Дело №
УИД 60OS0000-01-2023-000070-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.ФИО6
Псковская область
Пушкиногорский районный суд Псковской области (постоянное судебное присутствие в городе Новоржеве Новоржевского района) в составе: председательствующего судьи Ленгарт М.Я.
при секретаре Александрович Е.А., с участием
административных истцов - главы Новоржевского района ФИО1 и депутата Собрания Депутатов Новоржевского района - ФИО2
представителя административных истцов по доверенности главы Новоржевского района ФИО1 и ФИО2 - ФИО3
представителя административного ответчика по доверенности Собрания депутатов Новоржевского района - ФИО4
помощника прокурора Новоржевского района Москаленко В.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы Новоржевского района ФИО1 и депутата Собрания Депутатов Новоржевского района - ФИО2 о признании полностью недействующим решения Собрания депутатов Новоржевского района от 21.02.2023 № 8 «О согласии на преобразование муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район» в муниципальное образование «ФИО6ский муниципальный округ Псковской области» путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа » с момента его принятия,
установил:
Глава Новоржевского района Псковской области ФИО1 и депутат Собрания Депутатов Новоржевского района - ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Новоржевского района Псковской области о признании полностью недействующим решения Собрания депутатов Новоржевского района от 21.02.2023 № 8 «О согласии на преобразование муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район» в муниципальное образование «ФИО6ский муниципальный округ Псковской области» путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее - решение Собрания депутатов от 21.02.2023 № 8) с момента его принятия.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 избрана Главой муниципального образования «ФИО6ский район», постановлением Территориальной избирательной комиссии Новоржевского района от ДД.ММ.ГГГГ № 73/1 зарегистрирована Главой Новоржевского района, ДД.ММ.ГГГГ вступила в указанную должность.
ФИО2 на основании постановления территориальной избирательной комиссией Новоржевского района № 20/2 от 21.09.2022 «О регистрации депутатов на выборах депутатов Собрания депутатов Новоржевского района седьмого созыва по единому избирательному округу» является депутатом Собрания депутатов Новоржевского района седьмого созыва.
Решение Собрания депутатов от 21.02.2023 № 8 являются обязательным условием принятия закона субъекта РФ, с принятием которого будут прекращены полномочия административных истцов, тем самым нарушаются их права.
Кроме того указано, что оспариваемым решением нарушено право противотворческой инициативы административных истцов, установленной Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131 -ФЗ) для главы муниципального образования и депутата представительного органа местного самоуправления, а именно вопреки требованиям ст. 46 ФЗ №>131 -ФЗ и ст. 22 Регламента Собрания депутатов Новоржевского района, утвержденного решением Собрания депутатов 28.12.2017 №3,
предусматривающий что решения, носящие нормативно-правовой характер, рассматриваются в первом чтении с одновременным обсуждением альтернативных проектов, если такие были внесены, внесенный административными истцами проект решения по вопросу преобразования муниципальных образований, предусматривающий проведение местного референдума не был рассмотрен на соответствующей сессии, голосование не проводилось, то есть нарушено процедура принятия оспариваемого решения и интересы административных истцов. Оспариваемое решение, являясь нормативно - правовым актом не направлено главе района и не подписано ею.
Оспариваемое решение вынесено без выражения мнения населении, не опубликовано (обнародованы), вынесены без соответствующей инициативы, в соответствии с требованием действующего законодательства, без проведения референдума, с нарушением порядка проведения публичных слушаний, в части их опубликования (обнародования) и определения сроков их назначения, без соблюдения требований к транспортной доступности вновь образованного муниципального округа.
Обжалуемыми решениями нарушаются права административных истцов, в частности в связи с тем, что они не смогут избирать органы местного самоуправления муниципальных образований и досрочно прекратятся их полномочия (главы района, депутата районного собрания депутатов), не гарантировано их право, как жителей Новоржевского района в органах местного самоуправления вновь создаваемого муниципального округа.
В связи с чем, просили признать обжалуемый акт недействующим с момента принятия.
В судебном заседании административные истцы глава Новоржевского района Псковской области ФИО1, депутат Собрания депутатов Новоржевского района ФИО2, представитель административных истцов по доверенности -ФИО3 административный иск поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель по доверенности административного ответчика Собрания депутатов Новоржевского района- ФИО4 административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь в обоснование своей позиции на доводы, изложенные в представленных суду письменных возражениях.
