ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1820/2017 от 25.05.2017 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2017 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1820/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Иркутска, Отделу учета и предоставления жилья Департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по заключению договора социального найма жилого помещения, о понуждении принять документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги по заключению договора социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным иском к администрации города Иркутска, Отделу учета и предоставления жилья Департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска в котором просил признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ в приеме документов, необходимых для предоставлении муниципальной услуги по заключению договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Администрацию г. Иркутска принять документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги по заключению с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р., договора социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование административного искового заявления указано, что решением Ленинского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> обязании Администрации г. Иркутска заключения с ФИО1 договора социального найма на указанное жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ. административный истец через своего представителя ФИО2 обратился в администрацию города Иркутска с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, приложив все необходимые документы, включая Решение Ленинского районного суда от 8.11.2016 г. Ответом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за , было отказано в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в качестве основания неоказания мне муниципальной услуги имеется ссылка на п.п. 6.2 раздела 6 главы II, п.п. 7.1.3 п. 7.1 раздела 7 главы II, Постановления администрации г. Иркутска от 30.08.2013 г. № 031-06.2362/13 «Об утверждении административного регламента «Заключении договора социального найма с гражданами, занимающие жилые помещения муниципального жилищного фонда» который предусматривает перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а именно, отсутствие согласия на подписание им договора социального найма указанного жилого помещения лиц, включенных в ордер. Административный истец считает отказ в приеме документов необходимых для предоставления муниципальной услуги, является незаконным и нарушает его права, по следующим основаниям. Административный ответчик, давая правовую оценку его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. о заключении договора социального найма не учел, решение Ленинского районного суда от 08.11.2016г. в той части, что данным решением суд обязал Администрацию г. Иркутска, заключить договор со мной договор социального найма на вышеуказанное жилое помещение, не предоставив муниципальной услуги в приеме документов, ответчик нарушил ч. 2 cт. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в силу п.3 ст. 10 ЖК РФ одним из оснований возникновения жилищных прав и обязанностей являются судебные решения. Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 08.11.2016г. установлено его право на заключении договора социального найма на жилое помещение, неположенное по адресу: <адрес>. В соответствии с п.п. 3.1.3 п. 4 раздела 3 административного регламента «Заключения договора социального найма с гражданами, занимающие жилые помещения муниципального жилищного фонда» заявители имеющие право на предоставление муниципальной услуги, являются граждане, в отношении которых имеется решения суда, признании за ними права пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда и заключении с ними договора социального найма. Административным ответчиком тем самым нарушен порядок Административного регламента «Заключения договора социального найма с гражданами, занимающие жилые помещения муниципального жилищного фонда», в указанной части, прямо говориться, что граждане имеющие такое решение имеют право на предоставление муниципальной услуги.

В судебном заседании административный истец ФИО1 отсутствует, Административный ответчик Отдел учета и предоставления жилья Департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска в судебном заседании не представлен, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель административного истца ФИО2 заявил ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с его участием в судебном заседании в ином суде.

При разрешении ходатайства представителя административного истца ФИО2 об отложении судебного заседания, суд учитывает следующее.

В силу ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Статьей 10 ГК РФ закрепляется презумпция добросовестности участников гражданско-правовых отношений, осуществляя тем самым защиту гражданских прав, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Причины, указанные стороной административного истца в обосновании ходатайства об отложении судебного разбирательства суд полагает неуважительными, поскольку о нахождении дела в Кировском районном суде г. Иркутска административный истец и его представитель знали заблаговременно и должны были предпринять все зависящие от них меры для явки в судебное заседание, либо предоставления суду доказательств уважительности причин невозможности явки в судебное заседание. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание административным истцом в нарушение ч. 2 ст. 150 КАС РФ суду не представлено. Невозможность явки в судебное заседание истца в отсутствии доказательств не может само по себе являться уважительной причиной.

Невозможность явки в судебное заседание представителя административного истца в связи с занятостью в другом процессе не является уважительной причиной, поскольку является субъективной причиной, зависящей от волеизъявления представителя административного истца. Участие в другом процессе является выбором представителя по распоряжению своими процессуальными правами. Кроме того, административный истец не был лишен возможности уполномочить иное лицо на представление своих интересов в суде, в связи с невозможностью личной явки в судебное заседание либо своего представителя.

