Дело *а-3/2024
УИД: 52RS0*-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года г. Нижний Новгород
(Московское шоссе, д. 111)
Московский районный суд г. Нижний Новгород, в составе председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре судебного заседания Кожиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Данилова М. В. к Межрайонной Инспекции ФНС № 21 по Нижегородской области, Межрайонной Инспекции ФНС № 18 по Нижегородской области, Межрайонной Инспекции ФНС № 15 по Нижегородской области, Управлению ФНС по Нижегородской области о признании незаконными постановлений, решений, обязании выполнить действия, возврате денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Данилов М.В. обратился в суд с административным иском к Межрайонной Инспекции ФНС № 18 по Нижегородской области, Межрайонной Инспекции ФНС № 15 по Нижегородской области в котором просил восстановить срок обжалования решения MP ИФНС №15 России по Нижегородской области от 17.11.2020 года *-И, по которому он исключён из ЕГРИП как недействующий индивидуальный предприниматель, признать закрытие ИП временем окончания его регистрации 13.08.2010 года по месту пребывания по адресу: Нижний Новгород, ***. Признать все действующие претензии налоговой службы *, *, * по налогам, сборам и отчислениям в Пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. В частности отменить постановление от 25.10.2022г. ИП * и вернуть изъятые денежные средства.
В ходе рассмотрения дела от административного истца неоднократно поступали заявления в порядке ст. 46 КАС РФ об изменении заявленных требований. Данилов М.В. просил суд на 27.10.2023г.: восстановить срок обжалования решения MP ИФНС №15 России по Нижегородской области от 17.11.2020 года *-И, по которому он был исключён из ЕГРИП как недействующий индивидуальный предприниматель и рассмотреть его заявление по существу.
Обязать налоговые органы исправить технические ошибки в ЕГРИП, в соответствии с предоставленными им документами при государственной регистрации временного ИП.
Признать недействительным и незаконным решение MP ИФНС №15 России по Нижегородской области от 17.11.2020 года № 1333-И о закрытии ИП, так как его ИП должно быть принудительно закрыто по окончании его регистрации 09.08.2010 года по месту пребывания по адресу: Нижний Новгород, *** 5 (пяти) дневный срок не позднее 15.08.2010 года.
Признать незаконными претензии по текущей задолженности налоговой службы № 21, № 15, № 18 по налогам, сборам и отчислениям в Пенсионный фонд и фонд медицинского страхования.
Признать незаконным налоговое требование № 2722 об уплате задолженности по состоянию на ЧЧ*ММ*ГГ*г. и налоговое решение * от 24.10.2023г., вынесенное на основании данного требования.
Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС № 18 по Нижегородской области соблюдать вступившее в законную силу постановление по делу *а* мирового суда судебного участка * Московского района г.Н.Новгорода.
Восстановить срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении - постановление * от ЧЧ*ММ*ГГ* MP И.* по Нижегородской области. Рассмотреть постановление по существу. Признать незаконным постановление * от ЧЧ*ММ*ГГ* MP И.* по ***.
Признать незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства Московским РОСП г. Нижнего Новгорода УФССП России по Нижегородской области * от 26.02.2020 г., а также постановление от 25.10.2022 к ИП *. Вернуть изъятые судебным приставом Костровой Е.О. денежные средства со счёта самозанятого в размере 20803,77 руб. 14-15 ноября 2022 года по постановлению от 25.10.2022 к ИП *-ИП Выдан Московским РОСП г. Нижнего Новгорода УФССП России по Нижегородской области (далее судебный пристав).
Признать незаконным выставление нового требования MP ИФНС № 21 России по Нижегородской области по взысканию задолженности якобы за 2020 год на сумму в размере: 39728,95 руб. и указать Управлению ФНС России по Нижегородской области необходимость соблюдать решение мирового суда судебного участка * в связи с вынесением 26.07.2022 определения об отмене судебного приказа по делу *а*. при этом судебным приставом 05.08.2022 было прекращено исполнительное производство.
Определением Московского районного суда г.Нижнего Новгорода от 27.10.2023г. выделены в отдельное производство исковые требования Данилова Михаила Валентиновича к ГУ ФССП РФ по Нижегородской области, Московскому РОСП ГУ ФССП по Нижегородской области о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства Московским РОСП г. Нижнего Новгорода УФССП России по Нижегородской области №* от 26.02.2020 г., а также постановление от 25.10.2022 к ИП *, возврате денежных средств в размере 20803,77 руб. 14-15 ноября 2022 года по постановлению от 25.10.2022 к ИП *-ИП.
В последующем административный истец с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ окончательно просит суд:
1. Восстановить срок обжалования решения MP ИФНС №15 России по Нижегородской области от 17.11.2020 года № 1333-И, по которому истец был исключён из ЕГРИП как недействующий индивидуальный предприниматель.
Признать недействительным и незаконным решение MP ИФНС №15 России по Нижегородской области от 17.11.2020 года № 1333-И о закрытии ИП, так как ИП должно быть принудительно закрыто по окончании регистрации истца 09.08.2010 года по месту пребывания по адресу: Нижний Новгород, *** пятидневный срок не позднее 16.08.2010 года.
2. Обязать налоговые органы исправить технические ошибки в ЕГРИП, в соответствии с предоставленными истцом документами при государственной регистрации временного ИП.
3. На основании правок в ЕГРИП, обязать ОСФР по Нижегородской области исправить данные в индивидуальном (персонифицированном) учете истца в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Провести списание задолженностей в ОСФР по Нижегородской областив размере 416 280,80 руб. за 2012-2016 год, с доначисленными пенями за 2017 год.
4. Признатьпостановление * от 21.02.2020 г. MP ИФНС России № 15 по Нижегородской области о взыскании задолженности за счет имущества на сумму 36 328,59 руб. незаконным.
