ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1821/19 от 05.09.2019 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-1821/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 05 сентября 2019 года

Советский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Матюхиной О.В.,

при секретаре Поляковой А.В.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности,

представителя административного истца ФИО1 – ФИО3, действующего на основании ордера № 005428 от 20.08.2019 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №5 по Волгоградской области, ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда о признании недействительным решения и незаконным действия по внесению записи об исключении Садоводческого товарищества «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении Российского фонда милосердия из Единого реестра как юридических лиц и обязании ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись о Садоводческом товариществе «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении Российского фонда милосердия и взыскать расходы по оплате государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным выше административным иском к административному ответчику, в котором просит:

Признать незаконным решение МИФНС России № 5 по Волгоградской области от 19.10.2012г. № 1453 и незаконными действия об исключении Садоводческого товарищества «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении Российского фонда милосердия (ОГРН <***>, ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц, как не соответствующее требованиям ст. 21.1 Федерального 11 А12- 37022/2016 закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Обязать ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись о "Садоводческом товариществе «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении Российского фонда милосердия;

Взыскать с МИФНС России № 5 по Волгоградской области в пользу ФИО1 госпошлину уплаченную при подаче искового заявления в размере 300 рублей.

В обосновании указав, что Административным ответчиком 19.10.2012г. МИФНС России было вынесено решение №1453 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ Садоводческого товарищества «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении Российского фонда милосердия, как недействующего юридического лица. 14 февраля 2013 года была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за регистрационным номером 2133455003999 от 14.02.2013 об исключении Садоводческого товарищества «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении Российского фонда милосердия из Единого государственного реестра юридических лиц. Данный вывод Налоговой инспекции считает ошибочным, так как общество является действующим. Непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и отсутствие сведений об открытых банковских счетах не могут служить основанием для признания юридического лица не действующим. Считает, что у налоговой инспекции отсутствовали основания, предусмотренные статьей 21.1 Закона о госрегистрации, для исключения Садоводческого товарищества «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении Российского фонда милосердия из ЕГРЮЛ, поскольку наличие признаков недействующего юридического лица, предусмотренных нормой указанного Закона, императивно не влечет исключение данного лица из реестра. На момент принятия решения о предстоящем исключении Садоводческого товарищества «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении

Российского фонда милосердия из ЕГРЮЛ, юридическое лицо являлось фактически действующим и осуществляло свою уставную деятельность. Оплата по счетам производится непосредственно председателем через отделения различных банков непосредственно на счета поставщиков услуг. Кроме того, налоговым органом не была соблюдена процедура извещения заинтересованных лиц о предстоящей процедуре исключения общества из числа действующих юридических лиц как юридическое лицо, прекратившее свою деятельность. В 2009 году территория на которой находится наше садоводческое товарищество была присоединена к Советскому району г.Волгограда, а все извещения налоговым органом отправлялись на не существующий адрес в Волгоградскую область Калачёвский район. То есть надлежащим образом общество не извещалось.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, обеспечила явку своих представителей.

Представители административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 и по ордеру ФИО3 в судебном заседании настаивали на удовлетворении административных исковых требований, подтвердив изложенное в заявлении.