При этом, дополнительно пояснив, что все требования административных истцов основаны на требованиях действующего законодательства отнесенных с нормативно-правовым актам, при этом обжалуемое решение не относится к нормативно-правовому акту, так как в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Только наличие всех вышеуказанных признаков в правовом акте позволяет сделать вывод о его нормативности. Основным критерием, отличающим нормативный правовой акт от ненормативного правового акта, является наличие в акте норм права.
Оспариваемый акт обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений не содержит.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, так как требования административных истцов основаны на ошибочном толковании норм права, изучив доводы административного иска и возражений на него, исследовав материалы дела, представленные странами и истребованные судом доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объёме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых
государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными только в случае, если установит совокупность обстоятельств: несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что исходя из ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.При этом превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) (п. 62 ПП ВС РФ от 27.09.2016 №36).
В силу частей 1 и 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее Закона № 131 -ФЗ, Федерального закона от 6 октября 2003 года№ 131-ФЗ).
В силу статьи 2 данного Федерального закона под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Под сельским поселением - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Под муниципальным районом понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.Под муниципальным округом - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного данным Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Преобразование муниципальных образований представляет собой, в том числе, объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с названным выше Федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования (части 1, 2 и 3.1-1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года№ 131-ФЗ).
В силу пункта 4 части 3 статьи 28 названного закона вопросы о преобразовании муниципального образования выносятся на публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования.
На публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в 5случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее в настоящей статье - официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.
Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования может быть установлено, что для размещения материалов и информации, указанных в абзаце первом настоящей части, обеспечения возможности представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по проекту муниципального правового акта, а также для участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях с соблюдением требований об обязательном использовании для таких целей официального сайта может использоваться федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порядок использования которой для целей настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых мероприятий.
Статьей 6 Закон Псковской области от 09.10.2006 № 580-оз «О местном самоуправлении в Псковской области» предусмотрено, что изменение границ муниципальных образований и преобразование муниципальных образований осуществляется законом области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти области, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом.
Судом установлено, что муниципальное образование "ФИО6ский район" имеет статус муниципального района в соответствии с Законом Псковской области от 28 февраля 2005 года № 419-оз "О границах и статусе действующих на территории области муниципальных образований" (ст. 1 «Устав Новоржевского района», принят решением Собрания депутатов Новоржевского района 24.07.1996 в ред. от 21.03.2023).
В состав муниципального района входят территории муниципальных образований: "ФИО6" со статусом "городское поселение"; "Выборская волость" со статусом "сельское поселение"; "Вехнянская волость" со статусом "сельское поселение"; "Новоржевская волость" со статусом "сельское поселение". ( ст 2 Устава Новоржевского района)
В соответствии с уставами муниципальных образований: «ФИО6», принятого решением собрания депутатов городского поселения «ФИО6» от 01.12.2005 №7; «Новоржевская волость», принятого решением собрания депутатов сельского поселения «Новоржевская волость» от 10.11.2015 № 1; «Вехнянская волость», принятого решением собрания депутатов сельского поселения «Вехнянская волость» от 19.11.2015 №1; «Выборская волость», принятого решением собрания депутатов сельского поселения «Выборская волость» от 18.11.2015 №1 - собрание депутатов указанных поселения являются представительным органом поселений, а главы указанных поселений высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляющим администрацию поселения, исполняющие полномочия председателя Собрания депутатов поселения.
Глава сельского поселения «Новоржевская волость» ФИО5, являясь, в соответствии со ст. 34 Закона № 131-ФЗ, органом местного самоуправления, и согласно ст.21 Устава муниципального образования «Новоржевская волость» высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляющим администрацию поселения, исполняющей полномочия председателя Собрания депутатов поселения, выступила с инициативой о преобразовании муниципальных образований и в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 13 Закона № 131-ФЗ, ст 6 Закон Псковской области от 09.10.2006 № 580-оэ «О местном самоуправлении в Псковской области» ст.ст. 22, 35 Устава муниципального образования «Новоржевская волость», вынесла Постановление №1.
