ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1818/20 от 14.01.2021 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело 2а-43/2021

УИИД 58RS0003-01-2020-000480-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пенза 14 января 2021 года

Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Гореловой Е.В.,

при секретаре Сероглазовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Межмуниципальному отделу по Белинскому и Тамалинскому районам Управления Росреестра по Пензенской области об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с названным исковым заявлением в Белинский районный суд г. Пензы, указав, что она является собственником жилого <адрес> в <адрес>, право собственности зарегистрировано в 2006 году, о чем выдано свидетельство о госрегистрации права. 15.06.2012 одноэтажному жилому дому, имеющему на тот момент площадь 73,1 кв. м, присвоен кадастровый номер В 2017-2018 годах с разрешения компетентных органов ею была произведена реконструкция жилого дома: утеплена крыша, установлены три отопительные батареи, вследствие чего образовалось отапливаемое жилое помещение, жилой дом стал двухэтажным, площадью 96,7 кв. м. Реконструкция дома произведена в существующих границах строения, конфигурация крыши и внешний вид дома не изменялись. В целях проведения государственной регистрации изменений, основных характеристик жилого дома (этажность и площадь), она обратилась в БТИ к кадастровому инженеру с заявлением о составлении технического плана здания. Указанный план был изготовлен и в электронном виде направлен в Управление Росреестра, затем она обратилась административному ответчику о регистрации права на жилой дом после реконструкции и увеличения его отапливаемой площади. При этом не имела намерений произвести перерегистрацию права собственности на жилой дом как на вновь возведенный объект недвижимости с присвоением строению нового кадастрового номера. Однако18.04.2018 ее жилому дому был присвоен новый кадастровый номер , Управлением Росреестра произведена государственная регистрация права собственности на жилой дом, как на вновь образованный в результате реконструкции объект недвижимости № от 18.04.2018.

Таким образом, в ЕГРН содержатся сведения о жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности с 18.04.2018, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нарушает ее имущественные права, создает препятствия к отчуждению жилого дома и возлагает на нее неоправданную обременительную обязанность уплатить налог при продаже строения, находящегося в собственности менее трех лет.

Как указано в Письме Минэкономразвития России от 21.05.2019 № ОГ-Д23-4681 (О разъяснении законодательства), а также в Письме Департамента недвижимости Минэкономразвития России N Д23и-478, если в результате реконструкции объекта недвижимости только изменены его характеристики, предусмотренные статьей 8 Закона N 218-ФЗ, в отношении реконструируемого объекта недвижимости осуществляется государственный кадастровый учет изменений сведений о нем, содержащихся в ЕГРН (также может быть осуществлено и иное учетное действие, например, при надстройке этажа в многоквартирном доме).

Посредством реконструкции ее жилого дома изменены лишь его характеристики, в частности, отапливаемая площадь и этажность (мансарда), новый объект недвижимости не образован, необходимость в присвоении нового кадастрового номера отсутствует.

В силу ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основанием для осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик здания является технический план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке; государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, следовательно, в государственной регистрации права собственности на жилой дом в 2018 году необходимости не было.

В 2020 году она приняла решение произвести продажу принадлежащего ей дома, расположенного на земельном участке, дала согласие на покупку дома за счет средств ипотечного кредитования. Действуя в интересах покупателя, ООО «Центр недвижимости от Сбербанка» 22.07.2020 получена Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости - земельном участке площадью 1 271 кв. м, с кадастровым номером 58:04:0010421:71. Согласно данной выписке, на принадлежащем ей земельном участке расположены три объекта недвижимости - магистральный газопровод 58:04:0000000:838, что соответствует действительности и не оспаривается, а также два жилых дома: с кадастровым номером 58:04:0010421:40 (площадью 73,1 кв. м) и с кадастровым номером 58:04:0010421:77 (площадью 96,7 кв. м). Выявив данное обстоятельство, оформление договора купли - продажи дома и земельного участка приостановлено, в устной форме было предложено устранить противоречия в правоустанавливающих документах на объекты недвижимости.

Вопреки вышеизложенным нормам закона, ее жилому дому без законных к тому оснований присвоен новый кадастровый номер и произведена государственная перерегистрация права собственности от 18.04.2018, вследствие чего она стала являться собственником принадлежащего ей дома сроком менее трех лет, а на земельном участке без законных к тому оснований зарегистрированы два дома, что повлекло сомнение у покупателя в подлинности документов и лишило ее права распорядиться имуществом.

