Дело № 2а- 1807/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2016 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Устьянцевой-Мишневой О.О.,
при секретаре Зябликовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконными действий должностного лица органа местного самоуправления председателя Комсомольской-на-Амуре городской Думы ФИО2 по воспрепятствованию публикации депутатского отчета в виде статьи, возложении обязанности по принятию мер для публикации депутатского отчета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. ФИО1 является депутатом Комсомольской-на-Амуре городской Думы а также руководителем фракции КПРФ. В (дата) он направил в газету «Дальневосточный Комсомольск» отчет о своей деятельности в виде статьи «Теневой мэр». Газета «Дальневосточный Комсомольск» не стала печать указанный отчет, поскольку председатель Комсомольской-на-Амуре городской Думы ФИО2 решила, что статья ФИО1 не может считаться отчетом депутата. Все депутаты от политической партии «Единая Россия», изъявившие желание опубликовать свои отчеты в газете, воспользовались этим правом. Из средств муниципального бюджета по муниципальному контракту (№) от (дата) газета «Дальневосточный Комсомольск» получила оплату за публикацию отчетов депутатов. Председатель Комсомольской-на-Амуре городской Думы не наделена правом цензурировать выступления депутатов и определять, что является отчетом. Частью 1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено: «Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий». Пунктом 4 части 1 статьи 220 КАС РФ предусмотрено, что в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями). Председатель Комсомольской-на-Амуре городской Думы воспрепятствовала опубликованию отчета в муниципальной газете. Пунктом 6 части 1 статьи 220 КАС РФ предусмотрено, что в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием). Частью 2 статьи 19 Конституции РФ установлено: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Председатель Комсомольской-на-Амуре городской Думы, являясь председателем местного отделения политической партии «Единая Россия» нарушила права истца, гарантированные частью 2 статьи 19 Конституции РФ. Частью 9 статьи 208 КАС РФ «Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим» установлено: «При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса». Статья 218 КАС РФ «Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению» не содержит требования о наличии у административного истца высшего юридического образования. Просит суд признать незаконными действия председателя Комсомольской-на-Амуре городской Думы по воспрепятствованию публикации депутатского отчета в виде статьи «Теневой мэр». Обязать председателя Комсомольской-на-Амуре городской Думы принять необходимые меры для публикации депутатского отчета в виде статьи «Теневой мэр».
Административный истец ФИО1 в ходе судебного разбирательства настаивал на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям. Дополнительно суду пояснил, что он является оппозицией по отношению к политической партии «Единая Россия», что является, по его мнению, мотивом для неопубликования отчета. Не оспаривает то обстоятельство, что отчеты других депутатов были опубликованы в СМИ, однако это были отчеты депутатов лояльно настроенных к правящей партии, тогда как он и ФИО3, являясь членами партии КПРФ активно критикуют действующее руководство города. Ранее на обсуждение большого количества вопросов уходило минимум времени, тогда как сейчас, с его приходом, депутаты активно обсуждают важные вопросы. Никаким нормативным актом форма отчета депутата не предусмотрена, в связи с чем необоснованным является отказ от опубликования его отчета в СМИ.