ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-181/15 от 24.12.2015 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело №2а-181/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2015 года пос. Сонково

Сонковский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой С.С., с участием представителя административного истца помощника прокурора Сонковского района Тверской области Хартовской А.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика Администрации муниципального образования Тверской области «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» ФИО1, назначенной на должность главы администрации Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области на основании решения Совета депутатов Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области «Об избрании Главы Григорковского сельского поселения» от ДД.ММ.ГГГГ при секретаре Ракитиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Сонковского районного суда административное дело по административному иску прокурора Сонковского района Тверской области к Администрации Муниципального образования «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по своевременной регистрации в установленном законом порядке колодца, расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сонковского района Тверской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Муниципального образования (МО) «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по своевременной регистрации в установленном законом порядке колодца, расположенного по адресу: <адрес>, В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.

Прокуратурой Сонковского района проведена проверка об использовании муниципального имущества, а также законодательства в сфере обеспечения надлежащего водоснабжения населения на территории Сонковского района. В соответствии с п.п.3, 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.11.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В силу ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федерального закона №122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона №122-ФЗ обязательной государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Кроме того, в соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п.1 ст.51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что колодец, расположенный в <адрес>предназначенный для общего пользования и водоснабжения населения. Данный колодец находится на балансе сельского поселения и состоит в реестре муниципальной собственности муниципального образования с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, регистрация права собственности в установленные законом порядке не осуществлялась. Отсутствие государственной регистрации права собственности на указанное имущество не позволяет муниципальному образованию сельского поселения совершать в полном объеме действия связанные с владением, пользованием и распоряжением данным имуществом, что в дальнейшем не дает права муниципальному образованию в полном объеме содержать муниципальное имущество, осуществлять передачу по договору социального найма, закрепить обслуживающую организацию, в связи с чем возникает угроза процесса подачи питьевой воды надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям, то есть неопределенному кругу лиц, проживающих в границах муниципального образования сельского поселения. Данное нарушение требований федерального законодательства допущено в связи с тем, что администрацией сельского поселения не должным образом исполняются возложенные на нее обязанности по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом т.к. длительный период меры для регистрации права собственности не предпринимались, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления. Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые проживают на территории Григорковского сельского поселения, согласно конституционного права граждан РФ на свободу передвижения и выбора места жительства, определить невозможно. На основании изложенного, руководствуясь п.3 ст.35 Федерального Закона «О прокуратуре РФ», ч.1 ст.39 КАС РФ, ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по своевременной регистрации в установленном законом порядке колодца расположенного по адресу: <адрес> и обязать административного ответчика зарегистрировать в территориальном органе, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на объект недвижимости – колодец, расположенного по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности помощник прокурора Сонковского района Тверской области Хартовская А.Ю. заявленные требования поддержала и дала объяснения, аналогичные содержанию административного искового заявления, при этом просила установить срок для исполнения требования административным ответчиком – ДД.ММ.ГГГГ. Представитель административного ответчика Администрации МО «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» глава администрации Григорковского сельского поселения ФИО1 в судебном заседании исковые требования по существу признала частично и пояснила, что колодец включен в реестр имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования – Муниципальное образование Григорковское сельское поселение по состоянию на 1 января 2015 года, а также постановлением администрации Григорковского сельского поселения определен порядок владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Отсутствие регистрации права собственности на указанный в исковом заявлении объект – колодец в <адрес> - никак не влияет на содержание администрацией Григоркосвского сельского поселения данного колодца. Об этом свидетельствует тот факт, что администрация выделяла деньги и производила ремонт данного объекта водоснабжения. Основанием включения в реестр муниципальной собственности указанного объекта являлся тот факт, что этот колодец находится на территории сельского поселения и снабжает водой население <адрес>. О том, что данный объект необходимо регистрировать в ЕГРП, она узнала лишь после проведенной прокуратурой проверки. Она узнавала в компетентных органах о том, сколько будет стоить данная регистрация. Выяснилось, что регистрация указанного объекта обойдется МО примерно в <данные изъяты> рублей, а это существенная сумма для муниципального образования. Данный будет зарегистрирован в ЕГРП. Она согласна, что для этого необходимо время, она не возражает, чтобы это было до ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом. Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела. В соответствии с пунктами 3 и 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.11.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ч.1 ст.4 указанного Федерального закона обязательной государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п.1 ст.51 Федерального закона от 06.11.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с пунктами 3 и 4 ст.8 Устава Муниципального образования Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно акту проверки прокуратуры Сонковского района от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> имеется колодец, предназначенный для общего пользования и водоснабжения населения. Данный колодец находится на балансе сельского поселения и состоит в реестре муниципальной собственности с ДД.ММ.ГГГГ Однако регистрация права собственности в установленном законом порядке не подавалась. Согласно выписке из реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ колодец, расположенный в <адрес>, находится на балансе сельского поселения. Из объяснения главы администрации Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, данного ею заместителю прокурора Сонковского района Тверской области Борисову В.П. следует, чтоона работает главой Григорковского сельского поселения. В <адрес> расположен колодец, предназначенный для общего пользования и водоснабжения населения. Данный колодец находится на балансе сельского поселения и состоит в реестре муниципальной собственности с ДД.ММ.ГГГГ Однако документы для регистрации права собственности в установленном законом порядке не подавались. О том, что ею нарушено федеральное законодательство о регистрации муниципального имущества, она признает, для регистрации данного объекта водоснабжения необходим срок. Суд соглашается с выводами прокурора о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности на указанное имущество не позволяет муниципальному образованию сельского поселения совершать в полном объеме действия, связанные с владением, пользованием и распоряжением данным имуществом, что в дальнейшем не дает права муниципальному образованию в полном объеме содержать муниципальное имущество, осуществлять передачу по договору найма, закрепить обслуживающую организацию, в связи с чем возникает угроза процесса подачи питьевой воды надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям, то есть неопределенному кругу лиц, проживающих в границах муниципального образования сельского поселения. Суд не может согласиться с доводами ответчика Администрации Грикорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области о том, что отсутствие регистрации права собственности на указанный в исковом заявлении объект – колодец в д. Беклемишево - никак не влияет на содержание администрацией Григоркосвского сельского поселения данного колодца и что администрация выделяла деньги и производила ремонт данного объекта водоснабжения, посколькуотсутствие государственной регистрации права собственности на указанное имущество не позволяет муниципальному образованию сельского поселения совершать в полном объеме действия, связанные с владением, пользованием и распоряжением данным имуществом, законно выделять бюджетные средства на содержание данного объекта недвижимости, что может привести к возникновению угрозу процесса подачи питьевой воды надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям, то есть неопределенному кругу лиц, проживающих в границах муниципального образования сельского поселения, тогда как, в силу приведенных выше законодательных актов обязанность организации в границах поселения водоснабжения населения возложена на органы местного самоуправления.Таким образом, судом достоверно установлено, что административный ответчик, будучи обязанными зарегистрировать в территориальном органе, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на объект недвижимости – колодец, расположенный в <адрес>, не выполнил этого, что установлено судом в ходе судебного разбирательства и предусмотрено вышеприведёнными законодательными нормами. Таким образом, суд считает исковые требования прокурора, подлежащими полному удовлетворению. При этом суд считает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого ответчику следует выполнить исковые требования, поскольку именно об этом сроке ходатайствовал представитель административного истца и именно этот срок был поддержан административным ответчиком. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по своевременной регистрации в установленном законом порядке колодца, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области зарегистрировать в территориальном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на объект недвижимости – колодец, расположенный по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также уведомить суд и административного истца об исполнении решения суда в течение одного месяца после исполнения решения суда, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в Тверской областной суд через Сонковский районный суд Тверской области.

Председательствующий С.С. Кузнецова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2015 года.