24.07.2020 в письменном обращении в Управление Росреестра по Пензенской области она просила административного ответчика не доводить дело до судебного разбирательства и в добровольном порядке устранить явные и очевидные нарушения законодательства, допущенные при регистрации права собственности на принадлежащий ей жилой дом.

Письмом № 11-576 от 25.08.2020 заместитель руководителя Росреестра ФИО3 известила ее об отсутствии возможности восстановления моих прав на имущество без судебного разбирательства по тем основаниям, что зарегистрированное в ЕГРН право может быть оспорено: только в судебном порядке; перерегистрация права собственности на жилой дом произведена в соответствии с законодательством о «Дачной амнистии».

Она не согласна с выводами административного ответчика, поскольку ее право собственности на жилой дом никем не оспаривается, в споре находятся лишь действия административного ответчика по государственной регистрации права собственности, т.е. технический вопрос. А также, право собственности на жилой дом у нее возникло со дня государственной регистрации - с 20.06.2006. Регистрация права собственности в упрощенном порядке по «Дачной амнистии» началась с 01.09.2006, однако, к указанной дате право собственности на жилой дом было зарегистрировано. На день перерегистрации права собственности 18.04.2018 строение не имело статуса самовольной постройки и не нуждалось в амнистии.

Согласно постановлению главы администрации г.Белинского от 30.11.2004 № 183 «О строительстве жилого дома и надворных построек» ей разрешено строительство смешанного жилого дома по адресу: <адрес>, в связи с чем, изготовлен строительный паспорт от 01.12.2004 № 50/04, согласно которому дом является сборно - щитовым «шведским» домом, с заранее установленной планировкой и площадью.

Постановлением главы администрации г. Белинского от 08.12.2005 № 173 «О вводе в эксплуатацию завершенных строительством объектов», утвержден акт государственной приемочной комиссии № 45 от 07.11.2005 и принят в эксплуатацию принадлежащий ей жилой дом площадью 73,1 кв.м.

20.06.2006 Управлением Росреестра по Пензенской области выдано ей свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом общей площадью 73,1 г кв. м, <адрес>.

Согласно Выписке из ЕГРН от 26.01.2018, жилому дому 15.06.2012 присвоен кадастровый номер . В разделе «Сведения о зарегистрированных правах» указано, что право собственности зарегистрировано 20.06.2006, запись регистрации . А также указано, что жилой дом имеет инвентарный номер , условный номер , и иной номер . Таким образом, ее право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке и возникло с момента государственной регистрации права - с 20.06.2006.

Согласно техническим документам, жилой дом состоит из фундамента, цоколя, щитовых стен и крыши с чердаком. Конструктивной особенностью «шведского дома» является наличие чердачного помещения, вход в которое осуществляется из коридора дома через люк в потолке. Чердачное помещение является не отапливаемым, но пригодным к постоянному использованию для бытовых целей.

В 2017-2018 она приняла решение утеплить часть чердачного помещения и обустроить в нем жилую комнату, оставшуюся часть чердака оставить холодным помещением - кладовой. С разрешения администрации Белинского района Пензенской области произведена реконструкция чердака: утеплена крыша, установлены три отопительные батареи, вследствие чего образовалось отапливаемое жилое помещение, жилой дом стал двухэтажным, площадью 96,7 кв. м.

Согласно сведениям технического паспорта по состоянию на 21.01.2018, отапливаемая площадь моего дома увеличилась на 18,3 кв.м, жилой комнаты и 5,2 кв.м, лестничного марша, расположенных на чердаке дома, т.е. на «втором этаже».

Согласно выписке из ЕГРН от 18.04.2018, площадь жилого дома составляет 96,7 кв.м, строению присвоен новый кадастровый номер . В разделе «Сведения о зарегистрированных правах» указано, что «право собственности на дом зарегистрировано 18.04.2018, запись регистрации . Правоустанавливающими документами указаны: технический план здания от 21.02.2018 и договор купли-продажи земельного участка и жилого дома от 06.09.2004, а также указано, что отсутствуют сведения о ранее присвоенном государственном учетном номере, хотя дом 2005 года строения, из чего можно сделать вывод об отсутствии ранее госрегистрации права собственности на данный жилой дом.

