Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2018 года г. Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Григоренко И.П., при секретаре Зубиной К.В., с участием заместителя прокурора г.Усть-Кута Таюрской Л.В., представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1812/18 по административному исковому заявлению прокурора г.Усть-Кута в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к администрации Усть-Кутского муниципального образования о признании постановлений не действующими,
установил:
В обоснование административного иска (с учетом уточнений) указал, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о защите трудовых прав граждан выявлены нарушения в сфере нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, а именно не соответствие постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018г. № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», а также постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018 № 198-п «О внесении изменений в постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», положениям трудового законодательства. 27.02.2018г. администрацией Усть-Кутского муниципального образования принято постановление № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера труда» (далее Постановление № 52-п). 09.04.2018г. прокуратурой города на постановление № 52-п принесен протест, в удовлетворении которого отказано. 21.01.2018г. администрацией Усть-Кутского муниципального образования принято постановление № 198-п «О внесении изменений в постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018г. № 52-п. 26.06.2018г. прокуратурой города на постановление № 198-п принесен протест, в удовлетворении которого отказано. Постановление № 52-п и постановление № 198-п не соответствуют требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку данными постановлениями установлено, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат заработная плата должна быть не ниже 20 875 руб., при этом учтены только компенсационные выплаты за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, другие же компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 146, 147, 149, 151, 152, 153, 154 ТК РФ, в соответствии с указанным постановлением входят в состав минимального размера оплаты труда (далее МРОТ), на который начисляются северные надбавки и коэффициент, и не должны начисляться сверх МРОТ. Таким образом, заработная плата при работе в ночные смены, в выходные и праздничные дни, работе с вредными и опасными условиями труда, при увеличении интенсивности и количества труда, при совмещении оплачивается в размере 20 278 руб., что противоречит статье 146 Трудового кодекса РФ о том, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда производится в повышенном размере, статье 149 Трудового кодекса РФ о необходимости дополнительных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Положения в оспариваемых нормативных актах о вхождении в состав МРОТ компенсационных выплат опровергается Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017г. о том, что компенсационная выплата за работу в местности Крайнего Севера и приравненной к нему местности не входит в состав МРОТ. Конституционным Судом разъяснено, что ст. 148 Трудового кодекса РФ не противоречит Конституции. Однако, ст. 148 ТК РФ не имеет какого либо приоритета перед статьями 146-154 ТК РФ. Более того, ст. 148 ТК РФ является производной от ст. 146 ТК РФ и соответственно по аналогии компенсационные выплаты, предусмотренные ст.ст. 146-154 ТК РФ не могут входить в состав МРОТ. В соответствии со ст.ст. 146, 147, 148, 149 ТК РФ работа в особых условиях труда и в условиях, отклоняющихся от нормальных является самостоятельным основанием для установления оплаты труда. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017г., минимальный размер оплаты труда обеспечен за работу в нормальных условиях труда, с нормальной интенсивностью, следовательно, в минимальный размер оплаты труда не могут включаться компенсационные доплаты и выплаты, предусмотренные ст.ст. 146-154 Трудового кодекса РФ, в том числе при увеличении интенсивности работы при совмещении профессий, расширении зоны обслуживания. МРОТ гарантируется каждому без учета особых условий осуществления ее деятельности. Статьями 145, 147, 148, 149, 150, 152, 153, 154 Трудового кодекса РФ предусмотрена оплата труда при работе в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных. Таким образом, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 07.12.2017г., определением от 01.10.2017г. о том, что определение величины МРОТ должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления, необходима дополнительная оплата при особых условиях осуществления работы и осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.
В соответствии с Определением Конституционного Суда от 01.10.2009г. № 1160-О-О, установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132) основные государственные гарантии по оплате труда работникам (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146). Таким образом, определением Конституционного Суда от 01.10.2009г. установлена зависимость заработной платы от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, повышенную оплату труда в особых условиях, и в условиях, отклоняющихся от нормальных.
