ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1815/19 от 15.10.2019 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №***а-2099/19 15 октября 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дзержинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УФСБ России по <адрес> и <адрес> об оспаривании бездействия

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с указанным административным иском.

Административное исковое заявление обосновано тем, что **.**.****ФИО6 знакомилась с материалами архивного уголовного дела П-85206 в отношении ФИО2. **.**.****ФИО4 и ФИО5 знакомились с материалами архивных уголовных дел П-13559 в отношении ФИО9 и П-14502 в отношении ФИО10

Все административные истцы знакомились с архивными делами в приемной УФСБ России по <адрес> и <адрес>, расположенному по адресу: 191123, <адрес>. Процесс ознакомления проходит одинаково: в течение двух часов истцы знакомились с делом, делая выписки на ноутбуке, так как фотографировать дела запрещает архивный работник. Переписать все материалы дела невозможно, поэтому по истечении двух часов каждый административный истец написал заявление о предоставлении копий определенных листов архивного уголовного дела, с которым знакомился.

В случае невозможности предоставить копии документов ФИО5 просила предоставить возможность сфотографировать материалы дела.

На все три заявления пришли одинаковые ответы № С-1811 и К-1812 от **.**.****, К-1425 от **.**.**** от ответчика об отказе в предоставлении копий со ссылкой на статью 11 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» и указанием, что соответствующее право на получение копий другими лицами не предусмотрено, в связи с чем, направление в адрес заявителей запрашиваемых материалов не представляется возможным.

Административные истцы считают данные ответы незаконными и необоснованными и просят обязать ответчика предоставить копии архивных документов и/или возможность фотографировать архивные дела.

Порядок ознакомления с материалами прекращенных уголовных и административных дел предусматривает право других лиц, помимо реабилитированного и его родственников, на получение копий документов этих дел.

Порядок ознакомления как реабилитированных лиц и их родственников, так и других лиц установлен двумя приказами:

-совместный Приказ Минкультуры РФ №***, МВД РФ №***, ФСБ РФ №*** от **.**.**** «Об утверждении Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно - проверочных дел»;

-приказ ФСБ от **.**.****№*** «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов».

Пунктом 7 Совместного Приказа предусматривает право заявителей получать копии документов дел, с которыми они знакомились, следовательно, оспариваемые ответы УФСБ необоснованны и незаконны. Ответчику надлежало действовать в соответствии с Регламентом ФСБ о выдаче архивных справок и копий документов и выдать архивную справку, или копию архивного документа, или архивную выписку (п. 44 Приказа ФСБ №***).

Административные истцы просят суд признать незаконными ответы УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и <адрес> ответы № С-1811 и К-1812от **.**.****, К-1425 от **.**.****; обязать УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и <адрес> предоставить копии документов из архивного уголовного дела № П-13559, П-14502 и архивного дела в отношении ФИО3 и/или предоставить возможность для снятия копий с помощью технических средств (фотографирования).

Административные истцы ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание явились, административный иск поддерживают, представили суду письменные пояснения, из которых следует, что порядок использования архивных документов предусматривает право получать и делать копии, в том числе с помощью мобильных устройств. В исковом заявлении указано, что порядок ознакомления других лиц установлен двумя источниками: Совместным приказом Минкультуры, МВД РФ и ФСБ РФ от **.**.**** и Регламентом ФСБ по предоставлении государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов **.**.****№*** (С.6).

Административные истцы полагают, что есть третий источник регулирования прав «других лиц», а именно порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах РФ, утвержденный приказом Федерального Архивного Агентства (Росархив) РФ от **.**.****№*** (Порядок использования архивных документов). Данный порядок применяется как более общий источник права, то есть в той части, в какой Совместный приказ оставляет правоотношения без регулирования. Так, п. 15 Совместного приказа указывает, что копирование документов в прекращенных уголовных и административных делах осуществляется бесплатно по запросам реабилитированных лиц, лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, их родственников и наследников. Данный пункт ничего не говорит о других лицах по смыслу. Следовательно, правоотношения по копированию между этими другими лицами и архивами ФСБ РФ регулируются порядком использования архивных документов.

Пунктами **.**.****, **.**.**** Порядка использования архивных документов предусмотрено, что пользователь вправе использовать при изучении дел, документов, справочно-поисковых средств к ним, печатных изданий для осуществления выписок и набора текста собственные технические средства без звуковых сигналов и без подключения к информационно-телекоммуникационным сетям архива или арендовать технические средства архива; заказывать либо изготавливать самостоятельно арендуемыми техническими средствами архива или собственным техническим средством копии архивных дел, документов, печатных изданий в объеме не более 100 листов (кадров, электронных образов) в течение рабочего дня на возмездной основе при соблюдении требований подпунктов **.**.**** - **.**.**** этого же порядка».