Постановление № 1 размещено на сайте Новоржевской волости: http://barutasp.ru/, а также, в соответствии с требованием ч. 4 ст. 32 Устава Новоржевской волости, предусматривающей вступление в силу муниципальных актов поселения после опубликования (обнародования), обнародовано путем размещения на информационных стендах в общественных местах: на стенде в администрации поселения «Новоржевская волость» <...>, на стендах в помещениях администрации поселения д.Барута, д. Макарово, д. Жадрицы, в библиотеках д. Макарово, д. Дубровы, магазинах Новоржевскогорайпо д. Дубровы, д. Гривино, д. Жадрицы.
Поскольку для реализации инициативы о преобразовании требуется получение согласия населения каждого из поселений, входящих в состав Новоржевского района, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (ч. 3.1-1 ст. 13 Закона № 131 -ФЗ) Постановление № 1 было направлено в представительные органы всех поселений Новоржевского района, для рассмотрения внесенной инициативы.
Указанное Постановление № 1, являясь приложением к проекту решений о даче согласия на преобразование муниципальных образований, было обнародовано во всех муниципальных образованиях, одновременно с решением о назначении публичных слушаний по данному вопросу.
На основании поступившей инициативы главы Новоржевской волости, главой сельского поселения «Вехнянская волость» в соответствии со ст. 28 Закона № 131-ФЗ, п.12 ст.22 Устава муниципального образования «Вехнянская волость», в соответствии с которым к полномочиям главы поселения относится созыв очередных и внеочередных заседаний Собрания депутатов поселения, доведение до сведения депутатов и населения даты, времени и места их проведения, а также проектов повестки сессии, принято постановление от 23.01.2023 № 1 «О созыве 15-ой внеочередной сессии Собрания депутатов сельского поселения «Вехнянская волость» на 27.01.2023 для назначения публичных слушаний по вопросу о преобразовании муниципальных образований.
Постановление размещено на официальном сайте поселения http://vehnovolost.ru/.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 28 Закона № 131-ФЗ, разделами 3, 11 Положения о публичных слушаниях в сельском поселении «Вехнянская волость», утвержденных Решением Собрания депутатов Вехнянской волости от 05.10.2015 № И, решением Собрания депутатов Вехнянской волости от 27.01.2023 № 1 «О назначении публичных слушаний по вопросу «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район», в муниципальное образование «ФИО6ский муниципальный округ Псковской области» и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» назначены публичные слушания по обозначенному вопросу. Решение о назначении публичных слушаний принято депутатами Собрания депутатов Вехнянской волости единогласно, размещено на сайте волости 27.01.2023 и обнародовано путем размещения в местах, определенных ст. 32 Устава Вехнянской волости, заблаговременно (здание Администрации сельского поселения -<...>, помещение Администрации сельского поселения - ФИО6ский район д. Вехно, библиотека- ФИО6ский район д. Вехно, магазины Новоржевскогорайпо - ФИО6ский район д. Орша, д. Березовец, д. Волчицкое, д. Вехно.)
Одновременно с Решением о назначении публичных слушаний, заблаговременно размещены Постановление № 1 и проект решения Собрания депутатов сельского поселения «Вехнянская волость» о даче согласия на преобразование, выносимый на обсуждение, а также порядок учета предложений по указанному проекту и порядок участия граждан в обсуждении проекта, вынесенного на публичные слушания.
В соответствии с решением Собрания депутатов Вехнянской волости от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> проведены публичные слушания по обозначенному вопросу.
На публичных слушаниях присутствовало 27 человек, включая административных истцов, которым была дана возможность участвовать в обсуждении.
По результатам публичных слушаний, участники публичных слушаний рекомендовали Собранию депутатов Вехнянской волости учесть все предложения, высказанные на публичных слушаниях при рассмотрении на сессии проекта решения о даче согласия на преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Новоржевского района, в муниципальный округ. Протокол размещен на официальном сайте волости. 20.02.2023 собранием депутатов сельского поселения «Вехнянская волость» вынесено решение № 4 «О согласии на преобразование муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район», в муниципальное образование «ФИО6ский муниципальный округ Псковской области» и наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа»;
На основании поступившей инициативы главы Новоржевской волости главой сельского поселения «Выборская волость» в соответствии со ст. 28 Закона № 131-ФЗ. п.12 ст.22 Устава муниципального образования «Выборская волость», в соответствии с которым к полномочиям главы поселения относится созыв очередных и внеочередных заседаний Собрания депутатов поселения, доведение до сведения депутатов и населения даты, времени и места их проведения, а также проектов повестки сессии, принято постановление от 24.01.2023 № 1 «О созыве 12-ой внеочередной сессии второго созыва Собрания депутатов сельского поселения «Выборская волость» на 30.01.2023 для назначения публичных слушаний по вопросу о преобразовании муниципальных образований. Постановление размещено на официальном сайте поселения http://viborvolost.ru/.
