№ 2а-1818/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бахчисарай |
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – | Корбут А.О. |
при секретаре –с участием:представителя административного истца –представителя МИЗО – | ФИО1 ФИО2 ФИО3 Д.Ю. |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, первому заместителю министра Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО5, заинтересованные лица: Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, администрация Бахчисарайского района Республики Крым, о признании приказа незаконным, обязании совершить определенные действия, -
установил:
16 августа 2021 года ФИО4 обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованные лица: первый заместитель министра Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО5, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, о признании приказа незаконным, обязании совершить определенные действия.
Административные исковые требования мотивированы тем, что 3 июля 2019 года административный истец через своего представителя ФИО6 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка. К указанному заявлению были приложены: межевой план на диске, копия паспорта заявителя, копия межевого плана на бумажном носителе, копия распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации № от 4 ноября 2011 года, копия выкопировки из карты землеустройства Голубинского сельского совета, копии документов, подтверждающих полномочия представителя.
Административный истец указывает, что данное заявление подано в порядке завершения оформления прав на землю, возникшее до 21 марта 2014 года.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 октября 2019 года № заявителю отказано в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, на основании: п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что согласно схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, земельный участок предназначен для планируемого регионального объекта в сфере газотранспорной системы – сетей газораспределения, предназначенных для транспортировки природного газа; п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с нахождением части земельного участка в пределах береговой полосы; п. 2 ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в связи с нахождением земельного участка в зоне естественных природных ландшафтов (З-3), частично в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), в санитарно-защитной зоне газопровода высокого давления.
Вышеуказанный приказ оспорен административным истцом в судебном порядке.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 16 июля 2020 года, вступившим в законную силу, административное исковое заявление ФИО4 – удовлетворено частично.
Суд признал незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 октября 2019 года № об отказе в предоставлении ФИО4 в собственность бесплатно земельного участка площадью 6 000 кв.м, расположенного <адрес>.
Суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление представителя ФИО4 – ФИО6 от 3 июля 2019 года о предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, в порядке завершения оформления прав на земельный участок, поступившее в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым 5 июля 2019 года.
Суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым сообщить об исполнении решения суда в Бахчисарайский районный суд Республики Крым и административному истцу в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
В удовлетворении иной части административных исковых требований отказано.
При повторном рассмотрении вышеуказанного заявления административный ответчик издал приказ № от 28 мая 2021 года, котрым отказано ФИО4 в предоставлении земельного участка, бесплатно, в собственность на основании п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38 ЗРК, пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК.
С указанным приказом административный истец не согласна, поскольку при обращении с заявлением в порядке завершения оформления права на испрашиваемый земельный участок, заявителем были приложены все необходимые документы, для реализации права на получение бесплатно земельного участка в собственность.
Административный истец просит признать незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 28 мая 2021 года № 3319 об отказе в предоставлении в собственность бесплатно ФИО4 земельного участка, площадью 6 000 кв.м, расположенного за границами <адрес><адрес>; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течении месяца с момента принятия решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО4 от 3 июля 2019 года, о предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, в порядке заверения оформления прав на земельный участок, поступившее в МИЗО РК 5 июля 2019 года.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена первый заместитель министра Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО5, а в качестве заинтересованного лица администрация Бахчисарайского района Республики Крым.
В судебное заседание административный истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 89).
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала административное исковое заявление и просила суд удовлетворить его в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений возражал против удовлетворения административного иска в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Иные лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения указанного административного дела (л.д. 88, 90, 92).
Суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся участников по делу в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями, должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, а материалами административного дела подтверждено, что распоряжением Бахчисарайской районной государственной администрации в АР Крым от 4 ноября 2011 года № ФИО4 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,6000 га за границами села Нижняя Голубинка в собственность для ведения личного крестьянского хозяйства из земель запаса Голубинского сельского совета, при условии согласования с органами исполнительной власти в сфере водного хозяйства, за исключением прибрежной защитной полосы.
3 июля 2019 года представитель ФИО4 – ФИО6 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для использования земельного участка в целях личного подсобного хозяйства, на основании распоряжения № № Бахчисарайской районной государственной администрации от 4 ноября 2011.
Приказом начальника управления по взаимодействию с муниципальными образованиями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО7 от 14 октября 2019 года № отказано ФИО4, в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 6 000 кв.м, на основании п. 17 ст. 39.16 Земельнго кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что согласно схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, земельный участок предназначен для планируемого регионального объекта в сфере газотранспортной системы – сетей газораспределения, предназначенных для транспортировки природного газа; п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с нахождением части земельного участка в пределах береговой полосы; п. 2 ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в связи с нахождением земельного участка в зоне естественных природных ландшафтов (З-3), частично в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), в санитарно-защитной зоне газопровода высокого давления.
Правовым основанием для отказа, в частности, указан подпункт 2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», положениями которого предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
Вышеуказанный приказ оспорен ФИО4 в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением бахчисарайского районного суда Республики Крым от 16 июля 2020 года административное исковое заявление ФИО4 – удовлетворено частично.
Суд признал незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 октября 2019 года № об отказе в предоставлении ФИО4 в собственность бесплатно земельного участка площадью 6 000 кв.м, расположенного за границами села Нижняя Голубинка, <адрес> Республики Крым.
Суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление представителя ФИО4 – ФИО6 от 3 июля 2019 года о предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, в порядке завершения оформления прав на земельный участок, поступившее в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым 5 июля 2019 года.
Суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым сообщить об исполнении решения суда в Бахчисарайский районный суд Республики Крым и административному истцу в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
В удовлетворении иной части административных исковых требований отказано.
Во исполнение вышеуказанного судебного акта, по результатам повторного рассмотрения заявления предстаивтеля административного истца, 28 мая 2021 года первым заместителем Министра имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО5 издан приказ №, которым ФИО4 отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 6 000 кв.м, на основании:
- п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», подпункта 6 ст. 39.16 ЗК РФ, п. 8 ст. 27 ЗК РФ, в связи с нахождением земельного участка в предалах береговой полосы;
- п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», подпункта 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в прибрежной защитной полосе реки Бельбек, в которой не допускается использование земельного участка в соответствии с целями использования, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (л.д. 72-73).
Полагая, что вышеуказанный приказ является незаконным, ФИО4 обратилась в суд.
В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в т.ч. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 данной статьи осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, в том числе бесплатно в собственность гражданам Российской Федерации. Порядок предоставления земельных участков определяется Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. № 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон) (пункт 1 Порядка).
Исходя из вышеуказанных правовых норм, на основании распоряжения от 4 ноября 2011 года №1269 административный истец имеет право на завершение его оформления, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Между тем, вышеуказанное распоряжение даёт разрешение гражданину на составление проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства из земель Голубинского сельского совета.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, согласно пункту 12 Порядка содержаться в части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», одним из которых является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи (пункт 1).
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В своём ответе от 16 февраля 2021 г. № 02-27/397/2, адресованном Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, администрация Бахчисарайского района Республики Крым указала, что в соответствии с Генеральным планом Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, утверждённого решением 78 сессии 1 созыва Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 19 ноября 2018 г. № 764, испрашиваемый земельный участок находится за границами населённого пункта частично в зоне сельскохозяйственного использования и частично в зоне рекреационного назначения, подзоне естественных природных ландшафтов, также частично в водоохранной зоне.
Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования Голубинское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утверждённого решением 84 сессии 1 созыва Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 25 марта 2019 г. № 835, испрашиваемый земельный участок находится частично в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), частично в зоне естественных природных ландшафтов (З-3), в связи с чем месторасположение испрашиваемого земельного участка не соответствует утверждённым документам территориального планирования и градостроительного зонирования.
Администрация считает невозможным отнесение указанного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (л.д. 61-63).
Вместе с тем, из ответа Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым от 29 марта 2021 года № адресованного МИЗО РК следует, что на основании сведений из Государственного водного реестра, в соответствии с материалами справочника «Ресурсы поверхносных вод. Гидрологическая изученность. Том 6 Украина и Молдавия. Выпуск 3, Крым, 1964 г.», согласно представленных картографических материалов, а также публичной кадастровой карты РФ, запрашиваемый земельный участок, площадью 6 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес> (л.д. 69-70).
Однако в материалы дела не представлено доказательств обосновывающих выводы администрации Бахчисарайского района республики Крым, а также Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, в отсутствие графического описания местоположения границ испрашиваемого земельного участка, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
С учетом данных обстоятельств в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих возможность определить месторасположение испрашиваемого земельного участка площадью 6 000 кв.м.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о преждевременности указанного заключения о нахождении земельного участка в вышеуказанных территориальных зонах, а также о нахождении земельного участка в береговой полосе, прибрежной защитной полосе и водоохранной зоне реки Бельбек.
Вопреки положениям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым не доказана обоснованность вывода, изложенного в оспариваемом приказе от 28 мая 2021 г. № 3319, о нахождении земельного участка в пределах береговой полосы, а также нахождении земельного участка в прибрежной защитной полосе реки Бельбек.
Анализ вышеуказанных правовых норм в совокупности с установленными обстоятельствами административного дела позволяет прийти к выводу о необоснованности оспариваемого приказа от 28 мая 2021 г. № 3319 «Об отказе в предоставлении земельного участка».
Учитывая выше установленные обстоятельства, а также принимая во внимание, что оспариваемый административным истцом отказ нарушает законные интересы истца на получение земельного участка в собственность, данный отказ подлежит признанию незаконным.
Восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов административного истца и направленной на его устранение, будет повторное рассмотрение административным ответчиком заявления представителя ФИО4 – ФИО6 от 3 июля 2019 года, поступившего в Министерство имущественных и земельных отношений 5 июля 2019 года вх. № о предоставлении в собственность земельного участка площадью, в порядке завершения оформления прав на земельный участок, в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, -
решил:
административное исковое заявление ФИО4 – удовлетворить.
Признать незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 28 мая 2021 года № об отказе в предоставлении ФИО4 в собственность бесплатно земельного участка площадью 6 000 кв.м, расположенного <адрес>.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление представителя ФИО4 – ФИО6 от 3 июля 2019 года о предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, в порядке завершения оформления прав на земельный участок, поступившее в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым 5 июля 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение десяти дней со дня принятия решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2021 года.
Судья А.О. Корбут