Представитель административного ответчика МИФНС № 5 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, представив в суд возражение на административное исковое заявление. В обосновании указав, что Инспекция считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В заявлении ФИО1 указывает, что 19.10.2012 года Инспекцией принято решение № 1453 о предстоящем исключении недействующего юридического лица СТ «Залив» ПХО «Комплекс» из ЕГРЮЛ. 14.02.2013 внесена запись за регистрационным номером 2133455003999 об исключении СТ «Залив» ПХО «Комплекс» из ЕГРЮЛ. Заявитель считает указанные действия налогового органа неправомерными, в связи с тем, что СТ «Залив» ПХО «Комплекс» являлось и является действующим по настоящее время. В обосновании своих доводов заявитель указывает, что непредставление юридическим лицом в течении 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и отсутствие сведений об открытых банковских счетах не могут служить основанием для признания юридического лица не действующим. Однако, согласно положениям статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21.1 Закона №129-ФЗ, для признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность необходимо соблюдение следующих условий непредставление юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и отсутствие в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету юридического лица. Поскольку указанные выше условия, необходимые для признания СТ «Залив» ПХО «Комплекс» недействующим наличествовали налоговым органом соблюдена предусмотренная Законом № 129-ФЗ процедура исключения СТ «Залив» ПXO «Комплекс» как недействующего юридического лица. 19.10.2012 года Инспекцией принято решение № 1453 о предстоящем исключении недействующего юридического лица СТ «Залив» ПХО «Комплекс» из ЕГРЮЛ. Основанием для принятия данного решения послужили справки от 15.10.2012 года №1453-О, №1453-С о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов. Согласно сведениям журнала «Вестник государственной регистрации» решение о предстоящем исключении СТ «Залив» ПХО «Комплекс» было опубликовано 24.10.2012 в №42(400), часть 2, запись №1556 в разделе «Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц». Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ). В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи. От СТ «Залив» ПХО «Комплекс» и иных заинтересованных лиц, в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заявления в инспекцию не поступило, следовательно решения и действия налогового органа отвечали требованиям законодательства и соответственно, отсутствуют основания для признания их незаконными. Таким образом, заявителем не доказано, что инспекция действовала в нарушение требований законодательства, что является обязательным условием для признания действий государственного органа незаконными. Кроме того, заявителем не представлены документы, подтверждающие, что на момент принятия решения о предстоящем исключении, СТ «Залив» ПХО «Комплекс» являлось фактически действующим юридическим лицом и осуществляло уставную деятельность. ФИО1 ссылается на то, что в 2009 году территория, на которой находится СТ «Залив» ПХО «Комплекс», была присоединена к Советскому району г. Волгограда, а все извещения налоговым органом отправлялись на не существующий адрес. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, в случаях, когда сведения о месте нахождения содержатся в учредительных документах юридического лица, определен пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме № Р13001, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, учредительные документы юридического лица в новой редакции, документ об уплате государственной пошлины. Согласно положениям Федерального закона № 129-ФЗ действия по внесению изменений в сведения о месте нахождения юридического лица носят заявительный характер. Однако, указанные в законе документы, необходимые для государственной регистрации изменения адреса юридического лица СТ «Залив» ПХО «Комплекс» в инспекцию представлены не были. Следовательно, оснований для внесения указанных изменений у налогового органа не было.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, представил в суд возражение на административное исковое заявление. В обосновании указав, что отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По смыслу п. 1 ст. 64.2 ГК РФ и п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо). ФНС России является регистрирующим органом в целях применения положений Федерального закона № 129-ФЗ и процедуры, предусмотренные ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также не исполнивших обязанность, установленную п. 3 ст. 26 Закона № 129-ФЗ, опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами. Следовательно, положения п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ подлежат применению ко всем без исключения юридическим лицам, фактически прекратившим свою деятельность, независимо от их организационно-правовой формы. При этом отсутствие у организации банковских счетов, в соответствии с действующим законодательством о государственной регистрации, не является основанием для неприменения положений п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. Непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются: документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов. Формы указанных документов утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 32н № "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов". Таким образом, законодательством прямо предусмотрена возможность исключения из ЕГРЮЛ юридических лиц при отсутствии у них открытых банковских счетов. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ). В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи. 19.10.2012 года Межрайонной ИФНС № 5 по Волгоградской области принято решение № 1453 о предстоящем исключении недействующего юридического лица Садоводческое Товарищество "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" ОГРН <***>, ИНН <***> из ЕГРЮЛ. Основанием для принятия данного решения послужили справки от 15.10.2012 года №1453-0, №1453-С о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов. Согласно сведениям журнала «Вестник государственной регистрации», решение о предстоящем исключении Садоводческое Товарищество "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" было опубликовано 24.10.2012 г. в №42(400), часть 2, запись №1556 в разделе «Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц» и имеет следующее содержание: Регистрирующий орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Волгоградской области Адрес: адресадрес, р.