Согласно выписке из ЕГРН от 26.01.2018, на земельном участке с кадастровым номером расположен объект недвижимости (дом) с кадастровым номером .

Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, на вышеуказанном земельном участке расположен газопровод, что не оспаривается а также два жилых дома с кадастровым номером 58:04:0010421:40 и с кадастровым номером 58:04:0010421:77.

Сопоставив сведения об объектах недвижимости - жилом доме и земельном участке по адресу: <адрес>, содержащиеся в Выписках из ЕГРН от 26.01.2018 и 18.04.2018 г., можно прийти к выводу о том, что имеет место регистрация двух различных объектов, с двумя разными кадастровыми номерами и двумя разными основаниями возникновения права собственности, и оба этих дома расположены на одном принадлежащем ей земельном участке, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Выданные Управлением Росреестра документы о государственной регистрации права на жилой дом и земельный участок противоречат друг другу, не соответствуют фактическим обстоятельствам строительства и реконструкции дома, сведениям о расположении объекта недвижимости на земельном участке, вследствие чего по данным документам истец лишена возможности продать свое имущество, создалась безвыходная ситуация. Незначительная реконструкция жилого дома с установлением трех отопительных батарей на ранее существующем с 2006 года чердаке не создала нового объекта недвижимого имущества, вследствие чего дому без законных к тому оснований присвоили новый кадастровый номер и произведена перерегистрация права собственности, аннулировав регистрацию права собственности на дом с 2006.

Административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным действие (бездействие) Управления Росреестра по Пензенской области, выразившееся в отказе, изложенном в Письме от 25.08.2020 № 11-576, устранить нарушения законодательства, допущенные при государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; признать незаконными действия Управления Росреестра по Пензенской области по регистрации 18.04.2018 жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, как вновь образованного объекта недвижимого имущества. Обязать административного ответчика привести в соответствие с действующим законодательством документы о регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>; аннулировать запись регистрации права собственности на «вновь созданный объект недвижимости» жилой <адрес> от 18.04.2018 с кадастровым номером ; восстановить запись регистрации права собственности на указанный жилой дом от 20.06.2006 с кадастровым номером и внести в данную запись изменения основных характеристик дома, указав количество этажей -2, площадь дома 96,7 кв. м; исключить из сведений Росреестра и Выписки из ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером сведения о расположенном на нем объекте недвижимости с кадастровым номером 58:04:0010421:77, оставив указание только об объекте с кадастровым номером .

29.09.2020 определением судьи Белинского районного суда Пензенской области удовлетворено ходатайство ФИО1 об отводе судьи Саунина Н.В. и всего состава Белинского районного суда Пензенской области, дело направлено председателю Пензенского областного суда для рассмотрения вопроса об изменении территориальной подсудности.

ДД.ММ.ГГГГ определением Пензенского областного суда настоящее административное дело для рассмотрения по существу передано в Железнодорожный районный суд <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ дело принято к производству Железнодорожного районного суда <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала доводы административного искового заявления, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления, ссылаясь на письменные возражения, представленные в материалы дела, согласно которым оспариваемые решения и действия соответствуют требованиям нормативно-правовых актов, не имеется нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, препятствий к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов. Учетно - регистрационные действия в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 58:04:0010421:40 проведены в соответствии с действующим законодательством. 04.04.2018 ФИО1 обратилась в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости – жилой дом площадью 96,7 кв. м по адресу <адрес>, представлены технический план, подготовленный в связи с созданием указанного знания, а также разрешение на строительство от 28.12.2017. Представленные документы свидетельствуют о проведении работ в результате которых образован объект общей площадью 96,7 к в. м. Оснований для внесения в ЕГРН изменений в отношении объекта с кадастровым номером не имелось. Обращение ФИО1 от 27.07.2020 в Управление Росреестра об аннулировании в ЕГРН записи об объекте недвижимости с кадастровым номером и восстановлении записи об объекте с кадастровым номером , рассмотрено в порядке, предусмотренном ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», ФИО1 был направлен ответ от 25.08.2020 с разъяснением оспаривания зарегистрированного права в судебном порядке.