В соответствии с ч.2, 4 ст. 28 Закона № 131-ФЗ, разделами 3, 11 Положения о публичных слушаниях в сельском поселении «Выборская волость», утвержденных Решением Собрания депутатов Выборской волости от 06.10.2015 № 11, решением Собрания депутатов Выборской волости от 30.01.2023 «О назначении публичных слушаний по вопросу «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район», в муниципальное образование «ФИО6ский муниципальный округ Псковской области» и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» назначены публичные слушания по обозначенному вопросу.
Решение о назначении публичных слушаний принято депутатами Собрания депутатов Выборской волости единогласно, размещено на сайте волости 30.01.2023 и заблаговременно, обнародовано путем размещения в местах, определенных ст. 32 Устава Выборской волости: на стенде в Администрации поселения (<адрес>), на стендах в помещениях администрации поселения д. Веска, д. Заречье, д. Стехново, в библиотеках д. Выбор, д. Вишлево, всельских клубах д. Веска, д. Заречье, д. Стехново, в магазинах Новоржевского РАЙПО д. Выбор, д. Веска, д. Стехново, д. Заречье.
Одновременно с Решением о назначении публичных слушаний, заблаговременно размещены Постановление № 1 и проект решения Собрания депутатов сельского поселения «Выборская волость» о даче согласия на преобразование, выносимый на обсуждение, а также порядок учета предложений по указанному проекту и порядок участия граждан в обсуждении проекта, вынесенного на публичные слушания.
В соответствии с решением Собрания депутатов Выборской волости от 30.01.2023 12.02.2023 по адресу: <...>, помещение Дома культуры проведены публичные слушания по обозначенному вопросу.
На публичных слушаниях присутствовало 50 человек, включая административного истца ФИО1, которой была дана возможность участвовать в обсуждении.
По итогу публичных слушаний рекомендовано Собранию депутатов Выборской волости учесть поступившие мнения, позиции и предложения, высказанные на публичных слушаниях при рассмотрении на сессии проекта решения о даче согласия на преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Новоржевского района, в муниципальный округ. Протокол и итоговые рекомендации размещены на официальном сайте волости 15.02.2023 и обнародованы в местах, определенных ст. 32 Устава Выборской волости. 20.02.2023 собрания депутатов сельского поселения «Выборская волость» принято решение№ 1 «О согласии на преобразование муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район», в муниципальное образование «ФИО6ский муниципальный округ Псковской области» и наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» ;
Главой сельского поселения «Новоржевская волость» в соответствии со ст. 28 Закона № 131-ФЗ от 23.01.2023 п.12 ст.22 Устава Новоржевской волости, в соответствии с которым к полномочиям главы поселения относится созыв очередных и внеочередных заседаний Собрания депутатов поселения, доведение до сведения депутатов и населения даты, времени и места их проведения, а также проектов повестки сессии, принято постановление № 2 «О созыве 13-ой внеочередной сессии Собрания депутатов сельского поселения «Новоржевская волость» назначена сессия на 27.01.2023 для назначения публичных слушаний по вопросу о преобразовании муниципальных образований. Постановление размещено на официальном сайте поселения http://barutasp.ru/.
В соответствии с ч.2, 4 ст. 28 Закона № 131-ФЗ, разделами 3, ИПоложения о публичных слушаниях в сельском поселении «Новоржевская волость», утвержденных Решением Собрания депутатов Новоржевской волости от 30.09.2015 № 12, решением Собрания депутатов Новоржевской волости от 27.01.2023 № 1 «О назначении публичных слушаний по вопросу «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район», в муниципальное образование «ФИО6ский муниципальный округ Псковской области» и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» назначены публичные слушания по обозначенному вопросу.
