РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Смирновой Т.В., при секретаре судебного заседания Ивановой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0036-01-2020-001566-76 (производство № 2а-1801/2020) по административному исковому заявлению казенного учреждения «Администрация Троицкого муниципального образования» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным решения о возврате заявления о принятии имущества на учет от <Дата обезличена><Номер обезличен>, обязании принять имущество на учет в качестве бесхозяйного,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилось казенное учреждение «Администрация Троицкого муниципального образования» с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> о признании незаконным решения о возврате заявления о принятии имущества на учет от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>, обязании принять имущество на учет в качестве бесхозяйного. В обоснование административного иска указано следующее. <Дата обезличена> КУ «Администрация Троицкого муниципального образования» обратилась в ГАУ «Иркутский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в <адрес обезличен> с заявлением о постановке на учет бесхозяйных вещей в отношении помещения с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Ответчиком <Дата обезличена> было вынесено уведомление о возврате прилагаемых к заявлению о принятии на учет в качестве безхозяйного объекта недвижимости без рассмотрения. Основанием для возврата документов послужило то обстоятельство, что их них не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным. Полагает данное решение ответчика является незаконным, необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с данными выписки из Единого государственного реестра недвижимости, квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, принадлежит .... на основании регистрационной записи <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Определением Арбитражного суда Иркутской области от <Дата обезличена> по делу № А19-8833/06-29-63 .... были прекращены полномочия конкурсного управляющего .... с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, с этого же момента конкурсное производство в отношении .... завершено, а должник ликвидирован. <Дата обезличена> внесена запись о прекращении юридического лица ..... Учитывая то, что .... было ликвидировано, а помещение по адресу: <адрес обезличен>, не было передано в собственность иных лиц, то имеются все основания полагать, что он является бесхозяйной вещью. В жилом помещении по указанному адресу более 10 лет никто не проживает, что создает угрозу для граждан, проживающих по соседству с данной квартирой, так как в ней не соблюдаются санитарно-гигиенические и пожарные нормы. Отсутствие у квартиры собственника подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ об .... о его ликвидации. В связи с чем, административный истец просит суд признать незаконным решение Управление Росреестра по Иркутской области о возврате заявления о принятии имущества на учет от <Дата обезличена><Номер обезличен> без рассмотрения, обязать принять квартиру по вышеуказанному адресу на учет в качестве бесхозяйного.
Представитель административного истца ФИО2 в судебное заседание не явился, просив о рассмотрении дела без его участия. Ранее, в предварительном судебном заседании требования административного иска поддержал, пояснив, что собственник спорной квартиры в настоящее время ликвидирован, что свидетельствует о его отсутствии и признания квартиры бесхозяйной. Полагает, что решение Арбитражного суда Иркутской области о завершении конкурсного производства и ликвидации собственника квартиры является основанием для постановки имущества на учет в качестве бесхозяйного, соответственно действия ответчика о возврате заявления незаконны. Пояснил, что в оспариваемом ответе ошибочно указан иной номер, подтвердил, что оспаривается уведомление от <Дата обезличена>. Просил иск удовлетворить.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административного истца.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, против административного иска возражала, поддержав письменные возражения на иск. Дополнительно суду пояснила, что квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, не может быть принята на учет в качестве бесхозяйной, поскольку в реестре имеется запись об имеющемся собственнике. И, кроме того, имеется постановление о принятии указанной квартиры в муниципальную собственность. Действия ответчика законны и обоснованы, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе казенному учреждению «Администрация Троицкого муниципального образования» в удовлетворении административного иска исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений иных федеральных государственных органов, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности.
Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными постановлений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых постановлений, действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом оспаривается решение ответчика от <Дата обезличена>. В суд с административным иском истец обратился <Дата обезличена>, то есть в срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Порядок проведения государственной регистрации установлен ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которой, орган регистрации прав проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, на предмет установления оснований для отказа в государственной регистрации прав, её приостановления либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Приостановление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Федерального закона №218-ФЗ).
Судом установлено, что <Дата обезличена> казенное учреждение «Администрация Троицкого муниципального образования» в лице представителя представило в ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» отдел <адрес обезличен> заявление о принятии на учет в качестве бесхозяйного объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.
С указанным заявлением казенным учреждением «Администрация Троицкого муниципального образования» представлены: доверенность на представителя, акт обследования квартиры от <Дата обезличена>, письмо от <Дата обезличена>, определение арбитражного суда от <Дата обезличена>, выписка из ЕГРЮЛ от <Дата обезличена>. Это подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг.
