Дело №2а-17/27-2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2018 года г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Е.В.,
при секретаре Вагиной Т.Г.,
с участием:
представителя административного истца Администрации Курского района Курской области - ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего высшее юридическое образование,
представителя административного ответчика ФГБУ «ФПК Росреестра» - ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей высшее юридическое образование,
представителя заинтересованного лица ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России - ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей высшее юридическое образование,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Администрации Курского района Курской области к административным ответчикам Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконными действий по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах объекта «Запретная зона военного объекта – Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, №» и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение, исключив данные сведения из Единого государственного реестра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Администрация Курского района Курской области обратилась с административным исковым заявлением к административному ответчику Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконными действий по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах объекта «Запретная зона военного объекта – Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, №» и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение, исключив данные сведения из Единого государственного реестра недвижимости.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец в соответствии с действующим законодательством осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на территории Лебяженского и Клюквенского сельсоветов Курского района Курской области. На территории данного сельского поселения располагаются земли государственная собственность на которые не разграничена в пределах населенных пунктов <адрес>. Категория земель населенных пунктов определена генеральным планом <адрес>, утвержденного Решением Собрания депутатов от 16.03.2012 года № 8-5-3р. Земли, занятые <адрес> (земельный участок с кадастровым номером №) относятся к муниципальной собственности муниципального образования Клюквинский сельсовет Курского района Курской области.
По сведениям публичной кадастровой карты на территории Клюквинского сельсовета Курского района Курской области имеется объект «Запретная зона военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, №». «Запретная зона военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, №» является территорией с особыми условиями использования находящихся в ее границах земельных участков. Указанная запретная зона установлена во исполнение Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 года № 405 (далее - Положение). В силу подпункта «а» пункта 23 Положения федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), принявший решение об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта в установленном порядке направляет в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости документы для принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. К направляемым документам прилагаются решение межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта и решение федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа) об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
29.06. 2017 года Администрация Курского района Курской области обратилась с запросами о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде копий документов - карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, решение федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа) об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной Росреестра» по Курской области). На указанные запросы Администрации Курского района Курской области ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены Карта (плана) запретной зоны военного объекта - Брянского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Карта-план), а также уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре иных запрашиваемых сведений.
Таким образом, действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области по внесению сведений о границах объекта «Запретная зона военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, №» не соответствует требованиям статей 16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016), пункта 23 Положения, а именно они совершены при отсутствии иных, кроме Карта-плана обязательных документов - решения межведомственной комиссии и решения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа). С учетом изложенного, просит восстановить нарушенное право административного истца, удовлетворив заявленные требования.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации Курского района Курской области ФИО1 доводы, изложенные в административном иске и дополнительных пояснений к нему, поддержал. Полагал, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области осуществила постановку на кадастровый учет объекта «Запретная зона военного объекта – Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, №» при отсутствии документов, необходимых для постановки, что является нарушением требований под. «а» п. 23 Положения. Заявленные требования просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФПК Росреестра» - ФИО2 в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать. Отзыв с дополнением по административному иску приобщен к материалам дела. При этом указала, что информация об объекте - Запретная зона военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации с учетным номером № внесена в государственный кадастр недвижимости в соответствии с поручением Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата, федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - письмо от ДД.ММ.ГГГГ№. Документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий были направлены Министерством обороны России в порядке информационного взаимодействия в соответствии со ст. 15 Закона о кадастре действовавшего на момент совершения оспариваемых действий. Документы для внесения филиалом ФГБУ «ФКП росреестра» по Курской области в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий были размещены на ftp-сервере ФГБУ «ФКП Росреестра», предназначенном для передачи файлов в компьютерных сетях.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России ФИО3 в судебном заседании пояснила, что запретная зона на участок с №, устанавливалась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 года №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». Решение о создании запретной зоны было принято на межведомственной комиссии, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ с участием должностных лиц органов исполнительной власти. Обязательным документом для регистрации запретных зон, направляемым в органы кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства. Минобороны России в органы кадастрового учёта была представлена данная карта Запретной зоны военного объекта. Данная карта была подготовлена на основании Постановления Правительства Российской Федерации №405, Приказа зам. Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 года №1193, Протокола заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Доводы истца о том, что регистрация запретной зоны совершена в отсутствие решения межведомственной комиссии и решения федерального органа исполнительной власти не соответствует материалам дела, и являются не обоснованными. В удовлетворении заявленных требований просила отказать. Письменный отзыв с дополнениями приобщен к материалам дела.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Курской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, представил отзыв на административный иск, в котором указал, что само по себе несогласие административного истца с установленными Министерством обороны Российской Федерации запретными зонами Брянского лесничества Министерства обороны Российской Федерации не может служить основанием для признания незаконными действий кадастровой палаты по внесению сведений о них в ГКН в соответствии с законодательно установленным порядком.
