ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1803/19 от 08.08.2019 Аксайского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-1803/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2019 года г. Аксай

Аксайский районный суд Ростовской области в составе:

судьи Сломовой И.В.,

при секретаре Плехановой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области, заинтересованные лица: Администрация Аксайского района Ростовской области, Администрация Щепкинского сельского поселения Акайского района Ростовской области,

- Признать незаконным решение Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района Ростовской области, выраженное в письме № ....10/792 от ... г. об отказе в предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка с КН № ..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные (одноквартирные)) усадебные жилые дома, расположенного по адресу: Россия, ... Б как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ.

- Обязать Комитет по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района Ростовской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО1 путем принятия решения о предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка с КН № ..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные (одноквартирные) усадебные жилые дома, расположенного по адресу: Россия, ... Б, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указала следующее.

ФИО1 является собственником жилого дома, площадью 29,8 кв.м, расположенного по адресу: Россия. ... Б.

Жилой дом возведен истицей на основании Разрешения на строительство № ... от ... г., выданного Администрацией Щепкинского сельского поселения Аксайского ....

При выдачи разрешения на строительство от ... г.г. и градостроительного плана земельного участка от ... г. проект планировки территории не утвержден.

Право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с КН № ..., площадью 1280 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные (одноквартирные) усадебные жилые дома.

Данный земельный участок находится в пользовании истицы на основании договора аренды земельного участка № ...Щ от ... г., а также Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ... г., которые также в установленном законом порядке зарегистрированы в Управлении Росреестра по Ростовской области.

По условиям договора аренды земельный участок предоставлен в аренду для использования в целях размещения для индивидуальных (одноквартирных) усадебных жилых домов сроком на 20 лет.

В соответствии с п. 4.1 договора аренды, участок входит в территориальную зону «Ж-1» - зона малоэтажной жилой застройки.

Решив реализовать право, предусмотренное ст. 39.20 ЗК РФ, истица обратилась с заявлением в КИЗО Аксайского района Ростовской области о заключении с нею договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.

Между тем, письмом № ....10/792 от ... г. истице было отказано в предоставлении в собственность за плату находящегося в ее пользовании земельного участка по тем основаниям, что согласно заключению Главного Архитектора Аксайского района Ростовской области, испрашиваемый земельный участок на основании Генерального плана Щепкинского сельского поселения утвержденного решением Собрания депутатов Аксайского ... от 26.02.2018г. № ..., расположен на территории предназначенной для размещения дороги местного значения, в связи с чем, в силу положений п.п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ приватизация таких земельных участков запрещена.

Данный отказ КИЗО Аксайского района Ростовской области административный истец считает необоснованным, поскольку испрашиваемый ею земельный участок по своим характеристикам, а также сведениям ЕГРН не имеет обременений для использования. Участок расположен на обособленной территории, ограниченной со всех сторон забором, используется исключительно по его целевому назначению для размещения индивидуального жилого дома.

Просит признать незаконным решение Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района Ростовской области, выраженное в письме № ....10/792 от ... г. об отказе в предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка с КН № ... категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные (одноквартирные)) усадебные жилые дома, расположенного по адресу: Россия, ... Б как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ.

Обязать Комитет по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района Ростовской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО1 путем принятия решения о предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка с КН № ..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные (одноквартирные) усадебные жилые дома, расположенного по адресу: Россия, ... Б, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.

ФИО1 извещалась о месте и времени судебного разбирательства по указанному в административном иске адресу, однако почтовая корреспонденция была возвращена.

Представитель ФИО1 – ФИО2, действующий на основании ордера и доверенности, в судебном заседании подтвердил факт извещения административного истца, настаивал на удовлетворении заявленных требований, дал пояснения аналогичные содержанию иска.

Представитель КИЗО Администрации Аксайского района ФИО3, действующая на основании доверенности и представившая копию диплома о юридическом образовании, возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Администрация Аксайского района Ростовской области, Администрация Щепкиснкого сельского поселения извещенные о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей не обеспечили, об отложении не ходатайствовали.

Суд с учетом мнения присутствующих счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и подтверждается материалами дело, что ФИО1 является собственником жилого дома, площадью 29,8 кв.м, расположенного по адресу: Россия. ... Б.

Жилой дом возведен истицей на основании Разрешения на строительство № ... от ... г., выданного Администрацией Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области.

При выдачи разрешения на строительство от ... г.г. и градостроительного плана земельного участка от ... г. проект планировки территории не утвержден.

Право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с КН № ..., площадью 1280 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные (одноквартирные) усадебные жилые дома.

Данный земельный участок находится в пользовании истицы на основании договора аренды земельного участка № ...Щ от ... г., а также Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ... г., которые также в установленном законом порядке зарегистрированы в Управлении Росреестра по Ростовской области.