5. Признать незаконными претензии к истцу по текущей задолженности по налогам, сборам и отчисления в Пенсионный фонд и фонд медицинского страхования, которая составляет по сведениям MP ИФНС № 18 по Нижегородской области на 30.05.2023 г., которые были переданы на судебном заседании 02.06.2023 г.: 66961,62 руб., в том числе:
-По страховым взносам на обязательное медицинское страхование: 10074,54 руб., в том числе за налоговый период 2019 г. - 2654,98 руб., за 2020 г. - 7419,56 руб.
-По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: 30721.32 руб., в том числе за налоговый период 2019 г. -12830,19 руб., за 2020 г. - 17891,13 руб., пени в размере: 26165,76 руб.
6. Признать незаконным решение MP ИФНС № 18 по Нижегородской области № 3147 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах истца в банках, а также электронных денежных средств от «24» октября 2023 г.
7. Признать уведомление об актуальном отрицательном сальдо ЕНС, подлежащем взысканию с истца в соответствии с решением MP ИФНС № 18 России по Нижегородской области от 30.11.2023 г. суммы в размере: 38 692,82 руб., уведомление об актуальном отрицательном сальдо ЕНС, подлежащим взысканию с истца в соответствии с решением MP ИФНС № 19 России по Нижегородской области от 16.11.2023 г. суммы в размере: 38 986,42 руб., и уведомление об актуальном отрицательном сальдо ЕНС, подлежащем взысканию с истца в соответствии с решением MP ИФНС № 18 России по Нижегородской области от 30.11.2023г. суммы в размере 39 037,04 руб. незаконнымии указать налоговым органам на необходимость соблюдать решение мирового судьи судебного участка № 1 Московского района г. Нижнего Новгорода, в связи с вынесением 26.07.2022г. определения об отмене судебного приказа по делу №2а-1152/2021.
8. Признать нанесённый истцу MP ИФНС №21 и № 18 России по Нижегородской области материальный ущерб и моральный вред в размере: 268832, 3 руб. Данную сумму просит взыскать с MP ИФНС №21 и № 18 России по Нижегородской области суммы в размере: 268 832, 3 руб. в пользу истца и перечислить её на расчётный счёт самозанятого.
Пункты 3 и 8 указанного заявления протокольным определением от 04.12.2023г. к рассмотрению не приняты, разъяснено право на обращение с самостоятельными исковыми требованиями (т.4 л.д.109-123).
А также ранее поданное исковое требование, от которого истец не отказывался: Признать выставленное налоговое требование * об уплате задолженности по состоянию на 27.06.2023г. незаконным (л.д.73 (об)т.3).
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Межрайонная Инспекция ФНС № 18 по Нижегородской области, Управление ФНС по Нижегородской области, заинтересованными лицами - ГУ ФССП РФ по Нижегородской области, Московский РОСП ГУФССП по Нижегородской области, Начальник Межрайонной ИФНС №18 по Нижегородской области Волков С.С., ОСФР по Нижегородской области.
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представив в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики Межрайонная ИФНС № 21 по Нижегородской области, Межрайонная ИФНС № 18 по Нижегородской области, Межрайонная ИФНС № 15 по Нижегородской области, Управление ФНС по Нижегородской области, заинтересованные лица - ГУФССП РФ по Нижегородской области, Московский РОСП ГУ ФССП по Нижегородской области, Начальник Межрайонной ИФНС №18 по Нижегородской области Волков С.С., Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в настоящее судебное заседание представителя не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Административный ответчик Межрайонная ИФНС № 21 по Нижегородской области направил в суд отзыв на иск (л.д.154-156 т.4), из которого следует:
1. В уточненном исковом заявлении от 27.11.2023 содержатся вопросы, которые не входят в компетенцию Межрайонной ИФНС России № 21 по Нижегородской области. Инспекцией уточненное исковое заявление от 27.11.2023 перенаправлено 28.11.2023 исх. *@ в Межрайонную ИФНС России № 15 Нижегородской области и в Межрайонную ИФНС России № 18 по Нижегородской области для предоставления ответа в рамках своей компетенции.
2. Данилов М.В. в период с 21.09.2006 по 17.11.2020 состоял на учете в ИФНС России по Московскому району г. Н. Новгорода в качестве индивидуального предпринимателя.
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период года,
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.
Данилову М. В. за 2019 год начислены страховые взносы в размере 36238 руб., из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 29 354 руб.,
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 6884 руб.
В связи с неисполнением требования об уплате страховых взносов * от 13.01.2020 Межрайонной ИФНС России * по Нижегородской области принято решение * от 21.02.2020 о взыскании задолженности за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ в размере 36 328 руб. 59 коп. В Московское РОСП УФССП России по Нижегородской области 21.02.2020 направлено постановление № * о взыскании задолженности за счет имущества на сумму 36 328 руб. 59 коп.
На основании Постановления Межрайонной ИФНС России № 15 по Нижегородской области от 21.02.2020 № 525901188 о взыскании задолженности за счет имущества на сумму 36 328 руб. 59 коп. Московским районным отделением службы УФССП России по Нижегородской области 26.02.2020 возбуждено исполнительное производство ИП *.
В рамках исполнительного производства № ИП * в ноябре 2022 года взыскана задолженность в размере 20 803 руб. 77 коп., из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размер: взносы - 16 523 руб. 81 коп., пени -41 руб. 30 коп.,
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере: взносы - 4 229 руб. 02 коп., пени - 9 руб. 64 коп.
На основании вышеизложенного, Межрайонная ИФНС России № 21 по Нижегородской области считает требования Данилова М.В. о признании незаконным Постановления от 21.02.2020 * о взыскании задолженности за счет имущества на сумму 36 328 руб. 59 коп., необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
3. В связи с тем, что деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 17.11.2020 года, срок уплаты страховых взносов за 2020 год истек 02.12.2020 (17.11.2020 + 15 дней).
