ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-17/2022УИД280013-01-2021-000968-57 от 25.01.2022 Михайловского районного суда (Амурская область)

Дело №2а-17/2022 УИД 28RS0013-01-2021-000968-57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2022 года с. Поярково

Михайловский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Чубукиной О.Е.,

при секретаре судебного заседания Гуркиной Н.В.,

с участием помощника прокурора Михайловского района Амурской области Мартынюк А.С., действующего на основании служебного удостоверения ТО от 05.12.2019 года, представителей административного истца – исполняющего обязанности генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая компания «Амур-2» (ООО «ТСК Амур-2») Савченко Д.С., действующего на основании прав по должности, а также на основании приказа №5 от 24.01.2022 года, Бакшеева К.А., действующего на основании доверенности от 01.12.2021 года, представившего диплом о высшем юридическом образовании ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая компания «Амур-2» (ООО «ТСК Амур-2») к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по очистке в границах охранной зоны тепловых сетей котельной от снежной (ледяной) глыбы,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая компания «Амур-2» (далее по тексту - ООО «ТСК Амур-2») обратилось в суд с данным административным иском к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по очистке в границах охранной зоны тепловых сетей котельной от снежной (ледяной) глыбы.

В обоснование заявленных требований указало, что 12.12.2017 года между муниципальным образованием Поярковский сельсовет (концедентом), ООО «ТСК Амур-2» (концессионером) и Правительством Амурской области в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью. По условиям концессионного соглашения концессионер принял на себя обязанности за свой счет осуществлять реконструкцию имущества, право собственности на которое принадлежит концеденту, а именно, объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов теплоснабжения, а также осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объектов соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением (в течении 10 лет со дня подписания соглашения), право владения и пользования объектом (п. 1, 3, 29 концессионного соглашения от 12.12.2017 года). Согласно приложения №1 к концессионному соглашению от 12.12.2017 года администрация Поярковского сельсовета (концедент, собственник) передала ООО «ТСК Амур-2» (концессионеру): источники тепловой энергии, котельное оборудование с сооружением – теплосетей (теплотрассы), в их числе теплосети, проходящие около здания В декабре 2021 года около здания неустановленными лицами под руководством главы Поярковского сельсовета Магаляс Е.В., на проходящих там теплосетях от источника тепловой энергии (котельная «Центральная»), была незаконно возведена снежно-ледяная глыба. 06.12.2021 года администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области было направлено предупреждение о незамедлительном устранении нарушений, однако ответа и действий, направленных на устранение указанных нарушений не последовало. Охрана теплосетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей. ООО «ТСК Амур-2» считает, что данное бездействие администрации Поярковского сельсовета по устранению незаконно возведенной снежно-ледяной глыбы на охранной зоне теплосетей нарушает типовые правила охраны коммунальных сетей, утверждённые Приказом Минстроя России от 17.08.1992 года №197, ст. 105 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 года №136-ФЗ, и может повлечь аварийную ситуацию, что в свою очередь нарушает интересы ресурсно-снабжающей организации.

