ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-180/2022 от 23.05.2022 Яльчикского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №2а-180/2022

УИД 21RS0020-01-2022-000201-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 года село Яльчики

Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Викторова А.А.,

при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,

с участием представителей: административного истца - прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н.;

административного ответчика - главы Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Ловкина Г.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску и.о.прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Путякова В.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о признании бездействия администрации незаконным и обязании произвести техническое обследование объектов системы водоснабжения,

установил:

и.о. прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Путяков В.В. (далее Прокурор района) обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (далее Кильдюшевское сельское поселение) о признании незаконным бездействия администрации и обязании произвести техническое обследование объектов системы водоснабжения указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Кильдюшевского сельского поселения требований федерального законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно ч.4 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы водоснабжения.

В ходе проверки установлено, что на территории Кильдюшевского сельского поселения расположены следующие объекты системы водоснабжения: уличный водопровод в ..., проходящий в 350 м. к северу от жилой зоны ... до здания магазина, расположенного по ...; уличный водопровод в ..., проходящий в 330 м. к востоку от жилой зоны ... до водопроводного колодца, расположенного в 16 м. к северо-востоку от ...; водопроводная башня в ..., расположенная западнее в 150 м. к северо-востоку от ....

Вышеперечисленные объекты находятся в собственности администрации Кильдюшевского сельского поселения, в нарушение требований федерального законодательства администрацией поселения техническое обследование обозначен-ных объектов не проведено, акты с результатами обследований в соответствии с п.3 Приказа Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр отсутствуют.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что администрация Кильдюшевского сельского поселения не обеспечивает содержание и сохранность вышеуказанных объектов водоснабжения в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Административный истец, и.о.прокурора района ссылаясь на ст.35 Федераль-ного закона «О прокуратуре РФ», ст.ст.124-126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) просит признать бездействие администрации Кильдюшевского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по проведению технического обследования объектов систем водоснабжения незаконным и обязать в течении трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести техническое обследование объектов системы водоснабжения, в том числе: уличный водопровод в ..., проходящий в 350 м. к северу от жилой зоны ... до здания магазина, расположенного по ...; уличный водопровод в ..., проходящий в 330 м. к востоку от жилой зоны ... до водопроводного колодца, расположенного в 16 м. к северо-востоку от ...; водопроводная башня в ..., расположенная западнее в 150 м. к северо-востоку от ... в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей».

В судебном заседании представитель административного истца, прокурор района Кудряшов А.Н. административный иск полностью поддержал по изложенным в нем мотивами и вновь приведя их суду, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика глава Кильдюшевского сельского поселения Ловкин Г.П. суду показал, что действительно техническое обследование спорных систем водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения в соответствии с требованиями, установленными приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/пр не проведено. По представлению прокурора района виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Настоящий административный иск предъявлено и.о. прокурором района в защиту интересов неопределенного круга лиц в целях защиты конституционного права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГ (далее ЕГРЮЛ) администрация Кильдюшевского сельского поселения (ИНН 2120002860, ОГРН 1052132011920) зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГ (л.д.15).

..., согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГ (л.д.5-6) проведена проверка исполнения администрацией Кильдюшевского сельского поселения требований федерального законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.

В ходе проверки установлено, что на территории Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района расположены объекты системы водоснабжения: уличный водопровод в ..., проходящий в 350 м. к северу от жилой зоны ... до здания магазина, расположенного по ...; уличный водопровод в ..., проходящий в 330 м. к востоку от жилой зоны ... до водопроводного колодца, расположенного в 16 м. к северо-востоку от ...; водопроводная башня в ..., расположенная западнее в 150 м. к северо-востоку от ... объекты, согласно сведений Кильдюшевского сельского поселения (о...., обор.) находятся в собственности администрации поселения.

Из ответа Кильдюшевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ (л.д.11) в нарушение требований федерального законодательства администрацией поселения техническое обследование обозначенных объектов не проведено, акты с результатами обследований в соответствии с п.3 Приказа Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр отсутствуют.

Установленные в ходе проверки нарушения федерального законодательства стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственными должностными лицами администрации Кильдюшевского сельского поселения, в том числе по причине отсутствия должного контроля со стороны административного ответчика.

В адрес главы администрации Кильдюшевского сельского поселения прокурором района ДД.ММ.ГГ направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.7-8).

