ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1819/20 от 15.02.2021 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-1819/2020 (2а-312/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2021 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело № 2а-312/2021 по административному исковому заявлению А. к Управлению ФНС России по Республике Тыва о признании незаконным расчета, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога,

с участием административного истца А., представителя административного ответчика О..,

установил:

административный истец обратилась в суд к Управлению ФНС России по Республике Тыва о признании незаконным расчета, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога. В обоснование иска указала, что 06.03.2018 года Верховный Суд Республики Тыва установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего истцу на праве собственности, в размере 2472 500 рублей. Тем не менее, административный ответчик в налоговых расчетах по земельному налогу за земельный участок за 2015, 2016, 2017, 2018 годы и в налоговых уведомлениях не применяет кадастровую стоимость, установленную решением Верховного Суда Республики Тыва. Считает, что ответчик незаконно применяет для расчета земельного налога ошибочно завышенную кадастровую стоимость земельного участка в налоговых уведомлениях от 28.07.2016 года за 2015 год, от 05.08.2017 года за 2016 год, от 23.06.2018 года за 2017 год, от 31.10.2018 года за 2017 год, от 15.08.2019 года за 2018 год. О бездействии и неисполнении решения суда административный истец писала обращения в МРИ ФНС России №1 по Республике Тыва и в Управление МРИ ФНС по Республике Тыва, на что ей ответили отказом в перерасчете земельного налога за 2015, 2016 годы. Отказ в перерасчете земельного налога не соответствует вступившему в законную силу решения суда, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка была ошибочно завышена и не соответствовала действительности. Административным истцом подана жалоба на отказ в перерасчете земельного налога в вышестоящий в порядке подчиненности орган Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва, однако ответ не пришел, перерасчет не произведен. Просит признать незаконным расчет земельного налога в налоговом уведомлении № от 28.07.2016 года за 2015 год налоговой базой по земельному налогу, где для расчета применена кадастровая стоимость равная 5244030 рублей, от 05.08.2017 года за 2016 год налоговой базой по земельному налогу, где для расчета применена кадастровая стоимость равная 6201288 рублей, от 23.06.2018 года за 2017 год налоговой базой по земельному налогу, где для расчета применена кадастровая стоимость равная 6201288 рублей, от 31.10.2018 года за 2017 год налоговой базой по земельному налогу, где для расчета применена кадастровая стоимость равная 6201288 рублей, от 15.08.2019 года за 2018 год налоговой базой по земельному налогу, где для расчета применена кадастровая стоимость равная 6201288 рублей, возложить обязанность на административного ответчика устранить допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем произведения перерасчета по земельному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018 годы.

Определением суда в силу ч. 2 ст. 221 КАС РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва.

Административный истец просила удовлетворить иск по указанным основаниям, пояснив, что налоговым органом не исполняется решение Верховного Суда Республики Тыва об установлении кадастровой стоимости, чем нарушаются ее права.

Представитель административного О. просила отказать в удовлетворении иска, пояснив, что перерасчет произведен перерасчет в сторону уменьшения за 2017 год на сумму 55931 рублей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как видно из материалов дела и выписке из ЕГРН, А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 06.03.2018 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности А., равной его рыночной стоимости по состоянию на 29.10.2015 года в размере 2472500 рублей. Датой подачи заявления А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости считать 22.12.2017 года.

На основании налоговых уведомлений, направленных А. исчислен и предъявлен к уплате земельный налог по объекту с кадастровым номером : за налоговый период 2015 год налоговая база определена 5244030 за 9/12 месяцев владения в размере 58995 рублей ( от 28.07.2016); за налоговый период 2016 год налоговая база определена 6201288 за 12/12 месяцев владения в размере 93019 рублей ( от 05.08.2017); за налоговый период 2017 год налоговая база определена 6201288 за 12/12 месяцев владения налоговая ставка 0,30 в размере 18604 рублей ( от 23.06.2018); также за налоговый период 2017 год налоговая база определена 6201288 за 12/12 месяцев владения в размере 74415 рублей ( от 31.10.2018); за налоговый период 2018 год налоговая база определена 6201288 за 12/12 месяцев владения в размере 40796 рублей ( от 15.08.2019).

