ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-180/20 от 20.08.2020 Чухломского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-180/2020

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 года г. Солигалич

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего-судьи Размахова В.Н., при секретаре Козловой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области и к инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области о признании уведомления о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дама на земельном участке; уведомления о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения, заключения инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области об использовании земельного участка незаконными и обязании устранить вышеуказанные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 с учетом дополнений обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области и инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области (инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области была первоначально привлечена в качестве заинтересованного лица, по заявлению истцов определением Чухломского районного суда Костромской области от 30 июня 2020 года инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области привлечена к участию в деле в качестве соответчика) о признании уведомления инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 27 марта 2020 года о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес> предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения, заключения инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области об использовании вышеуказанного земельного участка от 26 марта 2020 года ; уведомления администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дама на земельном участке по адресу: <адрес> от 30 марта 2020 года - незаконными и обязании инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области направить в установленном порядке уведомление о соответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения на основании поданного уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 17 февраля 2020 года; обязании администрации Солигаличского муниципального района Костромской области согласовать реконструкцию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании поданного уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 17 февраля 2020 года, путем выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке

В обоснование заявления административные истцы указали, что они являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер - . На указанном земельном участке был расположен жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер - , представляющий собой щитовой дом, обитый сайдингом, который был введен в эксплуатацию в 1982 году.

ДД.ММ.ГГГГ г. в результате пожара, жилой дом сгорел практически полностью.

17 февраля 2020 года, в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ими было подано «Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» (далее - Уведомление о строительстве) с приложением следующих документов: описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на участке по адресу: <адрес> - 1 лист; конфигурация объекта м 1:100 - 1 лист, фасад в осях - 3 листа.

Администрацией Солигаличского муниципального района 30 марта 2020 года за в адрес истцов было направлено «Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» (далее - Уведомление администрации о несоответствии ) по следующим основаниям: описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка: , не соответствует описанию внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения город Солигалич и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения город Солигалич: объёмно-планировочные и архитектурные решения реконструируемого жилого дома не соответствуют заключению Охранкультуры Костромской области об использовании земельного участка от 26.03.2020 года (далее - заключение Охранкультуры) в части наличия ломаной кровли, материала отделки стен, отсутствия архитектурного оформления фасадов в соответствии с исторической застройкой.

Основанием для выдачи Уведомления о несоответствии явилось Уведомление Охранкультуры от 27.03.2020 г. о несоответствии внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованием к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом примечательно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения (уведомление Охранкультуры о несоответствии), Заключения Охранкультуры.

Истцы полагали, что указанные Уведомление , Уведомление Охранкультуры о несоответствии, Заключение Охранкультуры не основаны на нормах действующего законодательства и подлежат отмене по следующим основаниям.

Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений относятся к градостроительным отношениям, которые регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).

Положения части 1 статьи 51.1 ГрК РФ обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее по тексту - ИЖС) или садового дома.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 ГрК РФ).

Случаи, когда уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее - уведомление о несоответствии) может быть направлено застройщику, исчерпывающим образом определены в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ.

В соответствии с частью 11 ст. 51.1 ГрК РФ в уведомлении о несоответствии должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.

Таким образом, законодателем определяются исчерпывающим образом случаи, когда застройщику может быть направлено уведомление о несоответствии, а также устанавливается, что в таком уведомлении должны быть указаны все основания для его выдачи.

В данном случае основанием для направления уведомления о несоответствии явилось поступление в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, уведомления о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (п. 4 части 10 ст. 51.1. ГрК РФ).

Иных оснований для направления такого уведомления Уведомление не содержит.

Исходя из части 9 ст. 51.1 ГрК РФ, предметом проверки органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, является соответствие описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Выдача Охранкультурой каких-либо заключений, в том числе об использовании земельных участков, в данном случае не предусмотрено.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон N 73-ФЗ) историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

Предмет охраны исторического поселения включает в себя:

1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;

2) планировочную структуру, включая ее элементы;

3) объемно-пространственную структуру;

4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);

6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

Предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению (часть 3 статьи 59 Закона N 73-ФЗ).