Из Устава Кильдюшевского сельского поселения, принятого решением Собрания депутатов Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ, к вопросам местного значения поселения относятся (ст.6 п.4) организация в границах Кильдюшевского сельского поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ч.4 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы водоснабжения.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Частью 6 ст. 37 Федерального закона 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено обязательное техническое обследование, которое проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

В силу п.6 Приказа Минстроя России от 05.08.2014 №437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей» техническое обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения проводится организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций.

Однако в нарушение требований законодательства техническое обследование в отношении указанных объектов в соответствии с Приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей» не проведено.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что администрация Кильдюшевского сельского поселения не обеспечивает содержание объектов водоснабжения в соответствии с требованиями федерального законодательства.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Отсутствие технического обследования объектов централизованных систем водоснабжения создает условия для нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения и водоотведения, а также на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Срок, который представитель административного истца, просит установить администрации Кильдюшевского сельского поселения для устранения указанного нарушения законодательства в части обязанности в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу проведение технического обследования объектов водоснабжения, расположенных на территории Кильдюшевского сельского поселения, суд считает разумным и достаточным.

При этом суд учитывает, что требования и.о.прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поскольку выбор способа исполнения указанной обязанности орган местного самоуправления осуществляет самостоятельно по своему усмотрению.

С учетом того, что доказательств выполнения административным ответчиком требований вышеуказанных нормативных актов в судебное заседание не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

Принятие указанной правовосстановительной меры является исполнимой в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, данная мера направлена на восстановление нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с частями 1,2 ст.200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.

Из вышеприведенной нормы ст.200 КАС РФ следует, что частное определение - это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении административного дела предоставленными административным процессуальным законом средствами.

Учитывая задачи административного судопроизводства, суд при рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения должен оценить в совокупности все обстоятельства дела, объективно разрешить вопрос о наличии факта нарушения законности, а в определении указать мотивы, по которым он пришел к своим выводам, ссылки на законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался.

Разрешая ходатайство прокурора района о вынесении частного определения по делу от ДД.ММ.ГГ, в котором обратить внимание администрации Кильдюшевского сельского поселения на обозначенные нарушения и указать на принятие мер по их устранению, суд оснований для вынесения частного определения по делу не усматривает, ибо как видно из материалов дела, согласно представлению прокурора района об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГ (л.д.7-8) потребовано от Кильдюшевского сельского поселения принять меры по устранению нарушений закона и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица, допустившего нарушений требований федерального законодательства.

При этом из сведений Кильдюшевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ следует, что проведены мероприятия по устранению выявленных нарушений законодательства и по результатам рассмотрения представления прокурора района за допущенные нарушения федерального законодательства заместитель главы администрации Кильдюшевского сельского поселения ФИО распоряжением главы привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Поскольку должностное лицо, допустившее нарушение требований федерального законодательства привлечено к дисциплинарной ответственности, необходимость в дополнительном вынесении судом по делу частного определения отсутствует, поскольку противоречит принципу недопустимости повторного привлечения к ответственности должностного лица, допустившего нарушение требований федерального законодательства за совершение одного и того же нарушения.

Кроме того, в ходатайстве прокурора района о вынесении частного определения не обозначен субъект, в отношении которого следует вынести частное определение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по проведению технического обследования объектов водоснабжения, в том числе: уличный водопровод в ..., проходящий в 350 м. к северу от жилой зоны ... до здания магазина, расположенного по ...; уличный водопровод в ..., проходящий в 330 м. к востоку от жилой зоны ... до водопроводного колодца, расположенного в 16 м. к северо-востоку от ...; водопроводная башня в ..., расположенная западнее в 150 м. к северо-востоку от ....

Обязать администрацию Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 2120002860, ОГРН 1052132011920) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести техническое обследование объектов водоснабжения, в том числе: уличный водопровод в ..., проходящий в 350 м. к северу от жилой зоны ... до здания магазина, расположенного по ...; уличный водопровод в ..., проходящий в 330 м. к востоку от жилой зоны ... до водопроводного колодца, расположенного в 16 м. к северо-востоку от ...; водопроводная башня в ..., расположенная западнее в 150 м. к северо-востоку от ..., в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.

Судья А.А. Викторов

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 23.05.2022.

Решение24.05.2022