Решение о назначении публичных слушаний принято депутатами Собрания депутатов Новоржевской волости единогласно, размещено на сайте волости 27.01.2023 и заблаговременно, обнародовано путем размещения в местах, определенных ст. 32 Устава Новоржевской волости, на информационных стендах в общественных местах: на стенде в администрации сельского поселения «Новоржевская волость» <...>- Крестьянская, д. 84, на стендах в помещениях администрации поселения д.Барута, д. Макарово, д. Жадрицы, в библиотеках д. Макарово, д. Дубровы, магазинах Новоржевскогорайпо д. Дубровы, д. Гривино, д. Жадрицы.
Одновременно с Решением о назначении публичных слушаний, заблаговременно размещены Постановление № 1 и проект решения Собрания депутатов сельского поселения «Новоржевская волость» о даче согласия на преобразование, выносимый на обсуждение, а также порядок учета предложений по указанному проекту и порядок участия граждан в обсуждении проекта, вынесенного на публичные слушания.
В соответствии с решением Собрания депутатов Новоржевской волости от 27.01.2023 № 1. 05.02.2023 по адресу: <...> проведены публичные слушания по обозначенному вопросу.
На публичных слушаниях присутствовало 22 человека, включая административных истцов, которым была дана возможность участвовать в обсуждении.
По итогам публичных слушаний, участники публичных слушаний рекомендовали Собранию депутатов Новоржевской волости учесть все предложения, высказанные на публичных слушаниях при рассмотрении на сессии проекта решения о даче согласия на преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Новоржевского района, в муниципальный округ. Протокол и итоговые рекомендации размещены на официальном сайте волости 15.02.2023 и обнародованы в местах, определенных ст. 32 Устава Новоржевской волости. 20.02.2023 Собрания депутатов сельского поселения «Новоржевская волость» принято решение № 5 «О согласии на преобразование муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район», в муниципальное образование «ФИО6ский муниципальный округ Псковской области» и наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа»;
На основании поступившей инициативы главы Новоржевской волости главой городского поселения «ФИО6» в соответствии со ст. 28 Закона № 131-ФЗ, п.7 ст. 18 Устава муниципального образования «ФИО6», принято постановление от 24.01.2023 № 1 «О созыве 24-ой внеочередной сессии Собрания депутатов городского поселения «ФИО6» на 27.01.2023 для назначения публичных слушаний по вопросу о преобразовании муниципальных образований. Постановление размещено на официальном сайте поселения http://gorodnovorzhev.ru/.
В соответствии с ч.2, 4 ст. 28 Закона № 131-ФЗ, Положением о публичных слушаниях, утвержденных Решением Собрания депутатов городского поселения «ФИО6» от 26.10.2015, решением Собрания депутатов городского поселения «ФИО6» от 27.01.2023 № 1 «О назначении публичных слушаний по вопросу «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район», в муниципальное образование «Новоржевскиймуниципальный округ Псковской области» и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» назначены публичные слушания по обозначенному вопросу.
Решение о назначении публичных слушаний принято депутатами Собрания депутатов городского поселения «ФИО6» единогласно, опубликовано в газете «Земля Новоржевская» № 4 от 30.01.2023, размещено на сайте городского поселения «ФИО6» 27.01.2023 и обнародовано путем размещения на информационном стенде Администрации городского поселения «ФИО6» (<...>), в Новоржевской районной библиотеке (<...>), на информационных стендах (участок территориипо адресу: <...>; участок территории по адресу: <...>) заблаговременно.
Одновременно с Решением о назначении публичных слушаний, заблаговременно размещены Постановление № 1 и проект решения Собрания депутатов городского поселения «ФИО6»» о даче согласия на преобразование, выносимый на обсуждение, а также порядок учета предложений по указанному проекту и порядок участия граждан в обсуждении проекта, вынесенного на публичные слушания.
В соответствии с решением Собрания депутатов городского поселения «ФИО6» от 27.01.2023 № 1, 12.02.2023 по адресу: <...> проведены публичные слушания по обозначенному вопросу.
На публичных слушаниях присутствовало 32 человека, включая административного истца ФИО2, которому была дана возможность участвовать в обсуждении.