Данилову М. В. за 2020 год начислены страховые взносы в размере 25 310 руб. 69 коп., из них:
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии в размере: взносы - 17 891 руб. 13 коп.,
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере: взносы - 7 419 руб. 56 коп.,
-иные платежи: пени - 13776 руб. 97 коп.
На всю сумму отрицательного сальдо по ЕНС направляется единое требование об уплате задолженности, при этом прекращается действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов. Было выставлено требование об уплате налога, пени, штрафа, процентов от 27.06.2023 *, в котором предлагалось погасить задолженность в добровольном порядке до 26.07.2023.
4. По состоянию на 29.11.2023 в Личном кабинете налогоплательщика отражена задолженность в размере 39 087 руб. 66 коп.,
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии за 2020г.в размере: взносы - 17 891 руб. 13 коп.,
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2020 год: взносы - 7419 руб. 56 коп.,
-иные платежи: пени - 13776 руб. 97 коп.
Данилову М. В. в 2023 году произведено списание задолженности по состоянию на 01.01.2023 в размере 75 860 руб. 17 коп., из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии в размер 62 775 руб. 19 коп.: за 2017 год - в размере 23 400 руб., за 2018 год - 26 545 руб., за 2019 год - 12 830 руб. 19 коп. (остаток непогашенной задолженности);
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере 13 084 руб. 98 коп.: за 2017 год - в размере 4 590 руб., за 2018 год - 5 840 руб., за 2019 год - 2 654 руб. 98 коп. (остаток непогашенной задолженности).
По решению вышестоящего налогового органа от 20.09.2023 *@ Данилову М. В. произведено списание задолженности по пеням в размере 14 086 руб. 53 коп
6. В ходе судебного заседания по делу, истец, Данилов М.В., отказался от исковых требований о взыскании материальных и моральных претензий к налоговому органу. В нарушение ч. 1 ст. 39 ГПК РФ Данилов М. В. в уточненном исковом заявлении от 27.11.2023 повторно заявляет требования о взыскании материального и морального вреда с Межрайонной ИФНС России № 18 по Нижегородской области и Межрайонной ИФНС России № 21 по Нижегородской области. Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ не допускается повторное обращение в суд с тем же требованием к тому же лицу. Межрайонная ИФНС России № 21 по Нижегородской области считает требования Данилова М.В., изложенные в исковом заявлении (уточненных исковых заявлениях), необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Административный ответчик Межрайонная ИФНС № 15 по Нижегородской области направил в суд отзыв на иск (л.д.61-63 т.1), из которого следует, что Данилов М.В. обращался с жалобой в УФНС России по Нижегородской области (далее – Управление), в том числе по вопросу, о выставленных требованиях (стр. 12 искового заявления) на сумму 36328,59 руб. По результатам рассмотрения жалобы, Управлением принято решение от 31.01.2023 № 09-11-ЗГ/00284@, жалоба оставлена без удовлетворения. При этом в указанном решении Управлением рассмотрен вопрос о взыскании с Данилова М.В. задолженности и в решении содержатся подробные разъяснения по указанному вопросу.
Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП, государственный реестр) Данилов М.В. ИНН * зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21.09.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Нижнего Новгорода (в настоящее время Межрайонная ИФНС России № 21 по Нижегородской области) с присвоением ОГРНИП 306525926400017. Индивидуальный предприниматель Данилов М.В. является гражданином Российской Федерации. Государственная регистрация прекращения детальности Данилова М.В. в качестве индивидуального предпринимателя не может быть осуществлена в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 22.3 Закона №129-ФЗ.
Доводы заявителя о нарушении законодательства посредством невнесения записи о прекращении деятельности Данилова М.В. в качестве индивидуального предпринимателя основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Регистрирующий орган обращает внимание, что Данилов М.В. обращался с жалобами в Управление, в том числе по вопросу обжалования действий регистрирующего органа, выразившихся в невнесении в ЕГРИП записи о прекращении индивидуальным предпринимателем своей деятельности. По результатам рассмотрения жалобы, правлением принято решение от 30.12.2022 *-ЗГ/03272@ об оставлении требований заявителя без удовлетворения, в котором заявителю указано в частности следующее.
В случае окончания у гражданина Российской Федерации срока регистрации по месту пребывания гражданином самостоятельно принимается решение о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. При этом в силу положений Закона о государственной регистрации для представления документов в целях прекращения статуса индивидуального предпринимателя продление срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания не требуется.
Управлением также указано, что при исследованных обстоятельствах оснований считать, что статус индивидуального предпринимателя у Данилова М.В. прекращен в 2009 году, не имеется, в связи, с чем на него в полной мере распространяются требования законодательства Российской Федерации, в том числе, об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Доводы истца о государственной регистрации Данилова М.В. в качестве индивидуального предпринимателя на определенный период времени не соответствует положениям законодательства о государственной регистрации. В исковом заявлении отсутствует указание на правовые нормы, которыми закреплены положения о возможности государственной регистрации индивидуального предпринимателя на определенный период времени с дальнейшим прекращением его деятельности посредством совершения регистрирующим органом самостоятельных действий без представления соответствующих документов от заявителя. Одновременно, регистрирующий орган сообщает, как отмечено судом в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 12.07.2019 № Ф06-48080/2019 по делу № А55-18273/2018 действующее законодательство не предусматривает возможности восстановления статуса индивидуального предпринимателя за прошедший период.
По вопросу внесения сведений об исключении Данилова М.В. как недействующего индивидуального предпринимателя регистрирующий орган сообщает следующее.
23.09.2020г. в регистрирующий орган из ИФНС России по Московскому району г. Н. Новгорода поступили сведения о наличии признаков недействующего индивидуального предпринимателя в отношении Данилова М.В. ОГРНИП *.