По условиям договора аренды земельный участок предоставлен в аренду для использования в целях размещения для индивидуальных (одноквартирных) усадебных жилых домов сроком на 20 лет.

В соответствии с п. 4.1 договора аренды, участок входит в территориальную зону «Ж-1» - зона малоэтажной жилой застройки.

Административный истец обратилась в КИЗО Администрации Аксайского района по вопросу о заключении договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка, однако письмом № ....10/792 от ... г. истице было отказано в предоставлении в собственность за плату находящегося в ее пользовании земельного участка по тем основаниям, что согласно заключению Главного Архитектора Аксайского района Ростовской области, испрашиваемый земельный участок на основании Генерального плана Щепкинского сельского поселения утвержденного решением Собрания депутатов Аксайского района от 26.02.2018г. № ..., расположен на территории предназначенной для размещения дороги местного значения, в связи с чем, в силу положений п.п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ приватизация таких земельных участков запрещена.

Статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее - Закон № ...-Ф3), в редакции, действовавшей до ... г., устанавливала, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения.

В рамках полномочий, предоставленных Законом № 137-ФЗ, Администрацией Щепкинского сельского поселения земельный участок с КН № ... предоставлен в аренду ФИО4 без проведения торгов, в соответствии с п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ для индивидуального жилого дома. На основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ... г.№ ...-щ земельный участок перешел в пользование Административного истца.

В соответствии со ст. 3.3. Закона № 137-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2017, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципальных районов.

Административный истец обратился в уполномоченный орган, каковым является КИЗО АР, в целях приобретения права собственности на земельный участок, на котором возведен жилой дом.

Однако, в соответствии с Генеральным планом Щепкинского сельского поселения испрашиваемый участок расположен в границах территории, предназначенной для размещения дороги местного значения. На момент образования и предоставления в аренду земельный участок был расположен в границах той же территории и не мог быть предоставлен в целях строительства индивидуального жилого дома.

Пункт 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ устанавливает ограничение оборотоспособности земельных участков в границах территорий общего пользования.

К территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые включают, в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (п.п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Предоставление земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков регламентируются Главой V.1 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области (далее - КИЗО АР) в соответствии со ст. 2. Положения о КИЗО АР, является органом Администрации Аксайского района Ростовской области, созданным для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом муниципального образования «Аксайский район», по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Аксайский район» и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в пределах границ сельских поселений Аксайского района и осуществлению иных, связанных с использованием земельных участков функций, сочетающим отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16. ЗК РФ.

В соответствии статьей 36 Порядка взаимодействия органов и подразделений Администрации Аксайского района при предоставлении земельных участков, утвержденным решением Собрания депутатов Аксайского района от 27.12.2016 №179 «Об определении порядка взаимодействия органов и структурных подразделений Администрации Аксайского района при предоставлении земельных участков» (далее - Порядок), КИЗО АР рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ и статьей 11.3 Областного закона от 22 июля 2003 года № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области».

Согласно ст. 42 Порядка при поступлении заявления о предоставлении земельного участка, в отношении которого решение о предварительном согласовании его предоставления не принималось, КИЗО АР направляет в службу главного архитектора или УСХиП запрос о возможности предоставлении земельного участка и о предоставлении сведений из ИСОГД.

Служба главного архитектора или УСХиП в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса подготавливает заключение о возможности предоставлении земельного участка и направляет в КИЗО АР.

Согласно заключению главного архитектора Аксайского района от ... г.№ ....6/534 предоставление земельного участка с КН № ..., без проведения торгов в собственности не представляется возможным в связи с тем, что земельный участок согласно Генеральному плану Щепкинского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Аксайского района от 26.02.2018 года № 291, предназначен для размещения дороги местного значения.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы (часть 2 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Содержание приведенных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Таким образом, суд находит доводы административного истца несостоятельными.

Административным истцом заявлено о восстановлении срока на подачу административного иска, в обоснование указала, что ... г. она обращалась в суд с исковым заявлением. Определением суда от ... г. производство по делу было прекращено в связи с тем, что данное исковое заявление подлежит рассмотрению и разрешению в суде в ином порядке.

Представитель административного истца полагала данные основания не уважительными для восстановления пропущенного срока.

Суд не находит оснований для восстановления пропущенного административным истцом срока на обжалование отказа КИЗО Администрации Аксайского района, изложенного в письме от ... г., поскольку истица первоначально обратилась в суд с исковым заявлением согласно представленной карточки по делу ... г., то есть уже за сроками обжалования.

В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Принимая решение, суд, руководствуясь нормами КАС Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии совокупности условий для удовлетворения требований ФИО1

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.В. Сломова

Мотивированный текст решения изготовлен 12 августа 2019 года.