ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1815/2021230050-01-2021-001950-28 от 07.06.2021 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-1815/2021 23RS0050-01-2021-001950-28

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2021 года г.Темрюк

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Воротынцевой А.А.,

при секретаре Матвиенко Л.Ю.,

с участием административного истца Овчинникова А.Г. и его представителя, действующего на основании доверенности Подлесных Д.Н.,

заинтересованного лица - представителя администрации г.Керчь Республики Крым, действующего по доверенности Цыганкова Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Овчинникова А.Г. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании Уведомления (решения) об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Овчинникова А.Г. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости - объекта незавершенного строительства по <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Овчинников А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - Уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> земельный участок в соответствии с его целевым назначением и условиям договора аренды, поэтому требование о расторжении договора аренды земельного участка несостоятельно. Судом был сделан этот вывод по результатам изучения предоставленных сторонами доказательств, что на арендованном земельном участке ведутся строительные работы по возведению нового гостиничного комплекса, что соответствует виду разрешенного использования. Судом также было установлено, что факты нарушения арендатором условий договора, которые бы затрагивали права и законные интересы администрации в ходе рассмотрения спора установлены не были. С указанным решением Арбитражного суда <адрес> согласилась и не обжаловала его, и в установленный законом срок решение вступило в силу.

Административный истец Овчинников А.Г. и его представитель, действующий на основании доверенности Подлесных Д.Н. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Административный ответчик Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о дне и времени судебного заседания, предоставил возражения на административные исковые требования.

Заинтересованное лицо - представитель Администрации <адрес>, действующий на основании доверенности Цыганков Я.Г. с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на иск.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.

Из части 1 ст.218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

В соответствии с ч.2 ст.1 Закона о регистрации единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав, согласно ст.14 Закона о регистрации, осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пунктом 3 ч.1 ст.29 приведенного закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статья 40 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает особенности государственной регистрации права на объекты незавершенного строительства.

По общему правилу, государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляется на основании технического плана такого объекта недвижимости и правоустанавливающего документа на соответствующий земельный участок, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В соответствии со ст.8 Закона о регистрации, в отношении объекта незавершенного строительства в кадастр недвижимости вносятся такие сведения, как кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект незавершенного строительства, степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах, основная характеристика объекта недвижимости и ее проектируемое значение, проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено.

<адрес>

Считая, что действия Овчинникова А.Г. по строительству гостиничного комплекса нарушают условия договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, администрация <адрес> иском о расторжении договора аренды. Решением Арбитражного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в иске было отказано. Решение обжаловано не было и вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ Овчинниковым А.Г. через МФЦ в <адрес> подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости – объекта незавершенного строительства по пер. Димитрова, 4 в <адрес>, который расположен на арендованном участке.

ДД.ММ.ГГГГ Овчинниковым А.Г. в МФЦ <адрес> получено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 07.12.2020г. за подписью ФИО4, из которого следует, что «в результате проведенной проверки выявлены разночтения в части площади, в предоставленном техническом плане в электронном документе в XML – файле указана общая площадь объекта недвижимости 2614,2 кв.м., однако, согласной проектной документации, на основании которой подготовлен технический план, площадь составляет 2448,04 кв.м.». В связи с этим, Овчинникову А.Г. рекомендовано привести документы в соответствие.

Кроме того, Овчинников А.Г. указанным Уведомлением проинформирован, что «в целях подтверждения подлинности предоставленных документов и достоверности содержащихся в них сведений сделаны запросы в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и в филиал ГУП РК «КрымБТИ» о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества».

С целью устранения отмеченных в Уведомлении недостатков, ДД.ММ.ГГГГ Овчинниковым А.Г. через МФЦ <адрес> было подано заявление о предоставлении дополнительных документов, в том числе, копии технического плана от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Овчинниковым А.Г. в МФЦ <адрес> получено то же Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что поскольку в соответствии с пунктами 7, 9 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ, в результате проведенной проверки выявлены разночтения в части площади, в предоставленном техническом плане в электронном документе в XML – файле указана общая площадь объекта недвижимости 2614,2 кв.м., однако, согласной проектной документации, на основании которой подготовлен технический план, площадь составляет 2448,04 кв.м.», кроме того, на основании п.3 ст.7.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и в целях подтверждения подлинности представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений сделаны запросы в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и в филиал ГУП РК «КрымБТИ» о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества. На момент принятия решения ответы на межведомственные запросы в орган регистрации прав не поступили. Осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение об отказе в государственный регистрации права собственности на заявленный объект, при этом, в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор указал, что при проведении правовой экспертизы, установлено, что документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав заявителем не представлены.

В отказе также указано, что земельный участок с кадастровым номером расположен в границах архитектурно-планировочной зоны, установленной на основании Постановления Совета Министров Республики Крым, от ДД.ММ.ГГГГ, и содержит ограничения прав, предусмотренные статьям 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается: 1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов; 2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов. Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым определено, что в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия до установления зон охраны объектов культурного наследия в соответствии со статьей 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в границах архитектурно-планировочной зоны сохраняется режим установленный законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, в границах архитектурно-планировочной зоны, на основании ст.4 п.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ запрещается:

строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов;

реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.

На основании установленных по делу обстоятельств и совокупности имеющейся по делу доказательств, суд приходит к выводу, что принятое Управлением Керченского управления Госкомрегистра решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права в отношении объекта незавершенного строительства, нельзя признать законным по следующим основаниям.

Согласно ст.27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как следует из ч.2 ст.26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, - в настоящем случае отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав вынесен не на основаниях, в связи с которыми кадастровый учет и регистрация прав были приостановлены, а о необходимости предоставления иных документов (указанных в уведомлении об отказе)

П.71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.

Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав послужили выявленные разночтения в части площади, в предоставленном техническом плане в электронном документе в XML – файле, и проектной документации, на основании которой подготовлен технический план, а также непоступление ответов на запросы, направленные государственным регистратором.

Однако, как следует из содержания ст. 8 Закона о регистрации, в отношении объекта незавершенного строительства в кадастр недвижимости вносятся такие сведения, как кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект незавершенного строительства, степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах, основная характеристика объекта недвижимости и ее проектируемое значение, проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено. Таким образом, одной из характеристик объекта незавершенного строительства, которая вносится кадастр недвижимости является степень готовности объекта, а не его площадь.

<адрес>

<адрес> нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем, требование о признании незаконным решения федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Керченского городского управления Госкомрегистра об отказе в осуществлении кадастрового учета и возложении обязанности осуществить кадастровый учет в отношении объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Признать решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – Уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от <адрес> незаконным;

Возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Овчинникова А.Г. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости – объекта незавершенного строительства <адрес> расположенном на земельном участке с <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 15.06.2021.

Судья (подпись) А.А.Воротынцева

Дело №2а-1815/2021 23RS0050-01-2021-001950-28