ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1815/2018 от 14.06.2018 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-1815/2018

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

14 июня 2018 года г.Владимир

Ленинский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Пискуновой И.С.,

при секретаре Устиновой А.А.,

с участием административного истца ФИО1,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя

ОСП Ленинского района г.Владимира ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Ленинского района г.Владимира ФИО2, отделу судебных приставов Ленинского района г.Владимира, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к отделу судебных приставов Ленинского района г.Владимира (далее – ОСП Ленинского района г.Владимира) о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.

Заявленные требования мотивированы тем, что, являясь взыскателем по 12 исполнительным производствам, возбужденным в отношении должника ФИО3, 10.05.2018 года административный истец пришла на прием к судебному приставу-исполнителю ФИО2 и обратилась с рядом вопросов, касающихся хода исполнения и обновления запросов в отношении должника. Предоставить информацию о том, когда и какие запросы в отношении должника направлялись, а также ознакомить с их содержанием судебный пристав-исполнитель ФИО2 отказалась, ссылаясь на то, что все направленные запросы и полученные ответы оформлены в электронном виде, а она не располагает временем для их переноса на бумажный носитель. Одновременно с этим, судебный пристав-исполнитель потребовала написать заявление об ознакомлении с материалами исполнительного производства и передать его в канцелярию, однако материалы исполнительного производства не предоставила, сообщив, что письменный ответ с указанием даты ознакомления будет направлен в течение месяца. В тот же день заявление об ознакомлении с материалами исполнительного производства было передано в канцелярию ОСП.

Вместе с тем материалы исполнительного производства на момент обращения 04.06.2018 года с настоящим административным иском для ознакомления представлены не были, ответ на заявление также получен не был.

Считая изложенное нарушающим права взыскателя, ФИО1 просит признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей ОСП Ленинского района г.Владимира, выразившееся в отказе отвечать на вопросы по 12 исполнительным производствам и не ознакомлении с материалами исполнительного производства 10.05.2018 года и в последующий месяц.

В порядке подготовки дела к рассмотрению определением суда в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района г.Владимира ФИО2, УФССП России по Владимирской области и в качестве заинтересованного лица должник ФИО4 (ранее ФИО3) (л.д.1).

По тем же основаниям административный истец ФИО1 поддержала заявленные требования в судебном заседании. Пояснила, что до настоящего времени не ознакомлена с материалами исполнительного производства и не получала ответ на своё заявление от 10.05.2018 года. Телефонных звонков от судебного пристава-исполнителя о возможности ознакомления с материалами также не поступало. Административный истец ФИО1 указала, что бездействием судебного пристава-исполнителя нарушено её право на получение информации о ходе исполнения и ознакомление с материалами исполнительных производств, полагая, что судебный пристав-исполнитель умышленно скрывает информацию о должнике и принимаемых мерах, направленных на установление его источников доходов.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района г.Владимира ФИО2 с административным иском не согласилась. Пояснила, что у неё на исполнении находится сводное исполнительное производство -СД в отношении должника ФИО3 (в настоящее время ФИО4), объединяющее в себе с учетом предъявленных 10.05.2018 года исполнительных листов семнадцать исполнительных производств. 10.05.2018 года взыскатель ФИО1 обратилась к ней в приемные часы с вопросами о том, какие действия осуществляются по исполнительным производствам, когда обновлялись запросы в отношении должника, и какие получены ответы, в том числе из ПФР и налогового органа. По данным электронного документооборота она сообщила ФИО1 когда направлялись запросы и озвучила поступившие ответы из ПФР и ИФНС. После чего ФИО1 попросила ознакомить её с материалами исполнительного производства, на что ей было сообщено, что запросы и ответы, направленные посредством электронного документооборота, находятся в базе АИС ФССП, в связи с чем, необходимо время для их переноса на бумажный носитель и подготовки материалов для ознакомления. В этой связи, ФИО1 было предложено написать заявление об ознакомлении с материалами исполнительного производства. В соответствии с положениями Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указанное заявление подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок. 04.06.2018 года ФИО1 почтовым отправлением направлен ответ на заявление от 10.05.2018 года, в котором сообщалось о возможности ознакомления с материалами исполнительных производств в приемные часы. Кроме того, 13.06.2018 года ею (ФИО2) был совершен звонок ФИО1 с разъяснением возможности ознакомления с материалами исполнительных производств. Не оспаривая того обстоятельства, что до настоящего времени с материалами исполнительного производства ФИО1 не ознакомлена, судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района г.Владимира ФИО2 полагала, что оспариваемого бездействия, нарушающего права административного истца, ею не допущено, ссылаясь на то, что заявление ФИО1 от 10.05.2018 года рассмотрено в соответствии с требованиям Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в установленный законом срок с направлением письменного ответа заявителю.