На основании информации, полученной от территориального налогового органа, регистрирующий орган принял в отношении индивидуального предпринимателя Данилова М.В. решение * от ЧЧ*ММ*ГГ* о предстоящем исключении из ЕГРИП как недействующего индивидуального предпринимателя, о чем в реестр внесена запись за государственным регистрационным номером (далее – ГРН) * от ЧЧ*ММ*ГГ*.
Сообщение о принятом решении о предстоящем исключении Данилова М.В. в качестве индивидуального предпринимателя вместе с информацией о порядке и сроках направления заявлений заинтересованных лиц, с указанием адреса регистрирующего органа, по которому могут быть направлены данные заявления (603155, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Фрунзе, дом 7), опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 30.09.2020 № 39.
Указанные сведения также размещены в сети «Интернет» на официальных сайтах журнала «Вестник государственной регистрации» www.vestnik-gosreg.ru и Федеральной налоговой службы www.nalog.gov.ru в электронном сервисе «Прозрачный бизнес: проверь себя и контрагента».
Таким образом, инспекцией реализован предусмотренный действующим законодательством механизм раскрытия информации о принятии решения о предстоящем исключении индивидуального предпринимателя, направленный на своевременное информирование участников гражданско-правовых отношений о фактах деятельности индивидуальных предпринимателей и о принятии в отношении них соответствующих решений.
В связи с отсутствием заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы могли быть затронуты исключением индивидуального предпринимателя, а также самого индивидуального предпринимателя, регистрирующим органом в ЕГРИП 17.11.2020 внесена запись за ГРН * (Решение о государственной регистрации *-И от 17.11.2020) об исключении Данилова М.В. из ЕГРИП как недействующего индивидуального предпринимателя.
Межрайонная инспекция № 15 по Нижегородской области просит отказать в удовлетворении исковых требований заявителя.
Заинтересованное лицо Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области направил в суд отзыв на иск (л.д.101-102 т.4), из которого следует, что индивидуальный предприниматель Данилов М. В. был зарегистрирован Управлением Пенсионного фонда РФ в Московском районе г.Нижнего Новгорода в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию 21.09.2006 и снят с регистрационного учета 17.11.2020г. Регистрация и снятие с учета страхователей по обязательному пенсионному страхованию в территориальных органах СФР регулируется статьей 11 Закона №167-ФЗ. Управлением ФНС по Нижегородской области направлены в ОСФР по Нижегородской области сведения об исключении 17.11.2020 из ЕГРИП недействующего ИП Данилова М.В. На основании данных сведений ОСФР по Нижегородской области снял Данилова М.В. с учета как страхователя по обязательному пенсионному страхованию 17.11.2020. Справки о регистрации Данилова М.В. по месту пребывания с истекшим сроком не могли бы послужить основанием для снятия ИП с учета как страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Сведения о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, указанные в ч.1 ст.9.4 ст.85 НК РФ, представляют собой информацию о страховых номерах индивидуальных лицевых счетов (СНИЛС) физических лиц, в том числе СНИЛС о физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. Таким образом, довод истца, что ч.1 ст.9.4 ст.85 НК РФ установлена обязанность органов СФР передавать органам ФНС информацию об изменении места регистрации индивидуального предпринимателя по месту пребывания, которую осуществляют органы регистрационного учета МВД России, является несостоятельным.
При данных обстоятельствах, суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив, согласно ст.ст. 60-61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Данилов М.В. ИНН * был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 21.09.2006г. по 17.11.2020г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Нижнего Новгорода (в настоящее время Межрайонная ИФНС России № 21 по Нижегородской области) с присвоением ОГРНИП *. Данилов М.В. является гражданином Российской Федерации.
Решением MP ИФНС №15 России по Нижегородской области от 17.11.2020 года № 1333-И о государственной регистрации внесена запись в ЕГРИП об исключении недействующего индивидуального предпринимателя Данилова М.В.
В досудебном порядке Данилов М.В. обращался с жалобой в УФНС России по Нижегородской области на решение MP ИФНС №15 России по Нижегородской области от 17.11.2020 года № 1333-И. По результатам рассмотрения жалобы, Управлением принято решение от 30.12.2022г. *-*@, жалоба оставлена без удовлетворения (л.д.33-36 т.1).
Суд полагает, что решение от 30.12.2022г. *-* УФНС России по Нижегородской области принято в соответствии с законом и административным истцом не оспаривается.
Административный истец полагает, что решение MP ИФНС №15 России по Нижегородской области от 17.11.2020 года № 1333-И о закрытии ИП является незаконным, так как его ИП должно быть принудительно закрыто по окончании его регистрации 09.08.2010 года по месту пребывания по адресу: Нижний Новгород, ул. Мечникова, д. 79, кв. 159 в 5 (пяти) дневный срок не позднее 15.08.2010 года.
Суд не может согласиться с доводами административного истца по следующим основаниям.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закона о государственной регистрации) ведутся государственные реестры, содержащие, кроме прочего сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Перечень сведений об индивидуальных предпринимателях, подлежащих включению в государственный реестр, установлен положениями пункта 2 статьи 5 Закона о государственной регистрации.
В соответствии с пунктами 2, 4 и 6 статьи 5 Закона о государственной регистрации внесение в ЕГРИП сведений о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется регистрирующим органом на основании документов, представленных при государственной регистрации, которые являются частью государственного реестра.
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона о государственной регистрации государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Таким образом, положениями Закона о государственной регистрации установлен заявительный порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и внесения соответствующих сведений в ЕГРИП.
Согласно сведениям ЕГРИП Данилов М.В. на основании представленных им документов для государственной регистрации, 21.09.2006 зарегистрирован ИФНС России по Московскому району г.Нижнего Новгорода (на момент осуществления регистрационных действий являлась уполномоченным регистрирующим органом; переименована 14.12.2020 г. в результате реорганизации в Межрайонную ИФНС России №21 по Нижегородской области) (далее - налоговый орган) в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП *).