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, административный иск не признала. Суду пояснила, что ФИО2 является председателем Комсомольской-на-Амуре городской Думы, о чем имеется соответствующие постановления. Она отвечает за расходные обязательства Комсомольской-на-Амуре городской Думы, в том числе и за порядок опубликования отчетов депутатов. Когда ФИО1 предоставил председателю Думы свой отчет, ФИО2 пригласила ФИО1 на беседу и сообщила, что статья, которую ФИО1 желает опубликовать за счет бюджетных средств, не является отчетом. Предложила ФИО1 представить именно отчет о своей деятельности. Поскольку ФИО1 другой отчет для опубликования не представил, то ФИО5 вынесла вопрос о возможности опубликования данной статьи в СМИ на обсуждение на заседание городской Думы. Согласно протоколу заседания Думы рассматривался вопрос 4.2 об опубликовании отчета ФИО1, депутаты проголосовали «против» опубликования данного отчета. ФИО1 присутствовал на данном заседании, но удалился после обсуждения третьего вопроса. Также пояснила, что формы отчета действительно нет, но имеются общие положения организации и деятельности думы. Согласно п.13 Положения о городской Думе указаны формы работы Думы, анализируя которые, можно сделать вывод о проделанной депутатами работе. Отчет ФИО1 представлял собой критику других депутатов, работы мэра, но никак не отражал результаты проведенной им работы. Полагает, что дискриминации в отношении депутата ФИО1, выразившейся в неопубликовании его отчета не имело место, поскольку отчеты других депутатов, которые являются членами других партий и беспартийных, были опубликованы. Также полагает, что фактически ФИО2 не отказала в опубликовании отчета, а лишь предоставила ФИО1 возможность представить отчет именно о его деятельности. Кроме того, обращает внимание суда, что решение не опубликовывать «отчет» было принято органом, а не председателем Думы ФИО2 Также пояснила, что ФИО2, как лицо ответственное за выполнение муниципальных контрактов по опубликованию отчетов депутатов в СМИ направляет отчеты в редакцию газеты «Дальневосточный Комсомольск». Отчет депутата ФИО1 «Теневой мэр» не был направлен ФИО5 для опубликования. Полагает, что ФИО1 за счет собственных средств вправе публиковать различные статьи в СМИ, в том числе в Интернет ресурсах, чем он активно пользуется, однако за счет бюджетных средств он вправе публиковать именно отчет о проделанной им работе.
Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения истца ФИО1, представителя ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Следовательно, для признания действий или бездействия ответчика незаконным необходимо наличие одновременно нескольких условий: нарушение прав и свобод заявителя; создание препятствий к осуществлению заявителем его прав и свобод; незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей или незаконное привлечение к ответственности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства ФИО1 является депутатом Комсомольской-на-Амуре городской Думы.
Судом также установлено, что на основании решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы (№) от (дата)ФИО2 избрана председателем Комсомольской-на-Амуре городской Думы шестого созыва. На основании распоряжения (№) от (дата)ФИО2 вступила в должность председателя Думы.
В соответствии с порядком исполнения расходных обязательств Комсомольской-на-Амуре городской Думы по размещению отчетов депутатов Комсомольской-на-Амуре городской Думы в средствах массовой информации на территории МОГО «Город Комсомольск-на-Амуре, утвержденным постановлением председателя думы от (дата)(№), контроль за исполнением данного постановления возложен на председателя думы ФИО2
В соответствии с п.5 данного порядка для размещения отчетов в СМИ в следующем году депутат в срок до 01 ноября текущего года представляет заявление на имя председателя Думы. В соответствии с п.6 Порядка на основании резолюции председателя Думы на заявлении депутата о размещении отчетов в СМИ уполномоченные специалисты формируют план-график закупок городской Думы на очередной год в соответствии с Федеральным законом от 05.03.2013 года №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», после чего в установленные сроки готовят и направляют в отдел организации закупок техническое задание об организации закупок по размещению отчетов депутатов в СМИ.
В соответствии с п.9 Порядка после размещения отчетов депутатов в СМИ, на основании муниципального контракта проводится приемка и экспертиза размещенных отчетов депутатов в СМИ. Порядок приемки и экспертизы размещенных отчетов в СМИ определяется распоряжением председателя городской думы.