Как следует из оспариваемого уведомления <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что <Дата обезличена> государственным регистратором принято решение о возврате и оставлении без рассмотрения документов, поданных казенным учреждением «Администрация Троицкого муниципального образования» о принятии на учет бесхозяйного имущества в отношении помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. В обоснование возврата указано, что из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
Оценивая законность решения административного ответчика, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, в соответствии с п. 4 которого, принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Судом исследованы документы, представленные истцом для постановки на учет.
Из акта обследования квартиры от <Дата обезличена> видно, что в результате осмотра квартиры по адресу: <адрес обезличен>, установлено, что имеются трещины в фундаменте дома, кровля требует ремонта, в аварийном состоянии находится веранда, на фасаде квартиры трещины; провести внутренний осмотр квартиры не было возможности, так как дверь была закрыта на замок.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от <Дата обезличена> по делу № А19-8833/06-29-63 завершено конкурсное производство в отношении .... данное лицо ликвидировано.
В соответствии с п. 12 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если в том числе из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <Дата обезличена>, деятельность Иркутского открытого акционерного общества по производству спирта и ликеро-водочных изделий «Кедр» прекратило свою деятельность <Дата обезличена> в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Из ответа МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Заларинский район» от <Дата обезличена> видно, что квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, отсутствует в реестре муниципального образования «Заларинский район».
Как видно из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от <Дата обезличена>, в реестре имеется запись о том, что квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, имеет правообладателя ..... Данное право зарегистрировано в реестре на основании договора купли-продажи от <Дата обезличена>
Однако, распоряжением от <Дата обезличена> (до ликвидации ....) администрацией муниципального образования «Заларинский район», спорное имущество в виде трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, на основании ходатайства конкурсного управляющего .... в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)», принята в муниципальную собственность муниципального образования «Заларинский район».
Кроме того, после передачи спорной квартиры в собственность муниципального образования <Дата обезличена>, она <Дата обезличена> была передана гражданке ФИО1 на основании договора найма жилого помещения <Номер обезличен>.
Таким образом, на дату подачи административным истцом заявления о принятии на учет в качестве бесхозяйного объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в реестре прав на недвижимое имущество уже имелась запись о праве собственности на указанное имущество, зарегистрированное на иное лицо.
В соответствии с п. 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3 – 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закон « О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов:
- а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- б) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место: заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.
Таким образом, на момент обращения с заявлением, объект недвижимости по адресу: <адрес обезличен>, не возможно признать объектом, не имеющим собственника, собственник его известен, и сведений об отказе собственника от имущества у регистратора на момент проведения правой экспертизы не имелось.
При этом, в судебном заседании установлено, что собственник Иркутское открытое акционерное общество по производству спирта и ликеро-водочных изделий «Кедр» еще до ликвидации отказался от своих прав собственности с условием удовлетворения его ходатайства о принятии имущества в собственность муниципального образования. Ходатайство было удовлетворено путем вынесения распоряжения от <Дата обезличена>.
Согласно п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые, собственники отказались.
Таким образом, на момент подачи административным истцом заявления о принятии на учет в качестве бесхозяйного объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, оснований, предусмотренных п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, а именно: отсутствие у объекта собственника, неизвестность собственника, а так же обстоятельства отказа собственника от своих прав, не имелось.
В связи с чем, требования административного истца суд признает необоснованными, а действия административного ответчика соответствующими закону.
Не влияет на данный вывод суда довод административного истца о том, что собственник, в отношении которого имеется запись о собственности в реестре прав, ликвидирован, и настоящее время не существует. Данное обстоятельство не влечет оснований для прекращения записи в ЕГРП.
Каких-либо иных доказательств, стороны и их представители суду не представили.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу в административном исковом заявлении казенного учреждения «Администрация Троицкого муниципального образования» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным решения о возврате заявления о принятии имущества на учет от <Дата обезличена><Номер обезличен>, обязании принять имущество на учет в качестве бесхозяйного отказать в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227, 228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В административном исковом заявлении казенного учреждения «Администрация Троицкого муниципального образования» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным решения о возврате заявления о принятии имущества на учет от <Дата обезличена><Номер обезличен>, обязании принять имущество на учет в качестве бесхозяйного отказать.
Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Смирнова Т.В.
Решение изготовлено: <Дата обезличена>.