13.06.2018 года административный истец обратилась в МРИ ФНС России №1 по Республике Тыва с заявлениями о произведении перерасчета по земельному налогу за указанный выше земельный участок за 2015, 2016, 2017 годы в связи с изменением кадастровой стоимости участка по решению Верховного Суда Республики Тыва от 06.03.2018 года.

Письмом от 27.06.2018 года истцу сообщено о том, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка производится с 22.12.2017 года.

28.10.2018 А. повторно обратилась в МРИ ФНС России №1 по Республике Тыва с заявлением о произведении перерасчета по земельному налогу за указанный выше земельный участок за 2015, 2016, 2017 годы в связи с уменьшением кадастровой стоимости земельного участка.

Письмом от 13.11.2018 года истцу сообщено о том, что по состоянию на 13.11.2018 года произведен перерасчет по земельному налогу физических лиц в сторону уменьшения за 2017 год на сумму -55931,00 рублей, итого сумма к уплате за 2017 год составляет 377088,00 рублей со сроком уплаты до 03.12.2018 года.

На обращение истца от 14.05.2019 года дан ответ от 24.05.2019 года о том, что по вопросу о перерасчете земельного налога по решению Верховного Суда Республики Тыва за 2015, 2016, 2017 годы в связи с уменьшением кадастровой стоимости земельного участка равной его стоимости по состоянию на 29.10.2015 года, в размере 2472500,00 рублей отчетные года 2015, 2016 к перерасчету не подлежат, к начислению за 2017 год применена уменьшенная кадастровая стоимость.

25.04.2019 года А. повторно обратилась в МРИ ФНС России №1 по Республике Тыва с аналогичным заявлением.

На указанное заявление предоставлен ответ, на основании ее обращения направлен запрос в регистрирующий орган и получен ответ о том, что земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> числится за ней с 20.03.2015 год по настоящее время, где кадастровая стоимость равнялась 6201288 рублей, а с 22.12.2018 года кадастровая стоимость изменилась на 2477992,44 рублей. Кадастровая стоимость на измененную сумму 2477992,44 будет рассчитана в налоговом расчете за 2019 год. Земельный налог физических лиц ей необходимо оплатить согласно уведомления от 15.08.2019 года со сроком уплаты до 02.12.2019 года на сумму 40796 рублей.

Письмом от 31.10.2019 на интернет обращение от 21.08.2019 года истцу дан ответ аналогичного содержания.

Согласно письму от 24.12.2019 года директора Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером внесены в ЕГРН в размере 2472500 рублей на основании решения Верховного Суда Республики Тыва от 06.03.2018 года. На основании ст. 24.20 ФЗ от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 2472500 рублей считается 01.01.2017 года.

Административный истец обращалась с жалобами в УФНС России по Республике Тыва 30.05.2019 года, 18.12.2020 года.

24.05.2019 года за дан ответ о том, что расчет земельного налога за 2017 отчетный год уменьшено на сумму 55931,00 рублей, сумма к уплате 37088,00 рублей с сроком уплаты до 03.12.2018 года. За отчетные 2015, 2016 года к перерасчету не подлежат. Согласно ответу на запрос суда от 18.03.2020 года данное письмо возвращено в инспекцию в связи с неудачной попыткой вручения и истечением срока хранения 29.07.2019 года.

25.06.2019 года за -ЗГ заместителем руководителя Управления дан ответ, что согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ, уменьшенная кадастровая стоимость (по решению суда от 28.12.2019 года) будет применяться для налогообложения земельного налога с 2019 года. За налоговые периоды 2015-2018 годов будет применена кадастровая стоимость в размере 6201288,00 рублей. 25.12.2020 года предоставлен аналогичный ответ -зг@.

