ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-180/2021 от 05.03.2021 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-180/2021

УИД 29RS0021-01-2021-000045-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 марта 2021 года п. Плесецк

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Сергеевой М.Н.,

при секретаре Терехиной Х.С.,

с участием административного истца Ирдименева А.Н., административного ответчика заместителя Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ямщикова М.В., одновременно представляющего интересы административного ответчика Прокуратуры Архангельской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Ирдименева А. Н. о признании незаконным и отмене решения Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Гребнева Ф.В. от 04 декабря 2020 года, обязании направить запрашиваемые документы,

у с т а н о в и л:

Ирдименев А. Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Гребнева Ф.В. от 04 декабря 2020 года об отказе в выдаче решений Онежского прокурора и обязании направить запрашиваемые документы. В обоснование административного иска указал, что обратился к Онежскому прокурору с запросом о предоставлении ответов по результатам рассмотрения в 2015 и 2016 годах его жалоб. В ответ на указанное обращение Онежский прокурор 04.12.2020 года направил решение об отказе в предоставлении запрашиваемых документов, указав, что направление указанных документов законодательно не закреплено и не допускается. Просит признать незаконным отказ Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Гребнева Ф.В. от 04 декабря 2020 года в предоставлении ответов по его жалобам за 2015 и 2016 год, обязать направить ему запрашиваемые документы.

Определением Плесецкого районного суда Архангельской области от 11 февраля 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Прокуратура Архангельской области.

Административный истец Ирдименев А.Н. в судебном заседании, опрошенный с использованием системы видеоконференц-связи, настаивал на удовлетворении административных исковых требованиях в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик заместитель Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ямщиков М.В., одновременно представляющий интересы административного ответчика Прокуратуры Архангельской области, в судебном не согласился с административными исковыми требованиями Ирдименева А.Н. Указал, что Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45, определен порядок, согласно которому заявитель либо его представитель имеют право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращений. Направление копий законодательно не предусмотрено. Права административного истца Ирдименева А.Н. оспариваемым ответом не нарушены. Просил в удовлетворении административных исковых требований Ирдименеа А.Н. отказать.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В силу пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункты 1, 4, 5).

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации закреплены в статье 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (пункт 1).

Обязанность органов прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, предусмотрена Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10).

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 этого же Федерального закона.

Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 №45 утверждена и введена в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1. настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством.Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Согласно п. 5.1 Инструкции, предусмотрено, что обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

В соответствии с п. 4.15 Инструкции, заявитель, либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

Согласно 4.16 Инструкции, решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Ирдименев А.Н. отбывает наказание в виде лишения свободы, в настоящий момент находится в ФКУ Областная больница УФСИН России по Архангельской области.

03 декабря 2020 года Ирдименев А.Н. обратился к Онежскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с заявлением о предоставлении копий ответов от 21.05.2015, от 12.05.2015, за по результатам рассмотрения его жалоб по неисполнению судебного решения Плесецкого районного суда Архангельской области в части материально-бытового обеспечения и несвоевременного предоставления ему длительного свидания, а также предоставлении ответа в части не отправления его жалобы по уголовному делу в Верховный суд.

04 декабря 2020 года Онежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Гребневым Ф.В. заявителю направлен ответ, согласно которому в соответствии с п.4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45, заявитель, либо его представитель по письменному заявлению имеют право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств. Направление соответствующих документов непосредственно органами прокуратуры, законодательно не закреплено и не допускается. Ответ может быть обжалован вышестоящему прокурору или в судебном порядке.

Таким образом, в судебном заседании на основании исследованных материалов дела установлено, что письменное обращение Ирдименева А.Н. должностными лицами прокуратуры рассмотрено в соответствии с приведенными выше требованиями Федеральных законов и ведомственной Инструкции, в адрес заявителя в установленные сроки направлен ответ. Нормы законодательства не возлагают на органы прокуратуры обязанность обеспечивать возможность ознакомления осужденных к лишению свободы с материалами прокурорской проверки путем копирования таких материалов и отправки заявителю по месту отбытия наказания; гражданин в случае невозможности личной явки в органы прокуратуры не лишен возможности реализовать свои процессуальные права через представителя. Ответ Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Гребнева Ф.В. от 04 декабря 2020 года с указанием порядка ознакомления с документами по обращению административному истцу Ирдименеву А.Н. разъяснен в полном объеме, как и разъяснено право его обжалования, каких либо прав административного истца нарушено не было.

Таким образом, административные исковые требования Ирдименева А.Н. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований Ирдименева А. Н. о признании незаконным и отмене решения Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Гребнева Ф.В. от 04 декабря 2020 года, обязании направить запрашиваемые документы - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Председательствующий подпись М.Н. Сергеева

Мотивированное решение

изготовлено 12 марта 2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>