На основании изложенного, уточнив исковые требования, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Поярковского сельсовета Михайловского района, выразившееся в непринятии мер по очистке в границах охранной зоны тепловых сетей котельной «Центральная», проходящих около здания от снежной (ледяной) глыбы; возложить на администрацию Поярковского сельсовета Михайловского района обязанность убрать в границах охранной зоны тепловых сетей котельной «Центральная», проходящих около снежную (ледяную) глыбу; обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании представители административного истца – исполняющий обязанности генерального директора ООО «ТСК «Амур-2» Савченко Д.С. и юрисконсульт Бакшеев К.А, поддержали исковые требования в полном объёме с учетом их уточнений поступивших в ходе судебного разбирательства, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела ответа администрации Поярковского сельсовета от 24.12.2021 года №848, копии договора аренды земельных участков от 05.03.2018 гола №3, публичной кадастровой карты; дополнительно пояснив, что непринятие тех мер, которые изложены в административном иске и бездействие администрации Поярковского сельсовета может затронуть интересы не только ресурсоснабжающей организации, но и потребителей и других лиц. Бремя содержания имущества: как теплотрассы, так и земельного участка возлагается на Поярковский сельсовет. Снежная глыба, угрожающая безопасности, является частью снежного городка возводимого в целях организации досуга в период празднования жителями с. Поярково Нового года. Данный участок теплотрассы на публичной кадастровой карте Амурской области отмечен, совпадает со схемами теплоснабжения. Пункт 4.4.6 договора аренды не допускает действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемых земельных участках и прилегающих к нему территориях. Однако, действия самого собственника данного земельного участка, то есть администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области влекут вышеуказанные нарушения договора и законодательства РФ. Тяжелая техника, возводившая данный снежный горок, деформирует трубу, идет дополнительная нагрузка и износ тепловой техники. Кроме этого, весной, когда начнет таять снег, воды начнут топить подвалы многоквартирных домов с. Поярково, например это ул. Амурская, д. 84, д. 90 и д. 99. Теплотрасса находится на уровне земли и расположена на лотках, то есть, на сегодняшний день на улицах нет систем водоотведения и вода затопит подвалы близлежащих домов. ООО «ТСК Амур-2» неоднократно направляло предупреждения в адрес Поярковского сельсовета и МБУ «Поярковское», но согласно ответам, деятельность по возведению ледяного городка соответствует законодательству. С предоставленными в адрес суда письменными возражениями административного ответчика не согласны.

Помощник прокурора Михайловского района Мартынюк А.С. в своем заключении отметил, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, по тем основаниям, что в приказе Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 года №197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей», указаны процедуры и порядок охраны зоны, а также необходимость соблюдения требований охраны зоны тепловых сетей. Под охраной тепловых сетей в данном случае подразумевается - осуществление для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой, и контрольно-измерительными приборами и т.д. В данном случае рассматривается теплотрасса протяженностью около 80 метров от теплового узла № 7 до теплового узла № 8. Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы. Согласно концессионному соглашению, организации передаются тепловые узлы, а именно, администрация Поярковского сельсовета передает в ООО «ТСК «Амур-2» теплотрассы, в том числе иные элементы, комплексные сооружения по передаче тепловой энергии. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев. В данном случае в материалах административного дела установлено, что ООО «ТСК «Амур-2» в адрес предприятия МБУ «Поярковское» и собственнику тепловых сетей - администрации Поярковского сельсовета направляли соответствующие предупреждения, однако реакции не последовало. Кроме того, охранная зона тепловых сетей устанавливается вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону. Согласно материалам дела, на теплотрассе протяженностью около 80 метров от теплового узла № 7 до теплового узла № 8 имеется нагромождение снега, именно снежного бурта. Тем не менее не соблюдено то расстояние охранной зоны, которое должно соблюдаться в соответствии с Приказом Минстроя Российской Федерации №197. В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту. Снежный бурт препятствует для дальнейшей эксплуатации тепловой сети в случае аварии на данном участке на расстоянии около 80 метров от теплового узла №7 до теплового узла №8. В пункте 5 Приказа Минстроя Российской Федерации № 197 указано, что не допускается производить действия по сбросу мусора. В силу п. 6 данного Приказа в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить погрузочно-разгрузочные работы. При возведении снежного городка на площади с. Поярково было установлено, что производились погрузочно-разгрузочные работы снежной наледи, при этом ледяная глыба непосредственно проходит по теплотрассе протяженностью 80 метров от теплового узла № 7 до теплового узла № 8. В силу п. 7, проведение перечисленных в п. 6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей, то есть с администрацией Поярковского сельсовета. Однако по концессионному соглашению имущество - тепловые сети были переданы ООО «ТСК «Амур-2», однако данное соглашение на проведение работ со стороны административного ответчика - администрации Поярковского сельсовета в судебное заседание не предоставлено и не отражено в возражениях на административное исковое заявление. Каких-либо согласований с ООО «ТСК «Амур-2» в части проведения погрузочно-разгрузочных работ не производилось организацией МБУ «Поярковское». Таким образом, с учетом нарушения порядка как собственника, а также порядка пользования тепловыми сетями и согласования в части проведения погрузочно-разгрузочных работ, а именно, в части снежных работ по возведению городка, в действиях администрации Поярковского сельсовета усматривается бездействие, выразившееся в непринятии мер по очистке теплосетей охранной зоны от снежной (ледяной) глыбы. При этом, было выдано предостережение от ООО «ТСК «Амур-2» главе Поярковского сельсовета, что необходимо как собственнику принять меры по уборке ледяной глыбы или гурта. Вместе с тем, никакие действия длительное время до настоящего времени не происходят. Данная ледяная глыба мешает деятельности ООО «ТСК «Амур-2», что может привести к негативным последствиям в дальнейшем, например, к аварии, которая должна устраняться ООО «ТСК Амур-2» не позднее 3-х часов с момента обнаружения. А поскольку снежная глыба так и стоит, надлежащей техники со стороны ООО «ТСК «Амур-2» не имеется чтобы убрать такой снег, то такие работы по ликвидации потенциальной аварии могут затянуться на длительное время, что может повлечь негативные последствия на территории Поярковского сельсовета. Создастся социальная напряжённость, права и интересы граждан будут нарушены. Поэтому прокуратура Михайловского района Амурской области считает, что в действиях администрации Поярковского сельсовета есть бездействие, и решение необходимо принять к немедленному исполнению, с возложением на администрацию Поярковского сельсовета обязанности убрать с тепловых сетей и их охранной зоны, проходящих около здания 90 по ул. Амурская от теплового узла №7 до теплового узла №8 ул. Амурская, д. 92 ледяную (снежную) глыбу. Поддержал в полном объеме административные исковые требования, полагая, что действительно имеется факт бездействия и непринятия мер со стороны администрации Поярковского сельсовета, как собственника тепловых сетей и земельного участка.

