ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1808/2022 от 06.10.2022 Красноармейского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1808/2022

УИД 23RS0021-01-2022-002451-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Станица Полтавская 06 октября 2022 года

Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Городецкой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Сапсай И.Н.,

с участием представителя административного истца по доверенности от 15.03.2022 года ФИО1,

представителя административного ответчика по доверенности № 168 от 17.03.2022 года ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района о признании отказа в предоставлении муниципальной услуги незаконным, обязании предоставить земельный участок для создания семейного (родового) захоронения и выдаче удостоверения,

установил:

ФИО6 обратилась в Красноармейский районный суд с иском к Администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района о признании отказа в предоставлении муниципальной услуги незаконным, обязании предоставить земельный участок для создания семейного (родового) захоронения и выдаче удостоверения.

Свои требования мотивировала тем, что 15.06.2022 года она обратилась в администрацию Новомышастовского поселения с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по предоставлению (резервированию) места для создания семейного (родового) захоронения на захоронении ФИО2, умершего 17.08.2021 года под будущие захоронения из расчёта на всех родственников на расположенном на земельном участке категории земель: земли населённых пунктов - станичное кладбище, расположенное по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ст-ца Новомышастовская, ул. Гагарина, 1-А в северо-западной стороне со стороны ул. Парижской и выдать удостоверение о семейном (родовом) захоронении.

Однако, на своё обращение получила отказ за подписью главы сельского поселения ФИО7, в котором администрация ссылается на то обстоятельство, что на кладбище отсутствуют свободные земельные участки, в связи с чем невозможно выделить свободные земельные участки под будущие захоронения.

Считает, что отказ Администрации Новомышастовского сельского поселения в предоставлении ей земельного участка на основании того, что нет свободных мест на кладбище, является незаконным, так как, помимо её умершего брата, рядом захоронения ФИО3, умерла 21.12.2011 года, ФИО4, умер 30.07.2016 года, составляет размер 49,105 кв.м., умершие лежат по всему периметру ограды и освобождение данного земельного участка возможно только после эксгумации и перезахоронения умерших родственников.

При этом, на данное захоронение никто не претендует и вряд ли будет претендовать в связи с чужими захоронениями так как никто не захочет хоронить своих родственников между чужими людьми и не захочет освобождения данного земельного участка путем эксгумации и перезахоронением умерших.

При подаче заявления о предоставлении муниципальной услуги она предоставила все необходимые документы - копию паспорта и само заявление, является дееспособной, на основании чего просит признать отказ Администрации Новомышастовского сельского поселения по оказанию ей муниципальной услуги по предоставлению (резервированию) места для создания семейного (родового) захоронения на захоронении ФИО2 под будущие захоронения из расчёта на всех родственников на расположенном на земельном участке незаконным и обязать Администрацию Новомышастовского сельского поселения предоставить (зарезервировать) ей земельный участок для создания семейного (родового) захоронения на захоронении ФИО2 и выдать ей удостоверение.

В судебное заседание административный истец ФИО6 не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения извещена должным образом, направила своего представителя.

Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, на удовлетворении настаивал.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, просил отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым по результатам рассмотрения заявления в установленный срок ФИО6 был направлен ответ с отказом в выделении земельного участка площадью 20 кв.м. под будущие захоронения её родственников, в связи с отсутствием на кладбище свободных земельных участков (отсутствие таких мест захоронения), которые могли бы быть зарезервированы под будущие захоронения родственников. Кроме того, данное кладбище не входит в перечень кладбищ, на которых могут быть предоставлены места для создания новых семейных (родовых) захоронений. Также, решением Красноармейского районного суда от 16.06.2022 года ФИО6 и ФИО10 обязали устранить препятствия в пользовании земельным участком, которое было оставлено без изменения Краснодарским краевым судом от 22.09.2022 года, однако, до настоящего времени не исполнено.

С учётом положений статьи 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных административных исковых требований, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, приходит к следующему.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как следует из части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ на лицо, обратившееся с иском в суд, возложена обязанность доказать нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и следует из материалов дела, что письмом Администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района за подписью главы ФИО7 от 15.07.2022 года ФИО6 было отказано в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению (резервированию) места для создания семейного (родового) захоронения на захоронении ФИО2, умершего 17.08.2021 года под будущие захоронения из расчёта на всех родственников на расположенном на земельном участке категории земель: земли населённых пунктов - станичное кладбище, расположенное по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ст-ца Новомышастовская, ул. Гагарина, 1-А в северо-западной стороне со стороны ул. Парижской и выдаче удостоверения о семейном (родовом) захоронении.

