ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1815/19 от 31.05.2019 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело №2а-1815/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород (дата)

Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Ежова Д.С., с участием представителя административного ответчика Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу по доверенности Ботвинника И.М., заинтересованного лица Филиной Л.В., при секретаре судебного заседания Казаковой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл к Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании недействительным заключения ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» к отчету по результатам выполнения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории республики Марий Эл ... признании недействительным отказа от (дата) Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу от согласования предложения от (дата) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл и обязании Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу согласовать предложение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл об определении границ зон затопления ...

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с указанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 67Л Водного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372, Правилами определения границ зон затопления, подтопления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (далее -Постановление № 360), приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 10 июля 2015 г. № 429, полномочия по согласованию заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления возложены на территориальные органы Росгидромета, в зоне ответственности которых находятся районы и водные объекты, указанные в заявлениях.

Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Административный истец), во исполнение требований Постановления № 360 и постановления Правительства Республики Марий Эл от 16 октября 2014 г. № 543 «О подготовке предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Республики Марий Эл» (далее - Постановление № 543), направило письмом от (дата)№... в Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому федеральному округу (далее - Административный ответчик 1) на согласование заявление с предложением по определению границ зон затопления 1-процентной обеспеченности п. Красногорский (р. Илеть).

Вместе с указанным заявлением Административным истцом в адрес Административного ответчика 1 были направлены следующие документы, представленные в Минприроды Республики Марий Эл, в соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением № 543, органом местного самоуправления -администрацией муниципального образования «Городское поселение Красногорский»:

- пояснительная записка;

- картографический материал;

- копия документа об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети (данные проектных материалов, подготовленных в целях создания водохранилищ);

- диск с файлами в формате, необходимом для внесения данных в государственный кадастр недвижимости;

- копии договора с ООО «Лидер» на выполнение кадастровых работ, с приложением технического задания (Приложений 1), акта сдачи-приемки выполненных работ от (дата), сметы №...;

- межевое дело по определению границ зоны затопления ....

Пунктами 4-6 Порядка согласования заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления, утвержденного приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от (дата)№... «О реализации Федеральной службой по гидрометеорологии и

мониторингу окружающей среды полномочий по согласованию границ зон затопления» (далее - Приказ № 429) предусмотрено, что территориальный орган Росгидромета направляет копию поступившего заявления с приложением документов, в соответствующее Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Росгидромета (далее - УГМС), на территории деятельности которого находятся заявленные районы и водные объекты для проверки достоверности представленных расчетных обеспеченных значений максимальных уровней воды и выдачи заключения по ее результатам.

По заключениям, полученным от соответствующих УГМС, в случае принятия решения о согласовании заявления на карте (плане) проставляется отметка о согласовании заявления с предложениями об определении границ зон затопления в части достоверности определения расчетных обеспеченных значений максимальных уровней воды.

Согласно пункту 8 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением № 360, в согласовании заявления может быть отказано исключительно в случае, если представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к указанным Правилам.

Письмом от (дата)(марка обезличена) Административный ответчик 1 отказал Административному истцу в согласовании вышеуказанного заявления на основании заключения Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - Административный ответчик 2) к отчету по результатам выполнения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории Республики Марий Эл (река Илеть) (далее - Заключение).

Считаем, что Заключение, выданное Административным ответчиком 2 и отказ Административного ответчика 1 в согласовании заявления Административного истца с предложением об определении границ зон затопления ... Республики Марий Эл являются необоснованными и несоответствующими требованиям действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл, по следующим основаниям:

1. В абзаце четвертом Заключения указано, что у «Исполнителя» отсутствует лицензия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на осуществление «Деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях» (далее - Лицензия).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 договора на выполнение кадастровых работ от (дата)№..., заключенного администрацией муниципального образования ... с ООО «Лидер», предметом договора являлось выполнение комплекса мероприятий и работ по изготовлению технической документации, а результатом работ являлась разработанная и изготовленная техническая документация -карта-план зоны затопления ....

