Дело № 2а-1810/2021
55RS0026-01-2021-002448-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Полоцкой Е.С.
при секретаре Ковтюх А.Н., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Первых А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 01 июля 2021 года дело по административному исковому заявлению ФИО3 к конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании решения по проведению конкурса по отбору кандидатур незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в Омский районный суд Омской области с административным исковым заявлением к конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании решения по проведению конкурса по отбору кандидатур незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что он является участником конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. ДД.ММ.ГГГГ было проведено очередное заседание конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. По результатам которого принято решение конкурсной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «О допуске к участию в конкурсе ФИО3», из которого следует, что ему было отказано в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы Лузинского сельского поселения омского муниципального района Омской области» Считает указанное нарушение незаконным, принятым с грубейшими нарушениями действующих нормативно-паровых актов. Так, порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Лузинского сельского поселения омского муниципального района Омской области определен и регулируется «Порядком проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», утвержденного решением Совета Лузинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№. В существующем составе конкурсной комиссии с момента утверждения и по настоящее время, старейший по возрасту член конкурсной комиссии из числа назначенных членов является ФИО6 Однако, до настоящего времени председатель конкурсной комиссии, заместитель председателя и секретарь не избраны. Полномочия между членами конкурсной комиссии не распределены. Вместе с тем, заседания конкурсной комиссии в нарушение Порядка созывает, ведет, организует прием заявлений и документов от участников конкурса, подписывает запросы, решения, протоколы конкурсной комиссии и оформляет принятые конкурсной комиссией решения, член конкурсной комиссии ФИО7 в отсутствие у него полномочий. В нарушение Порядка решение № от ДД.ММ.ГГГГ не подписано председателем конкурсной комиссии, данное решение подписано членами комиссии. Порядок не содержит нормы наделяющей правами членов конкурсной комиссии на подписание решений и протоколов вместо председателя комиссии. Учитывая, что заседание конкурсной комиссии, проведено с грубейшими нарушениями Порядка, данное заседание не является правомочным.
Просит признать решение Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, указанное решение отменить полностью.
В судебном заседании административный истец ФИО3 требования поддержал, просил удовлетворить. Указал, что нарушаются его права, так как если бы председателем комиссии был бы ФИО6, он бы сообщил ему о имеющихся нарушениях, и имелась возможность устранить нарушения до заседания комиссии.
Уполномоченный член Конкурсной комиссии ФИО7 возражал против заявленных требований. Указала, что решение комиссии является правомочным, на каждом заседании комиссии избирался председательствующий ФИО6, секретарь был избран. По итогам заседания комиссии ДД.ММ.ГГГГ конкурс был признан несостоявшимся, так как был допущен только один кандидат и был назначен новый конкурс.
Уполномоченный член Конкурсной комиссии ФИО8 возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что права административного истца никак не нарушаются.
Заинтересованное лицо Совет Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, опроси свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
Согласно ч. 1, 2 ст. 3 Закона Омской области № 1674-ОЗ от 06.11.2014 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Омской области» глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом муниципального района, избирается представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
В соответствии с уставом муниципального образования Омской области глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом городского, сельского поселения, избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования Омской области из своего состава, либо представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области утвержден Решением Совета Лузинского сельского поселения № 22 от 13.06.2019 (в редакции с изменениями принятыми решениями Совета Лузинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно указанному документу, целью проведения конкурса является отбор на альтернативной основе не менее двух кандидатур для представления их конкурсной комиссией Совету Лузинского сельского поселения для избрания на должность главы Лузинского сельского поселения из общего числа граждан, представивших своевременно и в полном объеме достоверные документы и сведения для участия в конкурсе, способных по своим профессиональным и личностным качествам осуществлять в представленных законодательством пределах полномочия по решению вопросов местного значения поселения, на основании их соответствия установленным требованиям (п.3).
Для организации и проведения конкурса формируется конкурсная, половина членов которой назначается Советом Лузинского сельского поселения, другая - главой Омского муниципального района Омской области (п.6).
Открывает первое заседание конкурсной комиссии и ведет его до избрания председателя конкурсной комиссии старейший по возрасту член конкурсной комиссии. На первом заседании конкурсной комиссии большинством голосов от установленного числа членов конкурсной комиссии при открытом голосовании избираются председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии (п.14).
Из числа членов конкурсной комиссии формируется рабочая группа для оценки полноты, своевременности и достоверности представленных документов и сведений, указанных в пункте 28 настоящего Порядка, а также для проверки соответствия участника конкурса условиям конкурса и требованиям, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Лузинского сельского поселения, настоящим Порядком, решением Совета Лузинского сельского поселения об объявлении конкурса (п.15).
В отсутствие председателя конкурсной комиссии его обязанности исполняет председатель конкурсной комиссии (п. 19).
Конкурсная комиссия вправе провести проверку сведений, указанных участником конкурса, в соответствии с законодательством, для чего вправе направлять соответствующие запросы в органы государственной власти и местного самоуправления, в организации различных форм собственности и организационно-правовых форм (п.33).