Согласно итоговым рекомендациям публичных слушаний, участники публичных слушаний рекомендовали Собранию депутатов городского поселения «ФИО6» учесть поступившие мнения, позиции и предложения, высказанные на публичных слушаниях при рассмотрении на сессии проекта решения о даче согласия на преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Новоржевского района, в муниципальный округ. Протокол и итоговые рекомендации размещены на официальном сайте городского поселения 14.02.2023, опубликованы в газете «Земля новоржевская» № 6 от 15.02.2023 и обнародованы в местах, определенных ст. 30 Устава городского поселения «ФИО6». 20.02.2023 Собранием депутатов городского поселения «ФИО6» принято решение № 2 «О согласии на преобразование муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район»: городского поселения «ФИО6», сельского поселения «Новоржевская волость», сельского поселения «Выборская волость», сельского поселения «Вехнянская волость», в муниципальное образование «ФИО6ский муниципальный округ».
Решения о назначении публичных слушаний во всех поселениях содержали указание о месте, дате, времени начала и окончания публичных слушаний, проекте муниципального правового акта, вынесенного на обсуждение на публичных слушаниях, инициаторе публичных слушаний, а также порядок учета предложений по указанным проектам, порядок участия граждан в обсуждении проекта, вынесенного на публичные слушания, заблаговременно обнародованы в местах определенных уставами поселений и на сайтах волостей, что соответствует Уставам поселений.
Решения собраний депутатов поселений направлены в Собрание депутатов Новоржевского района.
В соответствии с. п.п. 5 п. 1 ст. 22 Устава муниципального образования ФИО6ский район» принятие решений, связанных с преобразованием муниципального района, отнесено к полномочиям Собрания депутатов Новоржевского района и в соответствии с ч. 1 ст. 32 Устава муниципального образования ФИО6ский район» собрание депутатов Новоржевского района принимает правовые акты в форме решений.
На основании решений поселений Собранием депутатов Новоржевского района 21.02.2023 на очередной шестой сессии Собрания депутатов Новоржевского района седьмого созыва, назначенной постановлением Собрания депутатов Новоржевского района от 09.02.2023, принято оспариваемое административными истцами решение № 8 «О согласии на преобразование муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район» в муниципальное образование «ФИО6ский муниципальный округ Псковской области» путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа ».
На основании анализа изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решения не противоречит требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ», принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с учетом результатов проведенных публичных слушаний и принятых поселениями решений.
Порядок инициирования преобразования муниципальных образований и проведения публичных слушаний, процедура учета мнения населения, проживающего на территории Новоржевского района Псковской области, соблюдена, истцы принимали участие в публичных слушаниях, участвовали в голосовании, выразили свое несогласие на преобразование муниципалитетов, то есть реализовали свои права.
Заблаговременное оповещение жителей муниципальных образований о времени и месте проведения публичных слушаний, обеспечено обнародованием соответствующий решений об их назначении с приложением необходимых документов - проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обсуждению, в местах определенных уставами поселений а также на официальных сайтах муниципальных образований. Факт заблаговременного обнародования указанных решений подтверждён материалами дела и достоверно установлен судом, иного административными истцами не представлено, иная, оценка административными истцами, представленных ответчиком доказательств не свидетельствует об обратном.
Результаты проведенных публичных слушаний отражены в протоколах публичных слушаний муниципальных образований, при этом публичные слушания и их результат имеет для органов местного самоуправления рекомендательный характер. Подготовка органами местного самоуправления документов, указанных в п. 11.2 Положений о публичных слушаниях в поселениях федеральным законодательством, законодательством Псковской области и муниципальными правовыми актами при принятии решений по вопросам преобразования муниципальных образований, не предусмотрена. Сам факт проведения публичных слушаний административными истцами не оспорен.
Требования к содержанию муниципальных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, установлены частью 4 статьи 28 Закона № 131-ФЗ.
Вместе с тем ни данная норма, ни иные правовые акты федерального законодательства и (или) законодательства Псковской области не наделяют органы местного самоуправления компетенцией по установлению перечня документов, представляемых вместе с инициативой о преобразовании муниципального образования, в том числе при подготовке публичных слушаний по данному вопросу.
