ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1819/2021 от 16.05.2022 Алагирского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2022 года г.Алагир 2а-405/2022

Алагирский районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи - Черчесовой Л.А.,

при секретаре –Шанаевой Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания о признании недействительным Постановления АМС Алагирского района от 25.03.2005 года №58,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Алагирский районный суд РСО-Алания с административным исковым заявлением с требованиями о признании Постановления АМС Алагирского района от 25.03.2005 года №58 недействительными с применением к нему положения ст.196-200 ГК РФ.

Обосновав свои требования тем, что в ходе рассмотрения гражданского дела №2-11/2021 на этапе апелляционного обжалования в Верховном Суде РСО-Алания, истец предоставил в суд 16.09.2021 года копию Постановления АМС Алагирского района от 25.03.2005 года №58, из которого усматриваются, что АМС Алагирского района рассмотрела представление без даты, неизвестного государственного земельного инспектора об отмене постановления АМС Алагирского района от 14.03.2000 года №114 в отношении земельного участка, находящегося в северо-западной части окраины с.Красный Ход, который ФИО1 незаконно приобрел, так как в соответствии со ст.130, ст.131 ГК РФ не произвел его перерегистрацию в 2005 году, и на этом основании должен был освободить его в течение двух недель. Однако, на северо-западной части окраины с.Красный Ход, земельный участок ФИО1 никогда не представлялся органами местной власти. Ему был предоставлен земельный участок в восточной части границ с.Красный Ход, и он являлся законным приобретателем указанного участка, в соответствии с нормами ЗК РСФСР и в порядке п.3 ст.20; п.1 ст.21 ЗК РФ. Перерегистрация была произведена по случаю изменения категории земельного участка в соответствии с ФЗ РФ №172 от 21.12.2004 года, что подтверждается Постановлением АМС Алагирского района №186 от 28.04.2016 года, которую ФИО1 произвел в отношении своего земельного участка 14.06.2016 года на основании Свидетельства о праве собственности, пожизненного владения, пользования на землю от 22.03.2000 года №452. земельный участок с КН 15:07:0010102:91 был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, площадью 15 га по адресу: РФ, РСО-Алания, Алагирский район, в границах совхоза «Коммунист». Ограничения права не зарегистрировано, о чем в ЕГРПН 14.06.2016 года сделана запись регистрации №15-15/07-15/007/043/2016-589. Таким образом государственный орган подтвердил своим Актом, что земельный участок у него не изымался в 2005 году. В соответствии со ст.48 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» государственный земельный инспектор не имеет права просить АМС отменить его ненормативный акт вне судебном порядке. Более того, ссылка на представление не известного от какого числа и года, неизвестного инспектора противоречит ст.ст.284-286 ГК РФ; ст.ст.44, 47, 54 ЗК; ст.6 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 24.07.2002 года №101-ФЗ. Следовательно в Постановлении АМС от 25.05.2005 года №58 должна была быть ссылка, что указанный акт вынесен на основании судебного решения или собственник согласился на изъятие у него земельного участка. Суда не было. Собственник не отказывался от своего участка до настоящее времени. Земля не изымалась, что подтверждается Постановлением АМС Алагирского района №186 от 28.04.2016 года, в котором АМС просит его перерегистрировать свое вещное право на землю в связи с изменением категории земли в соответствии с ФЗ РФ №172 от 21.12.2004 года. Тем саамы органы местного самоуправления Алагирского района признают, что Постановление №58 от 25.03.2005 года не применялось со дня его издания. Не было никаких фактических действий по исполнению указанного акта. Доказательств нецелевого использования нет. Нет доказательств того, что земле был причинен ущерб. Принудительное изъятие земельных участков происходит при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства. Земля использовалась по целевому назначению. Эта пашня, на которой выращивалась сельскохозяйственная продукция. Самовольных строений нет. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из Свидетельства о государственной регистрации права от 14.06.2016 года, в котором указана земля сельскохозяйственного назначения. В сведениях Росреестра нет данных о том, что спорный земельный участок выбыл из его собственности и за кем-то был зарегистрирован в 2005 году. Принудительное изъятие у собственника земельного участка может осуществляться при условии не устранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания. В связи с чем, только после получения всех материалов от инспектора о не выполнении предписания инспектора, АМС должна направить требование в суд об изъятии земельного участка и тут же объявляет конкурс об продажи изъятого участка, чего не было сделано местной администрацией до настоящего времени. О Постановлении от 25.03.2005 года №58 узнали только 16.09.2021 года с представлением его в суде Апелляционной инстанции при отсутствии доказательств об его исполнении в 2005 году. Ограничение права собственности на землю подлежит государственной регистрации, однако регистрации об ограничении права собственности на землю, принадлежащее ему нет. На основании изложенного усматривается незаконный, неисполненный ненормативный акт АМС Алагирского района в течение 16 лет, что дает основание применение к нему ст.ст.196-200 ГК РФ. Более того, ему не вручалось Постановление АМС Алагирского района №58 от 25.03.2005 года по своему зарегистрированному и фактическому адресу, что доказывает о его неисполнении ответчиком. До последнего дня оплачивает налоги, что подтверждается платежными квитанциями об оплате налога на землю.

