№ 2а-1803/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бахчисарай |
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – | Корбут А.О. |
при секретаре –с участием:представителя административного истца –представителя административногоответчика – | ФИО1 ФИО2,ФИО5 |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к администрации города Бахчисарая Республики Крым, главе администрации города Бахчисарая Республики Крым ФИО7, заинтересованное лицо: Бахчисарайский городской совет Республики Крым, о признании незаконным постановления органа местного самоуправления, обязании совершить определенные действия, –
установил:
13 августа 2021 года ФИО6 обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к администрации города Бахчисарая Республики Крым, о признании незаконным постановления органа местного самоуправления, обязании совершить определенные действия.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что 15 октября 2020 года ФИО6 обратилась в администрацию города Бахчисарая Республики Крым с заявлением о передаче в собственности земельного участка площадью 600 +/- кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>
Административный истец указывает, что ФИО6 получила копию постановления администрации города Бахчисарая Республики Крым от 15 июня 2021 года №, в котором указано на невозможность передачи в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку в решении Бахчисарайского городского совета АР Крым от 24 декабря 2010 года № «О разрешении разработки технической документации на земельный участок по выдаче государственного акта в собственность для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек гражданам г. Бахчисарая» административный истец отсутствует, а также учитывая то, что в п.п. 11 вышеуказанного решения указано иное лицо – ФИО3.
ФИО6 обращает внимание на то, что к заявлению о передаче в собственность испрашиваемого земельного участка была приложена заверенная копия решения Бахчисарайского городского совета АР Крым от 24 декабря 2010 года №.
Административный истец полагает, что оспариваемое постановление администрации города Бахчисарая Республики Крым является незаконным, поскольку оно является немотивированным, так как в постановлении отсутствует ссылка на какие-либо конкретные нормы права, дающие возможность отказать в удовлетворении заявления административного истца.
Административный истец просит признать незаконным постановление администрации города Бахчисарая Республики Крым от 15 июня 2021 года №«Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес><адрес> ФИО6»; обязать повторно рассмотреть заявление и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 13 сентября 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен глава администрации города Бахчисарая Республики Крым ФИО7
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 13 октября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Бахчисарайский городской совет Республики Крым.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал административные исковые требования и просил их удовлетворить.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела извещена надлежащим образом (л.д. 67).
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения административного дела извещено надлежащим образом (л.д. 69).
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Судом установлено, а материалами административного дела подтверждено, что 16 октября 2020 года ФИО6, действуя через своего представителя ФИО2 обратилась в администрацию города Бахчисарая Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью +/- 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения Бахчисарайского городского совета АР Крым от 24 декабря 2010 года № (л.д. 25).
К указанному заявления, в частности, ФИО6 приложила светокопию решения Бахчисарайского городского совета АР Крым от 24 декабря 2010 года № «О разрешении разработки технической документации по выдаче государственного акта на права частной собственности на земельный участокк для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>, гр. ФИО4» (л.д. 26), светокопию свидетельства о заключении брака № между ФИО10 и ФИО4 (л.д. 27).
Постановлением администрации города Бахчисарая Республики Крым от 15 июня 2021 года № «Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> ФИО6», отказано в предоставлении земельного участка в собственность ФИО6, площадью 600 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
При этом в качестве основания для принятия оспариваемого постановления административный ответчик сослался на Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК, Федеральный закон от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Постановление Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 года № 44 «Об утверждении порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории», Положение о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городского поселения Бахчисарай, Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым, Устав муниципального образования городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым, административный регламент предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым».
Администрация города Бахчисарая Республики Крым мотивировала оспариваемый отказ тем, что в решении № от 24 декабря 2010 года «О разрешении разработки технической документации на земельный участок по выдаче государственного акта в собственность для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек гражданам г. Бахчисарай» ФИО6 (ФИО4) отсутствует, а также тем, что в п.п. 11 вышеуказанного решения указано иное физическое лицо (ФИО3 – <адрес><адрес> – площадью 0,0600 га, решение №-а от 2 августа 2004 г) (л.д. 21).
Указанное постановление нельзя признать законным, по следующим основаниям.
На основании статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 г., а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от № 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон № 38-ЗРК, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон № 66-ЗРК, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии со ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; 2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; 3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 6).
Вместе с тем, оспариваемое постановление от 15 июня 2021 года № 749, не содержит оснований для отказа в предоставлении бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
При этом принятие немотивированного решения в отсутствие каких–либо доказательств наличия оснований для его принятия, исходя из положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является достаточным основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Учитывая, что оспариваемое административным истцом постановление не содержит предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, нарушает законные интересы административного истца на оформления в собственность земельного участка, данное постановление подлежит признанию незаконным.
Восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов административного истца и направленной на его устранение, будет повторное рассмотрение административным ответчиком заявления представителя ФИО6 – ФИО2 о предоставлении земельного участка в собственность от 15 октября 2020 года, в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом установленных судом обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
решил:
административное исковое заявление ФИО6 – удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации города Бахчисарая Республики Крым от 15 июня 2021 года № «Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> ФИО6».
Обязать администрацию города Бахчисарая Республики Крым в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление представителя ФИО6 – ФИО2 о предоставлении земельного участка в собственность от 15 октября 2020 года, с учетом установленных судом обстоятельств.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
В окончательной форме решение вынесено 24 декабря 2021 года.
Судья А.О. Корбут