ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1820/18 от 13.01.2018 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-1820/18

(УИД 42RS0013-01-2018-002999-65)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Антиповой И.М.,

при секретаре Фроловой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске

09ноября 2018года

дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Совету народных депутатов Междуреченского городского округа, администрации Междуреченского городского округа об оспаривании действий, бездействия должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным иском к Совету народных депутатов Междуреченского городского округа, администрации Междуреченского городского округа об оспаривании действий, бездействия должностных лиц, просят признать отказ Совета народных депутатов Междуреченского городского округа в установлении границ территориального общественного самоуправления «Камешок» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать Совет народных депутатов Междуреченского городского округа установить границы территориального общественного самоуправления «Камешок», признать бездействие администрации Междуреченского городского округа, заключающееся в несоздании необходимых условий для становления и развития территориального общественного самоуправления на территории района Камешек Междуреченского городского округа в ДД.ММ.ГГГГ гг., незаконным; обязать администрацию Междуреченского городского округа создать необходимые условия для становления и развития территориального общественного самоуправления на территории района Камешек Междуреченского городского округа.

Требования мотивированы тем, что инициативная группа жителей района Камешек Междуреченского городского округа <адрес> в составе: ФИО2, ФИО3, ФИО4, К.Г.Г., Б.Т.М., ФИО1, К.И.Н., Т.В.В., Г.Н.Н., П.Т.Ю., И.Н.А., К.Н.С.ДД.ММ.ГГГГ приняли решение о создании на территории района <адрес> городского округа <адрес> территориальное общественное самоуправление (ТОС), что утверждено Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ состоялось голосование по выборам делегатов учредительной конференции по созданию ТОС.

ДД.ММ.ГГГГг. состоялась учредительная конференция жителей территории, где было принято решение о создании ТОС «Камешок».

ДД.ММ.ГГГГг. в Совет народных депутатов Междуреченского городского округа было направлено ходатайство об установлении границ территории, на которой предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.

Согласно ответу на ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ за , административным ответчиком отказано в установлении границ ТОС. В качестве оснований для отказа было указано следующее: в протоколе неправильно указано число избранных делегатов, отсутствует протокол собрания граждан по выдвижению делегатов с <адрес>, в некоторых протоколах указано присутствие граждан, которые не проживают в районе Камешек, либо указан дом, которого нет, либо люди на собрании не были, а указаны в протоколе, в связи с чем, протоколы являются недействительными, в списке делегатов не указана норма представительства, не указана схема границ территории ТОС с их описанием, не представлена письменная информация от официальных органов о количестве населения, проживающего на территории создаваемого ТОС. Особое внимание административный ответчик обращает на расхождение цифр в протоколе учредительной конференции по созданию ТОС и протоколами собраний по выборам делегатов.

ДД.ММ.ГГГГ в Совет народных депутатов Междуреченского городского округа было повторно направлено ходатайство об установлении границ ТОС «Камешок», к которому были приложены схема и описание границ территории, устранены те недостатки, которые могли быть устранены: была приложена схема границ территории, справка о количестве жителей на территории ТОС, приложен протокол собрания по выдвижению делегатов с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, какие именно недостатки устранены, а с какими предъявляемыми недостатками инициативная группа не согласна.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 от административного ответчика получен письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ, которым Совет народных депутатов Междуреченского городского округа вновь отказал в установлении границ территории, на которой планируется осуществление ТОС.

Административные истцы считают отказ в установлении границ ТОС незаконным, нарушающим ст. 3, ст. 12 Конституции РФ, которыми в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ч.2 ст. 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Со ссылкой на положения п.1, п.6, п. 11 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения Междуреченского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 330 "Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "Междуреченский городской округ" и Положения о порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления" (принято городским Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ) административные истцы считают, что жители района Камешек путем свободных выборов, собственноручными подписями выбрали своих представителей (делегатов) на учредительной конференции по созданию на территории своего проживания территориального местного самоуправления. Административные истцы считают, что требуемая доля населения района Камешек выразило свою волю к созданию территориального общественного самоуправления, а основания Совета народных депутатов, являются излишне формальными и незначительными, направлены на максимальное затягивание, препятствование законной реализации воли жителей <адрес>.

