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Частью 2 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к перечисленным в части 1 статьи 85 ЗК РФ территориальным зонам, в частности к жилым.
В силу частей 2, 3 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Балтийск», утвержденными Решением Балтийского городского Совета депутатов от 29 января 2013 года № 3 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Калининградской области от 19.12.2017 № 680), земельные участки с кадастровыми номерами <....> отнесены к территориальной зоне Ж-3 – «зона застройки индивидуальными жилыми домами».
Согласно градостроительному регламенту зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3), определенному статьей 33 названных Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» и выписке из Правил землепользования и застройки от 21 октября 2020 года № 154 к основным видам разрешенного использования спорных земельных участков, расположенных в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3), в частности отнесено: индивидуальное жилищное строительство (код 2.1), блокированная жилая застройка (код 2.3), объекты гаражного назначения (код 2.7.1), ведение огородничества (код 13.1), а к вспомогательным видам разрешенного использования – хозяйственные постройки (гараж, баня, теплицы, сараи, навесы и т.д.) (л.д.73-75).
При этом, в силу пункта 3 части 1 статьи 37 ГрК РФ вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования, и осуществляются совместно с ними.
Поскольку хозяйственные постройки отнесены к вспомогательным видам разрешенного использования, они допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования, и осуществляются совместно с ним.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» земельные участки с разрешенным использованием - для ведения огородничества, предназначены для осуществления отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Из содержания договоров аренды земельных участков от 22 декабря 2016 года № <....> следует, что арендодатель – орган местного самоуправления, не разрешал арендатору возводить на спорных земельных участках объекты капитального строительства. Такая обязанность перешла и к административному истцу ФИО1 в силу заключенных ею 19 февраля 2018 года с П. договоров о безвозмездной передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков № <....> и № <....> от 22 декабря 2016 года и соглашениям от 03 июля 2017 года.
Между тем, административный истец ФИО1 в 2018 году возвела на земельных участках с кадастровыми номерами <....> нежилые здания в виде одноэтажных хозяйственных построек площадью <....> кв.м., которым присвоены кадастровые номера <....> соответственно, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости Управления Росреестра по Калининградской области (записи о государственной регистрации права: № № <....> от 28 декабря 2018 года) (л.д. 21-22, 37-38).
В связи с нарушением действующего законодательства и условий договоров аренды решениями Балтийского городского суда Калининградской области от 17 сентября 2020 года по гражданским делам №№ 2-419/2020 и 2-420/2020 по искам Администрации МО «Балтийский городской округ» к ФИО1 об обязании освободить земельные участки ФИО1 обязана за свой счет снести названные нежилые здания в виде хозяйственных построек площадью <....> кв.м. с кадастровыми номерами <....>, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами <....>. Данные решения суда вступили в законную силу 27 января 2021 года и 20 января 2021 года соответственно.
Кроме того, при обращении в Администрацию МО «Балтийский городской округ» ФИО1 в заявлениях просила предоставить ей земельные участки с кадастровыми номерами <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, с разрешенным использованием – ведение огородничества, в долгосрочную аренду - сроком не менее 10 лет (л.д. 23, 41, 79, 80).
Отказывая ФИО1 в заключении долгосрочных договоров аренды спорных земельных участков, орган местного самоуправления указал на невозможность их заключения на срок, превышающющий три года, сославшись на действующее законодательство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.8 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается (пункт 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 12 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.
Таким образом, для договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного гражданину для ведения огородничества, законом установлен максимальный (предельный) срок его заключения, не превышающий трех лет.
Следовательно, требование ФИО1 заключить долгосрочные договоры аренды спорных земельных участков с разрешенным использованием – для ведения огородничества, на срок не менее 10 лет, противоречит действующему законодательству.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» в заключении с ФИО1 договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, расположенных на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района, в городе Балтийске, <....>, с разрешенным использованием – для ведения огородничества, сроком не менее 10 лет, направленный административному истцу почтовыми уведомлениями, соответствует действующим нормативным правовым актам и по существу не нарушает права, свободы и законные интересы ФИО1; принят органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия такого решения и содержание оспариваемых решений соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Учитывая изложенное, доводы административного истца о том, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, являясь собственником сооружений, расположенных на спорных земельных участках, она имеет исключительное право на их приобретение в аренду, несостоятельны.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым отказать административному истцу ФИО1 в удовлетворении заявленных требований об обязании административного ответчика вынести решения о предоставлении административному истцу ФИО1 в аренду сроком на 10 лет земельных участков с кадастровыми номерами <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, расположенных на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района, в городе Балтийске, <....>, с разрешенным использованием – для ведения огородничества.
В то же время требования административного истца о признании незаконным бездействия Администрации МО «Балтийский городской округ», не рассмотревшей и не ответившей на письменные обращения ФИО1 в установленный законом срок, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» орган местного самоуправления: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предсварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение направляется, в том числе в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме (часть 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ)
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Из материалов дела видно, что административный истец ФИО1 29 ноября 2019 года обратилась в Администрацию МО «Балтийский городской округ» с письменными заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, расположенных на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района, в городе Балтийске, <....>, с разрешенным использованием – ведение огородничества, в долгосрочную аренду сроком не менее 10 лет (л.д. 23, 41, 79, 80).
Однако, административный ответчик в нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» своевременно не рассмотрел заявления административного истца и не дал ей письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов в установленный частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона срок.
Письменные ответы с отказом в заключении долгосрочных договоров аренды спорных земельных участков адимнистративный ответчик направил ФИО1 по почтовому адресу, указанному в обращениях, только 11 сентября 2020 года (л.д. 81-82, 83-84, 85-89), то есть уже после обращения ФИО1 в суд с настоящим административным иском (31 августа 2020 года). Не предоставление ответов по существу обращений в отсутствие условий, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», само по себе существенным образом нарушило права заявителя, предусмотренные ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
При этом суд учитывает, что административным истцом ФИО1 соблюден срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный частями 1, 1.1 статьи 219 КАС РФ, поскольку оно подано в течение срока, в рамках которого у Администрации МО «Балтийский городской округ» в силу п.4 ч.1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сохранялась обязанность дать ответ на письменные обращения ФИО1 о предоставлении спорных земельных участков в долгосрочную аренду.
При таких обстоятельствах суд полагает требования административного истца ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Балтийский городской округ», выразившегося в не рассмотрении своевременно письменных обращений административного истца ФИО1 о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков с кадастровыми номерами <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, расположенных на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района, в городе Балтийске, <....>, с разрешенным использованием – ведение огородничества, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» об обязании предоставить в аренду сроком на 10 лет земельные участки с кадастровыми номерами <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, расположенные на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района, в городе Балтийске, <....>, с разрешенным использованием – для ведения огородничества, – оставить без удовлетворения.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Балтийский городской округ», выразившееся в несвоевременном рассмотрении письменных обращений ФИО1 о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков с кадастровыми номерами <....>, площадью <....> кв.м. и <....> кв.м. соответственно, расположенных на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района, в городе Балтийске, <....>, с разрешенным использованием – ведение огородничества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 17 марта 2021 года.
Судья: подпись Агуреев А.Н.