ООО «Лидер» осуществляло работы по выносу отметки уровня воды весеннего половодья 1% обеспеченности ... на местность в соответствии с информацией об отметке уровня воды, предоставленной администрацией МО «Городское поселение Красногорский» на основании письма Марийского ЦГСМ - филиала ФГБУ «Верхнее-Волжское УГМС» (исх. №... от (дата)), являющегося территориальным подразделением ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» и обладателем Лицензии.

Таким образом, вышеуказанная гидрометеорологическая информация была предоставлена для производства кадастровых работ по договору №... от (дата) специализированной организацией, имеющей Лицензию. Непосредственно для производства межевых работ, произведенных ООО «Лидер» по вышеуказанному договору, наличия лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях не требуется.

2. В абзаце пятом Заключения указано, что отчет выполнен без учета требований СП 11-103-97, СП 47.13330.2016, СП 33-101-2003 и т.д.

В то же время, СП 11-103-97 «Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства» - свод правил, предназначенный для применения изыскательскими, проектно-изыскательскими организациями, предприятиями, объединениями, а также иными юридическими и физическими лицами, выполняющими инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства объектов промышленного, гражданского и иного назначения на территории Российской Федерации.

СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» - свод правил, устанавливающий основные положения и требования к организации и порядку выполнения инженерных изысканий при изучении природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах.

СП 33-101-2003 «Определение основных расчетных гидрологических характеристик» - свод правил, устанавливающий общие положения и требования к организации и порядку проведения инженерных гидрологических расчетов по определению гидрологических характеристик для обоснования проектирования новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений для всех видов строительства и инженерной защиты территорий.

Таким образом, указанные в Заключении Своды правил предназначены для выполнения инженерно-гидрометеорологических изысканий в строительстве, что не соответствует целям выполняемой администрацией МО «Городское поселение Красногорский» работы по определению зоны затопления ....

3. В абзаце шестом Заключения указано, что нет ссылки, в отношении каких территорий определяются зоны затопления, в соответствии с Приложением к Правилам зон затопления.

Однако документы, прилагаемые к заявлению с предложением о согласовании зон затопления, а именно: пояснительная записка, картографический материал, содержат наименование водного объекта - река Илеть и информацию по водному объекту.

Кроме того, непосредственно в населенном пункте ... расположен подведомственный Марийскому ЦГСМ - филиалу ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» гидрологический пост.

Отчет определения границ зон затопления был выполнен на отметку 1% половодья, что соответствует позиции:

а) территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) либо в результате ледовых заторов и зажоров;

в) территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности.

Таким образом, отсутствие в отчете ссылки на отнесение территории к какому-либо виду не может являться основанием для выдачи Ответчиком 2 отрицательного Заключения.

4. В абзаце седьмом Заключения указано, что в отчете определения границ зон затопления необходимо наличие расчетных характеристик уровней воды различной обеспеченности (1,3,5,10,25,50%-ной).

В связи со сложным финансовым положением органом местного самоуправления - администрацией МО «Городское поселение Красногорский» было принято решение о вынесении отметки уровня воды весеннего половодья 1% обеспеченности, как отметки, учитывающей наивысший уровень воды.

В последующем, при наличии финансовых средств, органом местного самоуправления работа по вынесению отметок уровня воды весеннего половодья 3,5,10,25 и 50% обеспеченности будет продолжена.

Учитывая, что каждая зона затопления направляется для постановки на кадастровый учет как отдельный XML файл, требование по расчетным характеристикам уровней воды различной обеспеченности избыточно и не соответствует действующему законодательству, так как данная работа может быть выполнена в какой-то определенной части.

Марийским ЦГСМ - филиалом ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» расчетные характеристики 1% обеспеченности не были предоставлены администрации МО «Городское поселение Красногорский», ввиду того, что данная информация относится к специализированной и предоставляется на платной основе.

Выкупать исходные данные по посту гидрологических наблюдений для органа местного самоуправления финансово затратно и нецелесообразно, поскольку данная информация уже находится непосредственно в ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС».

Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» и приказ Минприроды Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 349 «Об утверждении порядка информационного обмена данными государственного мониторинга водных объектов между участниками его ведения» закрепляют механизм информационного обмена данными государственного мониторинга водных объектов на безвозмездной основе.

5. В абзаце восьмом Заключения указано, что не были представлены расчетные гидрологические характеристики по уровням воды дождевых паводков.