адрес. Сообщает о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Принято решение №1453 от 19.10.2012 о предстоящем исключении Садоводческое Товарищество "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" при Волгоградском областном отделении Российского Фонда милосердия и здоровья ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 15.09.2004 ИНН <***>. Опубликование сведений о предстоящем исключении юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации» является надлежащим уведомлением юридического лица, неограниченного круга кредиторов и заинтересованных лиц. В соответствии с Законом №129-ФЗ, у регистрирующего органа отсутствует обязанность направлять в адрес юридического лица, иных лиц, решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Юридическое лицо, иные лица считаются уведомленным о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица с даты опубликования сведений в "Вестнике государственной регистрации". Таким образом, довод заявителя о не извещении регистрирующим органом заинтересованных лиц о предстоящей процедуре исключения Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" из числа действующих юридических лиц является несостоятельным. Поскольку Садоводческое Товарищество "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" обладало всеми признаками недействующего юридического лица, предусмотренными п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, и в отсутствие возражений против исключения из ЕГРЮЛ данной организации, 14.02.2013 года Межрайонной ИФНС № 5 по Волгоградской области (регистрирующим органом) в ЕГРЮЛ внесена запись за № 2133455003999 о прекращении юридического лица Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица). Следовательно, полагать, что исключением организации из ЕГРЮЛ нарушены права заявителя, не воспользовавшегося своим правом заявить возражение против исключения из ЕГРЮЛ Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС", оснований не имеется. При этом никаких доказательств того, что возможности подать соответствующее заявление в срок, установленный п.4 статьи 21.1 Закона № 129 - ФЗ, по объективным, не зависящим от него причинам заявитель не имел, в административном заявлении не содержится. Таким образом, заявителем не доказано, что исключением из ЕГРЮЛ Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" нарушены его права и что регистрирующий орган действовал в нарушение требований законодательства, что является обязательными условиями в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 227 "Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ для признания решений и действий государственного органа незаконными. Необходимо так же отметить, что восстановление сведений в ЕГРЮЛ об исключенном юридическом лице, фактически прекратившим свою деятельность и утратившим свою правоспособность, путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ фактически не возобновляет деятельность недействующего юридического лица. На основании изложенного Инспекция считает решение о предстоящем исключении Садоводческое Товарищество "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" № 1453 от 19.10.2012 и внесение в ЕГРЮЛ записи № 2133455003999 от 14.02.2013 о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.2 Закона №129-ФЗ законными, принятыми в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, заявителем не представлены документы, подтверждающие, что на момент принятия решения о предстоящем исключении, Садоводческое Товарищество "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" являлось фактически действующим юридическим лицом и осуществляло уставную деятельность. Представленные заявителем документы (налоговое уведомление №29617558 от 12.07.2018, извещения 18203460186003560245, 18203461186012199298, копия чек ордера по операции 249, копия протокола №1 от 17.05.2014, копия протокола №1 от 15.05.2015, копия уведомления от 24.06.2015, копия квитанции от 24.06.2015, копия договора №00001 от 12.06.2014, копия договора №00001 от 18.05.2015) не относятся к периоду, предшествующему дате принятия решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица Садоводческое Товарищество "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" из ЕГРЮЛ (19.10.2012), соответственно не свидетельствуют, что данное юридическое лицо, в период предшествующий принятию решения о предстоящем исключении, являлось действующим. Более того, с момента внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" (14.02.2013), данное юридическое лицо утратило правоспособность, в соответствии с п. 2 ст. 64.2, п. 1 ст. 61 ГК РФ. Таким образом, заявитель 14.02.2013 должен был узнать об исключении Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" из ЕГРЮЛ и в течение года оспорить данное исключение, однако обратился с заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области 10.04.2019, спустя 6 лет. Заявителем не представлены доказательства, что он не знал или не должен был знать об исключении Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" из ЕГРЮЛ, напротив, регистрирующий орган располагает сведениями, свидетельствующими, что заявителю было известно об исключении Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" из ЕГРЮЛ, как минимум с 07.06.2017 (дата создания юридического лица СНТ "ЗАЛИВ" ОГРН <***>, ИНН <***>, статус - действующее, одними из учредителей которого являлась ФИО1 В этой связи, обращаем внимание суда, что ФИО1, в связи с исключением из ЕГРЮЛ Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС", наряду с другими учредителями СНТ "ЗАЛИВ" реализовали предусмотренную действующим законодательством возможность создать новое товарищество. Указанное обстоятельство, так же свидетельствует, что права, свободы и законные интересы ФИО1, как лица, оспаривающего исключение из ЕГРЮЛ фактически прекратившего деятельность Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС", данным исключением не нарушены. Таким образом, заявителем пропущен срок на обжалование исключения Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" из ЕГРЮЛ установленный п. 8 ст. 22 Закона №129-ФЗ. В связи с изложенным, права, свободы и законные интересы ФИО1, как лица, оспаривающего исключение из ЕГРЮЛ фактически прекратившего деятельность Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС", данным исключением не нарушены.