Кроме того, административным истцом при обращении в суд с рассматриваемым иском пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 219 КАС РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. 25.04.2018 ФИО1 была получена выписка из ЕГРН от 18.04.2018, в связи с чем ей стало известно о проведенной государственной регистрации в 2018 году.

Представитель ответчика - Межмуниципального отдела по Белинскому и Тамалинскому районам Управления Росреестра по Пензенской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области» ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ФИО1

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая – либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Исходя из системного толкования ст.ст. 218, 227 КАС РФ для признания незаконным решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушением этим прав и законных интересов заявителя.

При этом, исходя из положений ст.ст. 62, 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.

Из обстоятельств дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 271 кв. м, кадастровый номер , категории земель – земли населенных пунктов; под жилую застройку индивидуальную расположенный по адресу <адрес> (л.д. 35-38).

20.06.2006 на основании Акта о приемке в эксплуатацию индивидуального жилого дома от 07.11.2005 N 45 и Постановления Главы Администрации города Белинский Пензенской области от 08.12.2005 N 173 была проведена государственная регистрация права собственности ФИО5 на жилой дом (кадастровый номер: ) площадью 73,1 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>

Согласно заявлению ФИО1 от 26.01.2018 на основании справки о заключении брака от 03.04.2013 № 54, 05.02.2018 внесены изменения в Раздел ЕГРН на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, фамилия «Букина» изменена на «Круглякова».

04.04.2018 ФИО1 обратилась в орган регистрации прав с письменным заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости - жилой дом площадью 96,7 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> и выдаче выписки из ЕГРН (л.д. 123, 149).

Одновременно с названным заявлением был представлен технический план от 21.02.2018, подготовленный в связи с созданием здания, расположенного по адресу: <адрес>, содержащий сведения об объекте недвижимости, из которого было образовано здание – , а также свидетельство о государственной регистрации права собственности от 18.09.2015, разрешение на строительство от 28.12.2017, которым ФИО1 разрешено проведение реконструкции жилого дома путем строительства второго этажа к жилому дому с увеличением жилой площади индивидуального жилого дома (л.д. 125-146) и договор купли – продажи жилого дома и земельного участка от 11.08.2004 (л.д. 147 - 148).

18.04.2018 по заявлению ФИО1 проведены государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав ФИО1 на объект недвижимости - жилой дом (кадастровый номер: ) площадью 96,7 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности ФИО1 на жилой дом с кадастровым номером прекращено, 19.04.2018 указанный объект снят с кадастрового учета.

25.04.2018 по оказанию государственной услуги ФИО1 получена выписка из ЕГРН (л.д. 149).

24.07.2020 ФИО1 обратилась к и.о. руководителя Управления Росреестра по Пензенской области, просила аннулировать запись регистрации права собственности на «вновь созданный объект недвижимости» жилой дом <адрес> от 18.04.2018 с кадастровым номером ; восстановить запись регистрации права собственности на указанный жилой дом от 20.06.2006 с кадастровым номером 58:04:0010421:40 и внести в данную запись изменения основных характеристик дома, указав количество этажей -2, площадь дома 96,7 кв. м, ссылаясь на Письмо Минэкономразвития России от 21.05.2019 № ОГ-Д23-4681, а также Письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития России № Д23и-478. В обоснование обращения указала, что в ЕГРН содержатся сведения о жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности с 18.04.2018, что не соответствует фактическим обстоятельствам и нарушаете имущественные права, создает препятствия к отчуждению дома и возлагает на нее обязанность уплатить налог при продаже строения, находящегося в собственности менее трех лет (л.д. 17-18).

25.08.2020 ФИО1 на указанное обращение дан ответ, согласно которому регистрация права собственности на жилой дом была проведена 18.04.2018 в соответствии с ч. 7 ст. 70 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно документам реестрового дела, 04.04.2018 ею лично и собственноручно представлено заявление на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилой дом (осуществление единой процедуры), что не противоречило положениям ч. 7 ст. 70 Закона о регистрации. В отношении просьбы о «восстановлении» прав, сообщено, что в соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона о регистрации зарегистрированное в ЕГРН право может быть оспорено только в судебном порядке. В отношении довода о том, что свидетельства о регистрации права не выдаются, в связи с чем, ФИО1 была лишена возможности узнать о регистрации права собственности на жилой дом в 2018 году пояснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН. Такая выписка от 18.04.2018 была подготовлена и выдана ей 25.04.2018, о чем имеется соответствующее подтверждение в описи принятых документов, хранящейся в реестровом деле на жилой дом. Относительно обязанности уплаты налога с продаж имущества, находящегося в собственности менее трех лет указано, что в ЕГРН содержатся сведения о том, что объект недвижимости с кадастровым номером был образован из объекта недвижимости с кадастровым номером , данные сведения соответствуют техническому плану от 21.02.2018, также в ЕГРН указано «Год завершения строительства - 2005, что отражается в выписках из ЕГРН на указанный объект (л.д. 19 - 22).