Считают, что администрация Междуреченского городского округа не оказывает содействия населению в созданию самоуправления, а наоборот, фактически отговаривает жителей района Камешек от создания ТОС, не оказывает помощи инициативной группам граждан в проведении собраний (конференций) граждан, не создает необходимые условия для становления и развития системы территориального общественного самоуправления в Междуреченском городском округе. Напротив, представители администрации Междуреченского городского округа и Майзасского территориального самоуправления убеждают жителей района Камешек в ненужности создаваемого самоуправления. Для организации управления районом Камешок администрация Междуреченского городского округ, не имея на то законных оснований, без надлежащего голосования, устанавливает представителей уличных комитетов, лояльных администрации.

В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, настаивали на доводах административного искового заявления.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2- ФИО5, действующий на основании доверенностей от 28.08.2018 года, № 42 АА 2198878 от 05.04.2018 года настаивал на доводах административного искового заявления.

В судебное заседание административный истец ФИО4, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Междуреченского городского округа в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялась надлежащим образом, согласно предоставленного письменного отзыва просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

В настоящее судебное заседание представитель административного ответчика Совета народных депутатов Междуреченского городского округа, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись судом надлежащим образом, согласно заявления просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила в суд письменные возражения, согласно которым в целях реализации положений законодательства и права граждан на осуществление местного самоуправления посредством организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования «Междуреченский городской округ» Советом народных депутатов принято решение Междуреченского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «Междуреченский городской округ» и Положения о порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления».

ДД.ММ.ГГГГ в Совет народных депутатов МГО были направлены документы и ходатайство об установлении границ территории, на которой предполагается осуществлять ТОС. Совет народных депутатов провел их проверку на соответствие действующему законодательству и муниципальным правовым актам. По итогам рассмотрения документов Совет народных депутатов согласно части 5 статьи 8 Положения отказал в установлении указанных границ по причине предоставления неполного комплекта документов. Кроме этого, в протоколе учредительной конференции было неправильно указано число избранных делегатов, поскольку в соответствии с частью 9 статьи 11 Положения норма представительства делегатов на конференцию граждан при количестве проживающих на территории создаваемого или действующего ТОС составляет от 501 до 2000 человек - 1 делегат от 20 граждан (517:20=26 делегатов, а не 25),а также отсутствовал протокол собрания граждан по выдвижению делегатов с <адрес>.

В связи с этим Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос начальнику Майзасского территориального управления администрации Междуреченского городского округа с просьбой предоставить информацию о том, действительно ли граждане, указанные в протоколах собраний граждан по выдвижению делегатов конференции проживают в поселке.

По данным, представленным Майзасским территориальным управлением администрации Междуреченского городского округа (копия ответа прилагается):

1) в протоколе собрания по выборам делегатов по <адрес> №№ домов с <адрес> написано, что на собрании присутствовало 94 человека, что отражено в листе регистрации, однако К.С.В. на собрании не была и расписывалась только за приглашение на собрание, Х.Р.А. на собрании не была и не расписывалась, соответственно отражена недостоверная информация;

в протоколе собрания по выборам делегатов по <адрес> №№ домов с <адрес> написано, что на собрании присутствовало 34 человека, что отражено в листе регистрации, однако Л.Т.М. в регистрационном листе не расписывалась, подписались за нее, жители <адрес> на собрании не были, соответственно отражена недостоверная информация;

в протоколе собрания по выборам делегатов по <адрес> №№ домов с <адрес> написано, что на собрании присутствовало 19 человек, что отражено в листе регистрации, однако из 19 человек на собрании присутствовало только 6 человек, соответственно присутствовало менее 1/3 жителей данной территории и собрание не является правомочным;

в протоколе собрания по выборам делегатов по <адрес> №№ домов с <адрес> написано, что на собрании присутствовало 44 человека, что отражено в листе регистрации, однако 4 человека с <адрес> на собрании не были, соответственно отражена недостоверная информация;

в протоколе собрания по выборам делегатов по <адрес> №№ домов с <адрес> написано, что на собрании присутствовало 18 человек, что отражено в листе регистрации, однако У.С.А. является недееспособным, К.Л.М. на собрании не присутствовала, председателем собрания не была, соответственно отражена недостоверная информация;

в протоколе собрания по выборам делегатов по <адрес> №№ домов с <адрес> написано, что на собрании присутствовало 15 человек, что отражено в листе регистрации, однако Р.В.М. инвалид, на собрании не была, расписалась, ничего не понимая, С.Г.С. на собрании не был, не помнит, чтобы вообще расписывался, соответственно отражена недостоверная информация.