Представитель административного ответчика – администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, ходатайств об отложении дела в адрес суда не поступало. Представили письменные возражения на административный иск.

Так, согласно письменным возражениям №41 от 24.01.2022 года административный ответчик - администрация Поярковского сельсовета не признала требования административного иска ООО «ТСК Амур-2». Дополнительно объяснила, что административный истец обратился в порядке административного производства, в основание привел концессионное соглашение, заключенное между ООО «ТСК «Амур-2» и администрацией Поярковского сельсовета, следовательно оспариваемые действия относятся к сфере экономической деятельности, так как связаны с отношениями по гражданско-правовому договору (концессионному соглашениюот 12.12.2017 года), в связи с чем данная категория дел подведомственна арбитражному суду. Кроме того, считают, что фактически заявление подано в защиту неопределенного круга лиц, правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или публичных интересов истец не обладает. Полагают, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, так как работы по возведению снежного городка производились МБУ «Поярковское», который возведен на земельном участке, переданном МБУ «Поярковское» в постоянное (бессрочное) пользование, при этом ООО «ТСК Амур-2» направило директору МБУ «Поярковское» предупреждение №255 от 06.12.2021 года, в котором указало, что вверенное учреждение возводит ледяной городок, в том числе в пределах охранной зоны тепловых сетей. Таким образом, истец осведомлен о лице, которое возводило снежный городок и требования, в связи с чем предъявленные к администрации Поярковского сельсовета необоснованные.

Полный текст письменных возражений стороны административного ответчика на административный иск ООО «ТСК Амур-2» приобщён к материалам дела (л.д. 134-138).

Суд определил в порядке статей 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело при состоявшейся явке.

Заслушав доводы представителей административного истца – ООО «ТСК Амур-2», выслушав заключение помощника прокурора Михайловского района Амурской области, полагавшего, что административные исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме, изучив письменные возражения административного ответчика на административное исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В соответствии со ст.125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.

Согласно ч. 2 ст.38 КАС РФ в качестве административного истца рассматривается, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на него иных публичных функций.

Право на обращение в суд законодательство связывает с таким обстоятельством, как наличие у лица прав, свобод и законных интересов, которые были нарушены (ч. 1 ст.4 КАС РФ).