При этом, исходя из имеющихся в распоряжении налоговых органов документов следует, что Данилов М.В., являясь гражданином Российской Федерации, постоянной регистрации по месту жительства не имеет, однако был зарегистрирован по адресу места пребывания сроком с 13.09.2006 по 13.07.2007 (свидетельство о регистрации по месту пребывания от 13.09.2006 №900) и с 13.07.2007 по 13.02.2009 (свидетельство о регистрации по месту пребывания от 13.07.2007 *) (л.д.19-208 т.2). Также административным истцом суду предоставлена копия справки АО «Домоуправляющая компания Московского района» о том, что Данилов М.В. был зарегистрирован по адресу: г.Н.Новгород, *** 09.02.2009г. по 09.08.2010г., данная справка в налоговый орган Даниловым М.В. не предоставлялась (л.д.134 т.1).
Согласно адресной справки УВМ ГУ МВД России по Нижегородской обл. Данилов М.В. зарегистрированным (снятым с регистрационного учета) по г.Н.Новгороду и Нижегородской обл. не значится (л.д.151 т.1).
Из ответа на судебный запрос ОСФР по Нижегородской обл. следует, что Данилов М.В. состоял на учете в ОСФР по Нижегородской обл. в качестве индивидуального предпринимателя с 21.09.2006г. по 17.11.2020г. Согласно выписке из ЕГРП Данилов М.В. зарегистрирован по адресу: *** Информацией об изменении места пребывания Данилова М.В. ОСФР по Нижегородской обл. не располагает (л.д.105 т.3)
С 01.09.2020 вступили в силу изменения в Закон о государственной регистрации, наделяющие регистрирующие органы правом исключать из ЕГРИП индивидуальных предпринимателей, признанных фактически недействующими.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 22.4 Закона о государственной регистрации индивидуальный предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность в случаях, если к моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия:
-истекло пятнадцать месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних пятнадцати месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
-индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Недействующий индивидуальный предприниматель может быть исключен из ЕГРИП в порядке, установленном положениями пункта 22.4 Закона о государственной регистрации.
Порядок исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению регистрирующего органа включает в себя, в том числе, принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении индивидуального предпринимателя из ЕГРИП; опубликование сведений о принятии решения о предстоящем исключении в органах печати в целях информирования лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП; в случае отсутствия в течение одного месяца после опубликования сведений заявлений от лиц, заинтересованных в сохранении действующего статуса исключаемого предпринимателя, регистрирующий орган исключает индивидуального предпринимателя из ЕГРИП путем внесения в него соответствующей записи.
В рассматриваемом случае, установив у Данилова М.В. наличие признаков недействующего предпринимателя, регистрирующим органом принято решение от ЧЧ*ММ*ГГ** о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП, о чем в государственный реестр внесена запись от ЧЧ*ММ*ГГ* ГРН *.
Информация о принятом решении о предстоящем исключении предпринимателя Данилова М.В. из ЕГРИП и о порядке и сроках направления заявлений заинтересованных лиц, с указанием адреса регистрирующего органа, по которому могут быть направлены данные заявления (603005, ***), опубликована регистрирующим органом в журнале «Вестник государственной регистрации» от 30.09.2020 *. Указанные сведения также размещены в сети «Интернет» на официальных сайтах журнала «Вестник государственной регистрации» * и Федеральной налоговой службы www.nalog.gov.ru в электронном сервисе «Прозрачный бизнес» (л.д.169 т.2).
По истечении одного месяца с даты со дня опубликования решения о предстоящем исключении, ввиду отсутствия заявлений заинтересованных лиц регистрирующим органом, в соответствии с пунктом 5 статьи 22.4 Закона о государственной регистрации, принято решение от ЧЧ*ММ*ГГ**-И о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от 17.11.2020 ГРН * об исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП (л.д.207-208 т.2).
Довод административного истца о наличии у регистрирующего органа обязанности прекратить у Данилова М.В. статус индивидуального предпринимателя в 2010 году в связи с окончанием срока регистрации по месту пребывания, не основан на нормах права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 5 Закона о государственной регистрации в ЕГРИП содержатся сведения об адресе месте жительства индивидуального предпринимателя. Однако требование о включении в указанный реестр сведений о сроках регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания положениями пункта 2 статьи 5 Закона о государственной регистрации не установлено.
Требование о включении в ЕГРИП сведений о виде, данных и сроке действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации, установлено для иностранных граждан и лиц без гражданства (подпункт «и» пункта 2 статьи 5 Закона о государственной регистрации).
Также именно для иностранных граждан и лиц без гражданства положениями пунктов 6 и 11 статьи 22.3 Закона о государственной регистрации предусмотрена государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации.
Лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, вправе проживать на территории Российской Федерации вне зависимости от наличия регистрации.
В соответствии с пунктом 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242- 1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон №5242-1) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, государственная регистрация прекращения деятельности лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, допускается только в отношении иностранных граждан либо лиц без гражданства.
Кроме того, в действующей до 01.07.2011 редакции Закона о государственной регистрации положениями пункта 4 статьи 5 указанного закона для индивидуальных предпринимателей предусматривалась обязанность самостоятельно уведомить регистрирующий орган об изменении сведений о месте жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок прекращения регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и перечень необходимых для государственной регистрации документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган, установлен пунктом 1 статьи 22.3 Закона о государственной регистрации.
Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе в установленном порядке прекратить свой статус путем обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов - подписанного предпринимателем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, которое может быть подано заявителем в регистрирующий орган лично или направлено по почте (статьи 8, 9 и 22.3 Закона).
Учитывая изложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что с заявлением о регистрации прекращения его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Данилов М.В. в регистрирующий орган в спорный период не обращался, суд приходит к выводу о том, что решение MP ИФНС №15 России по Нижегородской области от 17.11.2020 года № 1333-И о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Данилова М.В. соответствовало требованиям закона, оснований для признания его недействительным и незаконным не имеется.
