ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-181/2021 от 03.02.2021 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-181/2021

УИД 74RS0038-01-2020-003994-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

С. Долгодеревенское 03 февраля 2021 года

Сосновский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Е.В. Боднарь

при секретаре Н.Г. Гайнановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску Гашевского В.О. к администрации Сосновского муниципального района, Управлению Росреестра по Челябинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Гашевский В.О. обратился к администрации Сосновского муниципального района, Управлению Росреестра по Челябинской области с административным иском, в котором с учетом уточнения просил:

- признать действия администрации Сосновского муниципального района, выразившиеся в непредоставлении перечня земельных участков, которые включаются в границы Рощинского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА, незаконными;

- обязать администрацию Сосновского муниципального района сформировать и направить перечень земельных участков, которые включаются в границы Рощинского сельского поселения (АДРЕС) согласно генеральному плану Рощинского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА, в адрес Управления Росреестра по АДРЕС в соответствии с установленными регламентами;

- обязать администрацию Сосновского муниципального района установить и поставить на кадастровый учет границу АДРЕС в соответствии с генеральным планом Рощинского сельского поселения от ДАТА;

- обязать Росреестр Челябинской области внести изменения в кадастровый учет объектов недвижимости, установить категорию земельных участков с кадастровыми «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование исковых требований указал, что является собственником вышеуказанных земельных участков, расположенных на территории Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в соответствии с генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Рощинского сельского поселения, утвержденными решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА Сведения о генеральном плане размещены в СМИ опубликованы в газете «С*» и отображены на официальном сайте ФГИС ТП (Федеральная государственная информационная система территориального планирования УИН , УИН старый ) с пометкой действующий.

При этом согласно генеральному плану Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА указанные земельные участки входят в границы населенных пунктов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района как земли населенных пунктов с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства.

Наличие указанного генерального плана в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ч. 1 ст. 84 ЗК РФ является основанием для изменения категории земель у земельных участков с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», однако, административному истцу Управлением Росреестра по Челябинской области во внесении сведений об изменении кадастрового учета указанных земельных участков было отказано со ссылкой на положения ч. 7 ч. 7 ст. 23 ГрК РФ и ненаправление органом, утвердившим генеральный план, в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, в порядке, установленном ч. 1 ст. 32 Закона о регистрации, перечня земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, с указанием категории земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

В данном случае своим бездействием в виде ненаправления перечня земельных участков, которые включаются в границы Рощинского сельского поселения (АДРЕС) согласно генеральному плану Рощинского сельского поселения, утвержденному решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА, ответчик нарушает права истца на внесение соответствующих изменений в сведения ЕГРН.

Административный истец обращался в адрес администрации Сосновского муниципального района Челябинской области с требованием направить в адрес Управления Росреестра по Челябинской области документы (сведения) о вышеуказанных земельных участках, необходимые для осуществления кадастрового учета изменений категории земель данных земельных участков с «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию земель «земли населенных пунктов» в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, а также запрашивал выкопировку из генерального плана Рощинского сельского поселения ДАТА, утвержденного решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА, относительно названных земельных участков, а также выписки из Правил землепользования и застройки на принадлежащие ему участки, которые ему так и не предоставлены, чем нарушил его права.

Административный истец Гашевский В.О. в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, в удовлетворении которого было отказано судом.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ранее исковые требования поддерживал.

Представитель административного ответчика администрации Сосновского муниципального района исковые требования не признала, представив письменный отзыв. Указала, что генеральный план Рощинского сельского поселения в ДАТА не принимался, а решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА были утверждены только Правила землепользования и застройки Рощинского сельского поселения, генерального плана Рощинского сельского поселения ДАТА нет в действительности и он не утверждался. Решением совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА была исправлена описка в тексте решения совета депутатов от ДАТА и исключены из содержания слова об утверждении генерального плана Рощинского поселения. При этом указанное решение совета депутатов от ДАТА действительно принималось, о чем свидетельствует запись о перечне принятых решений на 76 заседании от ДАТА в журнале «Постановления заседаний Рощинского сельского совета депутатов первого созыва» за ДАТА, протокол указанного заседания совета депутатов. О наличии указанного решения от ДАТА представителю администрации стало известно только по результатам изучения архива совета депутатов, поскольку данное решение не было опубликовано.

Также пояснила, что согласно действующему генеральному плану АДРЕСДАТА спорные участки расположены за пределами АДРЕС и соответственно, основания для изменения категории земель названных земельных участков отсутствуют. При этом само решение совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА было отменено решением от ДАТА того же органа, опубликованном в газете «С*» в за ДАТА. Таким образом, ни генерального плана и Правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения ДАТА не имеется. Согласно же схеме территориального планирования Сосновского муниципального района, утвержденной решением собрания депутатов Сосновского муниципального района от ДАТА, а также Правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения, утвержденных решением совета депутатов от ДАТА, названные земельные участки расположены за пределами АДРЕС, в территориальной зоне И - территориальная зона сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий), в связи с чем не имеется оснований для изменения категории земель и направления в адрес Управления Росреестра по АДРЕС соответствующего перечня земельных участков.

На каждое из обращений Гашевского В.О. администрацией направлялись ответы об отсутствии оснований для направления сведений в Управление Росреестра по Челябинской области со ссылкой на то, что указанные земельные участки не входят в границы населенных пунктов согласно действующей градостроительной документации.

Также администрацией Сосновского муниципального района представлено письменное мнение на административный иск.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, представил письменные возражения на иск. Согласно названным возражениям Управление Росреестра по Челябинской области не является надлежащим ответчиком, поскольку какие-либо их действия (бездействие) не оспариваются. Нарушений со стороны Управления Росреестра по Челябинской области при отказе в изменении категории земельного участка с кадастровым по заявлению Гашевского В.О. от ДАТА допущено не было. В реестре границ ЕГРН содержатся сведения о границах населенного пункта АДРЕС, которые внесены в ЕГРН ДАТА на основании описания местоположения границ и решения совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА «Об утверждении генерального плана АДРЕС сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области». При этом земельный участок с кадастровым относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, и в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в ЕГРН, не расположен.

Также в возражениях отмечено, что в порядке п. 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДАТА № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пункта 7 «Правил предоставления документов …», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА, документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым были бы изменены границы населенного пункта АДРЕС, и в соответствии с которым спорный земельный участок был бы включен в границы населенного пункта, не поступал. При этом само по себе утверждение генерального плана не обеспечивает возможность изменения сведений ЕГРН о категории земельных участков без учета установленного выше порядка направления документов. В случае направления уполномоченным органом документов, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок включен в границы населенного пункта, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ , соответствующие сведения будут внесены в реестр и категория земельного участка, принадлежащего административному истцу, будет изменена. При этом в случае изменения категории земельного участка будет возможно и изменение вида разрешенного использования земельного участка. Требования к Управлению Росреестра по Челябинской области о возложении на Управление обязанности установить категорию земельного участка не только не обоснованно, но и заявлено излишне.

Помимо прочего, в возражениях отмечено, что по сведениям Государственного фонда данных земельный участок с кадастровым расположен на землях АОЗТ «Н*», является частью сельскохозяйственных угодий.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки с кадастровыми , что подтверждается выписками из ЕГРН, имеют категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельского хозяйства.

Спор между сторонами возник относительно существования генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ДАТА и расположения земельных участков истца согласно данному генеральному плану относительно границ земель населенных пунктов.

Административным истцом в обоснование своей позиции о расположении земельных участков на землях населенных пунктов представлены заключение кадастрового инженера ООО «СТ*» Б.Г.В. от ДАТА, согласно которому указанные земельные участки в соответствии с генеральным планом Рощинского сельского поселения, утвержденным решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА, расположены в границах населенного пункта АДРЕС, поляны , В соответствии с Правилами землепользования и застройки Рощинского сельского поселения, утвержденными решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА, границы указанных земельных участков исключены из границ населенного АДРЕС, расположены в территориальной зоне И - земли сельскохозяйственного назначения. Также истцом представлены распечатки с ресурса ФГИС ТП.

Те же сведения следуют и из ответа управления архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района от ДАТА (л.д. 113-114), согласно которому вышеуказанные земельные участки в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Рощинского сельского поселения, утвержденными решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА, расположены в границах населенного пункта, в территориальной зоне Ж2 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а в соответствии с правилами землепользования и застройки Рощинского сельского поселения, утвержденных решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА, в границы населенного пункта не входят, расположены в территориальной зоне И – зоне сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий), для которой градостроительные регламенты не установлены.

В соответствии со схемой территориального планирования Сосновского муниципального района, утвержденной решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от ДАТА земельные участки не включены в границы населенного пункта, расположены в территориальной зоне И - территориальная зона сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий), что следует из ответа администрации Сосновского муниципального района.

Названные обстоятельства следуют также из выкопировок из генерального плана Рощинского сельского поселения ДАТА., Правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения от ДАТА, схемы территориального планирования Сосновского муниципального района от ДАТА, карты градостроительного зонирования Рощинского сельского поселения, предоставленных по запросу суда управлением архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области.

ДАТА представителем Гашевского В.О. в Управление Росреестра по Челябинской области было подано заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об установлении (изменении) категории земельного участка с «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов» и вида разрешенного использования с «производство сельскохозяйственной продукции» на вид «для индивидуального жилищного строительства» согласно утвержденному генеральному плану Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденного ДАТА решением совета депутатов Рощинского сельского поселения , в чем ему было отказано со ссылкой на непоступление от органа, утвердившего генеральный план, сведений о земельных участках, включенных в границы населенного пункта, что следует из отзыва Управления Росреестра по Челябинской области.

Согласно последнему, в реестре границ ЕГРН содержатся сведения о границах населенного пункта АДРЕС. Сведения об указанной границе внесены в ЕГРН ДАТА на основании описания местоположения границ и Решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА «Об утверждении генерального плана нос. Рощино Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области». При этом согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в ЕГРН, не расположен).