Таким образом, все пользователи архивов имеют право на доступ к архивным документам, в том числе и на копирование архивных документов с использованием собственных технических средств (телефонов, фотоаппаратов, планшетов и т.д.).

Разница между пользователями в том, что реабилитированные лица, их родственники и иные, указанные в пп. «а-е» могут получать копии материалов дел бесплатно. А другие лица по смыслу пп. «з» п. 6 Совместного приказа могут получить копии платно, согласно порядка использования архивных документов. При этом утвержденный Росархивом в 2017 году порядок использования архивных документов является более современным документом, чем Совместный приказ 2006 года, и предусматривает возможность фотографирования с помощью телефона и других гаджетов при соблюдении определенных условий (п. **.**.****). Следовательно, положения Совместного приказа необходимо трактовать с учетом изменений в обществе (повсеместное распространение мобильных устройств с возможностью фотографирования) таким образом, что правом фотографировать материалы дела обладают как реабилитированные лица и приравненные к ним, так и другие лица. В противном случае ограничение права на фотографирование непропорционально.

Административные истцы считают, что в данном случае никакой необходимости ограничении прав не было: копии документов дела нужны для работы с делом исследователей, вся полученная информация будет использована только для научных и просветительских целей, не нанесет никакого вреда другим лицам. Таким образом, необходимости в демократическом обществе для ограничения прав заявительниц нет.

Представитель административного ответчика ФИО11 в судебное заседание явился, административный иск не признает, представил суду возражения, из которых следует, что из положения абз. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от **.**.****№*** «О реабилитации жертв политических репрессий» следует, что реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти - родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов.

Такой порядок установлен положением, утвержденным Приказом Минкультуры России №***, МВД РФ №***, ФСБ РФ №*** от **.**.****, из пп. «з» п. 6 которого следует, что право доступа к материалам соответствующих прекращенных уголовных и административных дел, а также фильтрационно-проверочных дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют «другие лица».

Пунктом 7 Положения установлено, что право на доступ к материалам прекращенных уголовных и административных дел, а также фильтрационно- проверочных дел означает предоставление возможности пользователю, с учетом требований п. 6 Положения, знакомиться с находящимися в делах документами, получать их копии и использовать полученную при ознакомлении информацию с учетом требований п. 17 настоящего Положения.

Изложенное, с учетом абз. 3 ст. 11 Закона №***, свидетельствует о том, что право «других лиц» на доступ к материалам указанных дел реализуется в форме предоставления права на ознакомление с документами, находящимися в таких делах.

Правом на доступ в форме предоставления копий таких документов в соответствии с указанным положением Закона №*** наделены лишь сами реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти и родственники таких лиц.

Обращения административных истцов рассмотрены в установленном порядке, уполномоченным должностным лицом. В рамках компетенции были даны исчерпывающие разъяснения о невозможности предоставления копий запрашиваемых архивных документов.

Доступ к запрошенным административными истцами архивным документам был предоставлен Управлением в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Фактов ограничения прав и законных интересов при получении доступа к архивной информации не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» право на доступ к запрошенным архивным документам было реализовано в архивном подразделении управления путем предоставления для ознакомления их подлинников.

Обязанность архивов предоставления пользователям копий архивных документов установлена ч. 3 ст. 26 Закона об архивном деле и ст. 11 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий».

Запрашиваемые документы не относятся к числу материалов архивных уголовных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, родственниками или законными представителями которых являются административные истцы, а равно не связаны с вопросами социальной защиты, предусматривающей пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, утвержденный приказом ФСБ России от **.**.****№***, разработан в целях исполнения обязанности государственных органов, установленной ч. 3 ст. 26 Закона об архивном деле.

В связи с вышеизложенным, запросы были обоснованно отнесены к категории не связанной с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации

Учитывая изложенное, исполнение запросов осуществлялось в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и утвержденной приказом ФСБ России от **.**.****№*** ведомственной инструкцией, регламентирующей порядок данной работы.

Из просительной части иска также следует, что административные истцы требуют обязать управление предоставить возможность для самостоятельного копирования таких материалов.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность архивов органов государственной власти, в том числе архивных подразделений органов безопасности, является Закон об архивном деле. В соответствии с ч. 5 ст. 26 указанного нормативного правового акта порядок использования архивных документов, включающий ограничения по объему, срокам, используемым техническим средствам копирования, выдаче и копированию архивных документов на возмездной и безвозмездной основе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства - Федеральным архивным агентством (Росархивом). Государственные органы определяют порядок использования архивных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с порядком, установленным Росархивом.

Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденными приказом Минкультуры России от **.**.****№***, а также ведомственными правовыми актами по вопросам использования архивных документов в органах безопасности самостоятельное копирование, в том числе фотографирование пользователями предоставляемых архивных документов, не предусмотрено.

Учитывая изложенное, в удовлетворении административного иска ФИО4, ФИО5 и ФИО6 просит отказать.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Суд полагает, что в нарушение положений ст.ст. 62, 226 КАС РФ, административными истцами не доказано нарушение их прав и законных интересов неправомерными действиями административного ответчика.

**.**.**** административный истец ФИО6 и **.**.**** административные истцы ФИО4, ФИО5 обратились с заявлениями в Управление ФСБ России по <адрес> и <адрес>, в которых просили предоставить им копии материалов архивного дела, либо предоставить возможность сфотографировать указанные материала.

**.**.**** и **.**.**** административным истцам были даны ответы, в которых содержалась ссылка на ст. 11 Закона РФ от **.**.**** N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", и разъяснялось, что соответствующее право на получение копий другими лицами (не самими реабилитированными и их родственниками) Законом не предусмотрено, в связи с чем, направление запрашиваемых материалов не представляется возможным.

Административные истцы с указанными ответами не согласились.

Вместе с тем, пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации гражданину гарантируется право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что реализация права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации) возможна только в порядке, установленном законом, и что федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения информации; право на свободу информации может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, которые предопределяются требованиями ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации) и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в Российской Федерации как демократическом и правовом государстве в целях защиты прав, гарантированных статьями 23 и 24 (ч. 1) Конституции Российской Федерации (Постановление от **.**.**** N 3-П и Определение от **.**.**** N 2128-О).

Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от **.**.**** N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В соответствии со ст. 9 указанного Закона допускается ограничение доступа к информации в случае, если оно установлено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, реализация права на доступ к информации возможна только на законном основании без нарушения прав и законных интересов других лиц; каждый гражданин имеет закрепленное в Конституции Российской Федерации и целом ряде законодательных актов РФ право на получение информации (доступ к информации), реализация которого возможна только на законном основании, т.е. в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом вопросы доступа к информации определенного вида (категории) могут быть регламентированы различными нормативными актами.

Частью 3 ст. 11 Закона РФ от **.**.**** N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", установлено, что реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти - родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов. Использование полученных сведений в ущерб правам и законным интересам проходящих по делу лиц и их родственников не допускается и преследуется в установленном законом порядке.

Таким образом, закон не предоставляет равные возможности с реабилитированными и их родственниками по получению копий вышеуказанных дел и иным лицам.

Сообразно этому реабилитированные лица, а с их согласия (или в случае их смерти) и родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов, иные лица, при этом, вправе ознакомиться с ними согласно закону о государственных архивах.

Административные истцы не ссылаются на то, что они относятся к той категории лиц, которым законом предоставлено право на получение копий вышеуказанных материалов, соответственно, они относятся к упомянутым в законе иным лицам, права которых отличны от прав самих реабилитированных и их родственников.

Суд находит возражения административного ответчика обоснованными, а оспариваемые ответы не противоречащими нормам действующего законодательства. Суд полагает обоснованным вывод административного ответчика о том, что право административных истцов на копирование и получение копий материалов прекращенных уголовных и административных дел в отношении реабилитированных лиц ограничено частью 3 ст. 11 Закона РФ от **.**.**** N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".

Ссылки административных истцов на иные нормативные акты не состоятельны, поскольку спорные правоотношения регулируются именно частью 3 ст. 11 Закона РФ от **.**.**** N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".

Не состоятельным суд находит и довод административных истцов о том, что оспариваемый ответ противоречит Концепции по увековечению памяти жертв репрессий, поскольку в соответствии с разделом III "Основные направления деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий" Концепции, в рамках увековечения памяти жертв политических репрессий планируются следующие мероприятия, в том числе, обеспечение доступа к архивным материалам с учетом требований законодательства Российской Федерации.

Суд пришел к выводу о том, что обращения административных истцов рассмотрены своевременно, ответы содержат ссылку на нормы действующего законодательства, в связи с чем, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, оснований для признания ответов незаконными и возложения на административного ответчика обязанности удовлетворить заявления, суд не усматривает.

Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО4, ФИО5, ФИО6 к УФСБ России по <адрес> и <адрес> об оспаривании ответов № С-1811 и К-1812 от **.**.****, № К-1425 от **.**.****, обязании предоставить копии или возможность для снятия копий отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Т.П. Матусяк