Дело № 2а-1800/27-2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2018 года г. Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Е.В.,
при секретаре Вагиной Т.Г.,
с участием:
представителя административного истца помощника прокурора г. Курска Симоненковой А.В.,
представителя административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска Дятловой С.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей высшее юридическое образование,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Курска, поданное в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Курска об оспаривании бездействия и о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозного объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Курска Москалева С.Ю., действуя в защиту интересов неопределенно круга лиц обратилась в Ленинский районный суд г. Курска с административными исковыми заявлениями к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Курска (далее - КУМИ г. Курска) о признании незаконным бездействия, выразившегося в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости – сетей ливневой канализации, расположенных по адресам: г. Курск, на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда), г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь (в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий» (далее – сети ливневой канализации) и понуждении обратиться в орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости – сетей ливневой канализации, мотивируя свои требования тем, что КУМИ г. Курска обладает полномочиями по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости; сети ливневой канализации относятся к объектам недвижимости; с целью проведения мероприятий по установлению признаков бесхозяйности и постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта сетей ливневой канализации КУМИ г. Курска обратился в МКУ «Инспекция МНФ и ЗР г. Курска»; указанное обращение было направлено в связи с поступившей из Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска информацией о многочисленных обращениях граждан по вопросу затопления домовладений в период выпадения атмосферных осадков в связи с неисправностью сетей ливневой канализации, а также в связи с поступившей из комитета ЖКХ г.Курска информацией о необходимости ремонта указанных сетей ливневой канализации и необходимости оформления права муниципальной собственности на данные объекты; согласно сведениям ТУ Росимущества в Курской области, Комитета по управлению имуществом Курской области сети ливневой канализации по вышеуказанным адресам в реестре федерального имущества и в реестре государственного имущества Курской области не числятся; сведений о собственниках данных объектов и проведении технической инвентаризации в Черноземном филиале АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» не имеется; в ЕГРН на ДД.ММ.ГГГГ., на ДД.ММ.ГГГГ, права на рассматриваемые объекты недвижимости не зарегистрированы; документы, устанавливающие права собственности какого-либо лица на указанные объекты, отсутствуют; отнесение данных объектов к недвижимому имуществу подтверждается информацией Черноземного филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»; однако до настоящего времени КУМИ г. Курска в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости не обращался; по информации МКУ «Инспекция МНФ и ЗР г. Курска» аукцион в целях заключения контракта на проведение работ по изготовлению технического плана данных сетей ливневых канализации не проводился в связи с недостаточностью бюджетных средств; бездействие КУМИ г. Курска препятствует достижению цели постановки на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, которой является не только возможное признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности, но и принятие бремени содержания бесхозяйной вещи; отсутствие собственника влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по отводу сточных вод, обеспечению надлежащего технического состояния сетей ливневой канализации, проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации; как следствие, не исключается риск возникновения чрезвычайных ситуаций и возможность наступления социально-негативных последствий, в том числе ухудшение организации отвода сточных вод; при указанных обстоятельствах нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение бесперебойного и качественного водоотведения, охрану здоровья населения.
Определением от 11 апреля 2018 года административные дела по указанным выше административным исковым заявлениям заместителя прокурора г. Курска Москалевой С.Ю., поданным по каждому объекту недвижимости – сети ливневой канализации, были соединены в одно производство.
В судебном заседании помощник прокурора города Курска Симоненкова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям. При этом указав, что не обращением административного ответчика в орган государственной регистрации с заявлением о признании указанных объектом – бесхозяйным имущество свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Также указала, что комитет ЖКХ г. Курска обращался с просьбой к административному ответчику по вопросу организации работы по признанию права собственности на сети ливневой канализации в 2016 году, однако, административный ответчик не обращался в государственный регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества. Поскольку отсутствует собственник ливневой канализации, бюджетные средства на его содержание не выделяются, что создает угрозу охраняемым законом интересов.
Представитель административного ответчика комитета по управлению имуществом города Курска по доверенности Дятлова С.А. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку в соответствии с Положением о Комитете, последний организует работу по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет, в органе, осуществляющей государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и последующему признанию права муниципальной собственности на указанное имущество и его реализацию. Комитет поручил МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» произвести мероприятия по установлению признаков бесхозяйственности и постановке на государственный кадастровый учет ливневых сетей канализации. В результате полномочия исполнены Комитетом в полном объеме. Кроме того, указала, что в комитете отсутствует полный пакет документов для обращения в регистрирующий орган (технический план), в связи с чем, не предоставлено правового обоснования незаконности оспариваемого бездействия, с какого момента началось оспариваемое бездействие и в чем выражается бездействие, учитывая необходимость проведения Учреждением мероприятий по подготовке пакета документов; не предоставил доказательства, какие права, свободы и законные интересы лица или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение. Также указала, что в случае удовлетворения заявленных требований акт будет заведомо неисполним до момента получения комитетом от МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» технического плана. Кроме того, указала, что нормой ч.3 ст. 225 ГК РФ не установлены сроки обращения органа местного самоуправления с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, а учитывая, что работа по подтверждению признаков бесхозяйственности ведется по заданию Комитета.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные материалы, суд приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержаться и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 федерального закона от 17января1992года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Так, в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Частью 1 статьи 4 и частью 1 статьи 46 Устава города Курска, принятого решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 г. №332-3-РС, Администрация города Курска является органом местного самоуправления города Курска, в структуру которой ходят отраслевые органы администрации города Курска.
