ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1809/2022 от 26.07.2022 Арзамасского городского суда (Нижегородская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Арзамас

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Черныш И.В, при секретаре Гурьевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области к Дурандиной Н.С. о взыскании задолженности,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дурандиной Н.С. о взыскании задолженности, указывая, что Дурандина Н.С. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Нижегородской области, и в соответствии со ст.23 Налогового кодекса РФ обязана платить установленные законом налоги и сборы.

В соответствии со ст.30 НК РФ, Приказом ФНС России от 27.07.2020 № ЕД-7-4/470 «О структуре Управления ФНС по Нижегородской области», Приказом УФНС России от 30.11.2020 № 15-06-01/367 «Об утверждении Положения о Межрайонной инспекции ФНС № 18 по Нижегородской области» функции по урегулированию и взысканию задолженности в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, зарегистрированных на территории Нижегородской области, из территориальных налоговых органов Нижегородской области переданы в Межрайонную ИФНС России №18 по Нижегородской области.

Дурандина Н.С. имеет в собственности земельные участки, расположенные по адресу:

- , кадастровый , дата возникновения собственности:

- , кадастровый , дата возникновения собственности: ., доля в праве собственности – ***;

- , кадастровый , дата возникновения собственности: .,

которые зарегистрированы в органах Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области, поэтому в соответствии с гл.31 НК РФ, ст.65 гл.10 Земельного кодекса РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления является плательщиком земельного налога.

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 1 ст.397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ).

По данным, представленным ОГУ Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области, был произведен перерасчет земельного налога за по ОКТМО в сумме 2813 руб., по ОКТМО в сумме 112 руб. по сроку уплаты ., (с учетом переплаты за предыдущий период); за . по ОКТМО в сумме 2061 руб., по ОКТМО в сумме 177 руб. по сроку уплаты

На момент составления административного искового заявления задолженность по земельному налогу за . по ОКТМО оплачена частично в сумме 902 руб., за . по ОКТМО в сумме 112 руб. оплачена позже срока . Взыскиваемая задолженность составляет за . по ОКТМО в сумме 1159 руб.

В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ начислены пени по ОКТМО в размере 28,56 руб. за период с . по .; по ОКТМО в размере 1,72 руб. за период с . по .

В целях соблюдения порядка досудебного урегулирования спора, должнику заказным почтовым отправлением были направлены требования от ., от . об уплате задолженности, однако должником требования полностью не исполнены.

Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области в порядке ст.48 НК РФ обратилась к мировому судье судебного участка Арзамасского судебного района Нижегородской области с заявлением о выдаче судебного приказа на сумму 1189,28 руб.

мировым судьей судебного участка Арзамасского судебного района Нижегородской области был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности в размере 1189,28 руб., однако по заявлению ответчика . мировым судьей судебного участка Арзамасского судебного района Нижегородской области было вынесено определение об отмене судебного приказа.

За налогоплательщиком числится задолженность в сумме 1189,28 руб.

Просит суд взыскать с Дурандиной Н.С.

- земельный налог с физических лиц по ОКТМО за в размере 1159 руб.,

- пени по земельному налогу с физических лиц по ОКТМО в размере 28,56 руб. за период с . по ., по ОКТМО в размере 1,72 руб. за период с . по ., всего 1189,28 руб.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просит дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Административный ответчик Дурандина Н.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, заказной конверт возвратился в суд с отметкой «истек срок хранения».

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в ч.1 ст.3 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст.387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст.389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно ст.390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно ст.396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

Дурандина Н.С. является плательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности земельные участки, расположенные по адресу:

- , кадастровый , дата возникновения собственности:

- , кадастровый , дата возникновения собственности: ., доля в праве собственности – ***;

- , кадастровый , дата возникновения собственности: ., что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика.

Налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога за . по ОКТМО за земельные участки, расположенные по адресу: ; по ОКТМО за земельный участок по адресу:

Сумма земельного налога за ., подлежащая уплате в бюджет, составила 2925 руб.

Перерасчет земельного налога за . по ОКТМО составил 2061 руб., по ОКТМО - 177 руб.

Согласно п.1 ст.397 НК РФ установлено, что земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании ч.2 ст.52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

На основании ч.4 ст.57 НК РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с ч.3 ст.396 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

На основании ч.4 ст.397 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Как следует из налогового уведомления от ., земельный налог за . должен был быть уплачен не позднее ., за . не позднее ., (налоговое уведомление от .).

