ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1800/2018 от 15.06.2018 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

№2а-1800/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2018 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Клименко Е.Г.,

при секретаре Тен Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к главе администрации города Комсомольска-на-Амуре, администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права на земли особо охраняемых природных территорий, постановки на кадастровый учет земель особо охраняемых территорий и закреплении границ особо охраняемых природных территорий на местности с информационными табличками,

УСТАНОВИЛ:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к главе администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании действия административного ответчика по не принятию конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, в установленные законом сроки, незаконными; возложении обязанности на администрацию города Комсомольска-на-Амуре по истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию прав на земельные участки, на которых расположены три особо охраняемых природных территории – Лесопарковая зона «Амурсталевские сопки» площадью 1,66 кв.км, Лесопарковая зона «Силинский парк» площадью 1,04 кв.км., Левосилинская лесопарковая зона площадью 3,4 кв. км., а также закрепить границы указанных особо охраняемых природных территорий местного значения на местности информационными табличками. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на территории города Комсомольска-на-Амуре согласно постановлению главы администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 16.01.1995 №13 «Об утверждении особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» образовано три особо охраняемых природных территории – Лесопарковая зона «Амурсталевские сопки» площадью 1,66 кв.м., Лесопарковая зона «Силинский парк» площадью 1,04 кв.км., Левосилинская лесопарковая зона площадью 3, кв.км. При этом в нарушение положений ст.130 ГК РФ, ст.ст. 4, 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 3 Постановления от 16.01.1995 №13, государственная регистрация прав на земельные участки, на которых расположены особо охраняемые территории местного значения не произведена, также не проведена работа по закреплению границ ООПТ на местности, что может привести к неправильному использованию земель, на которых расположены особо охраняемые природные территории со своими условиями использования. По результатам проверки 11.12.2017 за номером (№) Главе администрации г.Комсомольска-на-Амуре внесено представление об устранении выявленных нарушений. В нарушение положений ст.ст. 6, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в ответе главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.12.2017 (№) не содержится информация о принятых конкретных мерах по устранению допущенных нарушений закона, их причинах и условиях, им способствующих.

Протокольным определением судьи от 14 мая 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Комсомольска-на-Амуре.

В ходе рассмотрения дела административным истцом исковые требования уточнены, согласно заявления от 25 мая 2018 года административный истец просит признать действия главы администрации города Комсомольска-на-Амуре по непринятию конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, в установленные законом сроки, незаконными; возложить на администрацию города Комсомольска-на-Амуре обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обязанность осуществить государственный кадастровый учет земель особо охраняемых природных территорий – лесопарковая зона «Амурсталевские сопки» площадью 1,66 кв.км, лесопарковая зона «Силинский парк» площадью 1,04 кв.км, Левосилинская лесопарковая зона площадью 3,4 кв.км с ограничением права на указанные земли особо охраняемых природных территорий, а также обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земли особо охраняемых природных территорий – лесопарковая зона «Амурсталевские сопки» площадью 1,66 кв.км, лесопарковая зона «Силинский парк» площадью 1,04 кв.км, Левосилинская лесопарковая зона площадью 3,4 кв.км; закрепить границы указанных особо охраняемых природных территорий местного значения на местности с информационными табличками.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Веселов Е.Ф. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков ФИО1, действующая на основании доверенностей, против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, дополнительно пояснив, что постановлением Главы города Комсомольска-на-Амуре от 28.05.2018 №74 «О признании утратившим силу постановления главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 16 января 1995г. №13 «Об утверждении особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» признано утратившим силу постановление главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 16 января 1995 №13 «Об утверждении особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела следует, что Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки информации прокуратуры г.Комсомольска-на-Амуре об исполнении законодательства об особо охраняемых природных нарушениях установлено, что на территории г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края согласно постановлению главы администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 16.01.1995 №13 «Об утверждении особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» образовано три особо охраняемых природных территории – Лесопарковая зона «Амурсталевские сопки» площадью 1,66 кв.км, лесопарковая зона «Силинский парк» площадью 1,04 кв.км, Левосилинская лесопарковая зона площадью 3,4 кв.км.

Государственная регистрация прав на земельные участки, на которых расположены указанные особо охраняемые территории местного значения до настоящего времени не произведена.