Пунктами 11.2 Положений о публичных слушаниях в поселениях, на несоблюдение которых при проведении публичных слушаний ссылаются административные истцы, регламентируется порядок информирования жителей о документах, прилагаемых к инициативе о преобразовании муниципального образования, в случае поступления таких документов от инициатора преобразования в представительные органы муниципальных образований. Подготовка органами местного самоуправления указанных документов федеральным законодательством, законодательством Псковской области и муниципальными правовыми актами при принятии решений по вопросам преобразования муниципального образования не предусмотрена. Данный пункт может быть применим только в случае, если такие документы были направлены в муниципальное образование от инициатора преобразования, для которого подготовка документов в соответствии с данным перечнем является обязательной в силу требований федерального законодательства и (или) законодательства Псковской области.
Публичные слушания, как реализация прав граждан на осуществление местного самоуправления, призваны информировать граждан о решениях, планируемых к принятию органами местного самоуправления, определить мнение жителей муниципального образования по рассматриваемым на публичных слушаниях вопросам, но их результат имеет для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Конкретных фактов нарушений порядка проведения публичных слушаний, предусмотренного Положениями о публичных слушаниях поселений административными истцами не представлено и судом не установлено.
Население поселений «Вехнянская волость», «Выборская волость», «Новоржевская волость», «ФИО6» выразило в установленной форме (посредством решений, принятых представительными органами поселений на основе проведенных публичных слушаний по вопросу о преобразовании поселений) согласие на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района. Решения № 1, 2, 4, 5 являются ненормативными правовыми актами, прошедшими процедуру обнародования в порядке, установленном уставами поселений.
Доводы административного иска о том, что вопрос о преобразовании должен был рассматриваться не на публичных слушаниях, а на местном референдуме, суд находит несостоятельным, основанным на неверном толковании норм материального права ввиду следующего.
В соответствии с п.З ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
Статьей 14 Федерального закона № 131 - ФЗ установлено, что преобразование муниципальных образований не относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 24.10.2019 № 2955-0 принятие решения о преобразовании муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ и предполагает участие в процедуре преобразования населения каждого из объединенных муниципальных образований, в том числе путем выявления согласия населения объединяемых поселений, выраженного представительным органом каждого из этих поселений с учетом результатов проводимых в обязательном порядке публичных слушаний поданному вопросу, а также с учетом мнения населения, выраженного в иных формах участия населения в осуществлении местного самоуправления (собрание, конференция, опросы и др.), что в системе действующего правового регулирования исключает принятие такого решения путем проведения местного референдума на территориях муниципальных образований либо путем принятия устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.
В Собрание депутатов Новоржевского района 20.02.2023 от Главы Новоржевского района ФИО1 поступил в качестве альтернативного проекта проект решения Собрания депутатов Новоржевского района «О назначении местного референдума по вопросу о преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район» в муниципальное образование «ФИО6ский муниципальный округ Псковской области» путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа».
Поскольку указанный проект решения Собрания депутатов Новоржевского района от 20.02.2023 поступил накануне очередной сессии, назначенной постановлением Собрания депутатов Новоржевского района от 09.02.2023 № 4 «О созыве очередной 6-ой сессии Собрания депутатов Новоржевского района седьмого созыва» на 21.02.2023, то в соответствии с требованием ст. 49 Регламента Собрания депутатов Новоржевского района, предусматривающей, что проекты документов, рассматриваются на сессиях, если они поступили в Собрание не позднее чем за 10 дней до дня сессии, в повестку сессии 21.02.2023 вопрос о рассмотрении данного проекта не включен. Кроме того, данный проект не является альтернативным, в связи с тем, что фактически содержал вопрос о назначении референдума, а на сессии вопрос о назначении местного референдума не рассматривался и не был включен в повестку изначально.
Довод административных истцов о том, что нарушено право главы района, получить принятый нормативный акт, рассмотреть его на предмет обоснованности и отклонить, суд находит не основанным на требованиях действующего законодательства.
В соответствии с ч. 13 ст. 35 Закона № 131 -ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней; согласно п. 2 ч. 4 ст. 36 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
В соответствии с пп. 5 п.1 ст. 22 Устава принятие решений, связанных с преобразованием муниципального района, отнесено к полномочиям Собрания депутатов Новоржевского района.