Одновременно частью 12 ст. 60 Закона № 73-ФЗ установлено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе разработать и утвердить типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, для отдельных исторических поселений федерального или регионального значения, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Региональный орган охраны объектов культурного наследия размещает типовые архитектурные решения объектов капитального строительства на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение десяти дней со дня их утверждения. Указанные типовые архитектурные решения должны быть доступны для ознакомления на таком сайте всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Таким образом, законодательством прямо установлено, что и предмет охраны исторического поселения, и соответствующие градостроительные регламенты, устанавливающие требования, ограничения, запреты к объектам капитального строительства, архитектурным решениям, должны быть утверждены соответствующим нормативно правовым актом по отношению к каждому историческому поселению. И именно на предмет соответствия таким утвержденным требованиям, ограничениям и запретам осуществляется проверка органом, уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия, и органом местного самоуправления.

Уведомление же органа, уполномоченного в сфере охраны объектов культурного наследия, является решением уполномоченного органа, подтверждающим соответствие или не соответствие описания внешнего облика таким установленным требованиям, а не нормативным правовым актом, устанавливающим такие требования. При этом, законодательством не предусмотрена выдача Охранкультурой заключений об использовании земельных участков, в которых устанавливались бы какие-либо требования к объектам капитального строительства. Такого основания для выдачи Уведомления о несоответствии предмету охраны, как несоответствие архитектурного решения объекта индивидуального строительства аналогам, характерным для исторических поселений, в том числе г.Солигалич на кон. XIX - нач. XX века, действующее законодательство не содержит.

Ни на момент подачи Уведомления о строительстве, ни в настоящее время предмет охраны исторического поселения, содержащий ограничения в части основных отделочных материалов, заполнения оконных и дверных проемов, конфигурации и уклона кровли, иных требований относительно застройки и реконструкции, а также требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в отношении исторического поселения - город Солигалич - не утверждены и не опубликованы в установленном порядке. Ни в Заключении Охранкультуры и их отзыве на административное исковое заявление, на в Уведомлении не указано ни на один нормативный правовой акт, содержащий требования, ограничения, запреты, которым не соответствует внешний облик планируемого к строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.

Исходя из Положения об охранкультуре, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 16.11.2015 № 206, постановления администрации Костромской области от 20.10.2008 № 372-а, выдача заключений об использовании земельных участком предусмотрена для случаев нахождения объекта строительства (реконструкции) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, действия градостроительных регламентов на который не распространяются. Выдача таких заключений в рамках рассмотрения вопроса о соответствии или несоответствии описания внешнего облика объекта капитального строительства (реконструкции) предмету охраны исторического поселения при условии, что объект строительства (реконструкции) в такой реестр не включен, действующим законодательством не предусмотрена.

Относительно нахождения в границах достопримечательного места и установления в связи с этим требований, ограничений, запретов, связанных со строительством, истцы полагали, что данный факт не являлся основанием для выдачи заключения Охранкультуры, Уведомления , в связи с чем не может являться предметом рассмотрения настоящего дела.

В отношении земельного участка, принадлежащего нам на праве собственности, кадастровый номер (категория земель-земли населённых пунктов с разрешённым использованием - под жилой дом), какие-либо ограничения его прав не установлены.

В соответствии с п. 1 и п.п. 4 п. 2, пунктов 3-6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами и ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Системное толкование вышеперечисленной нормы и статьи 280 Гражданского Кодекса РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает определенные ограничения.

Так, в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункт 4 статьи 99 ЗК РФ).

В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Вместе с тем, до настоящего времени не утверждены нормативные правовые акты, содержащие требования к градостроительным регламентам и к осуществляемой деятельности в границах объекта культурного наследия (достопримечательное место) - исторический центр г. Солигалич.