Как указано административным истцом в поданном в суд административном исковом заявлении, целью обращения в суд стал факт бездействия администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, выразившийся в непринятии мер по очистке в границах охранной зоны тепловых сетей котельной «Центральная», проходящих около от снежной (ледяной) глыбы.

Более того, административный истец в своем заявлении связывает нарушенные права с тем фактом, что по концессионному соглашению (далее по тексту – Соглашение), заключённому 12.12.2017 года в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Поярковского сельсовета, между муниципальным образованием Поярковский сельсовет, от имени которого выступает администрация муниципального образования Поярковского сельсовета, в лице главы Поярковского сельсовета Магаляса Е.В. (концедентом), Правительством Амурской области, от имени которого выступает Министерство ЖКХ Амурской области с одной стороны и ООО «ТСК Амур-2» в лице генерального директора Севрюк А.В. (концессионером), последний принял на себя обязательства за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением (в течении 10 лет со дня подписания соглашения), права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности. (п. п. 1, 55 концессионного соглашения от 12.12.2017 года (л.д.9-21).

В силу пункта 2 Соглашения, объектом Соглашения являются объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящего Соглашения, подлежащие реконструкции.

Объект Соглашения, подлежащий реконструкции, принадлежит Концеденту на праве собственности, на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности (пункт 3 Соглашения).

В силу пункта 5 Соглашения, сведения о составе и описании объекта Соглашения, в том числе о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, балансовой, остаточной стоимости передаваемого объекта Соглашения приведены в Приложениях №1 к настоящему Соглашению.

В силу положений пункта 28 Соглашения концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объект Соглашения, указанный в пункте 1, в установленном настоящим Соглашении порядке, в целях осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящего Соглашения.

Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения. За счет собственных средств приобретать и заменять вышедшее из строя оборудование, в том числе водогрейные котлы и участки теплотрасс, с последующей безвозмездной передачей Концеденту (пункт 29 Соглашения).

Согласно приложения №1 к концессионному соглашению от 12.12.2017 года администрация Поярковского сельсовета (концедент, собственник) передала ООО «ТСК Амур-2» (концессионеру): источники тепловой энергии, котельное оборудование с сооружением – теплосетей (теплотрассы), в их числе теплосети, проходящие около

Из содержания административного искового заявления также следует, что в декабре 2021 года около здания неустановленными лицами под руководством главы Поярковского сельсовета Магаляс Е.В., на проходящих там теплосетях от источника тепловой энергии (котельная «Центральная»), была незаконно возведена снежная (ледяная) глыба.

Как следует из материалов дела, 21.12.2021 года комиссией в составе представителей ООО «ТСК Амур-2» был составлен акт обследования тепловых сетей по », из содержания которого следует, что 21.12.2021 года были обследованы тепловые сети котельной «Центральная» по ул. Амурская между зданием В процессе обследования было выявлено следующее, тепловая сеть проходящая вдоль проезжей части в железобетонных лотках завалена буртом снега размерами (длина 50 метров, ширина 25 метров, высота 3-4 метра), что в свою очередь затруднит подход – подъезд для проведения работ в случае аварии на данном участке теплотрассы. А также в процессе весеннего таяния снежного бурта большое количество талой воды попадет в железобетонные лотки, в которых проложен магистральный теплопровод и водопровод, что приведет к преждевременному разрушению теплоизоляционного слоя и коррозийному износу металлических труб. На основании изложенного, во избежание данных последствий и беспрепятственному обслуживанию теплотрассы обязать имеются основания возложить обязанность на организатора снежного бурта убрать в кратчайшие сроки (л.д. 48).