Постановлением (№) от (дата) председателя Комсомольской-на-Амуре городской Думы утвержден перечень эффективности деятельности депутатов Комсомольской-на-Амуре городской Думы. Согласно данному перечню критериями эффективности деятельности депутатов являются: количество избирателей на избирательном округе, характеристика избирательного округа, количество обращений граждан за отчетный период, качественный состав обратившихся, процент обращений граждан, снятых с контроля, посещено заседаний думы, депутатских слушаний, заседаний постоянных комиссий, участие в работе временных комиссий, рабочих групп, количество разработанных депутатом и принятых городской Думой проектов решений, количество внесенных депутатом поправок к проектам решений, количество выступлений в СМИ, взаимодействие с территориальными органами местного самоуправления, ветеранскими организациями, другими общественными объединениями, количество приемов, количество встреч в округе. Приложением (№) к перечню эффективности установлена методика оценки эффективности деятельности депутатов Комсомольской-на-Амуре городской Думы.
Согласно заявлению от (дата)ФИО1, в 2015 году указанный депутат планировал в первом полугодии выступить в средствах массовой информации, в печатных изданиях планировал выступать ежеквартально.
Согласно предоставленной ФИО1 информации от (дата)ФИО2 предложила представить для опубликования отчет депутата.
Депутатом ФИО1 представлен отчет под названием «Теневой мэр».
Согласно выписке из протокола заседания Думы от (дата)(№) депутатами ставился на обсуждение вопрос (№).2 из разряда «разное» «Об опубликовании отчета депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы ФИО1». Депутаты численностью (№) человек голосовали «против», «за» и «Воздержались» голосов не имелось. Указанное решение депутаты приняли, поскольку «отчет» не содержит аналитической информации о деятельности самого депутата, а именно: не проведен анализ по трем основным направлениям деятельности депутата (правотворческая деятельность и инициатива, контрольная функция, работа с населением).
Анализируя «отчет» депутата ФИО1, суд приходит к следующему.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от (дата)(№) утверждено Положение о Комсомольской-на-Амуре городской Думе.
Комсомольская-на-Амуре городская Дума является представительным органом муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
В силу п.5 Положения основной деятельность городской Думы является правотворчество: разработка, рассмотрение и принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Порядок организации деятельности Думы, основные правила и процедуры устанавливаются Регламентом Думы.
Согласно главе 2 Положения, п.13 формами работы городской Думы являются: деятельность постоянных и временных комиссий городской Думы, рабочих групп, депутатских объединений, в том числе заседания, посещение организаций, учреждений, предприятий, мест массового скопления людей, расположенных на территории города; депутатские слушания; подготовка депутатами проектов муниципальных правовых актов; участие в подготовке проектов законов Хабаровского края; участие в выполнении поручений Думы, поручений председателя Думы; участие в публичных мероприятиях, проводимых на территории города; работа депутатов с обращениями граждан; участие депутатов при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы избирателей, в органах государственной власти, местного самоуправления, организациях, общественных объединениях; встречи депутатов с избирателями; мероприятия с избирателями; отчеты депутатов перед избирателями; прием избирателей депутатами; выступления по вопросам депутатской деятельности в СМИ; размещение отчетов в СМИ.
В соответствии со ст.1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии со ст.5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Анализируя «отчет» депутата ФИО1, предложенный председателю думы для передачи и опубликования в СМИ, суд приходит к выводу о том, что данный «отчет» не содержит сведений о деятельности ФИО1, как депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы, тогда как содержит сведения о работе, мэра города ФИО6, депутата ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ушедшего с поста мэра – ФИО10, а также оппозиционные высказывания в адрес политической партии «Единая Россия». Кроме того, содержатся сведения о желании ФИО1 принять участие в качестве кандидата на должность мэра города.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отчет о результатах своей деятельности, характер которой отражен в п.13 Положения о Комсомольской-на-Амуре городской Думе, ФИО1 для опубликования не представил.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что председателем городской Думы ФИО2 права и законные интересы ФИО1 не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 о признании незаконными действий должностного лица органа местного самоуправления председателя Комсомольской-на-Амуре городской Думы ФИО2 по воспрепятствованию публикации депутатского отчета в виде статьи, возложении обязанности по принятию мер для публикации депутатского отчета, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья О.О.Устьянцева-Мишнева