Представитель заинтересованного лица Брянского лесничества Минобороны России филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России в судебное заседание, не явился, представил отзыв об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку действия Министерства обороны РФ по установлению запретных зон соответствуют закону, интересам обеспечения обороны страны и безопасности населения.
Представители заинтересованных лиц: Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении в адрес суда не представили, в связи с чем, суд с учетом мнения сторон полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска Администрации Курского района Курской области необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с поручением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата, федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ№ «Запретная зона военного объекта – Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации с учетным номером № была внесена в государственный кадастр недвижимости.
Документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об становлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий направлены Министерством обороны России в порядке информационного взаимодействия в соответствии со ст. 15 Закона о кадастре (действовавшего на момент «свершения оспариваемых действий) в ФГБУ «ФКП Росреестра».
Документы для внесения филиалом ФГБУ «ФКП росреестра» по Курской области в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении или изменении границ
с особыми условиями использования территорий были размещены на ftp-сервере ФГБУ «ФКП Росреестра», предназначенном для передачи файлов в компьютерных сетях.
Ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
До 01.01.2017 года ведение государственного кадастра недвижимости, а также учет изменений объектов недвижимости осуществлялись в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).
Согласно пунктам 2, 3 статьи 1 Закона о кадастре (до 01.01.2017 года) государственный кадастр недвижимости являлся систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр движимости являлся федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносились сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в частности описания местоположения границ таких зон или территорий.
В соответствии с п.4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 года №405 (далее - Положение №405).
До 01.01.2017 года сведения об установлении зон с особыми условиями использования территорий подлежали внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений дарственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, и требованиями к формату таких документов в электронной форме, утвержденных Постановлением Правительства от 03.02.2014 №71 (далее - Правила).
Согласно п. 18 Правил при информационном взаимодействии документы предоставлялись в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон о землеустройстве) установлено, что зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства. Местоположение границ объекта землеустройства согласно указанному закону определяется при проведении работ по землеустройству.
В силу статьи 20 Закона о землеустройстве в результате таких работ подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 года №621. Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики. В нем должны содержаться сведения о документах, являющихся основанием для проведения землеустроительных работ, и сведения о документах, использованных при подготовке карты (плана) объекта землеустройства (наименование и реквизиты указанных документов).