Кроме того, согласно п.3 названного постановления УАиГ администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края предписано провести закрепление границ ООПТ в генплане и на местности. Однако работа по закреплению границ ООПТ на местности до настоящего времени не произведена. В связи с чем Комсомольским-на-Амуре межрайонным природоохранным 11.12.2017 за исходящим номером (№) главе города Комсомольска-на-Амуре внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого за подписью и.о. главы администрации города Комсомольска-на-Амуре в прокуратуру города направлен ответ от 29.12.2017 (№), из которого следует, что указанное представление подлежит удовлетворении. В целях исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях администрацией города проводится работа. Решением ФИО2 от 15.11.2017 №130 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план города Комсомольска-на-Амуре» внесены изменения в генеральный план города в части зон ООПТ, а именно: откорректированы границы ООПТ в соответствии с Постановлением главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 16.01.1995 (№) (в редакции от (дата)). Изменения границ ООПТ отражены в новой редакции Правил землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденной Решением ФИО2 от 13.12.2017 (№), которая вступит в силу после официального опубликования. При условии обеспечения лимитами финансирования в 2018 году будет произведена дальнейшая работа по изготовлению карты (плана) зон ООПТ, с целью внесения их в сведения Единого государственного реестра недвижимости, в порядке, установленном ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для осуществления государственного кадастрового учета земельных участках в зонах ООПТ и регистрации права муниципальной собственности.

Таким образом, в установленном законом порядке и сроки представление прокурора было рассмотрено, о результатах рассмотрения сообщено в адрес прокуратуры.

В соответствии с п. 6 ст.56 ЗК ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно п.3 ч.2 ст.7 Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий.

Частью 2 ст.19 Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости установлена обязанность органов местного самоуправления направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях ограничения права или обременение объекта недвижимости, возникающего на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Пунктами 9,10 ч.1 ст. 32 Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов),в том числе и об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий и об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Пунктом 6 ч.1 ст.10 Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» определено, что в реестр вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, об особо охраняемых природных территориях, в том числе, о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий).

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

В соответствии с ч.4 ст.2 Федерального закона от 14.02.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п.2 ч.2 ст.56 Земельного кодекса РФ одним из видов ограничения прав на землю являются – особые условия охраны окружающей среды, в том числе. Животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения природного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.

Частью 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ установлено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации.

Как установлено в судебном заседании, постановлением главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 16 января 1995 г. (№) «Об утверждении особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» утверждены перечень и границы особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»: Лесопарковая зона «Амурсталевские сопки» площадью 1,66 кв.км, Лесопарковая зона «Силинский парк» площадью 1,04 кв.км, Левосилинская лесопарковая зона площадью 3,5 кв.км.

Постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре от 28.05.2018 (№) «О признании утратившим силу постановления главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 16 января 1995 г.(№) «Об утверждении особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» указанное постановление от 16 января 1995 г. (№) признано утратившим силу.

Постановление главы города Комсомольска-на-Амуре от 28.05.2018 (№) опубликовано в газете «Дальневосточный Комсомольск» 01 июня 2018 года.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего административного дела на территории города Комсомольска-на-Амуре не закреплены особо охраняемые природные территории местного значения, требования административного истца о возложении на администрацию города Комсомольска-на-Амуре города обязанности удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требование о признании бездействия незаконным, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Согласно п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Судом установлено, что представление прокурора было рассмотрено с участием прокурора, признано подлежащим удовлетворению, о чем прокурору в установленные сроки направлен ответ.

Одним из условий для удовлетворения административного искового заявления согласно положениям ст. 227 КАС РФ является доказанный административным истцом факт нарушения прав.

В силу п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе, указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В соответствии с ч.9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела у администрации города Комсомольска-на-Амуре у суда отсутствует возможность возложения на администрацию города обязанностей, суд полагает, что признание незаконным бездействия главы города Комсомольска-на-Амуре не влечет каких-либо неблагоприятных последствий, нарушение чьих-либо прав и свобод, на момент рассмотрения дела отсутствует предмет спора.

Помимо этого, сведения о границах ООПТ согласно Порядку ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденных Приказом Минприроды России от 19.03.2012 №69 представляют собой описание границ, где отображается графическое местоположение ООПТ.

Решением ФИО2 от 15.11.2017 №130 «Об утверждении внесения изменений в генеральный план города Комсомольска-на-Амуре» внесены изменения в генеральный план города, в том числе, в части зон ООПТ.

Изменения границ ООПТ отражены в новой редакции Правил землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденной Решением ФИО2 от 13.12.2017 №118.

Выполнение работ по оформлению сведений по описанию местоположения границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территории муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

16.03.2018 на электронной площадке размещено извещение о проведении электронного аукциона (№)

По результатам электронного аукциона 10.04.2018 заключен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд.

Учитывая, что представление прокурора внесено 11.12.2017 год, в этот период времени вносились изменения в Генеральный план города Комсомольска-на-Амуре, в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре, представление рассмотрено в установленные сроки, судом отклоняются доводы административного истца о бездействии по непринятию конкретных мер по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условий, им способствующих.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых Комсомольскому-на-Амуре межрайонному природоохранному прокурору к главе администрации города Комсомольска-на-Амуре, администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права на земли особо охраняемых природных территорий, постановки на кадастровый учет земель особо охраняемых территорий и закреплении границ особо охраняемых природных территорий на местности с информационными табличками, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Г. Клименко