ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1809/2017 от 10.11.2017 Бахчисарайского районного суда (Республика Крым)

Дело №2а-1809/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2017 года г. Бахчисарай

Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Готовкиной Т.С.

при секретаре судебного заседания Симоновой Ю.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай административное дело №2а-1809/2017 по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации города Бахчисарая Республики Крым о признании незаконным решения и понуждении к совершению определенных действий, -

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Бахчисарая Республики Крым о признании незаконными решений администрации города Бахчисарая Республики Крым – отказов в согласовании Главой ФИО4 , и от ДД.ММ.ГГГГ заявленных публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования и возложении обязанности согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

Исковые требования мотивированы тем, что, административные истцы обратились в администрацию г.Бахчисарай с уведомлениями о проведении трех публичных мероприятий, по результатам рассмотрения которых ДД.ММ.ГГГГ главой администрации ФИО4 было сообщено об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий.

Полагая такой отказ незаконным, административные истцы обратились в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с соответствующим административным исковым заявлением.

Административные истцы в судебное заседание не явились. О дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. К административному исковому заявлению административными истцами было подано ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика ФИО5 против удовлетворения заявленных требований возражал, указывая, что вынесенные административным ответчиком отказы в проведении заявленных публичных мероприятий являются законными, соответствуют требованиям действующего законодательства.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов при наличии соответствующего ходатайства последних.

Суд, заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав в их совокупности представленные суду доказательства, установил следующее.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к главе администрации города Бахчисарая ФИО4 с уведомлениями о проведении ряда публичных мероприятий в форме пикетирования и шествия, подписанные также ФИО6 ФИО3, в частности пикетирования с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу мирных собраний в России, пикетирования за депатологизацию трансгендерности и шествия Бахчисарайского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомесексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, полученные администрацией г.Бахчисарая ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12; 17-18; 23-24).

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. и от ДД.ММ.ГГГГ исх. администрация города Бахчисарая сообщила заявителю о невозможности согласования проведения заявленных публичных мероприятий, учитывая цели запланированных публичных мероприятий, а также то, что места проведении публичных мероприятий являются общественными местами, в том числе местами нахождения несовершеннолетних (л.д.15-16; 21-22; 27-28).

Полагая указанные отказы в проведении публичных мероприятий незаконными, ограничивающими права сексуальных и гендерных меньшинств, административные истцы обратились в суд с соответствующим иском.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ, целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В силу ч. 2 указанной статьи, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечение прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ, к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

В силу ст. 3 "Конвенции о правах ребенка", одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В силу ст. 8 названного Федерального закона, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (ч.1.2 ст.8 Федерального закона №54-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 12 указанного Закона, в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

В соответствии со ст. 10 Конвенции "О Защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950 года, каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.

В силу ст. 11 названной Конвенции, каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года, при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Так, судом установлено, что заявленные в уведомлении о проведении публичных мероприятий места <адрес> являются общественными местами, в том числе местами нахождения несовершеннолетних детей.

Кроме того, в заявленные в уведомлениях даты было запланировано проведение иных общественных мероприятий, посвященных <данные изъяты>, что подтверждается соответствующим планом цикла мероприятий и отражено в предоставленных административному истцу ФИО1 ответах.

По мнению суда, оспариваемые решения административного ответчика об отказе в согласовании проведения заявленных административными истцами публичных мероприятий направлены на защиту детей от негативного влияния пропаганды гомосексуализма на их развитие. Поскольку обязанность осуществлять защиту детей от вредоносной информации законом возложена на органы государственной власти, решения администрации г.Бахчисарай являются законными и обоснованными.

Положения Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором такого мероприятия несоответствия целей мероприятия действующим законодательным запретам.

Заявленные цели публичных мероприятий направлены на пропаганду, в частности гомосексуализма (иных сексуальных меньшинств), что ущемляет права детей, требования нравственности, культурной самобытности, и ценности страны, в которой проживают дети.

Доводы административного иска о том, что при согласовании заявленных публичных мероприятий был нарушен его порядок не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по делу.

При этом, доводы административного иска о том, что в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия не могут свидетельствовать о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований, поскольку цели указанных мероприятий, заявленных к проведению административными истцами, независимо от места их проведения, не отвечали положениям действующего законодательства, установленным запретам, в том числе нормам международного права, которые допускают указанные ограничения в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

По мнению суда, оспариваемые решения в силу вышеприведенных обстоятельств, нормам международного права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, позиции Европейского Суда по правам человека, на которые ссылались административные истцы в административном иске, не противоречат.

Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 227 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации города Бахчисарая Республики Крым отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13.11.2017.

Судья: Т.С. Готовкина