В соответствии с п. 1.1. Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом города Курска, утвержденным решением Курского городского Собрания от 29.05.2009 г. №43-4-РС, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - Комитет) является отраслевым органом Администрации города Курска с правами юридического лица, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению имуществом муниципальной собственности города Курска.
В силу п.2.2.22 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом города Курска, утвержденным решением Курского городского Собрания от 29.05.2009 г. №43-4-РС комитет организует работу по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и последующему признанию права муниципальной собственности на указанное имущество и его реализации.
Судом установлено и не отрицалось сторонами в судебном заседании, что по адресам: г. Курск, на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда), г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь ( в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий», расположены сети ливневой канализации.
30.12.2016 года, 07.09.2017 года комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обратился в МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» с целью проведения последними мероприятий по установлению признаков бесхозяйственности и постановке на государственный кадастровый учет сетей ливневой канализации улиц города Курска, в том числе и по адресам: г. Курск, территория ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда г.Курска), г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь ( в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий».
ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» обратилось к руководителю территориального управления Росимущества в Курской области с заявлением о предоставлении выписки и (или) обобщенной информации из реестра федерального имущества в отношении сетей ливневой канализации, расположенных по адресу: г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь ( в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий».
Как следует из предоставленных материалов, сеть ливневой канализации, расположенная по адресам: г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь ( в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не значатся в реестре федерального имущества, а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - и в реестре государственного имущества Курской области; сеть ливневой канализации, расположенная по адресу: г. Курск, на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда города Курска), по состоянию на 15.09.2017 года не значатся в реестре государственного имущества Курской области, в реестр федерального имущества не внесены, сведения об объекте недвижимости не представлены к учету.
Комитет ЖКХ г. Курска ДД.ММ.ГГГГ обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска с просьбой организовать работу по признанию права собственности МО «Город Курск» на движимое имущество в соответствии со ст. 225 ГК РФ, поскольку в Комитет ЖКХ г.Курска из администрации Железнодорожного округа г.Курска поступило обращение по вопросу ремонта сети ливневой канализации, проходящей по территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда г.Курска).
Также, комитет ЖКХ г.Курска ДД.ММ.ГГГГ обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска с просьбой организовать работу по признанию права собственности МО «Город Курск» на движимое имущество в соответствии со ст. 225 ГК РФ, поскольку в администрацию Курской области и администрацию города Курска поступают многочисленные обращения граждан по затоплению домовладений в период выпадения атмосферных осадков в связи неисправностью ливневой канализации, в ходе проведения комиссионных обследований по которым возникает необходимость в проведении капитального ремонта или их реконструкции, однако, на территории города Курска большинство существующих сетей ливневой канализации не числятся в реестре муниципальной собственности города Курска, в том числе и по адресам: г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь ( в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий» и на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда г.Курска).
ДД.ММ.ГГГГ комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обращался в МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» по вопросу проведения мероприятий по установлению признаков бесхозяйственности и постановке на государственный кадастровый учет сооружений выпусков дождевых сточных вод в водные объекты и на сборные площади водных объектов на территории города Курска, в том числе по адресам: г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь (в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий» и на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда г.Курска).
ДД.ММ.ГГГГ комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обратился в АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Черноземный филиал за предоставлением информации о собственниках бесхозяйственных объектов до создания Курского учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе сообщить дату последней технической инвентаризации и данных объектов (до ДД.ММ.ГГГГ), в том числе по адресам: г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь ( в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий» и на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда г.Курска).
Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о сети ливневой канализации по адресу: г. Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий». В силу уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о сети ливневой канализации по адресу: г. Курск, от ул. 1-я Кожевенная до р.Тускарь (в районе ул. Нижняя Луговая и ул.Гайдара). В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о сети ливневой канализации по адресу: г. Курск, на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда города Курска).
В соответствии с сообщением АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Черноземный филиал от ДД.ММ.ГГГГ до создания Курского учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о собственниках бесхозяйных объектов, в том числе по адресам: г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь (в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий» и проведении технической инвентаризации в архиве Филиала не имеется.
Согласно сообщения МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» от 22.02.2018 года проведена запросная работа и установлены признаки бесхозяйности, в том числе и по сетям ливневой канализации, расположенной по адресам: г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь ( в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий» и на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда г.Курска), но аукционы на изготовление технических планов не проводились в связи с недостаточностью доведенных бюджетных средств.
В силу сообщения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Черноземный филиал от ДД.ММ.ГГГГ Филиал проводит работу по отнесению объектов к движимому или недвижимому имуществу на основании Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, исходя из вышеизложенного объекты: сети ливневой канализации по адресам: г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь ( в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий» и на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда г.Курска) являются объектами недвижимости. Филиал готов подготовить техническое заключение о принадлежности указанных объектов к движимому или недвижимому имуществу.