Судья С.С. Кузнецова

Дело №2а-181/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2015 года пос. Сонково

Сонковский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой С.С., с участием представителя административного истца помощника прокурора Сонковского района Тверской области Хартовской А.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика Администрации муниципального образования Тверской области «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» ФИО1, назначенной на должность главы администрации Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области на основании решения Совета депутатов Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области «Об избрании Главы Григорковского сельского поселения» от ДД.ММ.ГГГГ при секретаре Ракитиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Сонковского районного суда административное дело по административному иску прокурора Сонковского района Тверской области к Администрации Муниципального образования «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по своевременной регистрации в установленном законом порядке колодца, расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сонковского района Тверской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Муниципального образования (МО) «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по своевременной регистрации в установленном законом порядке колодца, расположенного по адресу: <адрес>, В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.

Прокуратурой Сонковского района проведена проверка об использовании муниципального имущества, а также законодательства в сфере обеспечения надлежащего водоснабжения населения на территории Сонковского района. В соответствии с п.п.3, 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.11.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В силу ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федерального закона №122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона №122-ФЗ обязательной государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Кроме того, в соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п.1 ст.51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что колодец, расположенный в <адрес>предназначенный для общего пользования и водоснабжения населения. Данный колодец находится на балансе сельского поселения и состоит в реестре муниципальной собственности муниципального образования с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, регистрация права собственности в установленные законом порядке не осуществлялась. Отсутствие государственной регистрации права собственности на указанное имущество не позволяет муниципальному образованию сельского поселения совершать в полном объеме действия связанные с владением, пользованием и распоряжением данным имуществом, что в дальнейшем не дает права муниципальному образованию в полном объеме содержать муниципальное имущество, осуществлять передачу по договору социального найма, закрепить обслуживающую организацию, в связи с чем возникает угроза процесса подачи питьевой воды надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям, то есть неопределенному кругу лиц, проживающих в границах муниципального образования сельского поселения. Данное нарушение требований федерального законодательства допущено в связи с тем, что администрацией сельского поселения не должным образом исполняются возложенные на нее обязанности по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом т.к. длительный период меры для регистрации права собственности не предпринимались, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления. Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые проживают на территории Григорковского сельского поселения, согласно конституционного права граждан РФ на свободу передвижения и выбора места жительства, определить невозможно. На основании изложенного, руководствуясь п.3 ст.35 Федерального Закона «О прокуратуре РФ», ч.1 ст.39 КАС РФ, ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по своевременной регистрации в установленном законом порядке колодца расположенного по адресу: <адрес> и обязать административного ответчика зарегистрировать в территориальном органе, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на объект недвижимости – колодец, расположенного по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности помощник прокурора Сонковского района Тверской области Хартовская А.Ю. заявленные требования поддержала и дала объяснения, аналогичные содержанию административного искового заявления, при этом просила установить срок для исполнения требования административным ответчиком – ДД.ММ.ГГГГ. Представитель административного ответчика Администрации МО «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» глава администрации Григорковского сельского поселения ФИО1 в судебном заседании исковые требования по существу признала частично и пояснила, что колодец включен в реестр имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования – Муниципальное образование Григорковское сельское поселение по состоянию на 1 января 2015 года, а также постановлением администрации Григорковского сельского поселения определен порядок владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Отсутствие регистрации права собственности на указанный в исковом заявлении объект – колодец в <адрес> - никак не влияет на содержание администрацией Григоркосвского сельского поселения данного колодца. Об этом свидетельствует тот факт, что администрация выделяла деньги и производила ремонт данного объекта водоснабжения. Основанием включения в реестр муниципальной собственности указанного объекта являлся тот факт, что этот колодец находится на территории сельского поселения и снабжает водой население <адрес>. О том, что данный объект необходимо регистрировать в ЕГРП, она узнала лишь после проведенной прокуратурой проверки. Она узнавала в компетентных органах о том, сколько будет стоить данная регистрация. Выяснилось, что регистрация указанного объекта обойдется МО примерно в <данные изъяты> рублей, а это существенная сумма для муниципального образования. Данный будет зарегистрирован в ЕГРП. Она согласна, что для этого необходимо время, она не возражает, чтобы это было до ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом. Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела. В соответствии с пунктами 3 и 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.11.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ч.1 ст.4 указанного Федерального закона обязательной государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п.1 ст.51 Федерального закона от 06.11.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с пунктами 3 и 4 ст.8 Устава Муниципального образования Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно акту проверки прокуратуры Сонковского района от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> имеется колодец, предназначенный для общего пользования и водоснабжения населения. Данный колодец находится на балансе сельского поселения и состоит в реестре муниципальной собственности с ДД.ММ.ГГГГ Однако регистрация права собственности в установленном законом порядке не подавалась. Согласно выписке из реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ колодец, расположенный в <адрес>, находится на балансе сельского поселения. Из объяснения главы администрации Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, данного ею заместителю прокурора Сонковского района Тверской области Борисову В.П. следует, чтоона работает главой Григорковского сельского поселения. В <адрес> расположен колодец, предназначенный для общего пользования и водоснабжения населения. Данный колодец находится на балансе сельского поселения и состоит в реестре муниципальной собственности с ДД.ММ.ГГГГ Однако документы для регистрации права собственности в установленном законом порядке не подавались. О том, что ею нарушено федеральное законодательство о регистрации муниципального имущества, она признает, для регистрации данного объекта водоснабжения необходим срок. Суд соглашается с выводами прокурора о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности на указанное имущество не позволяет муниципальному образованию сельского поселения совершать в полном объеме действия, связанные с владением, пользованием и распоряжением данным имуществом, что в дальнейшем не дает права муниципальному образованию в полном объеме содержать муниципальное имущество, осуществлять передачу по договору найма, закрепить обслуживающую организацию, в связи с чем возникает угроза процесса подачи питьевой воды надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям, то есть неопределенному кругу лиц, проживающих в границах муниципального образования сельского поселения. Суд не может согласиться с доводами ответчика Администрации Грикорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области о том, что отсутствие регистрации права собственности на указанный в исковом заявлении объект – колодец в д. Беклемишево - никак не влияет на содержание администрацией Григоркосвского сельского поселения данного колодца и что администрация выделяла деньги и производила ремонт данного объекта водоснабжения, посколькуотсутствие государственной регистрации права собственности на указанное имущество не позволяет муниципальному образованию сельского поселения совершать в полном объеме действия, связанные с владением, пользованием и распоряжением данным имуществом, законно выделять бюджетные средства на содержание данного объекта недвижимости, что может привести к возникновению угрозу процесса подачи питьевой воды надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям, то есть неопределенному кругу лиц, проживающих в границах муниципального образования сельского поселения, тогда как, в силу приведенных выше законодательных актов обязанность организации в границах поселения водоснабжения населения возложена на органы местного самоуправления.Таким образом, судом достоверно установлено, что административный ответчик, будучи обязанными зарегистрировать в территориальном органе, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на объект недвижимости – колодец, расположенный в <адрес>, не выполнил этого, что установлено судом в ходе судебного разбирательства и предусмотрено вышеприведёнными законодательными нормами. Таким образом, суд считает исковые требования прокурора, подлежащими полному удовлетворению. При этом суд считает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого ответчику следует выполнить исковые требования, поскольку именно об этом сроке ходатайствовал представитель административного истца и именно этот срок был поддержан административным ответчиком. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по своевременной регистрации в установленном законом порядке колодца, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области зарегистрировать в территориальном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на объект недвижимости – колодец, расположенный по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также уведомить суд и административного истца об исполнении решения суда в течение одного месяца после исполнения решения суда, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в Тверской областной суд через Сонковский районный суд Тверской области.

Председательствующий С.С. Кузнецова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2015 года.

Судья С.С. Кузнецова

1версия для печатиДело № 2а-181/2015 ~ М-223/2015 (Решение)