Разрешая требования административного искового заявления, суд исходит из того, что в силу ч. 1 ст. 18 от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, в том числе посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (почтовое отправление).

Представленные 04.04.2018 ФИО1 в орган регистрации документы (заявления о проведении учетно-регистрационных действий, технический план и разрешение на строительство) свидетельствуют о том, что были проведены работы, в результате которых был образован объект общей площадью 96,7 кв. м. Указанное обстоятельство также следует из позиции административного истца.

Частью 7 ст. 70 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действующей на момент совершения учетно-регистрационных действий) установлено, что до 1 марта 2020 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Частью 2 статьи 14 установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» закреплены требования к оформлению текстовой части технического плана (далее - Требования). Так, в соответствии с пунктом 24 Требований в реквизите «1» раздела «Общие сведения о кадастровых работах» указываются виды выполненных кадастровых работ, например: созданием (указывается вид объекта недвижимости) или изменением сведений о (указывается характеристика), (указывается вид объекта недвижимости в соответствующем падеже) с кадастровым номером.

Пунктом 42 Требований установлено, что в случае если технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, заполнению подлежат строки раздела «Характеристики объекта недвижимости», содержащие новые значения соответствующих характеристик объекта недвижимости, подлежащие внесению в ЕГРН, за исключением сведений, содержащихся в подпунктах 1, 2, 3 пункта 43 Требований (1) вид объекта недвижимости, в отношении которого подготавливается технический план (здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс); 2) кадастровый номер объекта недвижимости, в случае если технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, в том числе в связи с исправлением ошибки; 3) ранее присвоенный государственный учетный номер (указывается кадастровый, инвентарный или условный номер, если такой номер был присвоен в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом, уполномоченным на присвоение такого номера), дата присвоения соответствующего номера, а также сведения о присвоившем такой номер органе (организации).)

Суд соглашается с позицией административного ответчика, указавшего, что 04.04.2018 ФИО1 обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилой дом площадью 96,7 кв. м, одновременно представив технический план, содержащий указание о его подготовке в связи с созданием здания, а также разрешение на строительство от 28.12.2017 № с разрешением проведения реконструкции путем строительства второго этажа к жилому дому с увеличением жилой площади индивидуального жилого дома.

Таким образом, довод ФИО1 о том, что она не имела намерений произвести перерегистрацию права собственности на жилой дом как на вновь возведенный объект недвижимости с присвоением строению нового кадастрового номера опровергается содержанием поданного ею 04.04.2018 заявления в органы Рослеестра.

Таким образом, основания для внесения в ЕГРН изменений в отношении объекта с кадастровым номером отсутствовали, действия Управления Росреестра по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимости с кадастровым номером являются законными и обоснованными. Учетно-регистрационные действия были осуществлены в отношении образованного объекта недвижимого имущества – жилого дома (с новой площадью, этажностью) с присвоением нового кадастрового номера образованному объекту.

Судом исследован довод административного истца о том, что поскольку выписка из ЕГРН от 22.07.2020 об объекте недвижимости – земельный участок площадью 1 271 кв. м с кадастровым номером содержит сведения о расположенных объектах недвижимости с кадастровыми номерами (магистральный газопровод), (жилой дом площадью 73,1 кв. м) и (жилой дом площадью 96,7 кв. м), в связи с чем у истца не состоялась сделка по продаже принадлежащего ей жилого дома, суд считает указанный довод необоснованным, поскольку объективных доказательств того, что в связи с указанным обстоятельством не состоялась сделка купли-продажи дома суду не представлено (предварительный договор купли – продажи, письменный отказ от сделки или в выдаче кредита покупателю и т.п.).

