Дело № 2а-1813/2021 (УИД 37RS0022-01-2021-001831-64)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2021 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи: Каманиной Н.П.,
при секретаре: Корчагиной Я.П.,
с участием
административного истца – заместителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягина А.А.,
представителя административного ответчика – ФИО1,
представителя заинтересованного лица – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области о возложении обязанности
установил:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным иском к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – административный ответчик, Департамент), в котором просит: обязать Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области в срок доя 28.02.2022 г. осуществить на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с абз.6 ст.6 федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по ведению государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания. Пунктом 5 ч.1 ст.33федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по ведению государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Департаментприродных ресурсов и экологии Ивановской области в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области №656-п от 23.12.2014 г., является центральным исполни тельным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, природопользования, недропользования на участках недр местного значения, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов на территории Ивановской области в пределах установленных полномочий. К полномочиям Департамент относится также ведение государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Ивановской области, который в силу федерального закона «О животном мире», федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Порядком осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утв. приказом Минприроды России №964 от 25.11.2020 г. установлено, что данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.В соответствии с п.11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды РФ от 22.12.2021 г. №963, мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии – по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.Приказом Минприроды России №1 от 11.01.2012 г. утверждены Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, данные которого используются при определении квот добычи соответствующих видов охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий, принятии решения органами государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов, осуществления анализа состояния популяций охотничьих ресурсов. Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что с 2016 г. должным образом не проводятся ежегодные мероприятия по государственному мониторингу и учету охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области путем зимнего маршрутного учета, в результате чего отсутствуют сведения о численности лимитируемых видов охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области, и как следствие лимит добычи охотресурсов высшим должностным лицомИвановской области не определялся (равен 0), что следует из указов Губернатора Ивановской области №131-уг от 29.07.2016 г., №148-уг от 31.07.2017 г., №81-уг от 30.07.2018 г., №79-уг от 31.07.2019 г., №109-уг от 31.07.2020 г. Изложенное нарушает права неопределенного круга лиц – охотников, имеющих право на добычу охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, в общедоступных охотничьих угодьях, закрепленное ч.1, ч.2 ст.8, п.2 ч.2 ст.7 федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих угодий». Кроме того, ответчиком нарушены интересы Российской Федерации, поскольку им не исполняются переданные полномочия Российской Федерации по государственному мониторингу охотничьих ресурсов, отсутствуют достоверные сведения о численности охотничьих ресурсов, обитающих на территории общедоступных охотугодий Ивановской области, которые ежегодно предоставляются в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Определением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 02.06.2021 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Правительство Ивановской области.
В судебном заседании заместитель Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сутягин А.А. административное исковое заявление поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Присутствовавшая в судебном заседании представитель административного ответчикаВолкова Е.В., полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области предпринимаются возможные меры по исполнению возложенной обязанности с учетом имеющегося финансирования. Полагала также, что отсутствует нарушение прав охотников, поскольку они не лишены возможности осуществления охоты на закрепленной территории.
Присутствовавший в судебном заседании представитель заинтересованного лица Правительства Ивановской области ФИО2 также полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным представителем Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области.
Суд, выслушав административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).
В соответствии с абз.6 ч.6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире"Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по ведению государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно п.5 ч.1 ст.33 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по ведению государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Согласно п.1.1 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области", утвержденного постановлением Правительства Ивановской обалсти №565-п от 23.12.2014 г. Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, природопользования, недропользования на участках недр местного значения, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов на территории Ивановской области в пределах установленных полномочий.
Основными задачами Департамента являются, в том числе реализация полномочий Ивановской области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, а также полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, переданных органам государственной власти Ивановской области; мониторинг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вопросов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов в режиме реального времени (пункты 2.4, 2.5 Положения).
В силу пунктов 3.19.1-3.19.4 Положения Департамент осуществляет следующие полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов: организует и осуществляет мероприятия по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; исчисляет лимиты добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; осуществляет регулирование численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; ведет государственный охотхозяйственный реестр и осуществляет государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Ивановской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
В силу ст.15 федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» государственный мониторинг объектов животного мира является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за объектами животного мира, их распространением, численностью, физическим состоянием, а также структурой, качеством и площадью среды их обитания.Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.36 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за:1) численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам;2) состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, предоставляет данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 25.11.2020 N 964 утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, согласно п.2 которого данные Государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
До 31.12.2020 г. Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных" был утвержден Приказом Минприроды РФ от 06.09.2010 N 344, который также определял, что государственный мониторинг на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Приказом Минприроды РФ от 22.12.2011 N 963утвержден Порядок ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира (далее – Порядок), в силу п.11 которого мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.
Приказом Минприроды России от 11.01.2012 N 1 утверждены Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета (далее – Методические указания), которые используются при определении численности лося, косуль, кабана, благородного оленя, пятнистого оленя, дикого северного оленя, кабарги, рыси, волка, лисицы, корсака, соболя, куниц, хорей, росомахи, горностая, колонка, белок, зайца-беляка, зайца-русака (далее - звери), рябчика, тетерева, глухарей, белой и серой куропаток, фазана (п.2).
Данные учета численности зверей и птиц методом зимнего маршрутного учета используются при определении квот добычи соответствующих видов охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий, принятии решения органами государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов, осуществлении анализа состояния популяций охотничьих ресурсов (п.3 Методических указаний).