При совмещении профессий, расширении зоны обслуживания, увеличивается количество труда и его интенсивность, соответственно изменяются характеристики труда, также должна быть предусмотрена дополнительная оплата. В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий производится доплата. Таким образом, законодателем установлена необходимость дополнительных затрат работодателя при выполнении дополнительной работы работником.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П, ч.1 ст. 153 Трудового кодекса РФ сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будут оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы – оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат.
Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных (работники, выполнившие работу в выходной или нерабочий праздничный день, оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполнял работу в обычный день).
Таким образом, если работа в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени не компенсировалась предоставлением другого дня отдыха, ее оплата включает наряду с тарифной частью заработной платы все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной системой оплаты труда.
Стимулирующая доплата, выплачиваемая не каждый месяц и в разных размерах также не может входить в минимальный размер оплаты труда, т.к. является разовым поощрением, является поощрением за высокое качество труда.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.12.2007г. № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера» системы стимулирования работников учреждений бюджетной сферы устанавливаются с четкой регламентацией показателей и условий выплаты поощрения. При этом, исключается использование стимулирующих выплат в целях повышения уровня оплаты без связи с достижениями в результатах и эффективности деятельности учреждения и каждого конкретного работника.
Данное оспариваемое постановление администрации УКМО о том, что стимулирующие выплаты входят в состав МРОТ, несмотря на то, что являются разовым поощрением, является основанием для незаконного расчета заработной платы, которая нивелирует природу стимулирующих выплат, призванных поощрять работника за качественный труд.
В указанной норме не предусмотрено, что размер заработной платы рассчитывается пропорционально отработанному времени в соответствии с минимальным размером оплаты труда. В связи с чем, положения указанной нормы предоставляют работодателю возможность выплачивать работникам, полностью не отработавшим норму рабочего времени, заработную плату, не ставя ее в зависимость от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, что является коррупциогенным фактором, выразившимся в возможности выборочного изменения объема прав (согласно Методике проведения экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов (утв. Постановлением Правительства от 26.02.2010г. № 96).
Таким образом, работодателю устанавливается возможность начислять работникам, не полностью отработавшим норму рабочего времени, заработную плату, как в соответствии с минимальным размером оплаты труда пропорционально отработанному времени, так и без учета минимального размера оплаты труда, т.е. произвольно.
Данное толкование нормы закона о пропорциональном исчислении заработной платы в соответствии с МРОТ при не полно отработанной норме часов не отвечает требованиям закона о справедливой оплате труда и позволяет работодателю произвольно без учета МРОТ начислять заработную плату при отсутствии отработанной нормы рабочего времени.
Несоответствие Постановления № 52-п, Постановления № 198-п нарушает трудовые права неопределенного круга лиц – работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Усть-Кутского муниципального образования.
Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства, нарушает интересы Российской Федерации, установившей единое правовое поле в данной сфере правоотношений для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.
Просит суд признать не действующими постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018г. № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018г. № 198-п «О внесении изменений в постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018г. № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда» в части включения в минимальный размер оплаты труда компенсационных выплат и стимулирующих выплат, а также в части расчета заработной платы при неполной занятости (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, совместительство) пропорционально отработанному времени без учета минимального размера оплаты труда.
Заместитель прокурора г.Усть-Кута Таюрская Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Усть-Кутского муниципального образования ФИО1 исковые требования не признала, представила письменные возражения относительно заявленных требований, которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Из текста обжалуемого постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018г. № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», следует, что с 01 января 2018 года для работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Усть-Кутского муниципального образования, сумма фактически начисленной месячной заработной платы которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат при условии полной отработки за месяц нормы рабочего времени и выполнения трудовых норм (трудовых обязанностей) ниже 20 875,8 руб., установлена доплата в размере образовавшейся разницы. В случае неполной занятости работника (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, (совместительство) размер заработной платы рассчитывается пропорционально отработанному времени (пункт 1 Постановления). Положения пункта 1 не распространяются на случаи совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работы исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения его от работы (пункт 2 Постановления).
Постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018г. № 198-п «О внесении изменения в постановление Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», пункт 1 постановления Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», изложен в следующей редакции: «1. Установить с 1 января 2018 года для работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Усть-Кутского муниципального образования, сумма фактически начисленной месячной заработной платы, которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат при условии полной отработки за месяц нормы рабочего времени и выполнения трудовых норм (трудовых обязанностей) ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, с начислением районного коэффициента и северной надбавки, доплату в размере образовавшейся разницы. В случае неполной занятости работника (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, совместительство) размер заработной платы рассчитывается пропорционально отработанному времени.
