ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1805/2021 от 03.03.2021 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-1805/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ в г.Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Шкининой И.А., при ведении протокола секретарем Зуевой Е.С., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации г.Н.Новгорода, исполняющему обязанности заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода ФИО4, Главе администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального строительства на земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

административный истец ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального строительства на земельном участке. В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником 5/19 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Истец также является собственником 5/19 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административный истец через МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Нижнего Новгорода» подала в Администрацию города Нижнего Новгорода уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. К заявлению был приложен необходимый комплект документов, что подтверждается описью. ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному уведомлению ФИО3 было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по следующим основаниям: земельный участок с кадастровым номером расположен преимущественно в территориальной зоне ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры). Вид разрешенного использования объекта капитального строительства «индивидуальный жилой зон» и параметра разрешенного строительства индивидуального жилого дома для территориальной зоны ТТ отсутствуют. Земельный участок и жилой дом расположены в красных линиях. Земельный участок и жилой дом расположены частично в территориальной зоне ТЖсм (зона смешанной многоквартирной и общественной застройки). Данное уведомление административный истец считает необоснованным, поскольку оно противоречит ст.51.1 ГрК РФ и нарушает права и законные интересы истца. Согласно Выписке из ЕГРН право собственности на жилой дом было зарегистрировано за административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на земельный участок - ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070071:30 стоит на кадастровом учете с координатами. Жилой дом с учетом реконструкции расположен в пределах границ земельного участка и не выходит за его границы, следовательно, не может пересекать красные линии. Согласно п.10 ст.51.1. ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. Параметры реконструкции соответствуют параметрам, установленным для объектов ИЖС. Размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления на основании ст.32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обязаны, в случае принятия ими решений (актов) об изменении разрешенного использования земельного участка, обязаны направлять соответствующие документы в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Также органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в Росреестр решения (акты) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об утверждении проекта межевания территории. В настоящий момент, согласно приложенных Выписок из ЕГРН, в качестве разрешенного использования земельного участка указано – под строительство индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки. Административным ответчиком не предпринято никаких мер к соблюдению установленной законом процедуры смены разрешенного использования земельного участка. Административный истец считает, что разрешенное использование земельного участка не изменено, следовательно, реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, размещенного на земельном участке, допустима. Сведения об ограничении права и обременении объектов недвижимости в ЕГРН отсутствуют. В ЕГРН также отсутствуют сведения об утвержденном проекте межевания территории, на который ссылается в уведомлении административный ответчик. Сведения о данном проекте межевания в орган регистрации не направлялись. Уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. Уведомление подано надлежащим лицом. В срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Данного уведомления не поступало. Согласно п.11 ст.51.1. ГрК РФ в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В уведомлении отсутствуют сведения об установленном виде разрешенного использования земельного участка, указаны только территориальные зоны. На основании ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, административный истец, являясь собственником земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В соответствии со ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ). В силу пункта 2 ст.260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением. Согласно ст.40 ЗК РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием. В соответствии с п.1 и п.п.4 п.2, пунктов 3-6 ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами и ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Системное толкование вышеперечисленной нормы и статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения. В отношении земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, каких-либо ограничений его прав в период регистрации права собственности на земельный участок не существовало. Таких ограничений не существует и в настоящий момент, что усматривается из выписки из ЕГРН, в которой каких-либо ограничений в использовании участка не имеется. Расположенный на земельном участке дом относится к 1957 году постройки, построен и введен в эксплуатацию в соответствии с действовавшими в указанный период правилами. На момент приобретения ФИО3 в собственность земельного участка, этот земельный участок относился к территориальной зоне, основным видом разрешенного использования которой является строительство индивидуальных жилых домов. Исключение в последующем указанного вида разрешенного использования земельного участка из территориальной зоны застройки могло бы служить основанием для отказа в выдаче административному истцу разрешения на строительство, если бы использование этого земельного участка и объектов капитального строительства, возводимых на нем, представляли опасность для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Однако данных обстоятельств не установлено. Административный истец считает, что незаконными действиями Администрации города Нижнего Новгорода нарушаются права ее истца на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, установленные ст.209 ГК РФ. У ФИО3 отсутствует в настоящее время возможность пользоваться и распоряжаться объектами недвижимости в полном объеме.