Согласно письменным материалам дела, 06.12.2021 года ООО «ТСК Амур-2» в адрес главы Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области было направлено предупреждение №254 о необходимости произвести действия, поскольку в ходе эксплуатации котельного оборудования, переданного по концессионному соглашению от 12.12.2017 года в настоящее время были обнаружены нарушения охранных зон тепловых сетей котельной «Центральная». Так в декабре 2021 года на площади около здания администрации Михайловского района Амурской области, расположенного по адресу: Амурская область, Михайловский район, с вверенное Поярковскому сельсовету учреждение возводит ледяной городок, в том числе в пределах охранной зоны тепловых сетей. Между тем, п. 28 ст. 105 ЗК РФ предусматривает наличие охранной зоны тепловых сетей. Ограничение использование земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.08.1992 года №197. Охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Эти нарушения могут повлечь тяжкие последствия как для имущества граждан, так и организаций, являющихся абонентами ресурсной снабжающей организации. В целях предотвращения чрезвычайной ситуации просят принять безотлагательные меры к устранению выявленных недостатков (л.д. 47).

Как следует из материалов дела – письменного ответа администрации Поярковского сельсовета от 09.12.2021 года №805, направленного в адрес ООО «ТСК Амур-2» на полученное предупреждение, ледяной городок ежегодно возводится в границах площади у здания администрации Михайловского района по ул. Ленина, д. 87 и не нарушает охранную зону тепловых сетей. Кроме того, возведение ледяного городка не входит в перечень действий, которые могут повлечь нарушения в работе тепловых сетей, их повреждение (л.д.131).

Кроме того, из материалов дела следует, что 24.12.2021 года за №848 администрацией Поярковского сельсовета повторно был направлен письменный ответ в адрес ООО «ТСК Амур-2» на письмо от 21.12.2021 года №304, в котором сообщалось, что указанная «снежная масса» есть ни что иное как часть снежного городка, возводимого в целях организации досуга в период празднования жителями с. Поярково Новогодних праздников. Строительство снежного городка производится МБУ «Поярковское», которое отвечает за состояние систем водоснабжения, проходящих совместно с теплопроводом. Строительство санкционированно с администрацией Поярковского сельсовета, информация также доведена до теплоснабжающей организации (в ответ на 06.12.2021 года №254). Снежный городок ежегодно возводится в границах площади у здания администрации Михайловского района по ул. Ленина, д. 87 и не нарушает охранную зону тепловых сетей (л.д. 132).

Поскольку после предупреждения о незамедлительном в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций принятии безотлагательных мер к устранению выявленных недостатков, ответа и действий, направленных на устранение указанных нарушений от администрации Поярковского сельсовета не последовало, ООО «ТСК Амур-2» обратилось в суд с настоящими административными исковыми требованиями о признании бездействия администрации Поярковского сельсовета незаконным, возложении обязанности по очистке в границах охранной зоны тепловых сетей котельной от снежной (ледяной) глыбы.

Как следует из ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу п. 28 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона тепловых сетей.

Согласно ч. 1. ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Судом достоверно установлено и следует из материалов дела, кроме того подтверждается разделом 7 приложения №1 к концессионному соглашению от 12.12.2017 года, что в собственности муниципального образования Поярковский сельсовет Михайловского района Амурской области ( находится здание - котельная «Центральная» с кадастровым номером расположенная по площадью 448, 2 кв.м, а также сооружение – теплотрасса от котельной с назначением: теплотрасса протяженностью 2255, с кадастровым номером , по адресу: Амурская область, Михайловский на земельном участке (из категории земель – земли населенных пунктов) общей площадью 240 кв.м, с кадастровым номером согласно договору аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между муниципальным образованием Поярковский сельсовет от имени которого выступает администрация Поярковского сельсовета и ООО «ТК Амур-2» (л.д. 42, 121- 125).

Пункт 4.4.6 договора аренды земельного участка к обязанностям арендатора относится не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемых земельных участках и прилегающих к нему территориях. Выполнять работы по благоустройству территории.

При этом, как следует из примечаний приложения к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, котельная предназначена для теплоснабжения жилых домов.

Как указывалось судом выше, ДД.ММ.ГГГГ для осуществления теплоснабжения и подачи тепловой энергии жителям между администрацией Поярковского сельсовета и ресурсоснабжающей организацией - ООО ТСК «Амур-2» заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью Поярковского сельсовета.