Следовательно, отсутствуют правовые основания для вывода о том, что установлены ограничения по использованию принадлежащих административным истцам земельных участков, включенных в границы территории Достопримечательного места, позволяющие в силу пунктов 1,2 части 10 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченному органу принимать решения об отказе в согласовании строительства на земельных участках
по данному основанию. Такой позиции придерживается и Верховный суд Российской Федерации (Кассационное определение от 7 ноября 2019 г. № 6-
КА19-3).

Вышеизложенные нормы действующего законодательства позволяют сделать следующие выводы:

1.Часть 10 ст. 51.1 ГрК РФ закрепляет исчерпывающий перечень оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии.

2.Часть 11 ст. 51.1 ГрК РФ устанавливает, что в уведомлении о несоответствии должны содержаться все основания для его направления, т.е. по своей сути все основания для несогласования строительства (реконструкции) объекта строительства.

3.Одним из оснований для направления уведомления о несоответствии является направление органу местного самоуправления органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, уведомления о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (п. 4 части 10 ст. 51.1 ГрК РФ).

4.Часть 3 ст. 59, часть 12 ст. 60 Закона № 73-ФЗ устанавливают, что и предмет охраны исторического поселения, и архитектурные решения объектов капительного строительства должны быть в установленном порядке утверждены нормативным правовым актом соответствующего уполномоченного органа государственной власти.

5.Уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия орган в пределах своей компетенции осуществляет проверку описания внешнего облика объекта строительств соответствующим утвержденным предмет охраны исторического поселения или архитектурным решениям объектов капительного строительства, а не устанавливает каждый раз в каждом случае индивидуально соответствующие требования, ограничения запрету, связанные со строительством или реконструкцией по аналогии.

6.Несоответствие предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также несоответствие строительства (реконструкции) объекта капитального строительства видам разрешенного использования земельного участка в связи с признанием исторического центра г. Солигалич достопримечательным местом основанием для направления уведомления о несоответствии не являлось.

7.Чтобы отказать в согласовании строительства (реконструкции) по вышеуказанному основанию согласно п. 3 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ, в
соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия должны быть соответствующим нормативным правовым актом (утвержденным и опубликованным в установленном порядке) установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

8.Именно в связи с несоответствием таким утвержденным требованиям или ограничением использования земельного участка, наложенным в установленном порядке, органом местного самоуправления может быть отказано в согласовании строительства (реконструкции) объекта капитального строительства по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 10 ст. 51.1 ГрК РФ.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие указания в Уведомлении о несоответствии , Уведомлении Охранкультуры о несоответствии, конкретных норм действующего законодательства, которым не соответствует описание внешнего облика жилого дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, отсутствие утвержденного и опубликованного в установленном порядке градостроительного регламента, применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения город Солигалич, а также с учетом отсутствия ограничений по использованию земельного участка, Уведомление Охранкультуры о несоответствии. Уведомление о несоответствии не соответствуют нормам действующего законодательства, препятствует реализации прав собственников земельного участка в части установления ограничений относительно реконструкции жилого дома, не основанных на нормах действующего законодательства, и подлежат отмене. Выдача же заключения Охранкультуры в данном случае действующим законодательством не предусмотрена в принципе.

Административные истцы ФИО1, ФИО3, ФИО4, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представили в суд заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, они подтверждают, исковые требования поддерживают в полном объеме.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении и дополнительно пояснила, что в июле 2019 года у них сгорел дом, надо было срочно где-то жить и подвести дом под крышу. В администрацию района ими было направлено уведомление о планируемом строительстве дома. На тот момент их смутило, что теперь собственники жилья направляют не разрешение с документами на строительство, а уведомление, и без всякой мысли подзадержали направление данного уведомления. Однако считает, что они ничего в данном случае не нарушили, так как в какие сроки надо направлять уведомление, в законодательстве не написано.

Когда они подали уведомление о реконструкции дома, администрация района выдала им копию заключения и копию уведомления о несоответствии параметра внешнего облика дома заключению Охранкультуры. До момента подачи ими иска в суд никакого уведомления Охранкукльтуры о несоответствии не было. Это уведомление появилось, когда они уже обратились в суд с иском.

