ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1804/20 от 29.09.2020 Авиастроительного районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-1804/2020

УИД 16RS0045-01-2020-004492-04

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2020 года город Казань

Авиастроительный районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ахуновой Г.Г.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к государственным регистраторам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО4, ФИО5, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – Управление Росреестра по <адрес>) о приостановлении государственной регистрации прав и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.

В обоснование требований указала, что определением Авиастроительного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено мировое соглашение о реальном разделе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному определению истцу ФИО1 выделен в натуре образуемый земельный участок с условным обозначением (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальный дом), общей площадью 472 квадратных метра, находящийся по адресу: <адрес>, а именно согласно сведений о характерных точках границ, образуемых земельных участков: 1, 2, 3, 4, 5, 6, н1, н2, н3, н4, н5, н6, н7, 13.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права и осуществлении государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка.

Уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет и государственная регистрация в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, приостановлены ввиду непредставления документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав – заявлений от остальных сособственников.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 были направлены претензии в адрес сособственников земельного участка о необходимости представления ими в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ заявлений на государственную регистрацию права в Управление Росреестра по <адрес>. Однако заявления от сособственников земельного участка в регистрирующий орган не поступили.

Административный истец полагает решение Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным на том основании, что государственная регистрация права собственности ФИО1 не приведет к нарушению прав других собственников объекта недвижимости. Указывает на то, что судебный акт является самостоятельным и достаточным основанием для осуществления государственной регистрации права, в связи с чем отсутствие заявлений от других сособственников земельного участка не может являться основанием для отказа в регистрации права собственности.

В связи с указанными обстоятельствами, ФИО1 просит признать незаконным уведомление Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации, вынесенное государственным регистратором ФИО4 и возложить на Управление Росреестра по <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО1 и ее представитель в судебном заседании административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес>ФИО3 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать. Пояснила, что обжалование решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации права в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию Управления Росреестра по <адрес>.

Административные ответчики государственные регистраторы Управления Росреестра по <адрес>ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в материалах дела имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении заявленных требований административного истца просят отказать в полном объеме.

Заинтересованные лица ФИО9, ФИО8 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу определением Авиастроительного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено мировое соглашение по гражданскому делу по гражданскому исковому заявлению ФИО6 к ФИО8, ФИО9 о выделе доли земельного участка в натуре. Данным судебным актом постановлено выделить ФИО6 в натуре образуемый земельный участок с условным обозначением :ЗУ1 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальный дом) общей площадью 472 квадратных метра, находящийся по адресу: <адрес>, а именно согласно сведений о характерных точках границ, образуемых земельных участков: Также постановлено выделить ФИО8, ФИО9 в натуре образуемый общий долевой земельный участок с условным обозначением (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальный дом) общей площадью 471 квадратный метр, находящийся по адресу: <адрес>, а именно согласно сведений о характерных точках границ образуемых земельных участков: , ФИО8 определить долю в образуемом земельном участке в размере ? доли в праве, ФИО9 определить долю в образуемом земельном участке ? доли в праве.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права и осуществлении государственного кадастрового учета на недвижимое имущество – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. К данному заявлению о государственной регистрации права и кадастровом учете были приложены следующие документы: определение Авиастроительного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, мировое соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, межевой план и квитанция об уплате государственной пошлины.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО4 подготовлено уведомление о приостановлении государственной регистрации на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав. В данном уведомлении указано, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован за ФИО9 (1/8 доли в праве общей долевой собственности), за ФИО8 доли в праве общей долевой собственности), за ФИО1 (1/2 доли в праве общей долевой собственности). Однако от остальных сособственников земельного участка – ФИО9 и ФИО8, заявления о государственной регистрации не представлены.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно частям 3, 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 58 названного Федерального закона).

В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Таким образом, проанализировав вышеуказанные положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», суд приходит к выводу о том, что в отношении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании вступивших в законную силу судебных актов с учетом норм процессуального законодательства установлено иное регулирование, в силу которого решение суда является достаточным основанием для осуществления государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 3 статьи 58 указанного Федерального закона в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.

При таких обстоятельствах, для осуществления регистрационных действий по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, не требовалось подачи заявления о совершении регистрационных действий от остальных сособственников, и отсутствие этих заявлений не может являться препятствием для осуществления этих регистрационных действий.

Поскольку в силу статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации указанный судебный акт влечет возникновение у ФИО1 права единоличной собственности на выделенный ей земельный участок, она вправе обращаться с заявлением о регистрации права собственности именно на этот объект недвижимости.

Поскольку оспариваемое уведомление административного ответчика не соответствуют закону, регулирующему спорные правоотношения, нарушают права ФИО1 и препятствуют реализации ею прав, установленных судебным актом, у суда имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания его незаконными.

При этом довод представителя административного ответчика о том, что обжалование решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации права в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию Управления Росреестра по <адрес>, отклоняется судом в силу следующего.

В соответствии с частью 9 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

В силу части 2 статьи 26.1 названного Федерального закона заявление подается в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении.

При этом, из содержания части 4 статьи 26.1 этого же закона следует, что при несоблюдении установленного частью 2 упомянутой статьи срока обращения в апелляционную комиссию заявление об обжаловании решения о приостановлении не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией.

В решении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ заявителю не разъяснен срок оспаривания решения, а на дату подачи административным истцом административного искового заявления срок подачи заявления в апелляционную комиссию истек.

При таких обстоятельствах ФИО1 лишена возможности соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем, вопреки доводам представителя административного ответчика, разрешение спора в таком порядке было бы невозможным и препятствует реализации права административного истца на судебную защиту.

Из смысла части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, полностью или в части только в том случае, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Такая совокупность названных условий для удовлетворения требований ФИО1 судом при рассмотрении административных исковых требований установлена.

Следовательно, административные исковые требования ФИО1 обоснованы, в связи с чем подлежат удовлетворению.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд, не подменяя компетентный регистрирующий орган, полагает необходимым возложить на Управление Росреестра по <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о государственной регистрации права и осуществлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к государственным регистраторам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО4, ФИО5, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав удовлетворить.

Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации, вынесенное государственным регистратором ФИО4, признать незаконным.

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Авиастроительный районный суд <адрес> Республики Татарстан.

Судья /подпись/

Копия верна. Судья Ахунова Г.Г.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