Однако информация о том, что за период наблюдений дождевые паводки не превышали отметок 1% половодья, предоставлялась непосредственно в ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» в рамках государственного мониторинга водных объектов, в связи с чем, расчеты дождевых паводков не проводились, поскольку в этом отсутствовала какая-либо необходимость.

6. В абзаце девятом Заключения указано, что отсутствует техническое задание.

В соответствии с пунктом 6 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением № 360, пунктом 3 Порядка подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления, утвержденного Постановлением № 543, органами местного самоуправления для подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления, должны быть предоставлены следующие документы:

- обосновывающие материалы об определении границ зон затопления, подтопления на территории соответствующего муниципального образования, сформированные по результатам проведенных землеустроительных работ;

- текстовое и графическое описание местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Обязанность по предоставлению иных документов законодательством не предусмотрена, в связи с чем, считаем, что истребование от органов местного самоуправления дополнительных документов при подготовке и рассмотрении предложений, а именно: расчетов гидрологических характеристик и технического задания, является незаконным.

На основании оспариваемого Заключения Административным ответчиком 1 было принято решение об отказе в согласовании заявления Административного истца с предложением об определении границ зон затопления ...

Согласно пункту 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением № 360, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны.

Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от (дата)№... (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от (дата)№...) полномочия по взаимодействию с Федеральным агентством водных ресурсов в области водных отношений возложены на Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.

В соответствии подпунктом «а» пункта 14 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением №..., вышеуказанный отказ Административного ответчика 1 в согласовании заявления, будет являться основанием для отказа Федеральным агентством водных ресурсов в определении границ зон затопления, подтопления ...

Статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, пунктами 13,2.5.1, 13.2.5.2 Нормативов градостроительного проектирования Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 мая 2012 г, № 176, предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий, должны проводится специальные защитные мероприятия в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Согласно статьям 19-21 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования муниципального района.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселений и городских округов, схем территориального планирования муниципального района, утверждение правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов (схем территориального планирования) документации по планировке территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Вместе с тем, пунктом 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по ликвидации последствий паводковой ситуации в регионах Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N Пр-2166, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску затопления, подтопления.

В соответствии с подпунктами 4, 6 пункта 16 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 февраля 2018 г. № 51 «Вопросы Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл», Министерство осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Республики Марий Эл, а также водных объектов, находящихся в государственной собственности Республики Марий Эл.

Таким образом, обжалуемый отказ Административного ответчика 1 в согласовании предложения по определению границ зон затопления ... принятый на основании обжалуемого Заключения, выданного Административным ответчиком 2, нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку создает препятствия для осуществления им своих полномочий в области водных отношений, а также создает угрозу причинения ущерба неопределенному кругу лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации в зоне подтопления ...

В соответствии с пунктом 9 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением № 360, отказ в согласовании заявления может быть обжалован в судебном порядке.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), предусмотрено право организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Жалобы на решения административных ответчиков - отказ в согласовании предложения об определении границ зон затопления ... и Заключение в вышестоящие органы в порядке подчиненности Административным истцом не подавались.

На основании изложенного, с учетом уточнений, в окончательной редакции просит суд:

1. Признать недействительным заключение Федерального

государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» к отчету по результатам выполнения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории Республики Марий Эл (река Илеть).

2. Признать недействительным отказ от (дата) Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу от согласования предложения от (дата) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл об определении границ зон затопления ...

3. Обязать Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу согласовать предложение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл об определении границ зон затопления ...

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу, действующий на основании доверенностей Ботвинник И.М. заявленные исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении административного иска полном объеме. Дал пояснения по существу дела.

Заинтересованное лицо - начальник отдела Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Филина Л.В. полагала заявленные административные исковые требования не подлежащие удовлетворению. Дала пояснения по существу дела.

Иные стороны в судебное заседание не явилась, извещены надлежащим образом.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.п.2,3,4,6,8 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», границы зон затопления, подтопления определяются в отношении территорий в соответствии с требованиями согласно приложению.

Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления). Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

При подготовке предложений учитываются:

а) геодезические и картографические материалы, выполненные в соответствии с Федеральным законом "О геодезии и картографии", а также данные обследований по выявлению паводкоопасных зон;

б) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети;

в) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение населенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов;

г) данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ;

д) сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ;

е) расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно-гидрологических расчетов;

ж) параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.

Заявление с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления (далее - заявление) перед направлением в Федеральное агентство водных ресурсов подлежит согласованию:

а) с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - при определении границы зон затопления, подтопления;

б) с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - при определении границы зон затопления;

в) с Федеральным агентством по недропользованию - при определении границы зон подтопления.

В согласовании заявления может быть отказано в случае, если представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.

В соответствии с частью 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372, Правилами определения границ зон затопления, подтопления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды издан приказ от

10.07.2015 № 429 «О реализации Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды полномочий по согласованию границ зон затопления» (далее также - Приказ № 429).

Приказом Росгидромета от 10.07.2015 № 429 «О реализации Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды полномочий по согласованию границ зон затопления» полномочия по согласованию заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления возложены на территориальные органы Росгидромета, в зоне ответственности которых находятся районы и водные объекты, указанные в заявлениях, а также утвержден Порядок согласования заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка согласования заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления территориальный орган Росгидромета направляет копию заявления с приложениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящего порядка, в соответствующее Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «УГМС») Росгидромета, на территории деятельности которого находятся заявленные районы и водные объекты.

Как установлено судом и следует из материалов дела министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл направило в Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому федеральному округу в Департамент Росгидромета по ПФО направлено заявление от (дата)№... на согласование заявление с предложением по определению границ зон затопления 1-процентной обеспеченности п. ... Данное письмо поступило в Департамент Росгидромета по ПФО (дата) (вх. №...) посредством электронной почты.

В соответствии с пунктом 4 Порядка согласования заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления территориальный орган Росгидромета направляет копию заявления с приложениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящего порядка, в соответствующее Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «УГМС») Росгидромета, на территории деятельности которого находятся заявленные районы и водные объекты.

Согласно положениям Порядка согласования заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предложениями об определении границ зон затопления ФГБУ «УГМС» Росгидромета проверяют достоверность представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящего порядка расчетных обеспеченных значений максимальных уровней воды, определенных в соответствии со Сводом правил «Определение основных расчетных гидрологических характеристик» (СП 33-101-2003), одобренными рекомендованным для применения в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 26 декабря 2003 г. № 218, и направляют в территориальный орган Росгидромета заключение по результатам проверки. Согласованное заявление либо отказ в его согласовании передается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, должны быть рассмотрены соответствующим территориальным органом Росгидромета (включая предоставление заключения от соответствующего ФГБУ «УГМС» Росгидромета) в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

Копия заявления с предложением по определению границ зон затопления 1-процентной обеспеченности ... была направлена Департаментом Росгидромета по ПФО в федеральное государственное бюджетное учреждение «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» письмом от (дата)№... в зоне ответственности которого находится заявленный район и водные объекты.

Как следует из пояснений представителя ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» и заинтересованного лица Филиной Л.В., анализ материалов по зонам затопления производился в соответствии Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014г. №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» с изменениями и дополнениями от 17 мая 2016г., Приказа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды №429 от 10.07.2015г, СП 33-101-2003 «Определение расчетных гидрологических характеристик при наличии рядов наблюдений, недостаточности данных и отсутствии данных», а также на основании методических писем и рекомендаций ФГБУ «Государственный гидрологический институт», являющимся методическим центром для подразделений Росгидромета.

Суд учитывает, что ФГБУ «УГМС» Росгидромета проверяют достоверность представленных соответствии с п.4 Правил определения границ зон затопления, подтопления, расчётных обеспеченных значений максимальных уровней воды, определённых в соответствии со Сводом правил СП 33-101-2003 «Определение основных расчётных гидрологических характеристик», одобренным и рекомендованным для применения в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 26 декабря 2003г. №218.

В соответствии с Положением о порядке лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) осуществляемой юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1216, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы:

- определение метеорологических, авиаметеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды;

- подготовка и представление потребителям прогностической, аналитической и расчётной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

- формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Так как выполнение работ по определению границ зон затопления включает определение гидрологических характеристик (максимальный расход 1%, 3% и т.д., наивысший уровень воды) и аналитическую информацию о состоянии водных объектов, то оно должно осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию Росгидромета.