В удовлетворении требования Данилова М.В. о признании недействительным и незаконным решения MP ИФНС №15 России по Нижегородской области от 17.11.2020 года № 1333-И о закрытии ИП удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.22.4 ч.6 Закона о государственной регистрации исключение индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в течение одного года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Суд полагает, что срок обжалования решения от 17.11.2020г. № 133-И подлежит восстановлению, поскольку пропущен по уважительной причине. О данном решении административный истец узнал 18.06.2022г., что следует из его искового заявления, иной даты ответчик суду не предоставил. С жалобой в вышестоящий налоговый орган Данилов М.В. обратился 24.11.2022г., ответ на жалобу был дан 30.12.2022г. В суд административный истец обратился 16 января 2023г.
Также отсутствуют основания для удовлетворения искового требования об обязании налоговых органов исправить технические ошибки в ЕГРИП, в соответствии с предоставленными административным истцом документами при государственной регистрации временного ИП, а именно указать в ЕГРИП даты его временной регистрации по месту пребывания на основании свидетельств о его временной регистрации по следующим основаниям.
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" одним из принципов ведения государственных реестров является принцип единства и сопоставимости указанных в них сведений.
Внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абзац пятый пункта 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 10 Порядка ведения реестров технические ошибки в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ, исправляются по решению территориальных органов ФНС России, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в срок не более пяти рабочих дней со дня обнаружения территориальным органом ФНС России технической ошибки или получения заявления от любого заинтересованного лица о наличии такой технической ошибки.
По смыслу положений пункта 13 Порядка ведения реестров следует, что под содержанием технической ошибки понимаются сведения, включенные в записи ЕГРЮЛ и ЕГРИП, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи.
Согласно пп. «г», «д», «и» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в ЕГРИП содержатся сведения о гражданстве, месте жительства в Российской Федерации; вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства).
Поскольку законодательно не закреплена обязанность налоговых органов о включении в указанный реестр сведений о сроках регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, в данной части в удовлетворении иска суд отказывает.
Как следует, из ранее приведённых правовых оснований, не предприняв действий по исключению из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать страховые взносы, независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и факта получения дохода от этой деятельности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не установлено и не усматривается.
По требованиям административного истца о признании незаконными претензий по текущей задолженности по налогам и сборам в сумме 66961,62 руб., а также об актуальном отрицательном сальдо на даты, указанные в административном исковом заявлении от 30.11.2023г., от 16.11.2023г., а также о признании незаконным постановления налогового органа * от 21.03.2020г. о взыскании задолженности в сумме 36328,59 руб. суд находит следующее.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Вместе с тем статьей 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По смыслу данного положения, федеральный законодатель в процессе осуществления такого регулирования должен предусмотреть юридические механизмы поддержания правопорядка в этой сфере.
Следовательно, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года N 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации).
Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога, письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту сумму и соответствующие пени (пункт 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
1) В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период года,
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.
Учитывая, что в 2019г. Данилов М. В. являлся индивидуальным предпринимателем, ему за 2019 год начислены страховые взносы в размере 36328 руб., из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 29 354 руб.
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 6884 руб.
Поскольку страховые взносы не были уплачены в полном объеме в установленные сроки, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Росси: Федерации (далее - НК РФ) были начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
В соответствии со ст. 69 НК РФ Данилову М.В. было выставлено требование об налога, пени, штрафа, процентов от 13.01.2020 № 597, в котором предложено погасить задолженность в добровольном порядке до 05.02.2020.
В связи с неисполнением требования об уплате страховых взносов № 597 от 13.01.2020 Межрайонной ИФНС России № 15 по Нижегородской области принято решение * от 21.02.2020 о взыскании с ИП Данилова М.В. задолженности за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ в размере 36 328 руб. 59 коп.
В Московское районное отделение службы УФССП России по Нижегородской области 21.02.2020 направлено постановление * о взыскании задолженности за счет имущества на сумму 36 328 руб. 59 коп.
На основании Постановления Межрайонной ИФНС России № 15 по Нижегородской области от 21.02.2020 * о взыскании с ИП Данилова М.В. задолженности за счет имущества на сумму 36 328 руб. 59 коп. Московским районным отделением службы УФССП России по Нижегородской области 26.02.2020 возбуждено исполнительное производство *-ИП.
В рамках исполнительного производства *-ИП, в ноябре 2022 года с Данилова М.В. взыскана задолженность в размере 20 803 руб. 77 коп., из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размер: взносы - 16 523 руб. 81 коп., пени -41 руб. 30 коп.
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере: взносы - 4 229 руб. 02 коп., пени - 9 руб. 64 коп.
Задолженность была взыскана двумя платежами: 14.11.2022г. – 1053,77 руб., 15.11.2022г. -19750 руб. (л.д.3,4 т.3).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Московского РОСП г.Н.Новгорода от исполнительного производства *-ИП окончено.
Истец просит суд о восстановлении срока обжалования постановления * от 21.02.2020 года MP ИФНС № 15 по Нижегородской области, Однако суд находит данные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку срок на обжалование постановления * от 21.02.2020 года М. И.* по Нижегородской области Даниловым М.В. не пропущен, о данном постановлении он узнал 14 ноября 2022г., когда у него со счета были списаны денежные средства по исполнительному производству *-ИП, а в суд он обратился 16.01.2023г.
Довод административного истца о том, что постановление * от 21.02.2020 года является незаконным полагая, что страховые взносы начислены незаконно, он в 2019году не являлся индивидуальным предпринимателем, суд находит не обоснованным, поскольку на дату принятия налоговым органом постановления * от ЧЧ*ММ*ГГ* Данилов М.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, из реестра индивидуальных предпринимателей он был исключен только 17.11.2020г. в соответствии с законом, как указано выше, следовательно, налоговым органом обоснованно были начислены страховые взносы за 2019 г. Порядок взыскания, установленный Налоговым Кодексом РФ, не нарушен. Оснований для освобождения от уплаты страховых взносов за 2019г., установленных постановлением * от 21.02.2020 года, не имеется.