В соответствии с сообщением ОАО «Предприятие по благоустройству города Курска» от ДД.ММ.ГГГГ на сетях ливневых канализаций по адресам: г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь (в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий», г.Курск на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда г.Курска) работы по обслуживанию, содержанию, ремонту и реконструкции не осуществлялись.
Указанные обстоятельства подтверждены: сообщением комитета ЖКХ г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ№, сообщением комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от ДД.ММ.ГГГГ№, сообщением МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» от ДД.ММ.ГГГГ№, сообщением территориального управления Росимущества в Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, сообщением территориального управления Росимущества в Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, сообщением комитета по управлению имуществом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, сообщением комитета по управлению имуществом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, уведомлением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ№, ответом АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Черноземный филиал от ДД.ММ.ГГГГ, Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом города Курска, сообщением ОАО «Предприятие по благоустройству» от ДД.ММ.ГГГГ№, уведомлением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.
Ссылки представителя административного ответчика, что в полномочия МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» входит выявлением объектов бесхозяйного имущества не могут быть приняты во внимание. Так, действительно, в соответствии с Уставом МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» последнее является самостоятельным юридическим лицом и создано в целях осуществления мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов недвижимости и формирование пакета документов о признаках, характеризующих объекты бесхозяйными с последующей передачей документов в комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (п. 1.9 Устава МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» и п.1.1 Изменения в Устав МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска»). В тоже время, именно в полномочия комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска входит организация работы по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и последующему признанию права муниципальной собственности на указанное имущество и его реализации.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что свои обязанности комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска выполнил, т.к. организовал работу по признанию данного имущества бесхозяйным является несостоятельным, поскольку само по себе направление в МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» запроса о проведении мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о выполнении предусмотренных обязанностей последним, ввиду того, что именно комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Представленные суду документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, позволяют его идентифицировать. Отсутствие технического плана на объект не является основанием для освобождения административного ответчика от исполнения обязанностей, предусмотренных вышеуказанными законами.
Тем более, что ДД.ММ.ГГГГ за № СКУ «Инспекцией муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» было сообщено, что сети ливневой канализации, расположенные по адресам: г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь ( в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий» и на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда г.Курска) установлены признаки бесхозяйности, но аукционы на изготовление технических планов не проводились в связи с недостаточностью доведенных бюджетных средств. В тоже время, само по себе отсутствие финансирования на проведение работ по исполнению требований действующего законодательства не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Утверждение административного ответчика о том, что административным истцом не предоставлено доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и не может быть принято ввиду следующего. Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод. Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года № 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года №805, установлено рекомендованное к применению определение термина «канализация»: отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод. Анализ приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод, а потому ввиду отсутствия собственника указанных сетей ливневых канализацией нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Ссылки представителя административного ответчика о том, что до определения собственника комитет ЖКХ г. Курска выполняет работы по ремонту, обслуживанию, содержанию сетей ливневых канализаций не подтверждены достоверными и достаточными доказательствами.
В соответствии с требованиями, предусмотренными п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку ливневая система канализации находится на территории муниципального образования «город Курск», не обращение комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска с заявлением и документами о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимости - сетей ливневой канализации, расположенных по адресам: г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь (в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий», г.Курск на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда г.Курска) свидетельствует о невыполнении административным ответчиком обязанности, вытекающей из указанных положений ст. 225 ГК РФ, указанные сети ливневой канализации отвечают признакам бесхозяйного имущества, нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд полагает возможным заявленные требования удовлетворить в части обязании комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением и документами о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - сетей ливневой канализации, расположенных по адресам: г.Курск, от ул.1-я Кожевенная до р.Тускарь (в районе ул.Нижней Луговой и ул.Гайдара), г.Курск, от ул.Тускарная до стадиона «Меркурий», г.Курск на территории ГСК-14 (ул.Республиканская напротив Кировского районного суда г.Курска).
В тоже время требования о признании незаконным бездействие комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости сетей ливневой канализации, расположенных по указанным ранее адресам, не подлежат удовлетворению, поскольку административным ответчиком были установлены признаки бесхозяйности, утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг на изготовление кадастровых паспортов, ДД.ММ.ГГГГ проведен аукцион по оказанию услуги по изготовлению документации для постановки на государственный учет, что подтверждено муниципальным заданием от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением МКУ «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов города Курска» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об изменении лимитов бюджетных обязательств извещением о проведении электронного аукциона, в связи с чем, не предоставлено доказательств того, что административный ответчик уклоняется от исполнения возложенных на него в соответствии с требованиями законодательства обязанностей.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозного объекта недвижимости – сетей ливневой канализации, расположенных по адресу: г. Курск, от ул. 1-я Кожевенная до реки Тускарь (в районе ул. Нижней Луговой и ул. Гайдара).
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозного объекта недвижимости – сетей ливневой канализации, расположенных по адресу: г. Курск, от ул. Тускарная до стадиона «Меркурий».
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозного объекта недвижимости – сетей ливневой канализации, расположенных по адресу: г. Курск, на территории ГСК-14 (ул. Республиканская напротив Кировского районного суда).
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска, выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозных объектов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: