<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело №2а – 1812/19
Решение
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 13.06.2019.
Ленинский районный суд гор. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи – Магомедрасулова Б.М.,
при секретаре – Гаджиевой М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ГАУ МФЦ по РД по Ленинскому району г. Махачкалы о признании незаконными и необоснованными действия (бездействие), выразившееся в необоснованном отказе в предоставлении услуги по регистрации соглашения о расторжении договора аренды, затягивании и несоблюдении сроков по предоставлению услуги по регистрации,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Дагестанской таможне о признании незаконными действий (бездействий) по оказанию услуг.
В обоснование иска указал, что 3 октября 2018 г. в интересах ФИО1 в ФГАУ МФЦ по РД по Ленинскому району г.Махачкала было подано заявление на регистрацию соглашения о расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 05:05:000148:70, расположенный по адресу: 368000, <адрес>
17 декабря 2018 г., через интернет-приемную Прокуратуры РД, была подана жалоба на незаконные действия (бездействие) органов МФЦ Ленинского района г.Махачкала и Росреестра РД, выраженные, как полагает в намеренном затягивании сроков регистрации соглашения о расторжении договора аренды.
Спустя более 100 дней с момента подачи заявления на оказание услуги по Госрегистрации (соглашения о расторжении) договора аренды земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности» из МФЦ Ленинского района г.Махачкала РД позвонили и сказали, что мне необходимо приехать и получить свои документы. При этом администратор, только при получении документов, а именно 10 января 2019г. на вопрос о причинах столь долгой регистрации и затягивание сроков ответил, что в предоставлении услуги отказано, и документы «просто возвращаются». При этом требование о выдаче письменно отказа - осталось неудовлетворенным, со ссылкой на то, что «они всего лишь посредники» и все действия, которые считаю незаконными (а незаконными по их мнению были действия Росреестра) - мне нужно обжаловать в комиссию Росреестра по обжалованию споров либо в судебном порядке.
При этом на протяжении всего 100-дневного срока не сообщено о результатах рассмотрения заявления о регистрации и он все еще несет обязанности по арендной плате данного земельного участка.
В соответствии с п.2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течении девяти рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом.
Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ содержит основные положения, по которым можно установить причины внесудебного обжалования действий сотрудников МФЦ, согласно которому, основными нарушениями, которые служат основаниями для подачи жалобы являются:
несоблюдение сроков регистрации запроса гражданина;
отказ в предоставлении услуги;
неправомерные требования;
Многофункциональный центр, его работники, организации, указанные в части 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации:
за полноту передаваемых органу, предоставляющему государственную услугу, или органу, предоставляющему муниципальную услугу, запросов, иных документов, принятых от заявителя;
за своевременную передачу органу, предоставляющему государственную услугу, или органу, предоставляющему муниципальную услугу, запросов, иных документов, принятых от заявителя, а также за своевременную выдачу заявителю документов, переданных в этих целях многофункциональному центру органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу.
В соответствии со статьей 11.1. Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предметом досудебного (внесудебного) обжалования заявителем могут быть решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную, муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего.
Обжалование действий (бездействия) сотрудников ОГБУ «МФЦ» производится в соответствии с порядком определенным главой 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Обжалование действий (бездействия) сотрудников ОГБУ «МФЦ» производится в досудебном порядке, предусмотренным данным законом.
Действия (бездействия) ОГБУ «МФЦ», должностного лица, а также решения, принимаемые МФЦ в ходе выполнения административного регламента, могут быть обжалованы в вышестоящих органах местного самоуправления и в судебных органах.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Истец ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах суд не уведомил, направил в суд для представления интересов представителя с доверенностью.
В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности ФИО2 иск поддержал, просил удовлетворить по основаниям заявления. В привлечении в качестве ответчика Управление Росреестра по РД представитель истца отказался, заявил, что к Росреестру они претензий не имеют, ими регистрация расторжения договора аренды осуществлена, к ним они требований не имеют и заявлять не желают.