Наличие действующей лицензии Росгидромета на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с пей областях и использование полных рядов гидрологических наблюдений, актуализированных на дату выполнения работ рекомендовано Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Протокол №5 от 31 октября 2017 г.).

При подготовке предложений к заявлению для каждого водного объекта, по которому определяются границы зон затопления, согласно требований постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» включаются:

а) геодезические и картографические материалы, выполненные в соответствии с Федеральным законом «О геодезии и картографии», а также данные обследований по выявлению паводкоопасных зон;

б) данные об отметках характерных уровней воды расчётной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети;

в) выданные об отметках характерных уровней воды расчётной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических изысканий под размещение населённых пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов;

г) данные проектных материалов, подготовленных в целях создания водохранилищ; доведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ;

е) расчётные параметры границ затоплений пойм рек, определённые на основе инженерно-гидрогеологических изысканий.

ж) параметры границ подтоплений, определённые на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.

Содержание Технического отчёта регламентировано СП 47.13330.2016 п.4.39. с учётом требований СП 33-101-2003, и др. Отчёт должен быть выполнен с учетом требований СП 33-101-2003, рекомендованных ФГБУ «Государственный гидрологический институт», устанавливающим общие положения и требования к организации и порядку проведения инженерных гидрологических расчетов по определению гидрологических характеристик для обоснования проектирования всех видов строительства и инженерной защиты территорий. Также предусматривается использование СП 11-103-97, СП 47.13330.2016, СП 33-101-2003 и других нормативных актов, касающихся данного вида работ. В соответствии с п.4.3 Свода правил СП 33-101-2003 «Определение основных расчётных гидрологических характеристик», расчёты должны основываться на данных гидрометеорологических наблюдений, опубликованных в официальных документах Росгидромета и неопубликованных данных последних лет наблюдений, изыскательских, проектных, включая материалы опроса местных жителей, П.4.7.СП 11-103-97 и РСН 76-90. При отсутствии данных наблюдений необходимо проводить гидрометеорологические изыскания.

Инженерно-гидрометеорологические изыскания (ИГМИ) проводятся в соответствии с требованиями раздела 4 СП 11-103-97, а для градостроительной документации - конкретизируются в разделе 5 СП 11-103-97, аналогом им являются разделы 4 (в том числе п. 4.26) и 7 (в том числе п. 7.1.5) СП 47.13330.2016 «п.4.26 Инженерные изыскания для подготовки документов территориального планирования документации по планировке территории и выбора площадки строительства должны обеспечивать получение сведений о природных условиях территории, необходимых и достаточных для принятия решений о функциональном назначении территории, в целях обеспечения их устойчивого развитая сохранения окружающей среды... защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В данной ситуации рассматриваются зоны затопления различной обеспеченности. На основании выше изложенного в первую очередь должны быть выполнены гидрологические расчёты и проведён анализ имеющихся материалов обследования, инженерно-гидрометеорологических изысканий, что возможно выполнить исключительно при участии специалистов гидрологического профиля.

Из представленных Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий-Эл материалов следует лишь ссылка на форсированный подпорный уровень Куйбышевского водохранилища, который является проектной отметкой Основных правил использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища от 1983г., тогда как для дачи положительного заключения по зонам подтопления необходимо предоставить актуальную информацию, с учетом активной застройки территории, опасных гидрометеорологических процессов; русловых и пойменных деформаций, переработки берегов водохранилищ п.7.1Л 4 СП 47Л3330.2016, сведений о режиме эксплуатации действующих ГТС; сведений о взаимовлиянии гидрометусловий и существующих ГТС, (в данной ситуации Куйбышевского и Чебоксарского) основание: п. 4.6 и 4,7 СП 11-103-97, п. 4.3 СП 33-101-2003. Такие данные материалы дела не содержат и административным ответчикам не представлены. Кроме того, инженерно-гидрометеорологические изыскания также не выполнены. Из системного толкования названных выше положений законодательства, следует, что исполнитель при выполнении расчётов по определению границ зон затопления обязан учитывать данные по стоку (уровням), актуализированные на последний год, предшествующий выполнению указанных расчётов. Такие расчёты не представлены, материалы наблюдений административным истцом не представлены. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что фактически отчёта с обоснованием границ зон затопления территории ... не представлено. Приведена отметка форсированного подпорного уровня Куйбышевского водохранилища (один пункт из проектных материалов, подготовленных в целях создания водохранилища) из правил по определению границ зон затопления, подтопления.

