ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1806/2021 от 07.04.2021 Раменского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1806/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Аладина Д.А.,

при секретаре Поляковой А.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным действия, об обязании принять меры по защите его прав и законных интересов.

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным действия по отказу в предоставлении информации по запросу судебного пристава-исполнителя Раменского РОСП УФССП России по МО ФИО4 от <дата>. <номер>-ИП в отношении ФИО5 и находящегося у него в пользовании автомобиля марки Мицубиси Паджеро 3.0 LWB, 2014 года выпуска, VIN: <номер> и обязании принять меры по защите его прав и законных интересов.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Решением Раменского городского суда Московской области от <дата> постановлено о взыскании с ФИО5 в пользу ФИО3 в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, денежной суммы в размере 15791 500 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с <дата> по <дата> в сумме 8 553 141,55 руб. По апелляционной жалобе ответчика ФИО5 определением Московского областного суда от <дата><номер> решение Раменского городского суда Московской области от <дата> - изменено в части определения процентов, указав в резолютивной части о взыскании с ФИО5 в пользу ФИО3 процентов за период с <дата> по <дата> в сумме 8 550 654.60 руб. В остальной части решение оставить без изменения. В Раменском районном отделении судебных приставов ГУФССП по Московской области находится исполнительное производство <номер>-ИП от <дата> возбужденное на основании исполнительного документа: исполнительного листа от <дата><номер><номер> Раменского городского суда Московской области по делу № 2-2455/18 в отношении должника ФИО5, взыскателем является ФИО3 взыскать 22731 473.08 руб. ущерб от преступления. Судебный пристав-исполнитель направил в ГУ МВД России по Московской области запрос от <дата> в отношении должника ФИО5, а именно в отношении автомобиля, находящегося у него в пользовании: МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО 3.0 LWB, Год выпуска: 2014. VIN: <номер>, (ГРЗ: <номер>. С<номер>). Письмом от <дата><номер> ГУ МВД России по Московской области отказало в предоставлении запрашиваемой информации ссылаясь на то, что не имеет правовых оснований в предоставлении сведений о наличии фиксации передвижения по территории Московской области транспортного средства.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен, явился его представитель по доверенности ФИО1 который административный иск поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.

Административный ответчик – ГУ МВД России по Московской области в лице представителя по доверенности возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо - судебный пристав-исполнитель Раменского РОССП УФССП России по Московской области ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен, направил письменный отзыв на иск, которым требования иска поддерживает, просит удовлетворить.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Раменским городским судомпо гражданскому делу №2-2455/18 от <дата>., вступившим в законную силу <дата>. с ФИО5 в пользу ФИО3 взыскана в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, денежная сумма в общем размере 24 342 154,6 рублей

<дата> судебный пристав-исполнитель Раменского РОСП УФССП России по Московской области ФИО4 возбудилисполнительное производство <номер>-ИП на основании исполнительного листа о взыскании с ФИО5 задолженности.

В рамках указанного исполнительного производства в адрес ГУ МВД России по Московской области судебным приставом-исполнителем направлен запрос от <дата> в отношении должника ФИО5 о предоставлении сведений из аппаратно-програмного комплекса ПОТОК о движении автотранспортного средства МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО 3.0 LWB, Год выпуска: 2014. VIN: <номер>, (ГРЗ: <номер>, С<номер>) за период с <дата>. по <дата>.

Письмом от <дата><номер> ГУ МВД России по Московской области отказало в предоставлении запрашиваемой информации ссылаясь на подпункты 2 и 5 пункта 3 приказа Минюста России и МВД России от 29 августа 2018 года № 178/565 «Об утверждении Порядка оказания сотрудникам органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому дел)" гражданина-ответчика» указало, что не имеет правовых оснований в предоставлении сведений о наличии фиксации передвижения по территории Московской области транспортного средства.

Полагая ответ ГУ МВД России по Московской области незаконным, административный истец обратился за судебной защитой своих прав.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (ред. от 27.12.2019) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно статье 2 Федерального закона 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.

Согласно ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав-исполнитель вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки.

В силу части 2 статьи 14 ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

В соответствии со статьей 62 Федерального закона 2 октября 2007 года N 229-ФЗ сотрудники органов внутренних дел, в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий, оказывают содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Так, пунктом 41 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность оказывать содействие судебным приставам в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлении розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам.