Частично уничтоженный пожаром фанерный дом, покрытый сайдингом, 1982 года постройки, не являлся объектом культурного наследия. Земельный участок, который они приобрели в 2013 году - является земельным участком населенных пунктов под жилой дом и никаких ограничений на данный участок на сегодняшний день не наложено.

Заключение Охранкультуры выдано как на объект, находящийся в границах территории памятников объектов культурного наследия. Однако на территории улицы <адрес> нет ни одного объекта, которому было бы более 100 лет, никаких памятников и объектов культурного наследия не имеется, историческо - архитектурный заповедник по ней не проходит. Действительно, улица <адрес> входит в список объектов культурного наследия регионального значения, но как достопримечательность.

В 2007 году городу присвоен статус исторического центра, однако в 2013 году земельный участок приобретался как входящий в состав земель населенных пунктов. Если бы администрацией района была разработана и доведена до сведения граждан соответствующая документация, они бы знали об этом еще в 2013 году, когда покупали землю, что земля с ограничениями. А они получили уведомление, о несоответствии, а на основании чего - не понятно.

По законодательству для каждого исторического поселения должен быть разработан градостроительный регламент, должен быть предмет охраны. В данном случае таких документов нет. Согласно п.3 ст.15 Конституции РФ законы подлежат опубликованию. Считает, что до них и до граждан города Солигалича должным образом не доведены постановления по предмету охраны, а также градостроительные регламенты. Уведомление было выдано без соблюдения законодательных норм.

Считает, что заключение выдано незаконно, поскольку Охранкультура не имела право выдавать такое заключение, так как их регламентом это не предусмотрено.

Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места, однако нигде не указано, на территории какого памятника находится их дом. В заключении нет ни одной ссылки на нормативно-правовой акт, который регламентирует внешний облик строительства, хотя в соответствии со ст. 51.1 ч.ч. 9,10,11 ГрК РФ в уведомлении должны быть прописаны все основания для несоответствия.

Также Уведомление администрации района не должно ссылаться на заключение. Охранкультура вообще не должна была выдавать заключение, должны были на их уведомление выдать уведомление о соответствии или несоответствии. Считает, что тем самых были нарушены их права, так как уведомление выдано со ссылкой на несуществующие нормативные акты, которые не утверждены и не опубликованы в установленном законом порядке.

В положении Охранкультуры от 16.11.2015 года № 206 указаны заключения, которые имеет право выдавать Охранкультура. Для решения вопроса описания внешнего облика строительства, Охранкультура должна выдавать уведомление, а не заключение. В связи с этим, они как собственники жилья и земельного участка считают незаконными уведомления, выданные администрацией Солигаличского района и Охранкультурой. Считает, поскольку до сих пор не разработан предмет охраны исторического поселения город Солигалич, не разработаны градостроительные регламенты, применению подлежит Градостроительный кодекс.

Извещенный надлежащим образом, административный ответчик - инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области своего представителя в суд не направил, представил заявление за подписью начальника инспекции ФИО5, в котором просил о рассмотрении дела без участия представителя инспекции, исковые требования не признал, поддержал представленный в суд письменный отзыв, из которого следует, что, по мнению инспекции, исковые требования Р-вых не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с постановлением Костромской областной Думы от 21.11.2019 № 1297 «Об утверждении перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Костромской области» городское поселение город Солигалич является историческим поселением регионального значения.

Земельный участок по адресу: <адрес> к/н расположен в комплексной зоне охраны памятников истории и культуры г. Солигалича (Правила землепользования и застройки г. Солигалич, утвержденные решением Совета депутатов г.п.г. Солигалич от 27.12.2012 № 120/21-2), в границах объекта культурного наследия регионального значения (достопримечательного места) «Исторический центр г. Солигалича». XIV- нач. XX в. (постановление администрации Костромской области от 08.10.2007 № 230-а), в границах объекта археологического наследия федерального значения «Участок культурного слоя правобережного посада», ХVI-ХVIII вв. (постановление администрации Костромской области от 09.04.2007 № 66-а).