Основным видом деятельности юридического лица - ООО «ТСК Амур-2» согласно единого государственного реестра юридических лиц, Устава, утвержденного решением единственного учредителя от ДД.ММ.ГГГГ является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха. Дополнительным видом деятельности является: производство пара и горячей воды (тепловой энергии); передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); обеспечение работоспособности котельных; обеспечение работоспособности тепловых сетей; торговля паром и горячей водой (тепловой энергией); производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха (л.д. 50-60).

На основании названного выше концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным образованием Поярковский сельсовета (Концедентом) и ООО «ТСК «Амур-2» (Концессионером), в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства, ООО «ТСК «Амур-2» передано право владения и пользования системой коммунальной инфраструктуры, а именно, объектами теплоснабжения, тепловыми сетями, отдельными объектами таких систем, предназначенных для предоставления потребителям услуги теплоснабжения на территории Поярковского сельского поселения, в том числе котельной «Центральная», расположенной по адресу А , принадлежащей муниципальному образованию Поярковский сельсовет.

Кроме того, согласно Уставу Поярковского сельсовета, принятому решением Поярковского сельского Совет народных депутатов от 28.04.2011 года №35/151, именно к полномочиям Поярковского сельсовета согласно п. 4.2 и п.4.3 ч.1 ст. 4.2 относятся обязательства: по организации теплоснабжения, предусмотренном Федеральным законом «О теплоснабжении»; а также полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (л.д.61-107).

Ограничение использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.08.1992 года №197, в которых указаны процедуры и порядок охраны зоны, а также необходимость соблюдения требований охраны зоны тепловых сетей.

Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей должны выполняться предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию тепловых сетей на территории городов и других населенных пунктов, а также переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и надземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей.

На основании СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети», СНиП 3.05.03-85 «Тепловые сети» и СНиП III-4-80* «Правила производства и приемки работ. Техника безопасности в строительстве» и настоящих Типовых правил в городах и населенных пунктах с учетом конкретных условий разрабатываются местные правила, утверждаемые и вводимые в действие органами исполнительной власти, без снижения требований, установленных указанными СНиП и Типовыми правилами.

Правила разработаны объединением «Роскоммунэнерго» с использованием материалов фирмы «ОРГРЭС», рассмотрены и согласованы научно-техническим советом Комитета жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России (протокол №17 от 13.07.92).

Как следует из п. 1 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утверждённых Приказом Минстроя России от 17.08.1992 года №197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений в устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики (п. 1 Типовых правил).

Таким образом, под охраной тепловых сетей в данном случае подразумевается - осуществление для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

В силу пункта 4 Типовых правил охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Письменными материалами дела – схемой теплосетей, публичной кадастровой картой Амурской области подтверждается, что снежная (ледяная) глыба находится в границах охранной зоны тепловых сетей котельной «Центральная», проходящих

Более того, сторонами не оспаривалось, что при возведении снежного городка на площади с. Поярково производились погрузочно-разгрузочные работы снежной наледи, при этом ледяная глыба непосредственно проходит по теплотрассе протяженностью 80 метров от теплового узла № 7 до теплового узла № 8.

В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту: размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы; загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.; устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы; производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозионно-активных веществ и горюче-смазочных материалов; проникать в помещения павильонов, центральных и индивидуальных тепловых пунктов посторонним лицам; открывать, снимать, засыпать люки камер тепловых сетей; сбрасывать в камеры мусор, отходы, снег и т.д.; снимать покровный металлический слой тепловой изоляции; разрушать тепловую изоляцию; ходить по трубопроводам надземной прокладки (переход через трубы разрешается только по специальным переходным мостикам); занимать подвалы зданий, особенно имеющих опасность затопления, в которых проложены тепловые сети или оборудованы тепловые вводы под мастерские, склады, для иных целей; тепловые вводы в здания должны быть загерметизированы (п. 5 Типовых правил).

В силу пункта 6 Типовых правил в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий; сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.