С учетом указанных обстоятельств, в целях своевременного рассмотрения дела, недопущении волокиты при рассмотрении дела, соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела, необходимости соблюдения прав других участников процесса, запрета в злоупотреблении предоставленными правами, судом вынесено протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайства стороны административного истца об отложении судебного разбирательства и о рассмотрении дела в отсутствии административного истца и его представителя, административного ответчика Отдел учета и предоставления жилья Департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска, уведомленных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель административного ответчика администрации г. Иркутска ФИО3 заявленные требования не признала, суду пояснила, что не оспаривает право ФИО1 на заключение договора социального найма, установленное решением Ленинского районного суда г. Иркутска. Вместе с тем, со стороны административного истца не соблюден порядок подачи документов, в частности, представлен не полный пакет документов для заключения договора социального найма, предусмотренный законом, что и послужило основанием для отказа в приеме документов.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 08.11.2016г. за ФИО1, признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, суд обязал администрацию г. Иркутска заключить с ФИО1 договор социального найма на указанное жилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в администрацию г. Иркутска с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению были приложены следующие документы: решение Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, копия паспорта, справка о составе семьи, копия свидетельства о смерти, копия свидетельства о браке, копия справки о

Согласно ответу администрации г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ. , ФИО1 отказано в приеме документов. В обоснование указано, что в соответствии с п.п. 7.1.3 п. 7.1 раздела 7 главы II регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договора социального найма с гражданами, занимающими жилые помещения муниципального жилищного фонда», утверждённого постановлением администрации города Иркутска от 30.08.2013 № 031-06-2362/13 (далее по тексту - регламент) основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги является непредставление заявителем (его представителем) документов, указанных в пункте 6.2 раздела 6 главы II данного регламента. Подпунктом 6.2. п. 6 раздела 6 главы II регламента предусмотрено предоставление следующих документов:

согласие всех совершеннолетних членов семьи заявителя на обработку администрацией города Иркутска их персональных данных по форме согласно Приложению № 2 к регламенту;

копии документов, удостоверяющих личности заявителя и проживающих совместно с заявителем членов его семьи (паспорта);

копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем, к членам его семьи (свидетельства о рождении, о смерти, свидетельства о заключении, расторжении брака, перемене имени, свидетельства об усыновлении, свидетельства об установлении отцовства, соответствующие решения суда, вступившие в законную силу); копия документа, удостоверяющего личность представителя заявителя (паспорт), и копии документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя (нотариально удостоверенная доверенность, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, свидетельство о рождении, решение суда об усыновлении, свидетельство об усыновлении, свидетельство об установлении отцовства), в случае, если от имени заявителя действует его представитель;

копия справки с места жительства о составе семьи;

согласие в письменной форме всех совершеннолетних членов семьи заявителя, в том числе временно отсутствующих членов семьи, на подписание заявителем договора социального найма жилого помещения.

ФИО1 в качестве документа, подтверждающего право на занятие жилого помещения по адресу: <адрес>, представлено решение Ленинского районного суда города Иркутска от 08.11.2016г. о признании ФИО1 членом семьи нанимателя Т.Г. - нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признании за ФИО1 права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, обязании администрации <адрес> заключить с ФИО1 договор социального найма на спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Единого общегородского реестра адресов объектов недвижимости г. Иркутска, предоставленной МУП «БТИ города Иркутска», в Едином общегородском реестре адресов объектов недвижимости г. Иркутска зарегистрировано изменение наименования элемента улично-адресной сети (улицы) от ДД.ММ.ГГГГ.: здание по адресу: <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ числилось по переулку <адрес>. При этом, в архивных документах отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации имеется ордер серии А от ДД.ММ.ГГГГ., выданный <данные изъяты> с семьей, состоящей из <данные изъяты> человек на право занятия <данные изъяты> комнат площадью <данные изъяты> кв.м. в квартире дома по адресу: <адрес>. В качестве членов семьи нанимателя в указанный ордер включены: <данные изъяты>. Кроме того, в представленной ФИО1 справке с места жительства о составе семьи из МКУ «Сервисно-регистрационный центр» города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ., в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрирована М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ). В представленном ФИО1 пакете документов отсутствуют документы, подтверждающие утрату лицами, указанными в ордере серии А от ДД.ММ.ГГГГ., справке с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ. (М.А.), права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Также ФИО1 не представлены: копии паспортов данных граждан, согласия на подписание Вами договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, их отказы от (либо согласия) на включение в данный договор, а так же согласия на обработку администрацией города Иркутска их персональных данных, либо документы, подтверждающие утрату ими права пользования указанным жилым помещением. Учитывая изложенное, на основании п.п. 7.1.3 п. 7.1 раздела 7 главы II регламента, ФИО1 отказано в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Заключение договора социального найма с гражданами, занимающими жилые помещения муниципального жилищного фонда». При этом сообщается, что в случае предоставления недостающих документов, ФИО1 вправе вновь обратиться за предоставлением муниципальной услуги в установленном порядке.