ДД.ММ.ГГГГ в Совет народных депутатов МГО поступило ходатайство об установлении границ ТОС «Камешек».

К ходатайству были приложены следующие документы:

протокол учредительного собрания (конференции) граждан, в котором содержится принятое собранием (конференцией) граждан решение об обращении в Совет народных депутатов Междуреченского городского округа по вопросу установления границ территории, на которой осуществляется ТОС. В протоколе учредительной конференции по созданию ТОС опять неправильно было указано число избранных делегатов (в соответствии с частью 9 статьи 11 Решения норма представительства делегатов на конференцию граждан при количестве проживающих на территории создаваемого или действующего ТОС составляет от 501 до 2000 человек - 1 делегат от 20 граждан) и содержание его отличалось от первоначально предоставленного в ДД.ММ.ГГГГ документа (копии прилагаются);

список участников собрания, а в случае проведения конференции - список делегатов конференции с указанием нормы представительства и протоколы собраний граждан по выдвижению делегатов конференции.

Протоколы собраний граждан были представлены в неизменном виде, хотя Совет народных депутатов в своем первом ответе обращал внимание на то, что в некоторых протоколах собраний граждан по выдвижению делегатов конференции было указано присутствие граждан, которые не проживают в районе Камешек, либо указан дом, которого нет, либо люди на собрании не были, а указаны в протоколе.

В части 4 протокола собрания жителей поселка по избранию инициативной группы по созданию ТОС написано - провести предварительные собрания граждан по выдвижению делегатов на учредительную конференцию, то есть установлен порядок избрания делегатов конференции путем проведения собрания, а не путем заочного голосования, следовательно лица, которые не участвовали в собрании по выборам делегатов, не должны быть в листе регистрации.

В части 5 протокола собрания жителей поселка по избранию инициативной группы по созданию ТОС неправильно указана норма представительства делегатов (в соответствии с частью 9 статьи 11 Решения норма представительства делегатов на конференцию граждан при количестве проживающих на территории создаваемого или действующего ТОС составляет от 501 до 2000 человек - 1 делегат от 20 граждан).

В связи с этим, Совет народных депутатов Междуреченского городского округа рекомендовал предоставить новый пакет документов (в том числе справку о численности населения, так как справка была предоставлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год), поскольку представленные документы содержали недостоверные сведения.

Считает отказ в установлении границ территории, на которой предполагается осуществлять ТОС законным и обоснованным.

Согласно части 6 статьи 226 "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.12.2015) Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как разъяснено в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Согласно п.1 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

Согласно п.6 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Кворум по созданию ТОС «Камешок» достигнут.

Согласно п. 11 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии с частью 5 статьи 18 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ» порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Междуреченского городского округа.

В целях реализации вышеуказанных положений законодательства и права граждан на осуществление местного самоуправления посредством организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования «Междуреченский городской округ» Советом народных депутатов принято решение Междуреченского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «Междуреченский городской округ» и Положения о порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления».

Статья 1 «Положения о порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления» определяет, что Территориальное общественное самоуправление ( долее ТОС) – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования «Междуреченский городской округ» для самостоятельного и под свою ответственность осуществления инициатив по вопросам местного значения, является формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

В соответствии со статьей 8 Положения создание территориального общественного самоуправления осуществляется на учредительном собрании (конференции) по инициативе граждан, проживающих на соответствующей территории, где предполагается осуществить ТОС.

В зависимости от числа граждан, постоянно проживающих на территории создаваемого территориального общественного самоуправления, проводятся учредительное собрание или конференция граждан.

При численности жителей, проживающих на территории, до 500 человек проводится собрание граждан, при численности жителей более 500 человек - конференция граждан.

Организацию учредительного собрания (конференции) граждан осуществляет инициативная группа численностью не менее десяти человек, проживающих на соответствующей территории.

Инициативная группа принимает решение о проведении учредительного собрания или конференции в зависимости от числа граждан, проживающих на данной территории, ее размеров, местных условий и других обстоятельств, а также осуществляет подготовку необходимых документов.

На учредительном собрании (конференции) принимаются решения о создании ТОС, о его наименовании, об определении границ создаваемого ТОС, об определении лица, уполномоченного представлять интересы ТОС в Междуреченском городском Совете народных депутатов по вопросу утверждения границ ТОС.