Частью 1 ст. 32 Устава определено, что по вопросам своей компетенции Собрание депутатов Новоржевского района принимает правовые акты в форме решений; согласно ч. 3 ст. 32 Устава нормативные правовые акты Собрания депутатов Новоржевского района подлежат подписанию главой Новоржевского района в порядке, установленном федеральным законом, и обнародованию.
То есть уставом в соответствии с Законом № 131-ФЗ предусмотрено подписание и обнародование главой Новоржевского района принятых Собранием депутатов Новоржевского района нормативных правовых актов, вместе с тем оспариваемое решение № 8 главе Новоржевского района для подписания и обнародования не направлялось, поскольку указанное решение как установлено судом является ненормативным правовым актом, так как обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений не содержит. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Только наличие всех вышеуказанных признаков в правовом акте позволяет сделать вывод о его нормативности. Основным критерием, отличающим нормативный правовой акт от ненормативного правового акта, является наличие в акте норм права.
Что также нашло свое подтверждение в определении Псковского областного суда от 29.05.2023 о передаче административного дела по подсудности в районный суд.
Довод о несоблюдении требований п. 11 ч. 1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ в части установления границ муниципального округа без учета надлежащей транспортной доступности до административного центра суд также не принимает, как основанный на ошибочном толковании норм права.
Пункт 11 ч.1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ предусматривает, что границы муниципального округа, городского округа, муниципального района устанавливаются и изменяются с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов (поселений), входящих в их состав.
Вместе с тем, преобразование всех поселений, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район», путем их объединения в новое муниципальное образование ФИО6ский муниципальный округ, не подразумевает изменения границ как Новоржевского района, так и иных муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Псковской области от 02.03.2023 № 2350-03 «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район» (далее - Закон № 2350-03), административным центром муниципального округа является город ФИО6, и границы вновь образуемого муниципального округа совпадают с границами территории муниципального образования «ФИО6ский район» ( ч. 4 ст. 1 ).
Указанные положения, предусматривающие отсутствие в процессе преобразования изменений как ранее установленных границ территории муниципального образования «ФИО6ский район», так и административного центра, свидетельствуют и об отсутствии для населения Новоржевского района каких-либо изменений в части транспортной доступности до административного центра вновь образующегося муниципального образования.
Довод о нарушении административных истцов право на местное самоуправление в поселениях, на территории которых они проживают, право избирать органы местного самоуправления муниципальных образований на территории которых проживают, а также о досрочном прекращении полномочий административных истцов, несостоятелен так как предметом регулирования оспариваемого решения являются процедурные вопросы, связанные с порядком преобразования муниципальных образований, установленным Законом № 131-ФЗ. Оспариваемое решение вопросы назначения и проведения выборов не регулирует, кроме того муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, влечет создание вновь образованного муниципального образования, следовательно сокращение срока полномочий органов местного самоуправления (главы района, депутатов) в течение срока на который они были избраны, прямо предусмотрена Федеральным законом.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о законности положений оспариваемого решения, которое принято уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка, в том числе порядка проведения публичных слушаний в пределах предоставленной законом свободы усмотрения, порядка и процедуры принятия оспариваемого решения, отсутствии нарушения этим решением прав, свобод и законных интересов административных истцов.
Более того ФИО2 является депутатом Собрания депутатов Новоржевского района, он присутствовал 21.02.2023 на очередной шестой сессии Собрания депутатов Новоржевского района седьмого созыва, выразил свое мнение при обсуждении вопроса о принятии оспариваемого решения, то есть реализовал свое право, как депутат Собрания депутатов Новоржевского района, в связи с чем нарушений его прав оспариваемым решением не установлено.
Целесообразность данного решения не может являться предметом судебного контроля.
Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По вышеизложенным основаниям, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административных истцов.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования главы Новоржевского района ФИО1 и депутата Собрания Депутатов Новоржевского района - ФИО2 о признании полностью недействующим решения Собрания депутатов Новоржевского района от 21.02.2023 № 8 «О согласии на преобразование муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «ФИО6ский район» в муниципальное образование «ФИО6ский муниципальный округ Псковской области» путем ихобъединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа » с момента его принятия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в мотивированной форме путем подачи жалобычерез Пушкиногорский районный суд Псковской области.
Судья: М.Я.Ленгарт
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2023 года.