Административный истец - ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

В судебном заседании, представители административного истца, действующие на основании нотариально удостоверенных доверенностей, исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали в полном объеме и просили отменить обжалуемое Постановление АМС Алагирского района, как незаконное.

В судебном заседании представитель Административного ответчика АМС Алагирского района, действующий на основании постоянной доверенности, исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований, считал, что поскольку ФИО1 уже длительное время, как минимум с 2007 года, не использует земельный участок, о чем указала представитель административного истца, то он фактически исполнил обжалуемое Постановление АМС Алагирского района от 25.03.2005 года №58. Указал что обжалуемым Постановлением, АМС Алагирского района от 25.03.2005 года №58, отменила ранее незаконно вынесенное Постановление АМС Алагирского района от 14.03.2000 года №114, поскольку указанным Постановлением ФИО1 был выделен участок на праве пожизненного наследуемого владения которое к тому времени Указом Президента было упразднено. Кроме того, заявил, что административный истец пропустил срок на обжалование постановления АМС Алагирского района и просил применить последствия пропуска срока на обжалование.

Представитель заинтересованного лица ООО «Дружба», действующий на основании надлежаще заверенной доверенности, исковые требований ФИО1 не поддержал, просил отказать в их удовлетворении. Также заявил о пропуске ФИО1 трехмесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд, поскольку с момента вынесения обжалуемого Постановления АМС Алагирского района от 25.03.2005 года №58, прошло более 16 лет. При этом обращает внимание, что обжалуемое Постановление было в том числе и в материалах гражданского дела №2-214/2019 года по иску ФИО1 к Министерству государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания о признании реестровой ошибки и признании отсутствующим права собственности РСО-Алания на земельный участок который находится в долгосрочной аренде у ООО «Дружба», которое было оставлено без рассмотрения от 24.07.2019 года в связи с повторной неявкой ФИО1.

Выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, как каждое в отдельности и в совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: 1)об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; 2)об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением. Из представленных суду доказательств следует, что АМС Алагирского района 14.03.2000 года было вынесено Постановление №114 о регистрации крестьянского хозяйства «Илуш» со статусом предпринимателя и выделении земельного участка площадью 15,0 га..

22.03.2000 года ФИО1 АМС Алагирского района, было выдано Свидетельство №452 о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 15 га выданное, для организации фермерского хозяйства. Земельный участок был выделен из земель совхоза «Коммунист».

25.03.2005 года АМС Алагирского района было вынесено Постановление №58, из которого следует, что АМС Алагирского района, рассмотрев представление госземинспектора района, об отмене постановления АМС Алагирского района от 14.03.2000 года №114 «О регистрации крестьянского хозяйства «Илуш» со статусом предпринимателя» АМС Алагирского района отмечает, что крестьянское хозяйство «Илуш», глава хозяйства ФИО1, не выполнил требования земельного законодательства в части оформления прав на землю и надлежащего ее использования. Так не выполнены требования статей 25 и 26 Земельного Кодекса РФ, статей 131, 132 и 164 ГК РФ, статей 4,12,14,16 Федерального Закона «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и вследствие чего у крестьянского хозяйства «Илуш» отсутствуют правоудостоверяющие документы на землю.

Из представленного в материалы дела Свидетельства о государственной регистрации права от 14.06.2016 года, следует что ФИО1 на праве пожизненного наследуемого владения, принадлежит земельный участок с кадастровым номером 15:07:0010102:91, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.06.2016 года сделана запись регистрации №15-15/007-15/007/043/2016-589/1.

В начале судебного разбирательства представителями административного ответчика АМС Алагирского района и заинтересованного лица ООО «Дружба», было заявлено о пропуске срока на обжалование Постановления АМС Алагирского района от 25.03.2005 года №58.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.5 ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

По ходатайству представителя заинтересованного лица ООО «Дружба», судом было истребовано гражданское дело №2-14/2019 по исковому заявлению ФИО1 к РСО-Алания в лице Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, ФГБУ «ФКП Росреестра» по РСО-Алания, Управлению Росреестра по РСО-Алания об установлении местоположения границ земельного участка, признании реестровой ошибки, признании отсутствующим права собственности и возложении, обязанности исправить реестровую ошибку. В материалах гражданского дела №2-14/2019 в томе 2 на листе 19, имеется приобщенный АМС Алагирского района, первый лист Постановления АМС Алагирского района №58 от 25.03.2005 года. Как следует из штампа входящей корреспонденции, Постановление АМС Алагирского района №58 от 25.03.2005 года поступило в Алагирский районный суд 30.05.2019 года. Впоследствии 20.06.2019 года, в рамках рассмотрения гражданского дела №2-14/2019, состоялось судебное заседание, в котором участвовал сам ФИО1. Впоследствии, 24.07.2019 года гражданское дело №2-214/2019, было оставлено без рассмотрения, в связи с повторной неявкой ФИО1. 22.01.2020 года от ФИО2, представителя ФИО1, действующей на основании нотариально заверенной доверенности №15АА0860027 от 20.01.2020 года, поступило ходатайство об ознакомлении с материалами гражданского дела №2-214/2019. В этом же ходатайстве, имеется расписка представителя ФИО1ФИО2 от 22.01.2020 года, о том, что она ознакомлена с материалами гражданского дела №2-214/2019. Таким образом, суд приходит к мнению что выдача ФИО1 на имя ФИО2 нотариально заверенной доверенности и факт ознакомления ФИО2 с материалами гражданского дела №2-214/2019 предполагает безусловную осведомленность, на период 22.01.2020 года, о вынесении АМС Алагирского района Постановления №58 от 25.03.2005 года, как ФИО2, так и самого доверителя ФИО1.

По факту заявления о пропуске срока обжалования и исследованных судом материалов гражданского дела №2-214/2019 представители административного истца заявили, что о вынесении АМС Алагирского района Постановления №58 от 25.03.2005 года им стало известно в ходе рассмотрения гражданского дела № 2-11/2020 в суде апелляционной инстанции в Верховном Суде РСО-Алания, когда 16.09.2021 года, представитель ООО «Дружба» предоставил в суд копию Постановления АМС Алагирского района от 25.03.2005 года №58. При этом ФИО2 пояснила что при ознакомлении с материалами гражданского дела №2-214/2019, она не обратила внимание на Постановление АМС Алагирского района от 25.03.2005 года №58, кроме того считала, что в материалах гражданского дела №2-214/2019 имеется лишь первый лист указанного постановления, из которого нельзя сделать вывод о его содержании, в связи с чем настаивала, что о факте вынесения обжалуемого Постановления АМС Алагирского района от 25.03.2005 года №58, стало известно 16.09.2021 года в Верховном Суде РСО-Алания. Аналогичную позицию выразила представитель административного истца ФИО3.

Данный довод представителей административного истца суд считает не состоятельным, поскольку согласно ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Название обжалуемого Постановления АМС Алагирского района №58 от 25.03.2005 года звучит следующим образом «Об отмене постановления АМС Алагирского района от 14.03.2000 года №114 о регистрации крестьянского хозяйства «Илуш» со статусом предпринимателя». Далее в тексте первого листа Постановления АМС Алагирского района №58 от 25.03.2005 года указанно что «Рассмотрев представление госземинспектора района об отмене постановления АМС Алагирского района от 14.03.2000 года №114 «О регистрации крестьянского хозяйства «Илуш» со статусом предпринимателя» администрация местного самоуправления Алагирского района отмечает, что крестьянское хозяйство «Илуш», глава хозяйства ФИО1, не выполнил требования земельного законодательства в части оформления прав на землю и надлежащего ее использования. Так не выполнены требования статей 25 и 26 Земельного Кодекса РФ, статей 131,132 и 164 Гражданского кодекса РФ, статей 4,12,14,16 Федерального Закона «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и вследствие чего у крестьянского хозяйства «Илуш» отсутствуют правоудостоверяющие документы на землю. Кроме того, крестьянское хозяйство «Илуш» не использует земельный участок в соответствии с его целевым назначением, о чем свидетельствуют материалы госземинспектора района о наложении на него административного штрафа в сумме 1000 рублей».

Таким образом, сведения, указанные на первом листе Постановления АМС Алагирского района №58 от 25.03.2005 года, с достаточной ясностью свидетельствуют о целях вынесения Постановления. В связи, с чем доводы представителей административного истца, о том, что наличие в материалах дела №2-214/2019 лишь первого листа обжалуемого Постановления, не достаточны для понимания того, нарушаются ли данным постановлением права административного истца, не могут быть признаны обоснованными.

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таим образом, суд, рассматривая настоящий спор, установил факт пропуска административным истцом трехмесячного срока обращения в суд предусмотренного Кодексом административного судопроизводства РФ, при этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд, стороной административного истца не заявлялось.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-180 KАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания о признании недействительным Постановления АМС Алагирского района от 25.03.2005 года №58, оставить без удовлетворения в связи с пропуском срока на обжалование.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алагирский районный суд РСО-Алания.

Судья: /подпись/ Черчесова Л.А.

Мотивированное решение суда изготовлено 23.05.2022 года.