Как усматривается из пояснений представителя ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области» ФИО4, при запросе сведений на объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером , в выписке из ЕГРН будут указаны сведения о том, что кадастровый номер является архивным.

Суд так же считает несостоятельным довод административного истца о том, что в настоящее время она является собственником принадлежащего ей дома сроком менее трех лет, в связи с чем, у нее возникает обязанность уплатить значительный налог при его отчуждении. Указанный довод носит предположительный характер, кроме того, факт принадлежности ей жилого дома, расположенного по адресу <адрес> с 2006 года усматривается из правоустанавливающих документов, а также материалов дел правоустанавливающих документов №№ и , представленных суду Управлением Росреестра.

Разрешая требования административного искового заявления ФИО1 в части признания незаконным действия (бездействия) Управления Росреестра по Пензенской области, выразившееся в отказе, изложенном в Письме от 25.08.2020 № 11-576, суд учитывает следующее.

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации закреплен ст. 29 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и включает в себя, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в ЕГРН установленных настоящим Федеральным законом сведений, выдачу документов.

Согласно требованиям ст. 10, ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего ФЗ; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Обращение ФИО1 от 27.07.2020 было рассмотрено Управлением в порядке, установленным ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», по результатам рассмотрения в адрес административного истца направлено письмо от 25.08.2020 № 11-576 с разъяснением о возможности оспаривания зарегистрированного права в судебном порядке.

Из установленные по делу обстоятельств усматривается, что оснований для проведения заявленных в письменном обращении ФИО1 от 24.07.2020 органами Росреестра не имелось, о чем ей был дан мотивированный отказ в установленном законом порядке, в установленный законом срок.

Судом подробно исследованы доводы административного искового заявления, а также позиция административного истца приведенная в судебном заседании, суд полагает, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Суд исходит из того, что оспариваемыми действиями какие – либо права административного истца не нарушаются, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Часть 8 указанной статьи предусматривает, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Стороной административного ответчика в судебном заседании было заявлено о пропуске ФИО1 3-х месячного срока при обращении в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением в части оспаривания действий Управления Росреестра по регистрации 18.04.2018 жилого дома, как вновь образованного объекта.

Судом исследованы доводы ФИО1 о том, что о прекращении права собственности на жилой дом с кадастровым номером площадью 73,1 кв. м ее в установленном законом порядке не уведомили, таким образом, срок для оспаривания регистрационных действий от 18.04.2018 ею не пропущен, суд считает их несостоятельными, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что о регистрационных действиях, проведенных по ее заявлению от 04.04.2018 она была уведомлена посредством получения выписки из ЕГРН 25.04.2018, в то время как административное исковое заявление подано в суд 16.09.2020, то есть с пропуском установленного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Оснований для восстановления пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления в указанной части в ходе рассмотрения дела не установлено.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования административного иска о признании незаконными действий Управления Росреестра по Пензенской области по регистрации 18.04.2018 жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, как вновь образованного объекта недвижимого имущества, а также действия (бездействия) Управления Росреестра по Пензенской области, выразившегося в отказе, изложенном в Письме от 25.08.2020 № 11-576, устранить нарушения законодательства, допущенные при государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> - удовлетворению не подлежат.

Учитывая, что исковые требования об оспаривании действий оставлены без удовлетворения, не имеется оснований для возложения на административного ответчика обязанностей, заявленных ФИО1 как способ устранения допущенных нарушений ее прав, свобод и законных интересов, а именно - привести в соответствие с действующим законодательством документы о регистрации права на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>; аннулировать запись регистрации права собственности на «вновь созданный объект недвижимости» жилой дом <адрес> от 18.04.2018 с кадастровым номером ; восстановить записи регистрации права собственности на указанный жилой дом от 20.06.2006 с кадастровым номером и внести в данную запись изменения основных характеристик дома, указав количество этажей - 2, площадь дома 96,7 кв. м; исключить из сведений Росреестра и Выписки из ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером сведения о расположенном на нем объекте недвижимости с кадастровым номером , оставив указание только об объекте с кадастровым номером .

Согласно положениям ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст.ст. 174-177, 227 КАС РФ, суд-

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Межмуниципальному отделу по Белинскому и Тамалинскому районам Управления Росреестра по Пензенской области об оспаривании действий – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22.01.2021.

Судья Горелова Е.В.