Материалам дела достоверно подтверждается, доказательств обратного стороной административного ответчика суду не представлено, что на теплотрассе протяженностью около 80 метров от теплового узла № 7 до теплового узла № 8 имеется нагромождение снега, именно снежного бурта. Между тем, не соблюдено то расстояние охранной зоны, которое должно соблюдаться в соответствии с Приказом Минстроя РФ №197. Снежный бурт препятствует для дальнейшей эксплуатации тепловой сети в случае аварии на данном участке на расстоянии около 80 метров от теплового узла №7 до теплового узла №8, тогда как в рамках концессионного соглашения, заключенного между ООО «ТСК Амур-2» и администрации Поярковского сельсовета, а также в рамках договора аренды земельных участков, расположенных под зданиями и сооружениями котельных и их теплотрасс №3 от 05.03.2018 года, стороны не допускают действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемых земельных участках и прилегающих к ним территориях, между тем действия самого собственника данных объектов систем, то есть администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области влекут вышеуказанные нарушения договоров и законодательства РФ.

Согласно пункту 7 Типовых правил проведение перечисленных в п. 6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ. Присутствие представителя владельца тепловых сетей необязательно, если это предусмотрено согласованием. Предприятия, получившие письменное разрешение на ведение указанных работ в охранных зонах тепловых сетей, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность этих сетей.

Таким образом, в силу п. 7 Типовых правил проведение перечисленных в п. 6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей, то есть с администрацией Поярковского сельсовета. Однако по концессионному соглашению имущество - тепловые сети были переданы ООО «ТСК «Амур-2», между тем, данное соглашение на проведение работ со стороны административного ответчика - администрации Поярковского сельсовета в судебное заседание не предоставлено и не отражено в возражениях на административное исковое заявление.

Таким образом согласно положениям действующего законодательства, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Какие-либо нарушения могут повлечь тяжкие последствия как для имущества граждан, так и организаций, являющихся абонентами ресурсоснабжающей организации.

С учетом нарушения порядка как собственника, а также порядка пользования тепловыми сетями и согласования в части проведения погрузочно-разгрузочных работ, а именно, в части снежных работ по возведению городка, в действиях администрации Поярковского сельсовета усматривается бездействие в непринятии мер по очистке теплосетей охранной зоны от снежной (ледяной) глыбы.

Как следует из материалов дела, 06.12.2021 года было выдано предостережение от ООО «ТСК «Амур-2» главе Поярковского сельсовета, что необходимо как собственнику принять меры по уборке ледяной глыбы или гурта, то есть администрация Поярковского сельсовета знала об указанных обстоятельствах, но допустила нарушения законодательства и вышеназванных договоров, разместив снежную (ледяную) глыбу, являющуюся частью снежного городка, на расстоянии менее чем 3 метра от охранной зоны тепловых сетей.

Как указывалось судом выше охрана теплосетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей, тогда как бездействие Поярковского сельсовета по устранению возведенной снежной (ледяной) глыбы на охранной зоне теплосетей нарушает типовые правила охраны коммунальных сетей, утверждённые Приказом Минстроя России от 17.08.1992 года №197, ст. 105 Земельного кодекса РФ, и может повлечь аварийную ситуацию, что в свою очередь нарушает интересы ресурсно-снабжающей организации.

Доказательств обратному материалы настоящего административного дела не содержат и стороной административного ответчика не представлено.

При этом, доводы административного ответчика относительно того, что оспариваемые действия относятся к сфере экономической деятельности, так как связаны с отношениями по гражданско-правовому договору (концессионному соглашению от 12.12.2017 года), в связи с чем данная категория дел подведомственна арбитражному суду, признаются судом необоснованными, поскольку административный истец заявляет требования, касаемые не экономической деятельности, а полномочий администрации Поярковского сельсовета и ее имущества, направлены на установления факта бездействия и непринятия мер со стороны администрации Поярковского сельсовета, как собственника тепловых сетей. То есть бремя содержания имущества как теплотрассы, так и участка земельного возлагается на Поярковский сельсовет, который как собственник несет бремя содержания своего имущества.

В данном случае с экономической деятельностью предприятия предъявление административного иска не связано, а связано именно с полномочиями Поярковского сельсовета, направленно на устранение нарушения закона, затрагивающего интересы теплоснабжающей компании, связанные с ремонтными работами, направленными на сохранение имущества, переданного в рамках заключенного концессионного соглашения.