Отказ был мотивирован отсутствием на кладбище свободных земельных участков (отсутствие таких мест захоронения), которые могли бы быть зарезервированы под будущие захоронения родственников. Кроме того, данное кладбище не входит в перечень кладбищ, на которых могут быть предоставлены места для создания новых семейных (родовых) захоронений. (лист дела 11)

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона Краснодарского края № 666-КЗ от 04.02.2004 года «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее по тексту - Закона) семейные (родовые) захоронения - места захоронения, предоставляемые на общественных кладбищах для погребения трёх и более умерших родственников.

Места для создания семейных (родовых) захоронений предоставляются как непосредственно при погребении умершего, так и под будущие захоронения.

Пунктами 3, 4 Закона установлено, что при предоставлении места родственного захоронения выдаётся свидетельство о регистрации родственного захоронения уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела. Форма свидетельства о регистрации родственного захоронения утверждается органом местного самоуправления.

Лицу, на которое зарегистрировано родственное захоронение, предоставляется право быть в дальнейшем погребённым на данном месте захоронения, а также разрешается производить погребение на месте захоронения супруга и близких родственников умершего.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Актом осмотра земельного участка на общественном кладбище ст-цы Новомышастовской на ул. Гагарина, 1А от 18.05.2022 года комиссией было установлено, что на указанном заявителем земельном участке помимо указанного в заявлении захоронения брата ФИО2, имеются также одиночные захоронения её родственников мужа - ФИО4, умершего 30.07.2016 года и матери - ФИО3, умершей 21.12.2011 года.

Земельный участок вместе с вышеуказанными одиночными захоронениями ФИО2, ФИО3, ФИО4 по периметру огорожен изгородью их трубоквадратного профиля, окрашенного в серый цвет, высотой 0,6 м.. Размеры огороженного участка: ширина 8,1 м., длина 6,1 м., площадь огороженного участка составляет 49,4 м. кв..

Над всей площадью земельного участка построен навес из трубоквадратного профиля на стойках высотой 2,5 м., укрытого металлическим профилем зелёного цвета.

Одиночные захоронения ФИО2, ФИО3, ФИО4 располагаются в юго-восточной части огороженного земельного участка и занимают земельный участок площадью 26,73 кв. м. (8,1 м. х 3,3 м.).

Остальная часть огороженного земельного участка площадью 22,7 кв. м. (2,8 м. х 8,1 м.) занята размещёнными на нём двумя столами, четырьмя лавочками, тротуарной плиткой, ковровым покрытием, оградой и навесом.

Расстояние между расположенными в один ряд захоронениями ФИО3, ФИО4 и расположенным в другом ряду захоронением ФИО2 составляет 3 м.. (листы дела 51-60)

Пунктом 2 статьи 22 Закона установлено, что перечни кладбищ, на территории которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, утверждаются органами местного самоуправления в Краснодарском крае, в ведении которых находятся соответствующие общественные кладбища.

Подпунктом 3 пункта 11 Постановления администрации Новомышастовского сельского поселения от 21.05.2021 года № 159 «Об утверждении Положения об организации похоронного дела и содержании мест погребения на территории Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района» (далее по тексту - Постановления) установлено, что кладбище, расположенное по адресу ст-ца Новомышастовская, ул. Гагарина д. 1 «а» не входит в перечень кладбищ, на которых могут быть предоставлены места для создания новых семейных (родовых) захоронений.

В соответствии с пунктом 8.8. Положения «места родственных захоронений предоставляются (при наличии таких мест захоронения в соответствии с утверждённым перечнем) непосредственно при погребении умершего, то есть в день обращения в специализированную службу по вопросам похоронного дела с заявлением об оказании услуг по погребению в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению или в администрацию Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района с заявлением о предоставлении места родственного захоронения».

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании ФИО6 в нарушение указанного пункта Положения ни при погребении её матери ФИО3, ни в последующем при погребении умерших мужа ФИО4 и брата ФИО2 с заявлением о выделении ей земельного участка под организацию семейного (родового) захоронения с выдачей соответствующего удостоверения о регистрации семейного захоронения в администрацию не обращалась, а обратилась лишь 15.06.2022 года, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В соответствии с пунктом 9.11 Положения «Размеры бесплатно предоставляемых участков земли для погребения и размеры могил на территориях общественных кладбищ поселения составляют: для одиночного захоронения с учетом проходов и дорожек - 5 кв.м.; размер места родственного захоронения (при наличии таких мест захоронения в соответствии с утверждённым перечнем) определяется исходя из количества мест в его границах и того, что размер участка для каждого захоронения в границах родственного захоронения с учётом проходов и дорожек составляет 20 кв.м.; размер места семейного (родового) захоронения (при наличии таких мест захоронения в соответствии с утверждённым перечнем) - исходя из размера, установленного подпунктом 2 настоящего пункта и из количества умерших, но не более 20 квадратных метров».