Порядок выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке регламентирован ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ к уведомлению о планируемом строительстве, подаваемому застройщиком в органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в числе прочего прикладывается описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Согласно ч. 8 ст. 51.1 ГрК РФ, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления: в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с ч. 9 ст. 51.1 ГрК РФ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение десяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления уведомления о планируемом строительстве и предусмотренного пунктом 4 части 3 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома рассматривает указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о соответствии или несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Пункт 4 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ устанавливает, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если: в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В рассматриваемом случае администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области получено уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения, подготовленное уполномоченным органом - инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области (исх. от 27.03.2020 ), что является самостоятельным основанием выдачи уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Уведомление инспекции о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения от 27.03.2020 выдано по причине несоответствия объемно-планировочных и архитектурных решений реконструируемого жилого дома заключению инспекции об использовании земельного участка от 26.03.2020 в части наличия ломаной кровли, материала отделки стен, отсутствия архитектурного оформления фасадов в соответствии с исторической застройкой.

Заключение об использовании земельного участка от 27.03.2020 подготовлено в рамках реализации полномочия инспекции, предусмотренного постановлением администрации Костромской области от 20.10.2008 № 372-а «Об уполномоченных органах по использованию земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются». Указанное заключение устанавливает требования к объемно-пространственному решению объекта капитального строительства, его посадке на участке, требования к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Так, необходимо исключить применение ломаных кровель (п. 7 Заключения), архитектурное оформление фасадов (структура, пластика, цвет) в соответствии с архитектурным оформлением исторической застройки; наружная отделка стен - гладкий или калеванный тес; облицовочный красноглиняный кирпич/ штукатурка - для отделки цоколя; исключить использование кирпича желтого цвета в качестве облицовочного материла; индивидуальные заполнения наружных проемов; кровля - стропильная скатная или вальмовая без переломов с рядовым покрытием (оцинковка), соединение фальцевое; сайдинг, металлочерепица и прочие материалы, не соответствующие исторической застройке недопустимы (п. 8 Заключения).

Согласно статье 60 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с названным Федеральным законом. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В отсутствии утвержденных границ территории исторического поселения границами поселения являются границы населенного пункта.

Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и включает в себя:

- проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем
и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов
культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия,
предмета охраны исторического поселения;

- определение перечня мероприятий по устойчивому развитию территории
исторического поселения;

- разработку применительно к территориальным зонам, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капительного строительства, с учетом требований к сохранению структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;

- разработку применительно к территориальным зонам, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах
которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического
поселения, градостроительных регламентов, обеспечивающих сохранение таких точек
(секторов);

- обеспечение согласования в соответствии с Федеральным законом проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения.

В соответствии с п. 2 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предмет охраны исторического поселения включает в себя:

1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные, в том числе, масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;

2) планировочную структуру, включая ее элементы;

3) объемно-пространственную структуру;

4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными,
застроенными, озелененными);

6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

Архитектурные решения объекта индивидуального жилищного строительства должны были быть выполнены, в соответствии с исторической застройкой, т.е. аналогами, характерными для исторического поселения город Солигалич на кон.ХIХ - нач. XX вв.

Наличие ломаной кровли, предполагаемый материал отделки стен, отсутствие архитектурного оформления фасадов не соответствует исторической застройке г. Солигалич.

Извещенный надлежащим образом, административный ответчик - администрация Солигаличского муниципального района Костромской области своего представителя в суд не направил, представил заявление за подписью главы Солигаличского муниципального района ФИО6, в котором просил о рассмотрении дела без участия представителя администрации, исковые требования не признал, просил оставить их без удовлетворения и поддержал представленный в суд письменный отзыв, содержание которого аналогично содержанию отзыва инспекции.

По основаниям, предусмотренным ст.150 КАС РФ, суд считал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц и представителей.

Суд, выслушав участников процесса, проверив и оценив представленные материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительством на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Административные истцы являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер - из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: под жилой дом с общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 08 октября 2013 года, в графе «ограничение прав и обременение объекта недвижимости» - не зарегистрировано.