Представитель административного ответчика УФССП России по Владимирской области в судебное заседание не явился. Обратился с письменным ходатайством о рассмотрении дела без участия представителя Управления, в котором поддержал позицию судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г.Владимира, полагая административные исковые требования не подлежащими удовлетворению (л.д.18).

Заинтересованное лицо должник ФИО4 (ранее – ФИО3) в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом посредством телеграмм по месту жительства и регистрации, которые адресату не вручены, с указанием, что квартира закрыта, и адресат по извещению за телеграммой не является (л.д.13,14). Указанные обстоятельства свидетельствуют о неполучении извещения по зависящим от заинтересованного лица причинам, и позволяет признать его надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

С учетом мнения участников процесса, административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителя административного ответчика УФССП России по Владимирской области и заинтересованного лица ФИО4.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.121 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Положения ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Установлено, что на исполнении в ОСП Ленинского района г.Владимира находятся исполнительные производства , , , , , , , , , в отношении должника ФИО3, возбужденные постановлениями судебного пристава-исполнителя ФИО2 03.07.2017 года, которые 05.07.2017 года были объединены в сводное исполнительное производство -СД. Предметом исполнения в рамках сводного исполнительного производства являлось взыскание с должника ФИО3 денежных средств в пользу ФИО1 на общую сумму 120011 рублей 17 копеек.

29.05.2018 года постановлениями судебного пристава-исполнителя ФИО2 возбуждены исполнительные производства -ИП, -ИП, -ИП, -ИП и взыскании денежных средств с того же должника в пользу взыскателя ФИО1. (23-91).

09.06.2018 года указанные выше исполнительные производства объединены в сводное производство -СД по должнику, который согласно записи акта о перемене имени от 04.04.2018 года сменил фамилию, имя и отчество со ФИО3, на ФИО4 ча (л.д.15-16).

Судом установлено, что 10.05.2018 года взыскатель ФИО1 в часы приема граждан обратилась в ОСП Ленинского района г.Владимира к судебному приставу-исполнителю ФИО2 с просьбой предоставить ей информацию о ходе исполнения и принимаемых в рамках сводного исполнительного производства мерах в целях установления имущественного положения должника и источников его доходов, а также ознакомить её с направленными запросами и поступившими ответами на них.

Материалы исполнительного производства в день обращения судебным приставом-исполнителем предоставлены не со ссылкой на необходимость подготовки материалов для ознакомления, ФИО1 предложено подать письменное заявление об ознакомлении с материалами сводного исполнительного производства.

В тот же день ФИО1 обратилась к судебному приставу-исполнителю с заявлением о предоставлении ей возможности ознакомиться с материалами сводного исполнительного производства, которое по указанию судебного пристава-исполнителя ФИО2 административным истцом было сдано в канцелярию ОСП, о чём свидетельствует соответствующих штамп о принятии входящей корреспонденции (л.д.3).

Указанные выше фактические обстоятельства, имевшие место 10.05.2018 года при обращении ФИО1 в ОСП, следуют из объяснений сторон и не оспаривались в судебном заседании.

Обращаясь с настоящим административным иском, ФИО1 связывает нарушение своих прав с бездействием судебного пристава-исполнителя, выразившимся в непредоставлении информации по исполнительному производству по её устному обращению и неознакомлении с материалами сводного исполнительного производства по заявлению от 10.05.2018 года.

В соответствии с ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Основываясь на вышеуказанном конституционном положении в ч.1 ст.50 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплено право стороны исполнительного производства знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства.

Праву сторон знакомиться с материалами исполнительного производства корреспондирует вытекающая из положений ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» обязанность судебного пристава-исполнителя предоставить сторонам исполнительного производства такую возможность.

При этом Федеральный закон от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденная приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682, не регулируют порядок и сроки ознакомления сторон с материалами исполнительного производства, а также не устанавливают обязанность судебного пристава-исполнителя предоставить материалы для ознакомления непосредственно в день устного или письменного обращения. Порядок, процедура и сроки ознакомления определяются судебным приставом-исполнителем, совершающим исполнительные действия.

Статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

При этом процессуальным лицом, непосредственно совершающим все действия в ходе исполнительного производства, является судебный пристав-исполнитель. Согласно пункту 12.1.7 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682, именно данное должностное лицо может осуществить процедуру ознакомления должника с материалами исполнительного производства.