Налоговое уведомление от . было направлено ответчику ., налоговое уведомление от . было направлено ., что подтверждается списками направленных заказных писем с отметкой «Почты России».

Административным ответчиком задолженность по земельному налогу за . по ОКТМО оплачена частично в сумме 902 руб., за . по ОКТМО в сумме 112 руб. оплачена позже срока

Задолженность по земельному налогу за . по ОКТМО составляет 1159 руб.

В соответствии с положениями ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов и сборов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года №20-П, Определение от 08 февраля 2007 года №381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п.57 Постановления от 30.07.2013 №57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового Кодекса РФ.

Поскольку в срок уплаты земельного налога за налоговый период . сумма налога ответчиком не была уплачена, налоговым органом обоснованно в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени по земельному налогу, которые составили: по ОКТМО в размере 28,56 руб. за период с . по .; по ОКТМО в размере 1,72 руб. за период с . по

Согласно ч.2 ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

В силу ч.4, ч.6 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

На основании ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В связи с неуплатой налогов и пени в добровольном порядке, в соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ ответчику были направлены:

- ., заказным письмом, требование от . об уплате земельного налога в размере 1295 руб. и пени в размере 19,69 руб., в добровольном порядке в срок до

- ., заказным письмом, требование от . об уплате земельного налога в размере 925 руб. и пени в размере 14,23 руб., в добровольном порядке в срок до

которые ответчиком исполнены не были.

Согласно сведениям ОМВД России по г.Арзамасу Дурандина Н.С. зарегистрирована по месту жительства с . по адресу: .

Налоговые уведомления и требования были направлены административному ответчику Дурандиной Н.С. по месту регистрации по месту жительства.

Сведений о том, что начисленные налоги и пени уплачены, ответчиком суду не представлено. Возражений по расчету задолженности от административного ответчика не поступало.

Расчет проверен судом и признается верным.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Поскольку сумма по требованию от . не превысила 10000 руб., срок исполнения требования установлен до ., налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением не позднее

Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области обратилась к мировому судье судебного участка Арзамасского судебного района Нижегородской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налоговой задолженности

Таким образом, срок для обращения с заявлением налоговым органом не нарушен.

Мировым судьей судебного участка Арзамасского судебного района Нижегородской области . был вынесен судебный приказ о взыскании с Дурандиной Н.С. задолженности по земельному налогу за год и пени в сумме 1189,28 руб.

. мировым судьей судебного участка Арзамасского судебного района Нижегородской области было вынесено определение об отмене судебного приказа.

В соответствие с ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области направила в Арзамасский городской суд Нижегородской области по почте административное исковое заявление.

Таким образом, срок для обращения в Арзамасский городской суд налоговым органом не пропущен.

Согласно ч.5 ст.12 НК РФ, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

Вышеуказанная норма материального права предусматривает такой налоговый режим, при котором федеральные, региональные и местные налоги могут быть отменены исключительно в силу прямого указания на это нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд, учитывая требования закона, регулирующего данные правоотношения, установив, что требования закона об уплате налогов и пени ответчиком не исполнены, приходит к выводу о взыскании с административного ответчика Дурандиной Н.С. в пользу административного истца Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области задолженности по уплате

- земельного налога с физических лиц по ОКТМО за в размере 1159 руб.,

- пени по земельному налогу с физических лиц по ОКТМО в размере 28,56 руб. за период с . по ., по ОКТМО в размере 1,72 руб. за период с . по ., всего 1189,28 руб.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика Дурандиной Н.С. госпошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст.175,178-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС №18 по Нижегородской области к Дурандиной Н.С. о взыскании задолженности, удовлетворить.

Взыскать с Дурандиной Н.С., проживающей по адресу: , в пользу Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области, задолженность по уплате:

- земельного налога с физических лиц по ОКТМО за в размере 1159 руб.,

- пени по земельному налогу с физических лиц по ОКТМО в размере 28,56 руб. за период с . по ., по ОКТМО в размере 1,72 руб. за период с . по ., всего 1189,28 руб.

Взыскать с Дурандиной Н.С. госпошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья подпись И.В. Черныш