Уполномоченный представитель собрания (конференции) письменно обращается в Междуреченский городской Совет народных депутатов с ходатайством утвердить территориальные границы деятельности, в пределах которых предполагается осуществление территориального общественного самоуправления.

Требования к осуществлению ТОС через собрания (конференции) граждан регламентировано в ст. 11 Положения, где в пункте 8, 9 указано, что собрание граждан правомочно, если в нем принимают участие не менее 1\3 жителей, постоянно проживающих на соответствующей территории, где предполагается осуществить ТОС. Конференция граждан считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории. Норма представительства делегатов на конференцию граждан при количестве проживающих на территории создаваемого или действующего ТОС составляет:

От 501 до 2 000 человек – 1 делегат от 20 граждан,…

В случае создания ТОС на территории малоэтажной индивидуальной жилой застройки норма представительства по выборам делегатов на конференцию граждан составляет 1 делегат не менее чем от 10 и не более чем от 30 домовладений.

Согласно статьи 4 Положения в территориальном общественном самоуправлении имеют право участвовать граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста:

1.1. проживающие (зарегистрированные по месту жительства) на соответствующей территории в городском округе;

1.2. являющиеся собственниками жилых домов, жилых или нежилых помещений в домах, расположенных на соответствующей территории, независимо от места их регистрации по месту жительства.

В соответствии со статьей 7 данного Положения Совет народных депутатов:

- принимает Положение об организации и осуществлении ТОС на территории городского округа и иные правовые акты по ТОС;

- определяет границы территории ТОС;

- рассматривает возможность финансовой поддержки ТОС при утверждении бюджета городского округа.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Положения Междуреченский городской Совет народных депутатов в течении двух месяцев со дня получения ходатайства и прилагаемых документов проводит их проверку на соответствие действующему законодательству и муниципальным правовым актам. По итогам рассмотрения документов Междуреченский городской Совет народных депутатов устанавливает границы, на которой осуществляется ТОС, либо отказывает с установлении указанных границ.

Согласно п. 3 ст. 4 Положения органы государственной власти и органы местного самоуправления городского округа не вправе препятствовать участию граждан в осуществлении ТОС.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> состоялось собрание жителей поселка Камешок по избранию инициативной группы для создания ТОС (территориального общественного самоуправления) на территории поселка: <адрес>

Повестками дня были вопросы, в том числе: п.3 избрание инициативной группы для проведения мероприятий по организации ТОС,…установление нормы представительства делегатов на учредительную конференцию.

На собрании присутствовало 31 человек, была избрана инициативная группы в количестве 12 человек (протокол собрания на л.д.9-10).

В зависимости от численности жителей создаваемого ТОС (более 500) было принято верное, соответствующее требованиям Положения о порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления решение о проведении учредительного собрания в форме конференции делегатов, по выдвижению которых провести собрания граждан, предложено избрать 1 делегата от 10 домовладений (протокол собрания на л.д.9-10).

Как следует из представленных истцами документов проведение собраний по выборам делегатов учредительной конференции проводилось по улицам, протоколировалось, на собраниях приняты решения по выбору делегатов:

- ДД.ММ.ГГГГ проведено собрание по выборам учредительной конференции по созданию ТОС на территории <адрес><адрес>. При численности жителей в 18, присутствовало 10 человек. Избран 1 делегат К.Н.С.. В подтверждение представлен протокол собрания и лист регистрации участников собрания на л.д.11-13.

-ДД.ММ.ГГГГ проведено собрание по выборам учредительной конференции по созданию ТОС на территории <адрес><адрес>. При численности жителей в 51, присутствовало 30 человек. Избран 1 делегат Б.Т.М. В подтверждение представлен протокол собрания и лист регистрации участников собрания на л.д.14-18.

-ДД.ММ.ГГГГ проведено собрание по выборам учредительной конференции по созданию ТОС на территории собрания <адрес><адрес>. При численности жителей в 74, присутствовало 44 человек. Избрано 4 делегата Р.Ю.А., К.В.М., М.А.Г., Х.Ю.П.. В подтверждение представлен протокол собрания и лист регистрации участников собрания на л.д. 19-23.

-ДД.ММ.ГГГГ проведено собрание по выборам учредительной конференции по созданию ТОС на территории собрания <адрес> № домов с <адрес>, <адрес> № домов с <адрес>. При численности жителей в 19, присутствовало 15 человек. Избран 1 делегат З.Т.И. В подтверждение представлен протокол собрания на л.д.24.