На указанном земельном участке был расположен жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер - , представляющий собой щитовой дом, обитый сайдингом, который был введен в эксплуатацию в 1982 году.

ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом был уничтожен практически полностью в результате пожара.

Статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства предусмотрена выдача разрешений на строительство органом местного самоуправления. Названной нормой предусмотрены порядок и форма уведомления о планируемом строительстве, порядок и сроки проверки документов, рассмотрения уведомления.

В соответствии ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ к уведомлению о планируемом строительстве, подаваемому застройщиком в органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в числе прочего прикладывается описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Как следует из материалов дела, 17 февраля 2020 года, на основании положений ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, истцами было подано «Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» (далее - Уведомление о строительстве) с приложением следующих документов: описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на участке по адресу: <адрес> - 1 лист; конфигурация объекта м 1:100 - 1 лист, фасад в осях - 3 листа.

Согласно постановлению Костромской областной Думы от 21.11.2019 № 1297 «Об утверждении перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Костромской области» городское поселение город Солигалич является историческим поселением регионального значения.

Земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер расположен в комплексной зоне охраны памятников истории и культуры г. Солигалича (Правила землепользования и застройки г. Солигалич, утвержденные решением Совета депутатов г.п.г. Солигалич от 30.05.2019 № 58/17-4), в границах объекта культурного наследия регионального значения (достопримечательного места) «Исторический центр г. Солигалича». XIV- нач. XX в. (постановление администрации Костромской области от 08.10.2007 № 230-а, зарегистрировано в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации за номером на основании приказа Минкультуры России от 27.12.2017 года №138877-р), в границах объекта археологического наследия федерального значения «Участок культурного слоя правобережного посада», ХVI-ХVIII вв. (постановление администрации Костромской области от 09.04.2007 № 66-а, зарегистрировано в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации за номер на основании приказа Минкультуры России от 04.12.2015 года №25396-р). Вышеуказанные границы зафиксированы на карте границ зон с особыми условиями использования территории и объектов культурного наследия - городское поселение г. Солигалич - проект внесения изменений в генеральный план. Данные обстоятельства административными истцами не оспариваются.

Согласно ч. 8 ст. 51.1 ГрК РФ, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления: в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с ч. 9 ст. 51.1 ГрК РФ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение десяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления уведомления о планируемом строительстве и предусмотренного пунктом 4 части 3 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома рассматривает указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о соответствии или несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 36 Кодекса, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством и Федеральным законом N 73.

В рамках реализации полномочий инспекции Охранкультуры Костромской области, предусмотренных постановлением администрации Костромской области от 20.10.2008 № 372-а «Об уполномоченных органах по использованию земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются», было подготовлено заключение об использовании земельного участка от 27.03.2020 . Указанное заключение устанавливает требования к объемно-пространственному решению объекта капитального строительства, его посадке на участке, требования к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Так, необходимо исключить применение ломаных кровель (п. 7 Заключения), архитектурное оформление фасадов (структура, пластика, цвет) в соответствии с архитектурным оформлением исторической застройки; наружная отделка стен - гладкий или калеванный тес; облицовочный красноглиняный кирпич/ штукатурка - для отделки цоколя; исключить использование кирпича желтого цвета в качестве облицовочного материла; индивидуальные заполнения наружных проемов; кровля - стропильная скатная или вальмовая без переломов с рядовым покрытием (оцинковка), соединение фальцевое; сайдинг, металлочерепица и прочие материалы, не соответствующие исторической застройке недопустимы (п. 8 Заключения).

Согласно статье 60 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с названным Федеральным законом. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В отсутствии утвержденных границ территории исторического поселения границами поселения являются границы населенного пункта.

Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и включает в себя:

- проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов
культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия,
предмета охраны исторического поселения;

- определение перечня мероприятий по устойчивому развитию территории исторического поселения;

- разработку применительно к территориальным зонам, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капительного строительства, с учетом требований к сохранению структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;

- разработку применительно к территориальным зонам, которые
расположены за границами территории исторического поселения и в границах
которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического
поселения, градостроительных регламентов, обеспечивающих сохранение таких точек
(секторов);

- обеспечение согласования в соответствии с Федеральным законом проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения.