Он также пояснил, что истец обратился за муниципальной услугой к ответчику, который должен был принять меры по своевременной регистрации соглашения о расторжении договора аренды земельного участка Росреестром по РД. Он обращался с заявлением и пакетом необходимых документов ответчику, а не в Росреестр по РД. Поэтому ответчиком по иску является МФЦ по Ленинскому району г. Махачкала и не согласен на привлечение к участию ответчиком (соответчиком) в рассмотрении дела Росреестр. Истец к Росреестру претензий не имеет, в настоящее время регистрация соглашения о расторжении договора аренды земельного участка им осуществлена. МФЦ должен был письменно уведомить истца о возврате Росреестром заявления истца. Такой ответ получен, после неоднократных обращений, 29.01.2019. Представленные распечатки телефонных переговоров ответчика с ним не могут быть признаны доказательством надлежащего исполнения ответчиком предусмотренных законом обязанностей по рассмотрению заявления его доверителя о регистрации соглашения о расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Он, проживая в г. Хасавюрт, не мог по телефонному сообщению оператора МФЦ о возврате заявления и документов Росреестром, приехать в г. Махачкала. После январских праздников он отказался получить у ответчика документы, переданные 03.10.2018 для осуществления регистрационных действий Росреестре РД, так как МФЦ не дало конкретного ответа на причины возврата документов письменно. Разъяснения юристов МФЦ, что они не оказывают услуги по регистрации, они «посредники» между заявителем и органом, оказывающим непосредственно услугу.
Срок обращения с оспариванием действий (бездействия) ответчика истцом не пропущен, так как лишь письменное сообщение, полученное им 29.01.2019, а телефонные сообщения 24.11.2018,19.12.2018, 10.01.2019 и Уведомление Хасавюртовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД от 27.11.2018 о возврате приложенных к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав документов не могут быть признано доказательствами надлежащего исполнения ответчиком возложенных обязанностей. Считает, что ответчик должен был уведомить истца в письменном виде о причинах возврата документов без предоставления услуги.
Представители административного истца ГАУ РД «МФЦ в РД» иск не признали, просили в его удовлетворении отказать по основаниям их возражений, что с доводами истца, не согласны по следующим основаниям:
Истец ссылается на то, что его в течение длительного времени не оповещали и не сообщали о результатах рассмотрения заявления о регистрации. Данное утверждение является необоснованным. Оператор филиала МФЦ неоднократно связывалась с заявителем, звонки датированы 04.10.2018 г., 24.11.2018 г., 19.12.2018 г., 10.01.2019 г. В одном из звонков было сообщено о задержке ответа от регистрирующего органа. Это было 24 ноября 2018 г., а 19.12.2018 истцу уже было сообщено, что документы возвращены, необходимо явится в МФЦ. Соответственно истец пропустил срок оспаривания по КАС РФ, обратившись данным иском 14 апреля 2019г.
Согласно ч.5 ст. 16 ФЗ-210 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. 01.04.2019) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", МФ его работники несут ответственность за своевременную передачу документов в орган, предоставляющий услугу.
Данная процедура была выполнена сотрудниками филиала МФЦ четко и в срок согласно Приложению №4 к Соглашению от 20.12.2016 г. № 3/4/05Ф о взаимодействии.
Услуга была занесена в АИС "Мои Документы" 03.10.2018 г., а заявление подписано и передано в электронном виде 04.10.18, что подтверждается скриншотом с программы.
Начиная с 08.08.2018 г. (момент запуска новой версии ПК ПВД), сотрудники МФЦ продолжительное время сталкивались с несвоевременной обработкой материалов, а также необоснованными отказами со стороны Росреестра, уведомления не подгружались в срок. Данный факт подтверждается многочисленными письмами в Республиканскую Прокуратуру, в которых филиал МФЦ обращал внимание на нарушения со стороны регистрирующего органа. По данному делу письмо было направлено 16.11.2018 г., что подтверждает имевшиеся нарушения со стороны Управления Росреестра.