-ДД.ММ.ГГГГ проведено собрание по выборам учредительной конференции по созданию ТОС на территории собрания <адрес> № домов с <адрес>. При численности жителей в 79, присутствовало 38 человек. Избрано 3 делегата К.Г.Г., ФИО3, Г.Н.Н. В подтверждение представлен протокол собрания и лист регистрации участников собрания на л.д.25-27.

-ДД.ММ.ГГГГ проведено собрание по выборам учредительной конференции по созданию ТОС на территории собрания <адрес> № домов с <адрес>. При численности жителей в 22, присутствовало 19 человек. Избран 1 делегат ФИО1. В подтверждение представлен протокол собрания и лист регистрации участников собрания на л.д.28-31.

-ДД.ММ.ГГГГ проведено собрание по выборам учредительной конференции по созданию ТОС на территории собрания <адрес> № домов с <адрес>. При численности жителей в 175, присутствовало 94 человек. Избрано 9 делегата. В подтверждение представлен протокол собрания и лист регистрации участников собрания на л.д.32-40.

-ДД.ММ.ГГГГ проведено собрание по выборам учредительной конференции по созданию ТОС на территории собрания <адрес> № домов с <адрес> При численности жителей в 30, присутствовало 18 человек. Избрано 2 делегата П.О.Л. и П.Т.Ю. В подтверждение представлен протокол собрания и лист регистрации участников собрания на л.д.41-44.

ДД.ММ.ГГГГ проведено собрание учредительной конференции по созданию ТОС на территории собрания <адрес>, <адрес> При численности жителей в 517 человек, кворуме делегатов 25, на конференции присутствовало 20 делегатов (2\3 от избранных). Приняты решения о создании ТОС, его наименовании, назначении уполномоченных лиц в Совете народных депутатов. В подтверждение представлен протокол собрания и лист регистрации участников собрания на л.д.45-50.

ДД.ММ.ГГГГг. в Совет народных депутатов Междуреченского городского округа направлено ходатайство об установлении границ территории, на которой предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление (л.д. 51).

ДД.ММ.ГГГГ за дан ответ, которым административным ответчиком отказано в установлении границ ТОС. В качестве оснований для отказа были указаны следующие: в протоколе неправильно указано число избранных делегатов, отсутствует протокол собрания граждан по выдвижению делегатов с <адрес>, в некоторых протоколах указано присутствие граждан, которые не проживают в районе Камешек, либо указан дом, которого нет, либо люди на собрании не были, а указаны в протоколе, в связи с чем, протоколы являются недействительными, в списке делегатов не указана норма представительства, не указана схема границ территории ТОС с их описанием, не представлена письменная информация от официальных органов о количестве населения, проживающего на территории создаваемого ТОС. Особое внимание административный ответчик обратил на расхождение цифр в протоколе учредительной конференции по созданию ТОС и протоколами собраний по выборам делегатов.

ДД.ММ.ГГГГ в Совет народных депутатов Междуреченского городского округа было повторно направлено ходатайство об установлении границ ТОС «Камешок», к которому были приложены схема и описание границ территории, устранены по мнению истцов те недостатки, которые могли быть устранены: была приложена схема границ территории, справка о количестве жителей на территории ТОС, приложен протокол собрания по выдвижению делегатов с <адрес> Приобщено письмо от ДД.ММ.ГГГГ указано, какие именно недостатки устранены, а с какими предъявляемыми недостатками инициативная группа не согласна (л.д. 53-54).

ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ за , которым Совет народных депутатов Междуреченского городского округа вновь отказал в установлении границ территории, на которой планируется осуществление ТОС. В ответе указано на то, что в протоколе учредительной конференции по созданию ТОС неправильно указано число избранных депутатов, в листах регистрации указаны граждане, которые не участвовали в собраниях по выбору делегатов, в листках регистрации отражена недостоверная информация.

В ходе рассмотрения дела представители ответчиков настаивали на обстоятельствах, указанных в ответе от ДД.ММ.ГГГГ. В подтверждение представлена справка, выданная начальником Майзасского территориального управления администрации Междуреченского городского округа К.Р.Г. (л.д. 80-81), в которой изложена информация о гражданах, проживающих в поселке.

