ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1811/2016 от 08.12.2016 Брянского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-1811/2016РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Брянск 08 декабря 2016 года

Брянский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Ульяновой М.Л.,

при секретаре Кокотове М.К.,

с участием административного истца Снытко М.А., представителя административного истца Федуловой О.В., представителя административного ответчика Шахнюк Е.В., заинтересованного лица Снытко Е.А., представителя заинтересованного лица Яковлева И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Снытко М. А. к администрации Брянского района Брянской области об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Снытко М.А. обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что он обладает статусом переселенной из зоны отселения, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию Брянского района с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в признании участником подпрограммы, в связи с тем, что решение принятое на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ протокол об отказе во включении в состав участников данной подпрограммы.

Полагая данный отказ незаконным и нарушающим его права, с учетом уточненных требований, просит суд признать незаконным решение администрации Брянского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Снытко М.А. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилише» на 2015-2020 годы», обязать администрацию Брянского района Брянской области включить его в составе семьи три человека в список участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилише» на 2015-2020 годы» в порядке очередности постановки на жилищный учет в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании административный истец Снытко М.А. и его представитель Федулова О.В. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Брянского района Шахнюк Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что административным истцом уже реализовано право на однократное получение жилья.

Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поскольку Снытко М.А. уже использовал право на улучшение жилищных условий.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО6 в судебном заседании полагала необходимым удовлетворить заявленные требования.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из буквального толкования указанной правовой нормы, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено, что Снытко М.А. обладает статусом лица, переселенного из зоны отселения, что подтверждается удостоверением серии АК , в связи с чем обладает правом на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту – базовый закон).

Распоряжением МУ Снежская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ Снытко М.А. с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на жилищный учет с составом семьи три человека в соответствии с пп.2 п.1 ст.51 ЖК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Снытко М.А. обратился в Администрацию Брянского района с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Письмом заместителя главы администрации Брянского района по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ Снытко М.А. отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Основанием отказа явилась реализация Снытко М.А. права на улучшение жилищных условий (подпункт "г" пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральным целевым программам "Жилище" на 2002-2010 годы, а также 2011 - 2015 годы).

Постановлением администрации Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ, на основании утвержденных списков Главным управлением по вопросам Чернобыля, ФИО2 – отцу истца Снытко М.А. выделена 3-х комнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

В соответствии с ордером на жилое помещение , выданному ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Брянского района, ФИО2 выделена квартира по адресу: <адрес> на состав семьи 5 человек.

Из ордера следует, что ФИО2 жилое помещение было предоставлено на состав семьи 5 человек: ФИО2, супругу ФИО10, сына ФИО11, мать ФИО12, сына - административного истца Снытко М.А.

Согласно ст.17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции на момент предоставления ФИО2 квартиры) (далее по тексту – базовый закон) гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются льготы: переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 5, 9, 13, 15, 16, 18, 19, 21 части первой статьи 14, пунктами 7, 8 части первой и пунктами 2, 4 части третьей статьи 15.

Кроме того, им гарантируется внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилыми помещениями в домах, принадлежащих колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, или внеочередное приобретение квартир в домах государственного или общественного фонда, а также внеочередное вступление в жилищные или в жилищно-строительные кооперативы по новому месту жительства.

Допускается вместо предоставления жилой площади денежная компенсация ее стоимости и бронирование жилого помещения до предоставления жилой площади и (или) обустройства на новом месте жительства в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации;

Таким образом, базовый закон в редакции на момент предоставления жилого помещения отцу административного истца в порядке улучшения жилищных условий предусматривал право на однократное предоставление жилого помещения названной категории граждан, которое реализовывалось за счет средств федерального бюджета.

Впоследствии в базовый Закон вносились изменения.

Так, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки и порядок обеспечения жильем граждан, переселенных из зоны отселения.

При этом новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты.

В соответствии со статьями 4, 5 базового закона социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом статьей 17 определялось, что гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона (переселенным (переселяемым) из зоны отселения) гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц".

Пунктом 1 Постановления устанавливалось, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является предоставление им субсидий на приобретение жилья.

Пунктом 2 Постановления были утверждены Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц.

В пункте 4 Правил устанавливалось, что именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения является Государственный жилищный сертификат. Пунктом 47 названных Правил устанавливалось, что улучшение в последующем жилищных условий граждан, которые приобрели жилые помещения с помощью субсидии, осуществляется на общих основаниях в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что и в соответствии со статьей 17, действовавшей в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, названной категории граждан с учетом утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Правил также гарантировалось лишь однократное обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью путем получения субсидии за счет средств федерального бюджета.

В последующем, Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 года N 866, которым были утверждены "Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257.

Однако обеспечение названной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью к тому времени определялось в размере и порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, которым были утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Пунктом 2 Правил также было установлено, что социальная выплата является финансовой поддержкой государства в целях приобретения гражданами жилого помещения. Свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, является государственный жилищный сертификат. Право на участие в подпрограмме, согласно подпункту "е" пункта 5 Правил имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этом пунктом 11 Правил также предусматривалось, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз. В указанной редакции пункт 11 продолжает действовать до настоящего времени.

Таким образом, такие меры социальной поддержки названной категории граждан в вопросе обеспечения нуждающихся жилой площадью в виде предоставления натуральной льготы по предоставлению жилого помещения за счет средств федерального бюджета с 01 января 2005 года федеральным законодательством были заменены на однократное предоставление им субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья. При этом замена льготы, получаемой в виде предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета, т.е. в натуральной форме, на денежные выплаты в виде субсидий за счет средств федерального бюджета, не изменила принцип одноразового бесплатного обеспечения названной категории граждан жилой площадью за счет федерального бюджета.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд полагает, что Снытко М.А. использовано право, предусмотренное базовым законом.

Учитывая приведенные требования закона и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе Снытко М.А. в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Снытко М. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.Л.Ульянова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.