Поскольку в требованиях административным истцом указан год оспариваемого отказа ДД.ММ.ГГГГ вместе с тем из существа административного иска и приложенных к нему документов следует, что ФИО1 оспаривается отказ администрации г. Иркутска в приеме документов ДД.ММ.ГГГГ. , суд пришел к выводу, что административным истцом допущена техническая опечатка в годе оспариваемого решения, что не является основанием к изменению предмета либо основания административного иска.

Проверяя законность принятого отказа, суд учитывает следующее.

На основании п. 1 ст. 42 Устава г. Иркутска администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления города Иркутска федеральными законами и законами Иркутской области.

Заключение договоров социального найма с гражданами, занимающими жилые помещения муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Постановлением администрации г. Иркутска от 30.08.2013 № 031-06-2362/13, утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение договора социального найма с гражданами, занимающими жилые помещения муниципального жилищного фонда» (далее – Регламент).

В соответствии с разделом 6 Административного регламента, в редакции № 3 от 28.06.2016г., действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа, для получения муниципальной услуги заявитель или его представитель подает в отдел учета и предоставления жилья либо в многофункциональный центр в соответствии с заключенным администрацией города Иркутска в установленном законодательством порядке соглашением о взаимодействии, Единое окно заявление по форме согласно Приложению N 1 к настоящему административному регламенту 6.2. К заявлению прилагаются следующие документы:

6.2.1. Согласие всех совершеннолетних членов семьи заявителя на обработку администрацией города Иркутска их персональных данных по форме согласно Приложению N 2 к настоящему административному регламенту.

6.2.2. Копии документов, удостоверяющих личности заявителя и проживающих совместно с заявителем членов его семьи (паспорта).

6.2.3. Копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем, к членам его семьи (свидетельства о рождении, о смерти, свидетельства о заключении, расторжении брака, перемене имени, свидетельства об усыновлении, свидетельства об установлении отцовства, соответствующие решения суда, вступившие в законную силу).

6.2.4. Копия документа, удостоверяющего личность представителя заявителя (паспорт), и копии документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя (нотариально удостоверенная доверенность, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, свидетельство о рождении, решение суда об усыновлении, свидетельство об усыновлении, свидетельство об установлении отцовства), в случае, если от имени заявителя действует его представитель;

6.2.5. Копия справки с места жительства о составе семьи.

6.2.6. Согласие в письменной форме всех совершеннолетних членов семьи заявителя, в том числе временно отсутствующих членов семьи, на подписание заявителем договора социального найма жилого помещения.

6.3. Заявитель, относящийся к категории, предусмотренной подпунктами 3.1.2, 3.1.4 пункта 3.1 раздела 3 главы I настоящего административного регламента, вправе представить копию документа, подтверждающего правовые основания владения и пользования заявителем и членами его семьи жилым помещением в общежитии либо служебным жилым помещением.

6.4. Заявитель, относящийся к категории граждан, установленной подпунктом 3.1.3 пункта 3.1 раздела 3 главы I настоящего административного регламента, дополнительно представляет копию вступившего в законную силу решения суда о признании за ним права пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда города Иркутска, заключении с ним договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда города Иркутска.

6.5. Одновременно с представлением копий документов, указанных в пунктах 6.2 - 6.4 настоящего раздела, заявителем (его представителем) представляются их подлинники, которые после проверки на соответствие им копий документов возвращаются заявителю (его представителю), в случае, если представленные копии документов заверены нотариально или многофункциональным центром, Единым окном, сверка с подлинниками не требуется.