В связи с этим возможность сообщить о принятом решении возникла тогда, когда специалист в ходе мониторинга получил уведомление по данному делу 13.12.2018 г. Пакет документов ими был передан в Росреестр 04.10.2018 г., а решение им принято 27.11.2018 г., тогда как срок обработки - 9 рабочих дней, то есть решение должны были принять 16-17.10.2018 г.
МФЦ - организация субъекта РФ, созданная в целях предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». МФЦ осуществляет прием, обработку и передачу документов от заявителя в орган, предоставляющий услугу и обратно. МФЦ не принимает решения при оказании услуг, а лишь выполняет функции посредника между заявителем и органом власти, соответственно отказ в исполнении услуги принять не может. В данном случае решение по услуге принимает Росреестр и затягивание сроков осуществляется с их стороны. МФЦ на намеренное затягивание сроков, но какой смысл для филиала МФЦ ухудшать имидж и деловую репутацию?
Считают административное исковое заявление необоснованным и неподлежащим удовлетворению, так как процедура приема и обработки документов сотрудниками филиала МФЦ была проведена надлежащим образом. Ходатайствую перед судом о смене ненадлежащего ответчика в лице филиала МФЦ на надлежащего ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (Росреестр).
Также пояснили, что по факту нарушения сроков рассмотрения заявлений граждан, в том числе и истца, МФЦ 16.11.2018 обратилось в прокуратуру РД о реагировании.
Представитель истца, 19.12.2018 и был извещен о возврате Росреестром документов, было предложено прийти за ними. Представитель не явился, хотя по условиям заявления способ получения документов оговаривалось: лично в МФЦ по месту представления документов, а когда явился 10.01.2019г. отказался их получить, что следует из журнала выдачи.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из положений ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия ( бездействия ) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия ( бездействия );
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия ) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено в судебном заседании, представитель истца ФИО2 на основании доверенности 03.10.2018 обратился через ФГАУ РД МФЦ по РД «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» в Ленинском районе г. Махачкалы в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РД с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество №МФС-0330/2018-17437-1 о регистрации соглашения о расторжении договора аренды земельного участка.
04.10. 2018 заявление ФИО1 с приложенными документами ответчиком переданы для рассмотрения адресату –Росреестр по РД. Указанное следует из данных электронного документооборота и не оспаривалось.
Согласно Уведомлению от 27.11.2018 Хасавюртовский отдел Управления Росреестра по РД за № КУВД-001/2018-4802296/1 принято решение о возврате ФИО1 заявления с документами.
Заявление с документами, согласно Описи принятых документов, получены от Управления Росреестра по РД ответчиком 13.12.2018.
Согласно распечатке телефонных переговоров от 19.12.2018. оператором МФЦ сообщено представителю истца о получении заявления с документами без осуществления регистрационных действий.
Указанное не оспаривал представитель истца, при этом пояснил, что, проживая в другом городе, не смог приехать в МФЦ для выяснения причин возврата без регистрации, а 10.01.2019. не получил их, так как не было письменного ответа ответчика /МФЦ/ о причинах не осуществления регистрационных действий.
Порядок организации предоставления государственных услуг Федеральной службы Росреестра в многофункциональных центрах и привлекаемых организациях определяются заключенным многофункциональным центром и органом регистрации прав соглашением о взаимодействии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии п.12 данного Порядка Заявления и документы, необходимые для предоставления услуги о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество подлежат передаче в Управление Росреестра.
Срок передачи /пункт 15/ многофункциональным центорм принятых заявлений и документов в Управление не должен превышать один рабочий день со дня осуществления приема такого заявления.
Срок передачи /п.16./ Управлением результатов оказания государственных услуг в многофункциональный центр не должен превышать два рабочих дня.
