ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1800/2022 от 26.07.2022 Батайского городского суда (Ростовская область)

№ 2а-1800/2022

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2022 года

Батайский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Акименко Н.Н.,

при секретаре Пузенко Н.А.,

с участием помощника прокурора Дмитренко Ю.О.,

с участием Рыбалко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковым требованиям прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, о понуждении организовать на территории муниципального образования «<адрес>» регулярные перевозки по регулируемым тарифам,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации <адрес>, в котором указал, что проведена проверка исполнения Администрацией города требований законодательства при организации регулярных перевозок граждан. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в муниципальном образовании «<адрес>» отсутствуют муниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам. По результатам проверки прокурором ДД.ММ.ГГГГ Главе Администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено. На момент подачи административного искового заявления нарушения закона не устранены. По мнению прокурора, наличие в городе муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок лишь по нерегулируемым тарифам ставит под угрозу стабильность транспортного обеспечения населения, поскольку отсутствие муниципального контракта с перевозчиком позволяет ему в любой момент данную деятельность прекратить, что нарушает права неопределенного круга лиц на транспортную доступность. На основании изложенного прокурор <адрес> просит суд признать незаконным бездействие Администрации <адрес> по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам; обязать Администрацию <адрес> организовать регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам.

Помощник прокурора <адрес> Дмитренко Ю.О. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации <адрес> по доверенности Рыбалко О.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> перешла на осуществление перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Батайске по нерегулируемым тарифам. Данный переход был предусмотрен документом планирования, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Проект указанного постановления рассмотрен прокуратурой <адрес>, замечаний и предложений правового характера по проекту постановления прокуратурой не вынесено; на основании изложенного просила исковые требования оставить без удовлетворения.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского поселения.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом № 220-ФЗ.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> по поручению <адрес> проведена проверка исполнения Администрацией <адрес> требований законодательства при организации регулярных перевозок граждан.

Проведенной проверкой установлено, что в муниципальном образовании «<адрес>» отсутствуют муниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом N 220-ФЗ.

Главой 3 Федерального закона N 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статьи 14 - 15) и нерегулируемым тарифам (статьи 17 - 20), в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).

Пунктом 16 части 1 статьи 3 приведенного Федерального закона установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

По смыслу пунктов 17 и 18 части 1 статьи 3 этого же Федерального закона регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Частями 1, 2 и 8 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений данного Федерального закона. Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 15 данного Федерального закона регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 данного Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.

Как видно из материалов дела, по результатам проверки прокурором <адрес>ДД.ММ.ГГГГ Главе Администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона, которое не исполнено.

Ответчик указал, что администрацией установлены муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Администрация в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения муниципального образования обязана прежде всего устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, и только наряду с указанными маршрутами (в дополнение к ним) вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

При этом транспортное обслуживание населения муниципального образования посредством установления муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам не организовано, доказательств принятия мер по установлению муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам не предоставлено.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования прокурора <адрес> об организации на территории муниципального образования «<адрес>» регулярных перевозок по регулируемым тарифам подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1.1. ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение об изменении вида регулярных перевозок принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока, на который предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, и вступает в силу по окончании данного срока, если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано такое свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с ч. 2 указанного закона уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

Соблюдая общеправовой принцип правовой определенности, который, предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений, суд полагает необходимым определить срок для исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, о понуждении организовать на территории муниципального образования «<адрес>» регулярные перевозки по регулируемым тарифам.

Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам.

Обязать Администрацию <адрес> организовать регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 5 августа 2022 года.