Из анализа ст. 15 Закона о кадастре, а также Правил следует, что обязательным документом, направляемым в орган кадастрового учета в порядке межведомственного взаимодействия является карта (план) объекта землеустройства, направляемая в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных документов, на электронный сайт ФГБУ «ФПК Росреестра» была представлена карта (план) «Запретной зоны военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации» подготовлена на основании следующих документов:
- Постановления Правительства Российской Федерации 05.05.2014 года №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны»;
- Приказа Заместителя Министра обороны Российской Федерации «Об установлении запретной зоны военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации» от 08.12.2015 года № 1193дсп;
- Выписки из протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны от ДД.ММ.ГГГГ№
- Договора от ДД.ММ.ГГГГ№ на выполнение землеустроительных работ по установлению границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе охранных зон, зон охраняемых объектов);
- Лицензионного договора о безвозмездном предоставлении неисключительных прав на использование произведения, находящегося в составе материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда от ДД.ММ.ГГГГ№;
- Договора на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, доводы представителя административного истца о нарушении требований под. а п. 23 Положения является необоснованным, поскольку данное Положение устанавливает обязанность для федеральных органов исполнительной власти (федеральный государственный орган), принявших решение об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта в установленном порядке направлять в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документы для принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. К направляемым документам прилагаются решение межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта и решение федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа) об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
В свою очередь, ни Закон о кадастре, ни Правила № не устанавливают обязанность для органа кадастрового учета запрашивать решение межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста лесничий Курского участкового лесничества Брянского лесничества Минобороны России ФИО7 пояснил, что данная запретная зона, является довольно обширной и обхватывает большую часть, в том числе лесного массива. Министерством обороны РФ данная запретная зона установлена в целях безопасности. Кроме того, согласно пункта 24 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 г. №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» Администрация Курского района или другие органы имеют право обратиться в Генеральный штаб Министерства обороны с заявлением об изменении границ запретных зон, если данные затрагивают объекты инфраструктуры. Решением межведомственной комиссии границы запретной зоны могут быть изменены. Так же пояснил, что ему известно о том, что Администрация Курского района Курской области готовит пакет документов для обращения об изменении границ указанной запретной зоны.
Таким образом, суд, с учетом представленных сторонами доказательствами, приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Само по себе несогласие административного истца с установленными Министерством обороны РФ границами запретной зоны, не может служить основанием для признания незаконными действий филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области по внесению сведений о границах запретной зоны в государственный кадастр недвижимости в соответствии с нормами действующего законодательства.
Кроме того, суд полагает, что удовлетворение заявленных требований и исключения из ЕГРН сведений о «Запретной зоне военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации» будут нарушены права Министерства обороны РФ, так как земельные участки, на распоряжение которыми уполномочена Администрация Курского района Курской области составляют незначительную территорию, в отличие от площади запретной зоны.
В данном случае, Администрации Курского района Курской области необходимо обратиться в Генеральный штаб Министерства обороны с заявление об изменении границ запретной зоны, что прямо предусмотрено пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 г. №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ч. 2 указанной статьи КАС РФ, административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из положения пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, оспариваемые решения, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными, только при условии признания их нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа указанной нормы права следует, что для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя, при этом закон возлагает на административного истца обязанность доказать факт нарушения его прав.
Однако, в нарушение норм действующего законодательства, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что действиями административного ответчика нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы, либо возникла реальная угроза их нарушения, в ходе судебного разбирательства представлено не было, а потому у суда в силу приведенных правовых норм отсутствуют законные основания для удовлетворения административного иска.
Так же административным истцом данных, свидетельствующих о том, что оспариваемые действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области создают препятствия к осуществлению административным истцом прав и свобод, не представлено.
Кроме того, административным истцом пропущен процессуальный срок для обжалования действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, оснований для его восстановления не имеется по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину организации, иному лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено в судебном заседании, Администрации Курского района Курской области об установлении границ «Запретной зоне военного объекта - Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации» было известно в 2016 году, что подтверждается представленными материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В нарушение требований норм действующего законодательства, административным истцом не представлены доказательства наличия объективных причин, препятствующих реализации его права на обращение в суд в установленные законом сроки.
Иных документально подтвержденных обстоятельств в обоснование уважительности причин пропуска срока административным истцом представлено не было. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока, административным истцом не заявлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления административного истца Администрации Курского района Курской области к административному ответчику Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконными действий по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах объекта «Запретная зона военного объекта – Брянское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, №» и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение, исключив данные сведения из Единого государственного реестра недвижимости, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья: