ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1808/20 от 21.01.2021 Кольского районного суда (Мурманская область)

*** Дело № 2а-65/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2021 года г. Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Пелепца Е.Л.,

при секретаре Андроповой О.А.,

с участием административного истца Гашимова Р.М.о.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гашимова Р.М.о. к администрации г.п.Верхнетуломский Кольского района Мурманской области о возложении обязанности по направлению в уполномоченный орган уведомления об исключении многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта,

УСТАНОВИЛ:

Гашимов Р.М.о. обратился в Кольский районный суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области о возложении обязанности по направлению в уполномоченный орган уведомления об исключении многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта. В обоснование искового заявления указал на то, что многоквартирный дом адрес*** принадлежит ему на праве собственности, введен в эксплуатацию ***. При этом с момента ввода в эксплуатацию капитальный ремонт дома не проводился, по информации администрации городского поселения Верхнетуломский износ дома составляет 100%, до настоящего времени все собственники квартир в данном доме платят за капитальный ремонт. Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на нормы ч.2 ст.168 Жилищного кодекса РФ, просит суд возложить на администрацию городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области обязанность по направлению в уполномоченный орган уведомления об исключении многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта.

Административный истец Гашимов Р.М.о. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен судом надлежащим образом. В представленном письменном отзыве просил производство по делу прекратить в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда по гражданскому делу

Представители заинтересованных лиц Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области», в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела извещены судом надлежащим образом. В представленных письменных возражениях просили отказать в удовлетворении заявления.

Представитель заинтересованного лица ГОБУ «Центр технической инвентаризации», судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен судом надлежащим образом возражений, ходатайств не представил.

В силу ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка лиц, участвующих в деле, при наличии сведений об их надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания не препятствует рассмотрению дела.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке, поскольку у суда имеются сведения об извещении всех лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации, Кодексом и другими федеральными законами; жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.1 ст.167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:

1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;

3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора;

4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;

5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;

6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;

7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств;

9) устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.

Согласно ч.1 ст.168 Жилищного кодекса РФ в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В силу пункта 1 ч.2 ст.168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с ч. 6 ст. 168 Жилищного кодекса РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

На территории Мурманской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом от 24.06.2013 № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», в редакции от 08.07.2019 (далее Закон № 1631-01-ЗМО).

Во исполнение ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, ст. 1 Закона № 1631-01-ЗМО 31 марта 2014 года постановлением Правительства Мурманской области №168-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта.

В силу ч. 5 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 3 Закона № 1631-01-ЗМО региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется путем внесения в нее изменений.

Пунктом 1 ст. 3 Закона № 1631-01-ЗМО установлено, что актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется в таком же порядке, в котором осуществляется подготовка и утверждение такой программы.

Данный порядок установлен ст. 1 вышеназванного Закона, согласно которой разработка проекта региональной программы осуществляется уполномоченным Правительством Мурманской области исполнительным органом государственной власти Мурманской области (далее - государственный заказчик) в соответствии с методикой формирования региональной программы, утвержденной Правительством Мурманской области (далее - Методика). Проект региональной программы в соответствии с Методикой представляется государственным заказчиком на утверждение в Правительство Мурманской области. Утвержденная Правительством Мурманской области региональная программа размещается государственным заказчиком в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Правительства Мурманской области, а также в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в порядке, установленном частью 8 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется Министерством строительства Мурманской области.

В соответствии с Постановление Правительства Мурманской области от 10.09.2020 № 626-ПП «Об обеспечении организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области» при актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД и краткосрочных планов ее реализации учитываются результаты мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Мурманской области.

Согласно Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов в целях обеспечения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 10.09.2020 № 626-ПП «Об обеспечении организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», мониторинг проводится в отношении всех МКД, включенных в региональную программу. Предметом мониторинга является техническое состояние МКД - совокупность свойств МКД и его элементов, подверженная изменению в процессе ремонта, эксплуатации и характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот дом и его элементы. Лица, осуществляющие управление МКД, ежегодно до 1 марта предоставляют в органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области по месту нахождения соответствующего МКД в электронном виде по форме, утвержденной уполномоченным органом, актуальную информацию о техническом состоянии каждого МКД, в отношении которого осуществляется управление. Органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области ежегодно до 15 мая в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными региональным оператором, вносят актуальные сведения обо всех МКД, расположенных на территории муниципального образования и подлежащих включению в региональную программу, в программный комплекс, а также направляют их на бумажном носителе по форме, утвержденной уполномоченным органом, в адрес регионального оператора. Результаты мониторинга и решения, принятые в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, учитываются при актуализации региональной программы и краткосрочных планов ее реализации с учетом положений статей 4 - 5 Жилищного кодекса Российской Федерации

Такая актуализация проведена, в частности, Постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года № 168-ПП (ред. от 30.10.2020) «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы», которым в новую редакцию перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Мурманской области, подлежащих капитальному ремонту в 2014-2043 годах, включен жилой дом, расположенный по адрес*** в отношении которого установлены следующие сроки проведения капитального ремонта:

- внутридомовых инженерных систем электроснабжения и водоснабжения в период с 2041-2043 гг.;

- внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в период с 2041-2043 гг.;

- крыши – в период с 2040-2042 гг.;

- фасад дома, фундамент – в период с 2041-2043 г.г.

Таким образом, непосредственно именно вышеуказанное решение уполномоченного органа оказало влияние на права и обязанности административного истца, а не действия административного ответчика.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.4 Закона № 1631-01-ЗМО региональная программа включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Мурманской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также домов, в которых имеется менее чем три квартиры.

Согласно п.1 Методики формирования и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, утвержденной Постановление Правительства Мурманской области от 10.09.2020 № 626-ПП «Об обеспечении организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, и должна отвечать требованиям, изложенным в статье 4 Закона Мурманской области от 24.06.2013 № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области».

В судебном заседании установлено, что истцу Гашимов Р.М.о. с *** является собственником квартиры адрес***

Как следует из материалов дела и пояснений административного истца, указанный многоквартирный дом, *** года постройки, имеет фактический износ более 70 %.

Вместе с тем, в установленном Правительством РФ порядке решения о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу не принималось.

Таким образом, поскольку решения о признании многоквартирного дома, в котором расположена квартира административного истца, не принято и доказательств обратного суду истцом не представлено, исковые требования Гашимова Р.М.о. к администрации городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области о возложении обязанности по направлению в уполномоченный орган уведомления об исключении многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта, суд считает противоречащими указанным выше положениям ч.1 ст.167, ч.2 ст.168, ч.2 ст.169 Жилищного кодекса РФ, п.2 ч.1 ст.4 Закона № 1631-01-ЗМО, согласно которым региональная программа включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Мурманской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также домов, в которых имеется менее чем три квартиры.

Ссылки Гашимова Р.М.о. на то, что в силу ч.2 ст.168 Жилищного кодекса РФ многоквартирные дома со степенью физического износа в семьдесят процентов и выше не подлежат включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подлежат отклонению, поскольку из указанной нормы следует, что органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть приняты нормативно правовые акты, согласно которым в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов. Между тем, до настоящего времени указанных правовых актов органами государственной власти Мурманской области не принималось.

При таких обстоятельствах, суд считает заявленные требования неправомерными, в связи с чем в удовлетворении данного административного иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Гашимову Р.М.о. в удовлетворении административного иска к администрации г.п.Верхнетуломский Кольского района Мурманской области о возложении обязанности по направлению в уполномоченный орган уведомления об исключении многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Е.Л. Пелепец