Из системного анализа действующего законодательства следует, что сроки предоставления сторонам материалов исполнительного производства для ознакомления должны быть разумными, не препятствующими участникам реализовать своё право на обжалование.

Поскольку реализация данного права носит заявительный характер, а подача письменного заявления, в свою очередь, способствует упорядочению и обеспечению реализации сторонами исполнительного производства своих прав, предложение судебного пристава-исполнителя оформить заявление об ознакомлении с материалами исполнительного производства в письменном виде не противоречит закону.

В соответствии с ч.ч.1, 2, 5 ст.64.1. Федеральный закон от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства, и рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Пунктом 1.4 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных ФССП России 11 апреля 2014 года № 15-9, установлено, что должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со ст. 64.1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам: совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона; применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 Закона; об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 Закона); о зачете встречных однородных требований в соответствии со ст. 88.1 Закона; об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона; о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 Закона; а также по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрение заявлений лиц, участвующих в исполнительном производстве, об ознакомлении с материалами исполнительного производства относится к компетенции должностных лиц службы судебных приставов, следовательно, соответствующие заявления подлежат рассмотрению в десятидневный срок со дня их поступления.

Таким образом, поданное 10.05.2018 года административным истцом ФИО1 заявление об ознакомлении с материалами сводного исполнительного производства, должно было быть рассмотрено судебным приставом-исполнителем ФИО2, в производстве которой находится данное исполнительное производство, в десятидневный срок, а не в течение тридцати дней, как полагает административный ответчик.

Судебным приставом-исполнителем ФИО2 суду представлен письменный ответ, датированный 04.06.2018 года на заявление ФИО1 от 10.05.2018 года, в котором последней сообщается о возможности ознакомиться с материалами исполнительного производства в установленные приемные часы: вторник с 09:00 часов до 13:00 часов, четверг с 14:00 часов до 18:00 часов, а также телефонограмма аналогичного содержания от 13.06.2018 года (л.д.21, 22).

Указанный письменный ответ от 04.06.2018 года и телефонограмма не могут расцениваться в качестве доказательства надлежащего рассмотрения заявления ФИО1 об ознакомлении с материалами исполнительного производства, поскольку ответ подготовлен за пределами установленного законом десятидневного срока, а телефонный звонок осуществлен по истечении более месяца с момент обращения ФИО1 непосредственно за день до судебного заседания. Кроме того, доказательств, подтверждающих фактическое направление в адрес ФИО1 письменного ответа от 04.06.2018 года почтовой корреспонденцией, суду административным ответчиком не представлено. При этом, административный истец отрицает его получение.

Право взыскателя на доступ к информации о ходе исполнения означает возможность её получения, в том числе, путем ознакомления с материалами исполнительного производства.

Доказательств надлежащего рассмотрения заявления ФИО1 от 10.05.2018 года и предоставления взыскателю в разумный срок возможности ознакомиться с материалами исполнительного производства административными ответчиками суду не представлено. Как установлено судом, необходимые и исчерпывающие меры по уведомлению административного истца ФИО1 о возможности ознакомления с материалами исполнительного производства судебным приставом-исполнителем своевременно приняты не были. На момент рассмотрения дела ФИО1 с материалами сводного исполнительного производства не ознакомлена.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г.Владимира ФИО2 допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредоставлении ФИО1 материалов исполнительного производства для ознакомления, чем нарушены её права, предусмотренные ст.50 Федеральный закон от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», как взыскателя по исполнительному производству. В этой связи, признавая оспариваемое бездействие в указанной части незаконным, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым возложить на судебного пристава-исполнителя обязанность обеспечить возможность ознакомления ФИО1 с материалами сводного исполнительного производства.

Одновременно с этим, учитывая, что право взыскателя на получение информации о ходе исполнения реализуется посредством ознакомления с материалами исполнительного производства, требования ФИО1 о признании незаконным отказа судебного пристава-исполнителя отвечать на её вопросы, удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований ФИО1

Руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования ФИО1 к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Ленинского района г.Владимира ФИО2, отделу судебных приставов Ленинского района г.Владимира, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ленинского района г.Владимира ФИО2, выразившееся в непредоставлении взыскателю ФИО1 материалов сводного исполнительного производства -СД для ознакомления.

Обязать судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ленинского района г.Владимира ФИО2 предоставить взыскателю ФИО1 возможность ознакомиться с материалами сводного исполнительного производства, которому присвоен -СД, в отношении должника ФИО4 ча и сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.С.Пискунова

Решение в окончательной форме принято 19.06.2018 года