Разрешая требования административного истца, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности на земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДАТА- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В силу ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДАТА № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

В силу п. 7 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДАТА (далее - Постановление ), в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации нрав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.

Как усматривается из предоставленных по запросу суда администрацией Рощинского сельского поселения документов, решением совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области второго созыва от ДАТА «Об утверждении генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» были утверждены генеральный план и Правила землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

При этом в ответе указали, что оригинала генерального плана у них не имеется, следует обратиться в управление архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области.

Решением того же совета депутатов от ДАТА «Об исправлении технических ошибок, допущенных при оформлении решения совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА.» название решения совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА решено читать «Об утверждении правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области», в преамбуле решения от ДАТА ст. 24 Градостроительного кодекса РФ заменить на ст. 31 часть 4; пункт 1 читать в следующей редакции «Утвердить правила землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

О факте того, что указанное решение совета депутатов от ДАТА принималось, свидетельствует запись о перечне принятых решений на 76 заседании от ДАТА в журнале «Постановления заседаний Рощинского сельского совета депутатов первого созыва» за ДАТА, также представлен протокол указанного заседания совета депутатов. О наличии указанного решения от ДАТА представителю администрации стало известно только по результатам изучения архива совета депутатов, поскольку данное решение не было опубликовано, о чем представитель ответчика пояснил в судебном заседании. Копия решения от ДАТА опубликована в газете «Сосновская нива» от ДАТА.

Также решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА, опубликованном в газете «С*» в за ДАТА, было отменено решение совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА

При этом из возражений Управления Росреестра по Челябинской области на административный иск следует, что в орган регистрации прав в установленном порядке не поступал документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым были бы изменены границы населенного пункта АДРЕС, и в соответствии с которым спорный земельный участок был бы включен в границы населенного пункта.

Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области третьего созыва ДАТА «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» были утверждены Правила землепользования и застройки Рощинского сельского поселения с изменениями и дополнениями, чему предшествовало проведение ДАТА публичных слушаний, признанных состоявшимися.

Земельные участки с кадастровыми , согласно правилам землепользования и застройки Рощинского сельского поселения, утвержденных решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА расположен в территориальной зоне - И - территориальная зона сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий), для территориальной зоны И градостроительные регламенты не установлены.

Таким образом, ни генерального плана Рощинского сельского поселения ДАТА, ни Правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения 2013 года не имеется. Согласно же схеме территориального планирования Сосновского муниципального района, утвержденной решением собрания депутатов Сосновского муниципального района от ДАТА, а также Правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения, утвержденных решением совета депутатов от ДАТА, названные земельные участки расположены за пределами АДРЕС, в территориальной зоне И - территориальная зона сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий), в связи с чем не имеется оснований для утверждения о том, что спорные земельные участки истца находятся в черте населенных пунктов и возложении на администрацию Сосновского муниципального района обязанности направить в Управление Росреестра по АДРЕС соответствующий перечень земельных участков, вошедших в границы населенного пункта, а также поставить на учет границу АДРЕС.

Более того, согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта. Использование таких земельных участков регулируется Федеральным законом от ДАТА № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Понятие сельскохозяйственных угодий приведено в п. 1 ст. 79 ЗК РФ, согласно которой это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в пользовании и подлежат особой охране.

В силу п. 6 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых и жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Учитывая изложенное, оснований считать, что земельные участки истца могли быть включены в состав земель населенных пунктов, и для изменения категории земель и направления в адрес Управления Росреестра по Челябинской области соответствующего перечня земельных участков, не усматривается.

На каждое из обращений Гашевского В.О. администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области направлялись ответы об отсутствии оснований для направления сведений в Управление Росреестра по Челябинской области со ссылкой на то, что указанные земельные участки не входят в границы населенных пунктов согласно действующей градостроительной документации.

Оснований для удовлетворения требований к Управлению Росреестра по Челябинской области не имеется, поскольку истец не оспаривает какое-либо действие (бездействие) данного ответчика, и не указывает на то, в чем заключается нарушение его прав со стороны Управления Росреестра по Челябинской области.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Гашевского В.О. к администрации Сосновского муниципального района о признании незаконными действий администрации Сосновского муниципального района, выразившихся в непредоставлении перечня земельных участков, которые включаются в границы Рощинского сельского поселения, согласно генеральному плану Рощинского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА, понуждении администрации Сосновского муниципального района сформировать и направить указанный перечень земельных участков в Управление Росреестра по Челябинской области, поставить на государственный кадастровый учет границу населенного пункта поселка Рощино в соответствии с генеральным планом Рощинского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов Рощинского сельского поселения от ДАТА, отказать.

В удовлетворении административного искового заявления Гашевского В.О. к Управлению Росреестра по Челябинской области о возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости путем указания категории земель «земли населенных пунктов» и вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении земельных участков с кадастровыми отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> Е.В. Боднарь

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Е.В. Боднарь