ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1810/19 от 10.07.2019 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

74RS0017-01-2019-002155-49 Дело № 2а-1810/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2019 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Карповой О.Н.,

при секретаре Стерляжниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора г.Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

установил:

Прокурор г.Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Златоустовского городского округа, в котором просит:

признать бездействие администрации Златоустовского городского округа в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах незаконным;

обязать администрацию Златоустовского городского округа разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующего разъяснения. Положения федерального закона от 27 июля 2010 года N 210- ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" обязывают органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, предоставлять такие слуги в соответствии с административными регламентами, которые являются нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Статьей 27 Устава Златоустовского городского округа организация и обеспечение решения вопросов местного значения и исполнения переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий возложены на администрацию Златоустовского городского округа. В ходе осуществления надзорных мероприятий установлено, что в нарушение приведенных требований закона нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (административный регламент) по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах отсутствует, что нарушает права граждан, создает предпосылки для коррупционных проявлений, влечет отсутствие четкости, ясности, недвусмысленности при регулировании вопросов, связанных с реализацией права на получение соответствующих разъяснений, создает возможность произвольного применения положений пункта 2 статьи 34.2 НК РФ. 09 апреля 2019 года прокурором города внесено представление Главе Златоустовского городского округа об устранении допущенных нарушений закона, необходимости разработки и принятия административного регламента. Представление рассмотрено, требования прокурора не исполнены, меры по разработке соответствующего нормативного правового акта не приняты.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Златоуста Козлова С.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа, заинтересованного лица Финансового управления Златоустовского городского округа Ободовская О.Б., действующая на основании доверенностей (л.д. 62, 83,84), с заявленными прокурором требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменных отзывах (л.д. 58-61). Полагает, что деятельность финансовых органов муниципальных образований по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах не является муниципальной услугой и не требует разработки административного регламента. Указанная функция осуществляет на основании приказа Финансового управления № 27 от 17.06.2009 «О регламенте работы Финансового управления Златоустовского городского округа» № 27 от 17.06.2009. Запросы о даче письменных разъяснений налогового законодательства рассматриваются в порядке, установленном для любых других обращений.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования прокурора г.Златоуста, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под государственной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации понимается деятельность органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии с подпунктами 2 и 8 статьи 2 указанного Федерального закона под органами, оказывающими муниципальные услуги, понимаются органы местного самоуправления, а под подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организациями - государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 Закона.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, финансовые органы муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующего разъяснения.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" обязывает органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6).

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 поименованного закона).

В ходе проверки осуществления надзорных мероприятий прокурором установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается административным ответчиком, что администрацией муниципального образования Златоустовский городской округ не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

В Реестре (перечне) муниципальных (государственных) услуг Златоустовского городского округа муниципальная услуга по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах отсутствует (л.д. 17-45). Регламент предоставления данной услуги на официальном сайте в сети Интернет отсутствует (л.д.13-16).

09.04.2019 прокурором г.Златоуста на имя главы ЗГО внесено представление об устранении нарушений налогового законодательства при организации предоставления муниципальных услуг, в котором предложено принять меры к устранению выявленных нарушений, разработать и утвердить административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах (л.д.9-10).

В письменном ответе и.о. Главы ЗГО Жиганьшина В.Р. на представление прокурора сообщено, что, деятельность финансовых органов муниципальных образований по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах не является муниципальной услугой и не требует разработки административного регламента, осуществляется на основании приказа Финансового управления № 27 от 17.06.2009г. «О регламенте работы Финансового управления Златоустовского городского округа» № 27 от 17.06.2009 (л.д. 11-12).

Аналогичные доводы изложены представителя администрации ЗГО, Финансового управления ЗГО в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.

Согласно п. 73 Регламента работы Финансового управления Златоустовский городской округ, утвержденного приказом № 27 от 17.06.2009г., работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", Правилами организации работы с обращениями граждан в Администрации, утвержденными постановлением главы ЗГО от 29.12.2006 № 349-п.

Из содержания части 1 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" следует, что его целью является регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином Российской Федерации конституционного права на обращение и установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Обязанность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами названного Федерального закона, так как такое заявление не подпадает под понятие "обращение граждан" в том смысле, в каком оно изложено в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Сроки рассмотрения обращений граждан и даче на них ответов, установленные Налоговым кодексом РФ и Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" различны.

Также суд признает ошибочным доводы стороны административного ответчика о том, что Министерство финансов Российской Федерации не относит дачу письменных разъяснений налогового законодательства Российской Федерации к государственным услугам, запросы о даче письменных разъяснений налогового законодательства Российской Федерации рассматриваются в порядке, установленном для любых других обращений, поступающих в Минфин России, поскольку как следует из пункта 12.1 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 года N 194н, положения главы, регламентирующие порядок работы с обращениями граждан, прием граждан, не распространяются на взаимоотношения граждан и Министерства в процессе реализации Министерством государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими административными регламентами, а до их принятия - актами Министерства.

При этом следует отметить, что приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (ред. от 26.12.2013) утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)".

Учитывая изложенное, требования прокурора г.Златоуста о признании незаконным бездействия администрации ЗГО подлежат удовлетворению.

В целях устранения допущенных нарушений на администрацию Златоустовского городского округа следует возложить обязанность разработать и утвердить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Прокурора г.Златоуста, заявленное в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Златоустовского городского округа, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа разработать и утвердить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий О.Н. Карпова

Мотивированное решение составлено 15.07.2019