В силу Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (статья 22 Кодекса).
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой статьи 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть одиннадцатая).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 ТК РФ).
В силу статьи 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, трудовым законодательством допускается (не запрещается) установление окладов (тарифных ставок) как составной части заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.
В силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны (п.4.2 Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П).
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Вместе с тем, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П, на которое в административном иске ссылается прокурор, указано на установление повышенного размера оплаты труда за работу именно в особых климатических условиях, и не рассматривается вопрос о начислении компенсационных, стимулирующих выплат, выплат за работу в выходные и праздничные дни, иных выплат, входящих в состав заработной платы сверх установленного минимального размера оплаты труда.
Наряду с этим, из приведенных ранее норм статьи 129 и статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что после подсчета заработной платы, в состав которой входят компенсационные и стимулирующие выплаты, необходимо произвести доплату до минимального размера оплаты труда, если заработная плата оказалась менее минимального размера оплаты труда.
Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права не содержат требований о начислении стимулирующих и компенсационных выплат сверх установленного минимального размера оплаты труда. Нормы трудового законодательства не содержат положений о том, каким именно образом работодатель должен обеспечить месячную заработную плату работника не ниже минимального размера оплаты труда, а, следовательно, осуществление доплаты до уровня минимального размера оплаты труда, установленного постановлением Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018г. № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда» (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018г. № 198-п) не противоречит действующему законодательству. При этом, постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018г. № 198-п обеспечивается гарантия работников на оплату труда не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и северной надбавки и не нарушает гарантированных законодательством прав и свобод граждан.
В соответствии со ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
В силу ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Поскольку дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат, то начисленные суммы доплат за совмещение профессий, расширения зоны обслуживания и т.п. на основании локального акта работодателя исключению из заработной платы при подсчете ее с учетом минимального размера оплаты труда не подлежат. При таких обстоятельствах, работодателю предоставлена возможность начислять заработную плату за совмещение профессий, расширенную зону обслуживания и т.п. без учета минимального размера оплаты труда.
Из постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018г. № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018г. № 198-п «О внесении изменения в постановление Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда» в их взаимосвязи следует, что заработная плата работнику во всех случаях выплачивается в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Норма части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Из смысла приведенных норм следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Таким образом, постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018г. № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», и постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018г. № 198-п «О внесении изменения в постановление Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда» - не противоречат требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, и, следовательно, заявление прокурора не может быть удовлетворено.
Рассматривая ходатайство представителя административного ответчика о пропуске процессуального срока для предъявления административного искового заявления суд полагает не подлежащим удовлетворению, поскольку частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. Сведений о том, что оспариваемые постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования не действуют представителем административного ответчика не предоставлено и судом не установлено.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание соблюдение Администрацией УКМО компетенции, порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемых постановлений, соответствие оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствие нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора г.Усть-Кута о признании не действующими постановлений администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018г. № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», и от 21.05.2018г. № 198-п «О внесении изменения в постановление Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда» в части включения в минимальный размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат, а также в части расчета заработной платы при неполной занятости (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, совместительство) пропорционально отработанному времени без учета минимального размера оплаты труда.
Судебные расходы по делу отсутствуют. Административный истец освобожден от уплаты госпошлины. При таких обстоятельствах при отказе в удовлетворении административного искового заявления основания для возмещения судебных издержек отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований прокурора г.Усть-Кута в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к администрации Усть-Кутского муниципального образования о признании не действующими постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018г. № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда», постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 21.05.2018г. № 198-п «О внесении изменения в постановление Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 27.02.2018 № 52-п «Об осуществлении доплаты до уровня минимального размера оплаты труда» в части включения в минимальный размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат, а также в части расчета заработной платы при неполной занятости (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, совместительство) пропорционально отработанному времени без учета минимального размера оплаты труда, - отказать.
С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 15 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.П. Григоренко