При изучении данной справки в судебном заседании установлено, что в ней содержатся сведения о гражданах, указанных в листах регистрации как участвующих в собраниях по выбору делегатов на конференцию, которые по каким-либо причинам не участвовали в собраниях, в том числе поскольку не проживают по указанным адресам, недееспособны и т.п.

В судебном заседании опрошенная в качестве свидетеля начальник Майзасского территориального управления администрации Междуреченского городского округа К.Р.Г. пояснила, что сведения, изложенные в данной справке, она проверяла лично и установила, что некоторые из граждан не проживают по данным адресам, приезжают наездами, также граждане сообщали, что не участвовали в собраниях, просто проставили подписи в документах.

В целом обстоятельства того, что не все жители, проставившие подписи в листах регистрации участвовали в собраниях, не отрицали и сами истцы в ходе рассмотрения дела в суде, поясняя, что не все граждане могли участвовать в собраниях, кто то был занят, кто то болел и по другим причинам, в связи с чем лица из инициативной группы ходили по домам, объясняли людям о создании ТОС, и жители проставляли свои подписи в листах регистрации.

Исходя из этого, суд признает состоятельными возражения ответчиков о том, что фактически проводилось заочное голосование по выбору делегатов, при этом в ходе рассмотрения дела нашло подтверждение обстоятельства, изложенные в ответе Совета народных депутатов о том, что не все лица, указанные в листах регистрации присутствовали на собраниях. Граждане проставляли лишь подписи в листах регистрации, не располагая сведениями о делегатах и не сказывая свое волеизъявление относительно их избрания. Суд признает, что в связи с фактами не присутствия выявленных лиц на собраниях Советом народных депутатов Междуреченского городского округа обосновано поставлено под сомнение наличие кворума на фактически проведенных собраниях по выбору делегатов и результаты их проведения. Очевидно, что невозможность собрания необходимого количества жителей с их фактическим одновременным личным присутствием на собрании, о чем дали пояснения в суде сами истцы, объективно свидетельствует о нежелании жителей поселка принимать участие в создании ТОС и отсутствие необходимого волеизъявления жителей поселка на его создание.

Данное верно признано Советом народных депутатов Междуреченского городского округа нарушением порядка создания территориального общественного самоуправления на рассматриваемой территории поселка Камешек. Оснований для признания ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным нет.

Также, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истцов о признании бездействия администрации Междуреченского городского округа незаконными. Истцами даны пояснения, что незаконность бездействия администрации Междуреченского городского округа выразилось в несоздании необходимых условий для становления и развития ТОС, в том числе отсутствие разъяснений, методических рекомендаций, организации соответствующей работы. Однако, конкретных фактических доводов в обоснование этому истцами не представлено. Как следует из возражений представителя ответчика администрации Междуреченского городского округа никаких препятствий жителям поселка по созданию ТОС не чинится. Сами истцы не отрицали, что им предоставлялись помещения для проведения собраний. В поселке активная общественная жизнь, имеется школа, магазины и т.п., поводится общественный мероприятия, в том числе дни поселка, администрацией поселка и Советом общественности поселка издается ежемесячный информационный вестник «Камешек» (печатное издание). Силами совета общественности поселки и инициативной группой проводилась агитационная и разъяснительная компания относительно создания ТОС, и иное. Каких-либо доказательств обращения жителей поселка либо Совета общественности поселка в администрацию Междуреченского городского округа, в том числе письменных, относительно оказания содействия в организации работы по созданию ТОС, по конкретным фактам и предложениям, в ходе рассмотрения дела не представлено. Каких-либо обстоятельств нарушения прав жителей поселка и требований законодательства, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Совету народных депутатов Междуреченского городского округа, администрации Междуреченского городского округа о признании отказа Совета народных депутатов Междуреченского городского округа в установлении границ территориального общественного самоуправления «Камешок» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании Совета народных депутатов Междуреченского городского округа установить границы территориального общественного самоуправления «Камешок», признании бездействия администрации Междуреченского городского округа, заключающееся в несоздании необходимых условий для становления и развития территориального общественного самоуправления на территории района Камешек Междуреченского городского округа в ДД.ММ.ГГГГ гг., незаконным и обязании администрации Междуреченского городского округа создать необходимые условия для становления и развития территориального общественного самоуправления на территории района Камешек Междуреченского городского округа, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись И.М. Антипова

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 14 ноября 2018 года.

Судья: подпись И.М. Антипова

Копия верна

Судья: И.М. Антипова

И.М. Антипова