В соответствии п.17 Порядка, при обращении заявителя за результатами оказания государственной услуги в МФЦ, работник, осуществляющий выдачу документов устанавливает личность Заявителя, полномочия, номер описи, знакомит с перечнем выдаваемых документов, на экземпляре описи делает отметку о выдаваемых документах.
Работник отказывает в выдаче; - если заявитель отказался проставить свою подпись в получении документов и в течение двух дней возвращает документы в Филиал Росреестра.
В соответствии с ч.3 ст.15 ФЗ от 27 июля 2010 г. №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии, заключенных федеральными органа исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов уполномоченным многофункциональным центром.
Кроме того, согласно Соглашению № 3/4/05Ф от 20.12.2016 в МФЦ осуществляется прием документов необходимых для оказания государственных услуг и выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги».
Также из приведенных выше пунктов Соглашения и приложения к нему, принятые от заявителя документы подлежат передаче в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», после обработки документов результат оказания услуги передается сопроводительным реестром назад в МБУ «Многофункциональный центр», где заявитель и получает результат. Таким образом, услугу оказывает не ГАУ «Многофункциональный центр», а Управление «Росреестра по РД».
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Вышеуказанные обстоятельства для признания действий (бездействия) ответчика по делу не установлены.
При указанных обстоятельствах доводы истца и его представителя, что действия (бездействия) ответчика, выразившиеся в необоснованном отказе в предоставлении услуги по регистрации соглашения о расторжении договора аренды, затягивании и несоблюдении сроков по предоставлению услуги регистрации, суд считает необоснованными, подлежащими оставлению без удовлетворения.
Кроме того судом рассмотрены доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд с оспариванием их действий (бездействия).
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено в суде и не оспаривалось представителем ответчика 24 ноября 2018г. оператором ответчика истец был проинформирован, что от Управления Росреестра по РД сведения о принятом по его заявлению решении в МФЦ не поступили.
После возвращения Росреестром по РД 13.12.2019 заявления ФИО1 с материалами с Уведомлением о возврате документов от 27.11.2018. 19.12.2018 ответчиком уведомлен истец /представитель/ об этом с предложением прибыть в МФЦ за разъяснением и документами. Получение Уведомления Росреестра от 27.11.2018 о возвращении заявления и документов без осуществления регистрационных действий через отдел Росреестра в РД в г. Хасавюрт представитель истца не оспаривал.
С настоящим административным иском истец в суд обратился 15.04.2019, т.е. за пределами предусмотренного срока оспаривания, предусмотренного вышеприведенной нормой закона.
Представитель истца о восстановлении срока для обращения в суд с иском не просил, заявил, что срок подлежит исчислению не со дня сообщения по телефону, а со дня получения им письменного мотивированного ответа от ответчика 29.01.2019 №7е.
Вывод суда исходит из того, что закон связывает начало течения срока обращения в суд с административным иском на действия бездействие государственных органов не с получения ответчиком письменного ответа на его жалобы, а с днем, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В данном случае истец узнал о возвращении Управлением росреестра в РД его заявления и документов без предоставления услуги, не считая получение Уведомления о возврате от 27.11.2018 в отделе Росреестра по РД в г. Хасавюрт, 19.12.2018 по сообщению оператора ГАУ МФЦ РД по Ленинскому району г. Махачкала.
В этой связи суд считает, что истцом также пропущен срок обращения в суд за защитой нарушенного действиями (бездействием) ответчика прав, свобод и законных интересов.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 175-185 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО3 ФИО5 к ГАУ РД МФЦ по РД и МФЦ по Ленинскому району г. Махачкалы о признании незаконными и необоснованными действий (бездействие), выразившихся в необоснованном отказе в предоставлении услуги по регистрации соглашения о расторжении договора аренды, затягивании и несоблюдении сроков по предоставлению услуги по регистрации, отказать.
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 13.06.2019
Мотивированным решением стороны могут ознакомиться 18.06.2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со вынесения мотивированном виде.
Председательствующий Магомедрасулов Б.М.