Конкурсной комиссией в отсутствие участников конкурса проводится проверка соответствия участников конкурса установленным требованиям. По результатам проверки соответствия участника конкурса установленным требованиям конкурсной комиссией в отношении участника конкурса принимается решение о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе (п. 36,37).
Из материалов дела усматривается, что конкурсная комиссия по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Лузинского сельского поселения сформирована решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№, которым также назначена половина членов конкурсной комиссии в составе ФИО9, ФИО7, ФИО10, ФИО17, ФИО6, ФИО11, вторая половина комиссии в составе ФИО12, ФИО13, ФИО19, ФИО14, ФИО15, ФИО16 назначена Распоряжением главы Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, продолженном ДД.ММ.ГГГГ, секретарем конкурсной комиссии была избрана ФИО17, заместителем председателя конкурсной комиссии была избрана ФИО18, председатель комиссии избран не был. Также была создана рабочая группа для оценки полноты, своевременности и достоверности представленных документов и сведений в количестве в составе членов конкурсной комиссии: ФИО17, ФИО7, ФИО18 также организация приемки документов от участников конкурса поручена рабочей группе для оценки полноты, своевременности и достоверности представленных документов и сведений, а также для проверки соответствия участника конкурса условиям конкурса с привлечением иных членов комиссии.
В феврале в состав конкурсной комиссии вместо ФИО19 был включен ФИО8, он же был включен в состав рабочей группы вместо ФИО19 Таким образом, заместитель председателя конкурсной комиссии избран не был.
В мае в состав комиссии вместо ФИО15, была включена ФИО19, что следует из протокола № заседания комиссии.
Согласно протоколу № заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принималось ФИО1 о допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы ФИО1 сельского поселения участников конкурса: ФИО22, ФИО20, ФИО3, ФИО21 По результатам заседания комиссию к участию в конкурсе был допущен только ФИО22
ФИО3 было отказано в допуске к участию в конкурсе по отбору Кандидатур на должность Главы ФИО1 сельского поселения, в связи с тем, что были предоставлены недостоверные сведения, содержащиеся в сведениях о размере и об источниках дохода кандидата.
Принято решение конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы ФИО1 сельского поселения Омского муниципального района Омской области участнику конкурса ФИО3, в связи с предоставлением участником конкурса недостоверных сведений.
Обращение административного истца ФИО3 в суд обусловлено несогласием с решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку председатель конкурсной комиссии не избран, полномочия членов конкурсной комиссии не распределены, заседания конкурсной комиссии в нарушение Порядка созывает, ведет, организует прием заявлений и документов от участников конкурса, подписывает запросы, решения, протоколы конкурсной комиссии и оформляет принятые конкурсной комиссией решения, член конкурсной комиссии ФИО7 в отсутствие у него полномочий, решение конкурсной комиссии подписано не председателем, а членами конкурсной комиссии.
Оценивая правовую основу заявленного требования, суд приходит к следующему.
Согласно протоколу конкурсной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ заседание вел председательствующий ФИО23, что не противоречит п. 14 Порядка, согласно которому открывает первое заседание конкурсной комиссии и ведет его до избрания председателя конкурсной комиссии старейший по возрасту член конкурсной комиссии.
Также в соответствии с п. 15 Порядка была сформирована рабочая группа, в которую входил, в том числе и ФИО7, следовательно, все документы, поступающие от кандидатов, поступали участникам рабочей группы.
Основания, по которым ФИО3 было отказано в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области соответствуют подпункту 5 п. 39 Порядка.
Также Порядком не установлено, кто именно должен подписывать решения, принятые конкурсной комиссией. Поскольку решение подписано всеми членами конкурсной комиссии, каких-либо нарушений это не повлекло.
Таким образом, каких-либо нарушений порядка работы конкурсной комиссии установлено не было. В отсутствие процессуальных нарушений процедуры работы конкурсной комиссии, оснований для признания решения конкурсной комиссии недействительным не имеется.
Согласно ст. 218 КАС РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону, нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При этом решение вопроса о признании незаконным решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из протокола заседания конкурсной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что конкурс по отбору кандидатур на должность Главы Лузинского сельского поселения признан несостоявшимся.
Решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение об объявлении нового конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Определена дата проведения конкурса – ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установлено в ходе судебного разбирательства, что право ФИО3 на участие в конкурсе на должность главы ФИО1 сельского поселения не нарушено, административный истец имеет возможность принять участия в конкурсе. Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, очевидно не нарушают какие-либо его права, подлежащие защите и требующие восстановления. Доказательства обратного административным истцом не представлены, несмотря на обязанность, предусмотренную частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которой административный истец обязан доказать, что оспариваемым действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО3 к конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании решения по проведению конкурса по отбору кандидатур незаконным, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья п/п Е.С. Полоцкая
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2021 года.
Копия верна Решение (определение) не вступил (о) в законную силу «____» _________________ 20 г. УИД 55RS0026-01-2021-002448-73 Подлинный документ подшит в материалах дела № 2а-1810/2021 ~ М-1532/2021 хранящегося в Омском районном суде Омской области Судья __________________________Полоцкая Екатерина Семеновна подпись Секретарь_______________________ подпись |