На основании изложенного административный истец просит признать полностью незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены: исполняющий обязанности заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода ФИО4, Глава администрации города Нижнего Новгорода; в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО5, ФИО6, ФИО7

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Н.Новгорода, в структуру которой входит департамент градостроительного развития и архитектуры, ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, указывая на правомерность принятого решения.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела считаются надлежащим образом извещенными, от заинтересованного лица ФИО5 имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие, заявленные административным истцом требования поддерживает, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, в связи с чем, суд на основании ст.150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, ФИО3 является собственником 5/19 доли в праве общей долевой собственности земельного участка, кадастровый , площадью 698 +/-9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, по адресу: <адрес>.

ФИО7 является собственником 7/38 доли в праве общей долевой собственности земельного участка, кадастровый , площадью 698 +/-9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, по адресу: <адрес>

ФИО6 является собственником 5/38 доли в праве общей долевой собственности земельного участка, кадастровый , площадью 698 +/-9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, по адресу: <адрес>

ФИО5 является собственником 8/19 доли в праве общей долевой собственности земельного участка, кадастровый , площадью 698 +/-9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, по адресу: <адрес>

ФИО3 является собственником 5/19 доли в праве общей долевой собственности, расположенного на вышеуказанном земельном участке жилого дома, с кадастровым номером , площадью 115,8 кв.м., по адресу: <адрес>.

ФИО5 является собственником 8/19 доли в праве общей долевой собственности, расположенного на вышеуказанном земельном участке жилого дома, с кадастровым номером , площадью 115,8 кв.м., по адресу: <адрес>.

ФИО6 является собственником 5/38 доли в праве общей долевой собственности, расположенного на вышеуказанном земельном участке жилого дома, с кадастровым номером площадью 115,8 кв.м., по адресу: <адрес>.

ФИО7 является собственником 5/38 доли в праве общей долевой собственности, расположенного на вышеуказанном земельном участке жилого дома, с кадастровым номером площадью 115,8 кв.м., по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 через МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Нижнего Новгорода» обратилась в департамент градостроительного развития и архитектуры администрации г.Нижнего Новгорода с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по адресу: <адрес>.

Уведомлением Администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, ФИО3 сообщено о несоответствии указанных в уведомлении параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый ), по следующим основаниям. Земельный участок с кадастровым номером и планируемый к реконструкции индивидуальный жилой дом расположены: преимущественно в территориальной зоне ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры). Градостроительные регламенты территориальной зоны ТТ установлены ст.35.2 Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом директора департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода» (далее - Правила). Вид разрешенного использования объекта капитального строительства «индивидуальный жилой дом» и параметры разрешенного строительства индивидуального жилого дома для территориальной зоны ТТ – отсутствуют; преимущественно в красных линиях. Градостроительный регламент не распространяется в соответствии с ч.4 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Красные линии утверждены в составе проекта планировки и межевания территории в границах улиц Ковровская, Родниковая, Максима Горького, площадь Сенная, Казанская набережная в Нижегородском и Советском районах города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ. Красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории; частично в территориальной зоне ТЖсм (зона смешанной многоквартирной общественной застройки). Градостроительные регламенты территориальной зоны ТЖсм установлены ст.29.8 Правил. Вид разрешенного использования объекта капитального строительства «индивидуальный жилой дом» и параметры разрешенного строительства индивидуального жилого дома для территориальной зоны ТЖсм – отсутствуют. Индивидуальный жилой дом планируемый к реконструкции расположен в территориальной зоне ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры).

В соответствии с п.1 ст.263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п.9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п.1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п.7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации - 1.В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов;9) иным территориальным зонам.

2.Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

3.Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

4.Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

При этом действие градостроительного регламента не распространяется на территории общего пользования и земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами (п.2 ч.4 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен порядок подачи уведомления о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и садового дома.

В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В соответствии с ч.7 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1)проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2)направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согласно п.1 ч.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Согласно ч.11 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке – установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.

Приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» утверждена форма уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Из материалов административного дела следует, что в администрацию г.Нижнего Новгорода поступило уведомление административного истца ФИО3 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которым планировалась реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Из материалов административного дела следует, что земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, расположен преимущественно в территориальной зоне ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры).

Градостроительные регламенты территориальной зоны ТТ установлены ст.35.2 Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденных приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода».

Вид разрешенного использования объекта капитального строительства «индивидуальный жилой дом» и параметры разрешенного строительства индивидуального жилищного строительства для территориальной зоны ТТ - отсутствуют.

Из материалов административного дела следует, что земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, расположен преимущественно в красных линиях.

Действие градостроительного регламента в красных линиях не распространяется в соответствии с ч.4 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Границы красных линий обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Красные линии утверждены в составе проекта планировки и межевания территории в границах улиц <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов административного дела следует, что земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, расположен частично в территориальной зоне ТЖсм (зона смешанной многоквартирной и общественной застройки).

Градостроительные регламенты территориальной зоны ТЖсм установлены ст.29.8 Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденных приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода».

Вид разрешенного использования объекта капитального строительства «индивидуальный жилой дом» и параметры разрешенного строительства индивидуального жилого дома для территориальной зоны ТЖсм - отсутствуют. Индивидуальный жилой дом, планируемый к реконструкции расположен в территориальной зоне ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры).

Довод административного истца о том, что жилой дом с учетом реконструкции расположен в пределах границ земельного участка и не выходит за его границы, следовательно, не может пересекать красные линии, является не обоснованным в силу следующего.

Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (зарегистрирована в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч.1 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Целью разработки документации по планировке территории является как выделение элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Законодательство не содержит требований учитывать фактические границы землепользований при разработке и утверждении проектов планировки территорий.

Красные линии согласно ч.3 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации включаются в основную часть проекта планировки.

Утвержденные красные линии установлены в соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 06.044998 № 18-30.

Согласно п.4.6 указанной инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.

Кроме того, административный истец ошибочно полагает, что ее право осуществлять реконструкцию принадлежащего ей жилого дома ограничивает именно нанесение красных линий, утвержденных вышеуказанным постановлением администрации г.Нижнего Новгорода.

Утвержденными красными линиями отграничена зона Т3, ранее определенная в качестве территории улиц и дорог генеральным планом города Нижнего Новгорода, принятым решением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ. В составе указанного генерального плана разработана и утверждена схема улично-дорожной сети города, в которой установлены коридоры для развития объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.

Указанный генеральный план г. Нижнего Новгорода в отношении земельного участка ФИО3 не признан незаконным и является действующим на территории муниципального образования – городского округа г. Нижний Новгород.

Довод административного истца о том, что на момент приобретения в собственность земельного участка, этот земельный участок относился к территориальной зоне, основным видом разрешенного использования которой является строительство индивидуальных жилых домов, отклоняется в силу следующего.

В соответствии п.1 ч.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии направляется застройщику в случае, если указанные в уведомлении параметры не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Нижнего Новгорода было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый номер ).

В соответствии со ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В силу п.26 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации№, ч.3 ст.8, ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода отнесены вопросы по направлению уведомлений.

При таких обстоятельствах у администрации г.Нижнего Новгорода имелись достаточные для направления ФИО3 уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального строительства на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый номер ), а оспариваемое решение органа местного самоуправления как направленное на выполнение императивных требований градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации, не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы ФИО3, что исключает возможность удовлетворения административного искового заявления, поданного в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Что касается довода административного истца о том, что принятым решением нарушается ее право собственности на земельный участок, в свидетельстве на который определена категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, то указанный довод не может повлиять на результат разрешения настоящего административного дела по существу и существенного правового значения не имеет, поскольку в рамках избранной формы защиты права и вида судопроизводства судом подлежит проверке лишь обоснованность совершенных органом местного самоуправления действий, которые соответствовали требованиям закона.

В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поэтому в удовлетворении предъявленного административного искового заявления ФИО3, права и законные интересы которой не нарушены органом местного самоуправления, должно быть отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Администрации г.Н.Новгорода, исполняющему обязанности заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода ФИО4, Главе администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального строительства на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.А.Шкинина