Дело № 2а-180/2020
28RS0021-01-2020-000257-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2020 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
при секретаре Прошиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Дзюба ФИО4 о взыскании земельного налога, налога на имущество, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась с административным иском к Дзюба ФИО5 о взыскании земельного налога, налога на имущество, пени.
В обоснование заявленных требований указала, что, согласно пункту ст.400 НК РФ, Дзюба ФИО6 является плательщиком имущественного налога. Плательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
По данным базы бюро технической инвентаризации в 2015 - 2017 годах за Дзюба ФИО7 зарегистрировано следующее имущество:
- жилой дом, адрес: <адрес>, площадью 83,30 кв.м. Дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Задолженность по уплате налога на имущество за 2015 - 2017 года составила 531,00 рублей.
В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате налога, в соответствии со статьей 75 НК РФ начислена пеня в сумме: 12,65 рублей, в том числе (согласно прилагаемому требованию, расчету).
В установленный статьей 52 НК РФ срок, налогоплательщику были направлены налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от 21.09.2016 г.; № от ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статьям 69, 70 НК РФ, налогоплательщику были направлены требования об уплате налога и пени:
№ от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром от ДД.ММ.ГГГГ.
Итого недоимка по налогам с учетом пеней: 543 (пятьсот сорок три) рубля 65 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК Российской Федерации Дзюба ФИО8 является плательщиком земельного налога. Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Дзюба ФИО9, согласно имеющимся данным в МИФНС РФ № по <адрес>, в 2015 - 2017 годах являлась пользователем следующего земельного участка:
- Земельные объекты (участки), адрес: 676010, Россия, <адрес>, кадастровый №, общая площадь 2497 кв.м. Дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
Земельный налог подлежит уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Итого задолженность по уплате земельного налога за 2015 - 2017 года составила 4195,00 рублей.
В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате налога, в соответствии со статьей 75 НК РФ начислена пеня в сумме: 523,37 рублей.
В установленный статьей 52 НК РФ срок, налогоплательщику были направлены налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от 21.09.2016 г.; № от ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статьям 69, 70 НК РФ, налогоплательщику были направлены требования об уплате налога и пени: № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, факт отправки подтверждается реестром от ДД.ММ.ГГГГ.
Итого недоимка по земельному налогу с учётом пеней: 4718 (четыре тысячи семьсот восемнадцать) рублей 37 копеек.
Факт имеющейся задолженности подтверждается справкой о состоянии расчётов № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ было отказано Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес> в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и сборам с Дзюба ФИО10.
В соответствии с пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, контрольный срок для обращения в суд с исковым заявлением не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.112 ГПК РФ, лицам, пропустившим установленный ГК РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Процессуальным законом не установлены критерии, по которым причины пропуска срока признаются уважительными или неуважительными. Вопрос о том, являются ли уважительными причины пропуска срока на подачу искового заявления, а также оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего ходатайство, который учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.
Считают, что срок подачи административного искового заявления подлежит восстановлению, поскольку он был пропущен, в связи с тем, что программный комплекс электронной обработки документов произвел сбой в период выставления требования, в связи с чем, сведения о задолженности указанного налогоплательщика вовремя не были обнаружены налоговым органом, на основании чего, своевременно обратиться в суд Инспекции не представилось возможным, что составляет потерю бюджета.
При данных обстоятельствах, Межрайонная ИФНС России № по <адрес> ходатайствует о признании причины пропуска срока на подачу административного искового заявления, уважительной, и просит суд восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления. Взыскать с Дзюба ФИО11: задолженность по уплате земельного налога в сумме 4195,00 рублей; задолженность по уплате пени по земельному налогу в сумме 523,37 рублей; задолженность по уплате налога на имущество в сумме 531,00 рублей; задолженность по уплате пени по налогу на имущество в сумме 12,65 рублей; итого к взысканию: 5262 (пять тысяч двести шестьдесят два) рубля 02 копейки.
Представитель административного истца - Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении данного дела, в соответствии со ст.45 КАС РФ, в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Таким образом, учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст.289 КАС РФ).
На основании п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено в судебном заседании Дзюба ФИО12 является плательщиком имущественного и земельного налога.
Дзюба ФИО13, согласно имеющимся данным в МИФНС РФ № по <адрес>, с базы бюро технической инвентаризации, в 2015-2017 годах, являлась собственником:
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 83,3 кв.м (дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ);
- земельного объекта (участка), расположенного по адресу: <адрес>, площадью 83,3 кв.м (дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ)
Общая задолженность по уплате земельного налога составила 4195 рублей 00 копеек; задолженность по уплате налога на имущество составила 531 рубль 00 копеек.
В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате налогов, в соответствии со статьей 75 НК РФ начислена пеня по земельному налогу в сумме 523 рубля 37 копеек; пеня по налогу на имущество в сумме 12 рублей 65 копеек.
Согласно статьям 69, 70 НК РФ, налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени: № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи <адрес> по Сковородинскому судебному участку № от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес> было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и сборам с Дзюба ФИО14, в связи с нарушением шестимесячного срока, установленного п.2 ст.48 НК РФ, для обращения налогового органа в суд.
В соответствии с пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев, с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Как установлено в судебном заседании, на момент обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по имущественному и земельному налогу на общую сумму 5292 рубля 90 копеек по требованию №, истек срок на подачу заявления о вынесения судебного приказа, а именно: согласно представленному требованию №, срок исполнения уплаты налога – до ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок для обращения в суд с исковым заявлением не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
С заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.
С исковым заявлением с Сковородинский районный суд Межрайонная ИФНС № по <адрес> обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что после вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления, налоговый орган обратился в суд с административным иском в течение шести месяцев, не свидетельствует о соблюдении МИФНС России № по <адрес> срока обращения в суд с заявленными требованиями.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи заявления о выдаче судебного приказа процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Следует учитывать, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Введение нового программного обеспечения, сбои в его работе, равно как объем претензионной работы относятся к обстоятельствам организационного характера, в связи, с чем не могут быть признаны уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учётом вышеизложенного, требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Дзюба ФИО15 о взыскании земельного налога, налога на имущество, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-220 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Дзюба ФИО16 о взыскании земельного налога, налога на имущество, пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.Ю. Сушко