ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1802/15 от 17.03.2016 Братского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Братск 17 марта 2016 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,

при секретаре Высоких О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда административное дело № 2а-65/2016 по административному исковому заявлению Проценко Павла Геннадьевича к главе Администрации Вихоревского городского поселения Пуляеву Геннадию Кузьмичу о признании незаконным решения от 06 августа 2015 года об отказе в предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Проценко П.Г. обратился в Братский районный суд с административным исковым заявлением к главе Администрации Вихоревского городского поселения Пуляеву Г.К. о признании незаконным решения от 06.08.2015 об отказе в предоставлении земельного участка.

В обоснование административного искового заявления указано, что в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ Проценко П.Г. обратился к главе Администрации Вихоревского городского поселения с заявлением о согласовании предоставления в аренду сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ..., с целью ведения личного подсобного хозяйства.

Письмом от 06.08.2015 глава Администрации Вихоревского городского поселения Пуляев Г.К. отказал ему в предоставлении земельного участка со ссылкой на п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ, с указанием на то, что границы земельного участка, указанного в заявлении, подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Кроме того, в данном письме ему было предложено обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ.

Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в силу ст. 39.14 ЗК РФ осуществляется в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка; подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка; подача в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более тридцати дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка должен рассмотреть поступившее заявление, проверив наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка. При этом решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В силу п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен по основаниям, указанным в пп. пп. 1-13, 15-19, 22, 23 ст. 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен по основаниям, указанным в пп. пп. 1-23 ст. 39.16 ЗК РФ.

Таким образом, ссылка главы Администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. на п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ в качестве отказа, не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренном п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.

Более того, он (Проценко П.Г.), обращаясь к административному ответчику, надлежащим образом оформил заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, при этом в отказе главой Администрации Вихоревского городского поселения Пуляевым Г.К. было указано, помимо ненадлежащего основания отказа, на его право обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Таким образом, глава Администрации Вихоревского городского поселения Пуляев Г.К., неправильно применив нормы действующего земельного законодательства, тем самым затягивает процедуру оформления земельного участка, нарушая его (Проценко П.Г.) права, свободы и законные интересы.

Административный истец просил суд признать решение главы Администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. от 06.08.2015 об отказе в предоставлении земельного участка незаконным; обязать главу Администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов путем повторного рассмотрения заявления от 15.07.2015 о согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ....

Административный истец Проценко П.Г. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Ранее, в судебном заседании 05.02.2016 Проценко П.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, просил суд признать решение главы Администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. от 06.08.2015 об отказе в предоставлении земельного участка незаконным; обязать главу Администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности Гречаник Ю.А., требования своего доверителя поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснила, что Проценко П.Г. 15.07.2015 обратился в Администрацию Вихоревского городского поселения именно с заявлением в порядке ст. 39.15 ЗК РФ о предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельного участка. Данное заявление было заполнено им на бланке, которые находятся в свободном доступе в Администрации Вихоревского городского поселения. Вместе с тем, административным ответчиком ему было отказано не в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, указанным в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, а в предоставлении земельного участка на основании п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ, и разъяснено право обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Тем самым административный ответчик, неправильно применив нормы действующего земельного законодательства, затягивает процедуру оформления земельного участка, нарушая права, свободы и законные интересы Проценко П.Г.

Административный ответчик глава Администрации Вихоревского городского поселения Пуляев Г.К. в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Ранее, в судебном заседании 05.02.2016 представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности Гладкая Р.И., заявленные административным истцом требования, не признала, суду пояснила, что Проценко П.Г. в обосновании своего иска ссылается на то, что он обращался в Администрацию Вихоревского городского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Вместе с тем, в его заявлении указано, что он просит согласовать, при этом слово «предварительное» в заявлении отсутствует. С учетом того, что заявление Проценко П.Г. от 15.07.2015 было составлено некорректно, а также с учетом того, что в кадастровом паспорте на спорный земельный участок указано, что данный участок выделен под индивидуальное жилищное строительство, Администрация Вихоревского городского поселения не может выделить его для ведения подсобного хозяйства.