Ссылка административного ответчика на то, что фактически административное исковое заявление подано в защиту неопределенного круга лиц, тогда как правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или публичных интересов истец не обладает, отклоняется судом как безосновательная, поскольку в данном случае нарушаются непосредственно интересы ресурсной снабжающей организации, которая отвечает за теплоснабжение в рамках законодательно созданного правового порядка охранной зоны и самих тепловых сетей, затрагиваются интересы ООО «ТСК «Амур-2», которому передано котельное оборудование вместе с теплосетями, а не неопределённого круга лиц.

Довод об обращении административного истца к ненадлежащему ответчику признается судом несостоятельным, поскольку, как было выяснено в ходе судебного заседания, что именно к полномочиям администрации Поярковского сельсовета относится содержание имущества: как теплотрассы, так и участка земельного.

Кроме того, суд полагает отметить, что настоящее дело в рамках заявленных требований о признании незаконным бездействия Поярковского сельсовета в ряде реализации своих полномочий, рассматривается в порядке административного судопроизводства, тогда как МБУ «Поярковское» не является участником публично-правовых отношений, в связи чем имеются достаточные основания для рассмотрения заявленных требований, предъявленных к административному ответчику - администрации Поярковского сельсовета по существу, учитывая поступившие возражения стороны административного истца – ООО «ТСК «Амур-2» относительно отсутствия законных оснований для привлечения к участию в деле МБУ «Поярковское», в связи административные исковые требования, предъявлены стороной административного истца в рамках рассматриваемого спора к надлежащему административному ответчику.

Учитывая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд полагает, что доводы стороны административного ответчика, изложенные в письменных возражениях на административный иск, с учетом названного выше не являются достаточными основаниями для отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку данные утверждения стороны направлены на иное толкование и понимание норм материального права при переоценке фактических обстоятельств по делу и представленных сторонами доказательств.

С учетом вышеизложенного, суд полагает обоснованным признать незаконным бездействие администрации Поярковского сельсовета Михайловского района, выразившееся в непринятии мер по очистке в границах охранной зоны тепловых сетей котельной «Центральная», проходящих около здания снежной (ледяной) глыбы.

Принимая во внимание приведенные выше нормы действующего законодательства, суд полагает необходимым возложить на администрацию Поярковского сельсовета обязанность обеспечить очистку в границах охранной зоны тепловых сетей котельной «Центральная», проходящих около здания

Разрешая требования административного истца об обращении судебного решения к немедленному исполнению, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учётом изложенного, принимая во внимание, что при определении срока, в течение которого обязанность должна быть выполнена, судом учитываются, разумность, характер и объем действия, необходимых для выполнения ответчиками обязанностей, возложенных на них решением суда, суд учитывая время необходимое на вступление решения суда в законную силу и его исполнение, время необходимое на проведение соответствующих работ, принимая во внимание характер и объем требуемых для исполнения данной обязанности мероприятий полагает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений, возложив на администрацию Поярковского сельсовета Михайловского района обязанность в течение семи календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить очистку в границах охранной зоны тепловых сетей котельной «Центральная», проходящих около от снежной (ледяной) глыбы, приходя к убеждению о разумности указанных сроков и их достаточности для исполнения решения суда.

На основании изложенного, административные исковые требования административного истца – ООО «ТСК Амур-2» подлежат частичному удовлетворению.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая компания «Амур-2» (ООО «ТСК Амур-2») к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по очистке в границах охранной зоны тепловых сетей котельной от снежной (ледяной) глыбы, - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Поярковского сельсовета Михайловского района, выразившееся в непринятии мер по очистке в границах охранной зоны тепловых сетей котельной «Центральная», проходящих около от снежной (ледяной) глыбы.

Возложить на администрацию Поярковского сельсовета обязанность в течение семи календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить очистку в границах охранной зоны тепловых сетей котельной «Центральная», проходящих около здания от снежной (ледяной) глыбы.

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая компания «Амур-2» (ООО «ТСК Амур-2») в части обращения решения суда к немедленному исполнению, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Михайловского районного суда О.Е. Чубукина

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.