Как указано было в расчете задолженности от 30.05.2023г. у Данилова М.В. имелась текущая задолженность в сумме 66961,62 руб. в том числе:
--По страховым взносам на обязательное медицинское страхование: 10074,54 руб., в том числе за налоговый период 2019 г. - 2654,98 руб., за 2020 г. - 7419,56 руб.
-По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: 30721.32 руб., в том числе за налоговый период 2019 г. -12830,19 руб., за 2020 г. - 17891,13 руб., пени в размере: 26165,76 руб.
Однако, согласно письменного отзыва Межрайонной ИФНС № 21 от от 01.12.2023г. (л.д.154-156 т.4), Данилову М. В. в 2023 году произведено списание задолженности по состоянию на 01.01.2023 в размере 75 860 руб. 17 коп., из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии в размер 62 775 руб. 19 коп.: за 2017 год - в размере 23 400 руб., за 2018 год - 26 545 руб., за 2019 год - 12 830 руб. 19 коп. (остаток непогашенной задолженности);
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере 13 084 руб. 98 коп.: за 2017 год - в размере 4 590 руб., за 2018 год - 5 840 руб., за 2019 год - 2 654 руб. 98 коп. (остаток непогашенной задолженности).
По решению вышестоящего налогового органа от 20.09.2023 Данилову М. В. произведено списание задолженности по пеням в размере 14 086 руб. 53 коп.
Таким образом, на сегодняшний день, задолженность по оспариваемому постановлению * от 21.02.2020 года отсутствует, права административного истца не нарушены.
Согласно письменного отзыва Межрайонной ИФНС № 21, у Данилова М.В. на 29.11.2023г. имеется непогашенная задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за 2020г. в размере 17 891 руб. 13 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за 2020г., в размере 7 419 руб. 56 коп., а также пени в сумме 13776 руб.97 коп. (л.д.155 (об) т.4).
Как следует из материалов дела, Данилову М.В. было выставлено требование * от 09.02.2021г. о взыскании страховых взносов за 2020г. со сроком уплаты до 06.04.2021г.
В связи с наличием у Данилова М.В. задолженности за 2020 год Межрайонной ИФНС России № 18 по Нижегородской области (далее — Долговой центр) в судебный участок № 1 Московского судебного района города Нижнего Новгорода направлено заявление от 24.05.2021 * о вынесении судебного приказа на сумму 25 554,52 руб. в том числе: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за периоды, начиная с января 2017г. в размере 17 891 руб. 13 коп., пеня в размере 172 руб. 32 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за периоды, начиная с января 2017г., в размере 7 419 руб. 56 коп., а также пени в сумме 71 руб.48 коп
Мировым судьей судебного участка № 1 Московского судебного района города Нижнего Новгорода вынесен судебный приказ от 02.08.2021 № 2а-* на сумму 25 554,52 руб. В связи с представлением 05.12.2021 Даниловым М.В. возражений о вынесении судебного приказа, мировым судьей судебного участка *М. судебного района города Нижнего Новгорода 26.07.2022 вынесено определение об отмене судебного приказа от 02.08.2021 * на сумму 25 554,52 руб.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности в отношении Данилова М.В. на общую сумму 25 554,52 руб. направлено Межрайонной ИФНС № 18 по Нижегородской обл. в Московский районный суд г.Нижнего Новгорода 23.11.2023г. вместе с ходатайством о восстановлении срока уже в ходе рассмотрения настоящего дела. Данное административное исковое заявление принято к производству судом 27.11.2023 и возбуждено административное дело *а-96/2024, которое до настоящего времени не рассмотрено. Суд полагает, что в данном производстве не может быть решен вопрос об освобождении административного истца от уплаты данной задолженности, поскольку вопрос о восстановлении срока на обращение в суд находится в компетенции суда рассматривающего дело *а-96/2024. Наличие судебного решения, которым будет подтверждена невозможность взыскания задолженности в связи с истечением срока взыскания, является основанием для налогового органа для признания задолженности безнадежной к взысканию и включения ее из ЕНС физического лица (пп.5 п.3 ст.44 и пп.4 п.1 ст.59 НК РФ).
Таким образом, исковые требования Данилова М.В. о признании отсутствующими претензий по имеющейся задолженности по уплате страховых взносов за 2020 г. и пени по ним, выставленные на основании требования № * от 09.02.2021г., удовлетворению не подлежат.
Судом также установлено, что решением MP ИФНС № 18 по Нижегородской области * от ЧЧ*ММ*ГГ*г. с Данилова М.В. взыскана задолженность в сумме 38703 руб. на основании требования № 2722 от 27.06.2023г. (л.д.143 т.4).
Согласно требования № 2722 от 27.06.2023г. Данилову М.В. выставлены к уплате:
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за 2020г. в размере: взносы - 17 891 руб. 13 коп.
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за 2020г.: взносы - 7 419 руб. 56 коп. и пени, на общую сумму 51718,05 руб.
Однако ранее, как указано выше, по тем же недоимкам за 2020г. уже было выставлено требование * от 09.02.2021г., по которому производится судебное взыскание.
Как указывалось выше, взыскание налога с организации или ИП производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося ИП, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Налоговый орган воспользовался правом на обращение в суд в порядке ст. 48 НК РФ, следовательно, в случае утраты налогоплательщиком статуса ИП, в отношении которого применены судебные меры принудительного взыскания, налоговым органам право повторного взыскания налоговой задолженности с использованием процедуры, предусмотренной статьей 46 НК РФ не предоставляется.