Бланк, на котором Проценко П.Г. заполнил свое заявление, специалистами администрации ему не выдавался.

Выслушав представителя административного истца по доверенности Гречаник Ю.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил землепользования; осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

В судебном заседании установлено, что Проценко П.Г. обратился к главе Вихоревского городского поселения с заявлением от 15.07.2015 (входящий номер Администрации Вихоревского городского поселения 396 от 16.07.2015) о согласовании предоставления в аренду земельного участка сроком на 5 лет по адресу: ..., площадью *** кв.м., кадастровый ***, для ведения подсобного хозяйства.

Письмом главы Администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. от 06.08.2015 исх. № 2478 заявителю сообщено об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ..., площадью *** кв.м., кадастровый ***, общей площадью *** кв.м., для строительства индивидуального жилого дома в аренду сроком на 5 лет, на основании п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, ввиду того, что границы испрашиваемого земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Дополнительно Проценко П.Г. сообщено, что в случае, если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», гражданин обращается в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Данное решение главы Администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. от 06.08.2015 об отказе в предоставлении земельного участка Проценко П.Г. просит признать незаконным.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Опрошенная в судебном заседании 01.03.2016 свидетель ФИО1, суду пояснила, что она состоит в должности заведующего сектором по работе с муниципальным имуществом и землеустройством Администрации Вихоревского городского поселения. Проценко П.Г. неоднократно (2 раза в мае 2015 года, 1 раз в июне 2015 года) обращался в Администрацию Вихоревского городского поселения с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка, на которые ему было отказано устно, а также давалось письменное разъяснение. Одно из указанных заявлений Проценко П.Г. было составлено с помощью ее консультации. Следующее заявление от него в администрацию поступило 16.07.2015, на которое она лично составляла ответ 06.08.2015, где разъяснила, что границы испрашиваемого земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и подлежат уточнению, а также разъяснила его право обратиться в Администрацию Вихоревского городского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Однако с данным заявлением Проценко П.Г. в Администрацию Вихоревского городского поселения не обращался.

Требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка и список прилагаемых документов предусмотрены статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ).

В силу п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Согласно п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

Пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что оснований для отказа Проценко П.Г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине того, что границы испрашиваемого земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», у административного ответчика не имелось, поскольку оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренных в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, ответчиком в письме от 06.08.2015 не приведено. При этом в качестве основания отказа имеется ссылка на п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ.

Вместе с тем, в силу пп. 5 п. 13 ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором указывается право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка, а не об отказе в предоставлении земельного участка.

Таким образом, права и законные интересы административного истца Проценко П.Г. оспариваемым отказом нарушены, поскольку им соблюден установленный для обращения порядок.

Доводы представителя административного ответчика по доверенности Гладкой Р.И., а также показания свидетеля ФИО1 о том, что с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка Проценко П.Г. в Администрацию Вихоревского городского поселения не обращался, являются несостоятельными, поскольку из заявления Проценко П.Г. от 15.07.2015 следует, что он обращается к главе Вихоревского городского поселения с просьбой согласовать предоставление земельного участка. Отсутствие в заявлении слова «предварительно» не освобождает уполномоченный орган от рассмотрения поступившего 16.07.2015 заявления Проценко П.Г., в котором содержится просьба согласовать предоставление земельного участка, с проверкой наличия или отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а не наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Проценко П.Г. о признании решения главы Администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. от 06.08.2015 об отказе в предоставлении земельного участка незаконным и об обязании устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов путем повторного рассмотрения заявления от 15.07.2015 о согласовании предоставления земельного участка, является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Проценко Павла Геннадьевича удовлетворить.

Признать незаконным решение главы Администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Геннадия Кузьмича от 06 августа 2015 года об отказе в предоставлении земельного участка.

Обязать главу Администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Геннадия Кузьмича устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Проценко Павла Геннадьевича путем повторного рассмотрения заявления Проценко Павла Геннадьевича от 15 июля 2015 года о согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.М. Литвинцева