Настоящие Методические указания применяются на территориях с устойчивым снежным покровом (снежный покров сохраняется более одного месяца), за исключением тундровой зоны и высокогорий (п.4 Методических указаний).
Полевые работы по подсчету на учетном маршруте следов зверей на снегу и визуальная регистрация птиц (далее - учет) на территориях с устойчивым снежным покровом проводятся в период с 1 января по 28 (29) февраля (п.6 Методических указаний).
Таким образом, нормами действующего законодательства РФ предусмотрено в целях реализации переданного Российской Федерацией отдельного полномочия по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерацииосуществлениеорганам исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета (далее – ЗМУ).
Из материалов дела следует, что в результате проверки, проведенной Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что Департаментом с 2016 г. должным образом не проводятся ежегодные мероприятия по государственному мониторингу и учету охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области путем ЗМУ.
Из материалов дел следует, и не оспаривалось сторонами в ходе судебного заседания, что 2015 г. и ранее работы по ЗМУ проводился силами ИКУ «Ивприродохрана» за счет средств бюджета Ивановской области на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по охране и использованию объектов животного мира. В связи с сокращением финансирования в 2016 году в помощь ИКУ «Ивприродохрана» на проведение ЗМУ Департаментом заключено 3 государственных контракта, которые не были выполнены в соответствии с техническим заданием.
С января 2017 года финансирование ИКУ «Ивприродохрана» из бюджета Ивановской области на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по охране и использованию объектов животного мира полностью прекращено, в связи с чем,с целью проведения ЗМУ и установления лимитов добычи охотресурсов на период охоты с 2017 по 2018 годы Департаментом заключено 10 государственных контрактов, выполнены из которых были только 7.
В 2018 году с целью проведения ЗМУ и установления лимитов добычи охотресурсов на период охоты с 2018 по 2019 годы Департаментом проведен электронный аукцион, по результатам которого заключен контракт с ООО «Импера», которое не выполнило работы и внесено Департаментом в реестр недобросовестных поставщиков.
В 2019 году с целью проведения ЗМУ и установления лимитов добычи охотресурсов на период охоты с 2019 по 2020 годы Департаментом по результатам электронного аукциона заключен контракт с ООО «Домсрой». Однако работы, выполненные указанной организацией не соответствовали техническому заданию, в результате чего контракт расторгнут Департаментом в одностороннем порядке.
В 2020 году с целью проведения ЗМУ и установления лимитов добычи охотресурсов на период охоты с 2020 по 2021 годы Департаментом проведен электронный аукцион, который признан несостоявшимся, поскольку на участие в нем не подано ни одной заявки.
Аналогичным образом не принято ни одной заявки при проведении Департаментом электронного аукциона на проведение ЗМУ и установления лимитов добычи охотресурсов на период охоты с 2021 по 2022 годы.
В силу указанных обстоятельств, поскольку сведения о численности лимитируемых видов охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области с 2016 года Департаментом не устанавливались, лимит добычи данныхохотресурсов не определялся (равен 0), что следует изследующих Указов Губернатора Ивановской области:
- от 29.07.2016 № 131 -уг «Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2016 до 01.08.2017, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихсяна особо охраняемых природных территориях федерального значения»;
- от 31.07.2017 № 148-уг «Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2017 по 01.08.2018,за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихсяна особо охраняемых природных территориях федерального значения»;
- от 30.07.2018 № 81-уг «Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2018 до 01.08.201 за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения»;
- от 31.07.2019 № 79-уг «Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2019 до 01.08.202 за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения»;
- от 31.07.2020 № 109-уг «Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2020 до 01.08.2021, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихсяна особо охраняемых природных территории федерального значения».
Доказательств, что в настоящий момент Департаментом в полном объеме исполнена возложенная обязанность по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Ивановской области методом ЗМУ, в материалах дела не имеется.
Таким образом, неисполнение в полном объеме Департаментом переданных полномочий, в т.ч. по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Ивановской области методом ЗМУ, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – охотников, имеющих право на добычу охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, в общедоступных охотничьих угодьях, гарантированное федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2009 г. «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов». В силу изложенного, суд полагает несостоятельными доводы представителя Департамента об отсутствии нарушения прав охотников неисполнением возложенной обязанности.
Кроме того, неисполнение данных полномочий нарушает интересы Российской Федерации, поскольку отсутствуют достоверные сведения о численности охотничьих ресурсов, обитающих на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области, которые подлежат ежегодному предоставлению в Министерство природных ресурсов и экологии Ивановской области.
НА основании изложенного, с учетом установленных на момент рассмотрения административного искового заявления сроков проведения ЗМУ, суд полагает административное исковое заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области о возложении обязанности в срок до 28.02.2022 г. осуществить на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы представитель административного ответчика о том, что Департаментов в рамках имеющегося финансирования принимаются меры по исполнению переданных полномочий, однако ввиду недостаточного финансирования, недобросовестности исполнителей работ по заключенным государственным контрактам, не представляется возможным выполнить на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, суд полагает не состоятельными, поскольку данные обстоятельства не являются основаниями для освобождения Департамент от исполнения возложенных полномочий законодательством РФ, поскольку неисполнение данной обязанности ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также нарушению интересов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области в срок до 28.02.2022 г. осуществить на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Каманина Н.П.
Мотивированное решение изготовлено 06июля2021 г.