Таким образом, административным истцом в уполномоченный орган не представлены материалы согласно п.п. а), б), в), д), е) п.6 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».

В настоящее время отчет по ... состоит из высшего 1%-ного уровня воды по гидрологическому посту ... Также в материалах представленных вместе с заявлением о согласовании зон затопления, административным истцом не представлено никаких пояснений в каких расчетах и для каких территорий он будет использоваться.

Таким образом, материалы в соответствии с Правилами определения границ зон затопления, подтопления и Сводом правил СП 33-101-2003 «Определение основных расчётных гидрологических характеристик», для согласования в необходимом объеме не представлены.

Суд учитывает, что представление исходных данных является необходимым условием проведения экспертизы, целью которой является установление достоверности представленных материалов и правильности выполненных расчётов.

Суд также учитывает, что, как уже указывалось выше, необходимость использования Свода правил «Определение основных расчетных гидрологических характеристик» (СП 33-101-2003), одобренными рекомендованным для применения в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 26 декабря 2003 г. № 218 закреплена приказом Росгидромета от 10.07.2015 № 429 «О реализации Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды полномочий по согласованию границ зон затопления».

Использование при анализе материалов по зонам затопления СП 33-101-2003 осуществляется также на основании методических писем и рекомендаций ФГБУ «Государственный гидрологический институт», являющимся методическим центром для подразделений Росгидромета.

Согласно заключению к отчету по результатам выполнения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории Республики Марий Эл ... Административным истцом необходимые требования в части достоверности определения расчетных обеспеченных значений максимальных уровней воды соблюдены не были, материалы в области гидрометеорологии и гидрологических расчетов не представлены.

При отсутствии представленных исходных данных объективное проведение экспертизы, а, следовательно, и согласование зон затопления невозможны.

С учетом изложенных обстоятельств (дата) по результатам рассмотрения направленного пакета документов ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» направило в адрес Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ПФО заключение №... от (дата) об отказе в согласовании границ затопления ... Республики Марий Эл, которое было получено специалистом Департамента (дата).

На основании предоставленного заключения ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» Департаментом Росгидромета по ПФО не были согласованы предложения об определении границ зон затопления в части достоверности определения расчетных обеспеченных значений максимальных уровней воды ... Республики Марий Эл.

В соответствии с пунктом 8 правил, утвержденных Постановлением № 360 в согласовании заявления может быть отказано в случае, если представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.

Письмом Департамента Росгидромета по ПФО от (дата)№... - т.е в установленный законом срок, результаты рассмотрения указанного заявления направлены в адрес Административного истца.

Таким образом, судом не установлено нарушений со стороны административных ответчиков процедуры принятия решения о согласовании или отказе в согласовании зоны подтопления ... Республики Марий Эл, как и нарушений сроков направления в адрес административного истца принятого решения.

Доводы административного истца о нарушении административными процедуры принятия решения об отказе в согласовании зон затопления, а также отсутствии у административного истца обязанности предоставления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных п.п. а), б), в), д),е) п.6 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», не основаны на законе, следовательно не могут быть приняты во внимание.

На основании изложенного, административные исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл к Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании недействительным заключения ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» к отчету по результатам выполнения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории республики Марий Эл (река Илеть), признании недействительным отказа от 13.02.2019 года Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу от согласования предложения от 29.01.2019 года Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл и обязании Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу согласовать предложение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл об определении границ зон затопления п.Красногорский республики Марий Эл (река Илеть) удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл к Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании недействительным заключения ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» к отчету по результатам выполнения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории республики Марий Эл ... признании недействительным отказа от (дата) года Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу от согласования предложения от (дата) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл и обязании Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу согласовать предложение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл об определении границ зон затопления ... республики Марий Эл ... - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Д.С.Ежов