Следовательно, при наличии возбужденного в суде административного дела о взыскании с физического лица Данилова М.В. задолженности по страховым взносам за 2020г. налоговый орган незаконно вынес решение * от 24 октября 2023г. о взыскании задолженности в сумме 38703 руб. по страховым взносам за тот же налоговый период с Данилова М.В. как с индивидуального предпринимателя. Таким образом, требование административного истца о признании незаконным решение Межрайонной ИФНС № 18 по Нижегородской области № 3147 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах истца в банках, а также электронных денежных средств от 24 октября 2023 г. о взыскании недоимки в сумме 38703,79 руб., из них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 17891,13 руб. за 2020г., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 7419,56 руб. за 2020г., а также пени в сумме 13393 руб. 10 коп. подлежит удовлетворению.
Кроме того, административным истцом заявлено требование о признании незаконным требования № 2722 от 27.06.2023г. о выставлении ему к уплате повторно требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за 2020г. в размере: взносы - 17 891 руб. 13 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за 2020г.: взносы - 7 419 руб. 56 коп., пени, на общую сумму 51718,05 руб.
Суд полагает данное требование является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
С 01.01.2023 вступили в силу положения Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которые вводят понятие Единого налогового счета.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (далее - ЕНП), и денежным выражением совокупной обязанности.
В случае если сумма ЕНП на ЕНС превышает совокупную обязанность, образуется положительное сальдо.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Согласно пункту 4 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
В соответствии с ч.1 ст. 69 Налогового Кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, повлекшее формирование отрицательного сальдо ЕНС, является основанием для направления налоговым органом требования об уплате задолженности (далее также - требование) и принудительного взыскания задолженности.
Согласно п.9 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ (ред. от 27.11.2023) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом следующих особенностей: требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) (п.п.1).
Таким образом, сальдо ЕНС на 01.01.2023 формируется на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 данных, в частности, о суммах неисполненных (до 01.01.2023) обязанностей налогоплательщика по уплате налогов (кроме тех, по которым истек срок взыскания). При этом требование об уплате задолженности, направленное после 01.01.2023, прекращает действие требований, направленных до 31.12.2022 (включительно), если налоговым органом не были приняты меры взыскания на основании таких требований (п. п. 2, 3 ст. 45, ст. 48, п. 1 ст. 69 НК РФ; п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 9 ст. 4 Закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
Таким образом, поскольку по требованию № 5921 от 09.02.2021г. о взыскании страховых взносов за 2020г. уже были приняты меры судебного взыскания, следовательно, повторно требование о взыскании налогов за тот же период не может быть выставлено, что может привести к повторному взысканию. Однако уведомление о наличии отрицательного сальдо по ЕНС не может быть признано незаконным, поскольку как указано выше, такая задолженность у Данилова М.В. в связи с неуплатой страховых взносов за 2020г. имеется и вопрос о ее взыскании в судебном порядке не разрешен.
Требование об обязании указать налоговым органам на необходимость соблюдать решение мирового судьи судебного участка № 1 Московского района г. Нижнего Новгорода, в связи с вынесением 26.07.2022г. определения об отмене судебного приказа по делу *а*, удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку обязанность исполнять судебные приказы, изданные мировыми судьями по административным делам возложена на налоговые органы законодательно, возложение дополнительной обязанности судебным решением не требуется.
Кроме того, в том смысле как административный истец просит исполнять судебный приказ в данном случае применимо быть не может, поскольку его отмена не препятствует налоговому органу обратиться в суд общей юрисдикции с исковым заявлением о взыскании недоимки в соответствии с ч.3 ст. 48 НК РФ, чем и воспользовался налоговый орган обратившись в суд с административным иском, который рассматривается в рамках административного дела *а*.
Таким образом, в удовлетворении данного требования суд административному истцу отказывает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Данилова М.В. удовлетворить частично.
Восстановить срок обжалования решения Межрайонной Инспекции ФНС № 15 по Нижегородской области от 17.11.2020 года *-И.
Признать незаконными требование * от 27.06.2023г. и принятое на основании него решение Межрайонной ИФНС № 18 по Нижегородской области * от 24.10.2023г. о взыскании с Данилова М. В. задолженности за счет денежных средств на счетах в банках, а также электронных денежных средств в пределах суммы отрицательного сальдо ЕНС в сумме 38703,79 руб.
Признать отсутствующей задолженность Данилова М. В. по уплате недоимки в сумме 39087 руб. 79 коп., выставленной налоговым требованием № 2722 об уплате задолженности по состоянию на 27 июня 2023г.
В удовлетворении остальной части административного иска Данилова М.В. к Межрайонной Инспекции ФНС № 21 по Нижегородской области, Межрайонной Инспекции ФНС № 18 по Нижегородской области, Межрайонной Инспекции ФНС № 15 по Нижегородской области о:
- признании недействительным и незаконным решение MP ИФНС №15 России по Нижегородской области от 17.11.2020 года *-И о закрытии ИП Данилова М.В.,
- обязании налоговые органы исправить технические ошибки в ЕГРИП, в соответствии с предоставленными им документами при государственной регистрации временного ИП,
- восстановлении срока обжалования постановления * от 21.02.2020 года MP ИФНС № 15 по Нижегородской области,
- признании незаконным постановления * от 21.02.2020 года MP ИФНС № 15 по Нижегородской области,
- о признании незаконными претензии по текущей задолженности по налогам, сборам и отчисления в Пенсионный фонд и фонд медицинского страхования, на 30.05.2023 г в сумме 66961,62 руб.,
- о признании незаконными уведомлений о наличии отрицательного сальдо ЕНС,
- обязании Межрайонную Инспекцию ФНС № 18 по Нижегородской области соблюдать вступившее в законную силу постановление по делу № 2а-* мирового суда судебного участка № 1 Московского района г.Н.Новгорода отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ЧЧ*ММ*ГГ*
Судья И.В. Лопатина