В соответствии с п. 2 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предмет охраны исторического поселения включает в себя:

1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и Объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;

2) планировочную структуру, включая ее элементы;

3) объемно-пространственную структуру;

4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными,
застроенными, озелененными);

6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

Архитектурные решения объекта индивидуального жилищного строительства должны были быть выполнены, в соответствии с исторической застройкой, т.е. аналогами, характерными для исторического поселения город Солигалич на кон.ХIХ - нач. XX вв.

Наличие ломаной кровли, предполагаемый материал отделки стен, отсутствие архитектурного оформления фасадов при строительстве дома по адресу: <адрес> не соответствует исторической застройке г. Солигалич.

По причине несоответствия объемно-планировочных и архитектурных решений реконструируемого жилого дома по адресу: <адрес> заключению инспекции об использовании земельного участка от 26.03.2020 в части наличия ломаной кровли, материала отделки стен, отсутствия архитектурного оформления фасадов в соответствии с исторической застройкойинспекцией Охранкультуры Костромской области администрации Солигаличского муниципального района выдано уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения от 27.03.2020 .

Пункт 4 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ устанавливает, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если: в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области получено уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения, подготовленное уполномоченным органом - инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области (исх. от 27.03.2020 ), что является самостоятельным основанием выдачи уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

При наличии вышеуказанных уведомления и заключения администрацией Солигаличского муниципального района в адрес истцов 30 марта 2020 года за было направлено «Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» (далее - Уведомление администрации о несоответствии ) по следующим основаниям: описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка: , не соответствует описанию внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения город Солигалич и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения город Солигалич: объёмно-планировочные и архитектурные решения реконструируемого жилого дома не соответствуют заключению Охранкультуры Костромской области об использовании земельного участка от 26.03.2020 года (далее - заключение Охранкультуры) в части наличия ломаной кровли, материала отделки стен, отсутствия архитектурного оформления фасадов в соответствии с исторической застройкой.

Земельный участок по адресу: <адрес> принадлежащий истцам, расположен в комплексной зоне охраны памятников истории и культуры г. Солигалича, в границах объекта культурного наследия регионального значения (достопримечательного места) «Исторический центр г. Солигалича». XIV- нач. XX в., в границах объекта археологического наследия федерального значения «Участок культурного слоя правобережного посада», ХVI-ХVIII вв., которые зарегистрированы в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации, то есть расположен в зоне с особыми условиями использования территории.

Согласно ст. 99 Земельного Кодекса к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений (часть 1); Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (часть 2); Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством (часть 3); На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (часть 4).

Согласно п.9.3 ст. 33.1 правил землепользования и застройки г. Солигалич, утвержденных решением Совета депутатов г.п.г. Солигалич от 30.05.2019 № 58/17-4 с целью сохранения и изучения культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, достопримечательных мест предельные параметры строительства, реконструкции объектов капитального строительства осуществляются при особом регулировании деятельности в соответствии с федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с требованиями проекта зон охраны объектов культурного наследия, то есть, определен специальный режим использования и регулирования строительной деятельности в границах объекта культурного и археологического наследия.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что уведомление инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 27 марта 2020 года о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения, заключение инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области об использовании земельного участка от 26 марта 2020 года, уведомление администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дама на земельном участке по адресу: <адрес> от 30 марта 2020 года выданы мотивировано, обоснованно в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, требования истцов об обязании инспекции и администрации района направить уведомление и согласовать реконструкцию жилого дома удовлетворению не подлежат.