Согласно письму МРИ ФНС № 1 по Республике Тыва от 02.09.2019 года @ заявителю разъясняется, что кадастровая стоимость на измененную сумму 2477992,44 будет рассчитана в налоговом расчете за 2019 год. Ответ с аналогичным содержанием также дан 31.10.2019 года.

На жалобу А. от 18.12.2020 года налоговым органом дан ответ от 25.12.2020 года о том, что уменьшенная кадастровая стоимость применяется для налогообложения земельного налога с налогового периода 2019 года, за налоговые периоды 2015-2018 годы будет применена кадастровая стоимость в размере 6201288 рублей.

Из возражений представителя административного ответчика следует, что согласно п. 1.11 ст. 391 НК РФ, вступившим в силу с 1 января 2019 года, уменьшенная кадастровая стоимость будет применяться для налогообложения земельного налога с 2019 года. За налоговые периоды 2015-2018 гг. будет применена кадастровая стоимость в размере 6201288,0 рублей. Просят оставить административное исковое заявление без удовлетворения.

Административным истцом поданы возражения на доводы административного ответчика, согласно которому административным ответчиком не представлено доказательств о произведенном перерасчете земельного налога по установленной судом кадастровом стоимости. Кроме того, в настоящем случае обязательный досудебный порядок не требуется.

Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что земельный налог относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с поименованным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 15, статья 387 названного кодекса).

Налоговая база для земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 390 указанного кодекса определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого же кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

В силу пункта 3 статьи 396 и пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату рассмотрения судом дела о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего А. кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, земельного участка, было предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Аналогичное положение было закреплено в статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (абзац третий); в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац пятый).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", следует, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения должна указываться дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в комиссию.

В решении Верховного Суда Республики Тыва от 06.03.2018 года указывается, что датой подачи заявления А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости считать 22.12.2017 года.

Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.

С учетом вышеуказанных положений о том, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поскольку по настоящему делу установлено, что А. обратилась с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 22.12.2017 года, в связи с указанным установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению в целях определения налоговой базы для исчисления земельного налога, начиная с 1 января 2017 года.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При этом решение вопроса о признании незаконными действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку на момент рассмотрения дела, доказательств перерасчета земельного налога за периоды 2017, 2018 годы административным ответчиком не предоставлено, суд находит нарушенными права А., отказ налогового органа в перерасчете земельного налога за 2017, 2018 годы является незаконным.

Вместе с тем, при установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании суммы земельного налога за 2015-2016 годы не подлежат перерасчету, довод административного истца о том, что подлежит перерасчету также за указанные периоды основан на неверном толковании норм права, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению частично.

Доводы административного ответчика о том, что за 2017 год произведен перерасчет земельного налога ничем не подтвержден, опровергается исследованными доказательства, в частности из налогового уведомления от 23.06.2018 следует, что налоговая база определена 6201288 за 12/12 месяцев, в связи с чем оснований считать, что перерасчет налога за 2017 год произведен в связи с изменением налоговой базы у суда не имеется.

Устранить допущенное нарушение прав административного истца возможно путем возложения на налоговый орган обязанности в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда произвести перерасчет земельного налога, начисленного А. за 2017, 2018 годы за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 2477992 рубля.

В то же время, подлежит отказу в удовлетворении в части требований о признании незаконными расчетов в налоговых уведомлениях, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в этой связи, уведомление является лишь расчетом налога и само по себе права и законные интересы административного истца не нарушает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решИл:

административное исковое заявление А. к Управлению ФНС России по Республике Тыва о признании незаконным расчетов, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога, удовлетворить частично.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда произвести перерасчет земельного налога, начисленного А. за 2017, 2018 годы за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 2477992 рубля..

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить об исполнении решения сообщить в месячный срок со дня истечения трехмесячного срока для исполнения решения суда в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено – 20 февраля 2021 года.

Судья Р.С. Монгуш