Постановлением Правительства РФ от 08.09,2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" введена в эксплуатацию система межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с п. 4 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, система взаимодействия предназначена для решения следующих задач: обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме; обеспечение предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал); обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций; обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме между государственными органами, банками и иными организациями, а также оператором единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации в целях обеспечения идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Основными функциями системы взаимодействия являются: обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги; обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций; обеспечение передачи на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления; обеспечение учета количества электронных сообщений, передаваемых в системе взаимодействия органами и организациями в рамках процесса предоставления государственной или муниципальной услуги или исполнения государственной или муниципальной функции обеспечение предоставления в электронной форме документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах (п. 6 Положения).

Обмен информацией по наложенным и снятым ограничениям между ФССП России и МВД России осуществляется на федеральном уровне в системе электронного межведомственного взаимодействия.

Приказом Минюста России и МВД России от 29 августа 2018 года N 178/565 утвержден Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, согласно которому обмен информацией, представляемой на бумажном носителе и (или) в электронной форме, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной, телеграфной связи и связи специального назначения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных. ФССП России и МВД России, их территориальные органы принимают необходимые меры для обеспечения оперативного, полного исполнения запроса и сохранения конфиденциальности получаемой информации (абзац второй пункт 2).

Порядок определяет последовательность действий при оказании сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика (пункт 1).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что в целях оказания содействия ФССП России и МВД России, их территориальные органы организуют обмен информацией в соответствии с Порядком. Обмен информацией, представляемой на бумажном носителе и (или) в электронной форме, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной, телеграфной связи и связи специального назначения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных. ФССП России и МВД России, их территориальные органы принимают необходимые меры для обеспечения оперативного, полного исполнения запроса и сохранения конфиденциальности получаемой информации.

Пунктом 3 Порядка определены основные обязанности МВД России при организации взаимодействия, в том числе предоставление определенной информации на основании соответствующих запросов ФССП России.

Пунктом 4 Порядка определены основные обязанности ФССП России при организации взаимодействия с целью создания условий для оказания содействия сотрудниками органов внутренних дел.

Предусмотренное подпунктом 1 пункта 4 Порядка направление ФССП России, ее территориальными органами в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копий постановлений о наложении (снятии) запрета на проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных за должником, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия не противоречит требованиям Федерального закона "Об исполнительной производстве", включая часть 2.1 статьи 14.

Кроме того, подпункт 1 пункта 4 Порядка, предусматривающий направление названного вида постановлений судебного пристава-исполнителя в форме электронного документа, по своему правовому содержанию, обеспечивающему оперативность взаимодействия, во взаимосвязи с пунктом 2 Порядка не может рассматриваться как исключающий обмен информацией, представляемой на бумажном носителе, в частности, когда по объективным причинам не может быть использована единая система межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, суд считает, что по смыслу Порядка оказания содействия при введении электронного документооборота не исключается возможность обмена информацией между органами МВД России и ФССП России, предоставляемой на бумажном носителе с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной, телеграфной связи и связи специального назначения.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст. ст. 60, 61 КАС РФ в их совокупности, учитывая, что в процессе рассмотрения дела было установлено наличие нарушенного и подлежащего восстановлению права административного истца, суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения административных исковых требований ФИО3

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что действия ГУ МВД России по Московской области, выраженные в письме <номер>-ИП от <дата>. следует признать незаконными.

В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым возложить на ГУ МВД России по Московской области обязанность повторно рассмотреть запрос судебного пристава-исполнителя Раменского РОСП УФССП России по МО ФИО4 от <дата>. <номер>-ИП о предоставлении испрашиваемой информации.

Руководствуясь ст. ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия ГУ МВД России по Московской области, выразившиеся в отказе предоставления информации по запросу судебного пристава-исполнителя Раменского РОСП УФССП России по МО ФИО4 от <дата>. <номер>-ИП в рамках исполнительного производства <номер>-ИП незаконными.

Возложить на ГУ МВД России по Московской области обязанность повторно рассмотреть запрос судебного пристава-исполнителя Раменского РОСП УФССП России по МО ФИО4 от <дата>. <номер>-ИП в рамках исполнительного производства <номер>-ИП.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2021 года.