Доводы истцов о том, что выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним выданная им, подтверждающие право собственности на земельный участок, не содержат сведений о зарегистрированных обременениях, не свидетельствует о незаконности решения органа местного самоуправления и Охранкультуры.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Довод истцов, о том, что заключение Охранкультуры выдано как на объект, находящийся в территории памятников объектов культурного наследия, однако на территории улицы <адрес> г. Солигалича нет ни одного объекта, которому было бы более 100 лет, никаких памятников и объектов культурного наследия не имеется, историческо - архитектурный заповедник по ней не проходит, следовательно, заключение выдано незаконно, судом не принимается, так как, ул. <адрес> в г. Солигалич находится в комплексной зоне охраны памятников истории и культуры г. Солигалича, в границах объекта культурного наследия регионального значения (достопримечательного места) «Исторический центр г. Солигалич, в границах объекта археологического наследия федерального значения «Участок культурного слоя правобережного посада», ХVI-ХVIII вв., в связи с чем, оспариваемое заключение выдано на основании требований законодательства.

Довод истцов о том, что отсутствие разработанных и утвержденных типовых архитектурных решений объектов капитального строительства, в том числе, объектов индивидуального жилищного строительства, для отдельных исторических поселений федерального или регионального значения, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации региональным органом охраны объектов культурного наследия и их не размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позволяет определить ограничения в строительстве суд считает несостоятельным в связи с тем, что данные обстоятельства не дают возможности органу местного самоуправления самостоятельно согласовывать уведомления о планируемом строительстве, так как, на этот случай порядок действий органа местного самоуправления определен Градостроительным Кодексом РФ и нарушений этих норм административными ответчиками допущено не было.

Довод истцов о том, что в уведомлении администрация района не должна была ссылаться на заключение, а Охранкультура вообще не должна была выдавать заключение, судом не принимается, так как весь процесс рассмотрения уведомления истцов администрацией прошел с учетом требований законодательства. После получения уведомления истцов о планируемом строительстве или реконструкции ИЖС в связи с нахождением земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории, администрация района направила документацию в инспекцию по охране объектов культурного наследия Костромской области, которая подготовила заключение об использовании земельного участка, с учетом заключения направила уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, а с учетом уведомления и заключения инспекции, администрация района выдала уведомление о несоответствии истцам.

Довод истцов о том, что до момента подачи ими иска в суд от Охранкукльтуры было только заключение, никакого уведомления о несоответствии не было, оно появилось, только тогда, когда уже обратились в суд с иском своего подтверждения не нашел, так как, в уведомлении администрации от 30 марта 2020 года в адрес истцов указано, что к уведомлению администрации прилагаются уведомление от 26 марта 2020 года и заключение от 26 марта 2020 года, т.е. документы, направленные в адрес администрации района инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области.

Принимая во внимание изложенное, у инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, администрации Солигаличского муниципального района имелись основания, предусмотренные законом, для подготовки заключения, выдачи уведомлений о несоответствии, которые соответствует требованиям закона и не нарушают прав административных истца, поскольку истцы не лишены возможности осуществить ограниченное строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объекта капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места в соответствии с ч.1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Кроме того, следует учитывать, что особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство в охранной зоне объекта культурного наследия, имеет целью защиту конституционно значимых ценностей и обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории и не затрагивает существо конституционных гарантий защиты собственности, закрепленных в статьях 17, 35 и 40 Конституции Российской Федерации.

При данных обстоятельствах административные исковые требования Р-вых к административным ответчикам - администрации Солигаличского муниципального района Костромской области и инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области о признании их уведомлений и заключения незаконными и обязании согласовать реконструкцию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 о признании уведомления инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 27 марта 2020 года о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес> предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения, заключения инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области об использовании вышеуказанного земельного участка от 26 марта 2020 года ; уведомления администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дама на земельном участке по адресу: <адрес> от 30 марта 2020 года - незаконными и обязании инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области направить в установленном порядке уведомление о соответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения на основании поданного уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 17 февраля 2020 года; обязании администрации Солигаличского муниципального района Костромской области согласовать реконструкцию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании поданного уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 17 февраля 2020 года, путем выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в г. Солигаличе в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Размахов В.Н.

Решение в окончательной форме

принято 28 августа 2020 года.