В своём заявлении ФИО6 просила ей предоставить под семейное захоронение земельный участок площадью 20 кв.м. под будущие захоронения, без учёта уже расположенных на данном земельном участке трёх одиночных захоронений её родственников ФИО2, ФИО3, ФИО4.

Однако, в случае предоставления ей земельного участка для семейного захоронения под будущие захоронения площадью 20 кв.м., общая площадь семейного захоронения будет превышать допустимую и составит 35 кв.м..

Пунктом 10.1. Положения установлено, что «монтаж, демонтаж, ремонт, замена надмогильных сооружений (надгробий) и оград осуществляются на основании письменного уведомления администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района при предъявлении лицом, на которое зарегистрировано место захоронения (или по его письменному поручению иным лицом), паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, свидетельства о регистрации захоронения».

В соответствии с пунктом 10.2. Положения «Администрацией Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района осуществляется регистрация установки и замены каждого надмогильного сооружения, о чём делается соответствующая запись в книге регистрации надмогильных сооружений и в соответствующих свидетельствах о регистрации захоронения».

Как установлено в судебном заседании и не оспорено стороной административного истца после осуществления погребения умерших ФИО3, ФИО4, ФИО2 в нарушение вышеуказанных норм, ФИО6 самовольно установлена ограда вокруг одиночных захоронений умерших родственников на площади 49, 4 кв.м. (при разрешённой площади на три одиночных захоронения 15 кв.м.).

Таким образом, ФИО6 был осуществлён самовольный захват свободного от погребений земельного участка площадью 34,4 кв.м..

Данное обстоятельство также установлено решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 16.06.2022 года по делу, рассмотренному в порядке гражданского судопроизводства по иску администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района, которым ФИО6 обязали устранить препятствия в пользовании земельным участком, привести площади земельных участков под одиночными захоронениями ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, умершего 30.07.2016 года в соответствие с нормами законодательства, а именно, по 5 кв.м., под одиночные захоронения умерших ФИО3A. и ФИО4; устранить препятствия в пользовании истцом земельным участком с кадастровым номером 23:13:0901083:3, расположенным по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ст-ца Новомышастовская, ул. Гагарина, д. 1, общей площадью 59 870 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов - станичное кладбище, возложив на ФИО6 обязанность в течение 30 дней с даты вступления в силу решения демонтировать ограду, выступающую за границы мест захоронения и навес над одиночными захоронениями ФИО3, и ФИО4; обязать ФИО6 очистить свободный от захоронений земельный участок, расположенный между земельными участками с захоронениями умерших ФИО3 и ФИО4 и границей земельного участка с кадастровым номером 23:13:0901083:3 (кладбище) со стороны ул. Парижской, от посторонних предметов (стол, две лавочки, тротуарная плитка, ковровое покрытие), выступающих за границы мест захоронений. (листы дела 61-69)

По сведениям представителя административного ответчика данное решение оставлено без изменения апелляционной инстанцией Краснодарского краевого суда 22.09.2022 года, до настоящего времени указанное решение суда не исполнено, обратного в материалы дела стороной административного истца не представлено.

Согласно Федеральному конституционному закону от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Данные нормы также отражены в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (статья 13 ГПК РФ).

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на все территории Российской Федерации.

В силу статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу статьи 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Статья 61 КАС РФ устанавливает, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Как следует из статьи 62 указанного Кодекса лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно статье 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие с частью 1 статьи 59 КАС РФ и статьёй 84 КАС РФ суд оценивает доказательства и устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Кроме того, в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений Раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

С учётом изложенного, суд полагает, что административный истец не представил суду допустимых доказательства в обоснование исковых требований, учитывая возражения со стороны административного ответчика, установленные по делу обстоятельства, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Вопрос соблюдения сроков обжалования подлежит установлению независимо от того, заявлены ли в суде такие доводы.

Суд, проверяя срок обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением, нарушений не установил.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО6 к Администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района о признании отказа в предоставлении муниципальной услуги незаконным, обязании предоставить земельный участок для создания семейного (родового) захоронения и выдаче удостоверения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке путём подачи жалобы в Красноармейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 11.10.2022 года.

Судья

Красноармейского районного суда Городецкая Н.И.