6.6. При осуществлении экспертизы заявления и документов, представленных заявителем (его представителем), специалисты отдела запрашивают в комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска информацию о том, относится ли указанное в заявлении жилое помещение к муниципальному жилищному фонду города Иркутска, а также у соответствующего предприятия или учреждения документ, подтверждающий право заявителя, относящегося к категории граждан, предусмотренной подпунктами 3.1.2, 3.1.4 пункта 3.1 раздела 3 главы 1 настоящего административного регламента, проживать в общежитии либо в служебном жилом помещении, если заявитель не представил его самостоятельно.

По смыслу вышеуказанных норм права заявитель при обращении в соответствующий муниципальный орган с заявлением о заключении договора социального найма обязан предоставить соответствующие документы, предусмотренные законом, подтверждающие право на заключение договора социального найма.

Разделом 7 Административного регламента предусмотрены основания для отказа для принятия документов.

Так основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются:

7.1.1. Несоответствие заявления по форме Приложению N 1 к настоящему административному регламенту.

7.1.2. Заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание.

7.1.3. Непредставление заявителем (его представителем) документов, указанных в пункте 6.2 раздела 6 главы II настоящего административного регламента.

7.1.4. Непредставление заявителем (его представителем), относящимся к категории граждан, установленной подпунктами 3.1.3, 3.1.4 пункта 3.1 раздела 3 главы I настоящего административного регламента, документа, указанного в пункте 6.4 раздела 6 главы II настоящего административного регламента.

В обосновании отказа администрацией г. Иркутска указано непредставления документов, предусмотренных подпунктом п.п. 7.1.3 п. 7.1 раздела 7 главы II административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договора социального найма с гражданами, занимающими жилые помещения муниципального жилищного фонда».

Согласно подпункта 3.1.3 пункта 3.1 раздела 3 главы I Административного регламента заявителями, имеющими право на предоставление муниципальной услуги, являются граждане Российской Федерации, в отношении которых имеются решения суда о признании за ними права пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда города Иркутска, заключении с ними договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда города Иркутска.

При этом представленное решение суда в силу подпункта 3.1.3 пункта 3.1 раздела 3 главы I Административного регламента является основанием для отнесения ФИО1 к категории заявителей, имеющих право на предоставление муниципальной услуги, а не является самостоятельным основанием для предоставления такой услуги в обход предусмотренного порядка предоставления услуги.

Кроме того в силу п. 6.4. Административного регламента заявитель, относящийся к категории граждан, установленной подпунктом 3.1.3 пункта 3.1 раздела 3 главы I Административного регламента. Допорлнительно предоставляет копию вступившего в законную силу решения суда о признании за ним права пользования жилым помещением, заключении с ним договора социального найма жилого помещения.

При таких обстоятельствах наличие решения суда о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма не исключает обязанность заявителя предоставить в муниципальный орган требуемые разделом 6 Административного регламента документы, что заявителем сделано не было и послужило основанием в силу п.п. 7.1.3 п. 7.1 раздела 7 главы II регламента отказом в приеме документов.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение соответствует закону.

Судом не установлено нарушений прав административного истца оспариваемым отказом, поскольку право получения муниципальной услуги не является безусловным, предоставление муниципальной услуги носит заявительный характер и требует от заявителя предоставления всех необходимых документов. Решение суда о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма является лишь основанием для отнесения гражданина к категории заявителей, которые имеют право на предоставление муниципальной услуги.

Поскольку суд пришел к выводу о законности оспариваемого отказа, а заявителем в муниципальный орган не был представлен полный пакет документов для заключения с ним договора социального найма жилого помещения, оснований для возложения на администрацию г. Иркутска обязанности принять документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги по заключению с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р., договора социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> не имеется.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований нет.

Поскольку о нарушении своих прав административному истцу стало известно 10.02.2017г. из оспариваемого отказа администрации г. Иркутска , в суд с настоящим иском административный истец обратился 12.04.2017г., срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к Администрации города Иркутска, Отделу учета и предоставления жилья Департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) года в приеме документов, необходимых для предоставлении муниципальной услуги по заключению договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязании принять документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги по заключению с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р., договора социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 30.05.2017г. Н.Н. Исакова