Представитель заинтересованного лица УФНС по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, представил в суд возражение на административное исковое заявление. В обосновании указав, что заявителем не доказано, что исключением из ЕГРЮЛ Садоводческого Товарищества "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" нарушены его права и что регистрирующий орган действовал в нарушение требований законодательства, что является обязательными условиями в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 227 "Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 № 21-ФЗ для признания решений и действий государственного органа незаконными. Кроме того, восстановление сведений в ЕГРЮЛ об исключенном юридическом лице, фактически прекратившим свою деятельность и утратившим свою правоспособность, путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ фактически не возобновляет деятельность недействующего юридического лица. На основании изложенного Управление считает решение о предстоящем исключении Садоводческое Товарищество "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" № 1453 от 19.10.2012 и внесение в ЕГРЮЛ записи № 2133455003999 от 14.02.2013 о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.2 Закона №129-ФЗ законными, принятыми в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к обоснованному выводу, что требования административного иска являются обоснованными и подлежат удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 137 НК РФ (раздел 7, гл. 19 НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно ч. 1-2 ст. 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1).

Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1)

Согласно статье 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующих сведений.

В судебном заседании установлено, что 19.10.2012 года Инспекцией ФНС России по Дзержинскому района г. Волгограда принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ Садоводческое товарищество «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении Российского фонда Милосердия и здоровья на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (л.д. 19).

Основанием для принятия данного решения послужили справки от 15.10.2012 года №1453-0, №1453-С о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов (л.д. 62-63).

Согласно сведениям журнала «Вестник государственной регистрации», решение о предстоящем исключении Садоводческое Товарищество "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" было опубликовано 24.10.2012 г. в №42(400), часть 2, запись №1556 в разделе «Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц».

Принято решение №1453 от 19.10.2012 о предстоящем исключении Садоводческое Товарищество "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" при Волгоградском областном отделении Российского Фонда милосердия и здоровья ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 15.09.2004 ИНН <***> (л.д. 51).

В течение трех месяцев после опубликования сведений каких-либо обращений со стороны заинтересованных лиц, включая административного истца ФИО1, не поступали.

14 февраля 2013 года в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности Садоводческое Товарищество "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" при Волгоградском областном отделении Российского Фонда милосердия и здоровья на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (л.д. 21).

Оспариваемое решение было принято уполномоченным государственным органом при наличии соответствующих условий, предусмотренных статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, и с соблюдением предварительной процедуры оповещения.

В соответствии с пунктом 13 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2010 года N 343 "О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" исключение некоммерческих организаций, прекративших свою деятельность, из государственного реестра по основаниям, предусмотренным статьей 21.2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, осуществляется налоговыми органами.

В соответствии с Приказом ФНС России от 16 июня 2006 года N САЭ-З-09\355 сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

Непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются:

- документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов.

Формы указанных документов утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н N "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".

Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в журнал "Вестник государственной регистрации" представляют налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующие органы) (пункты 1, 5).

Вместе с тем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворяя административного искового заявления ФИО1, являющейся членом СТ "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" при Волгоградском областном отделении Российского Фонда милосердия и здоровья, об оспаривании действий Межрайонной ИФНС России №5 по Волгоградской области, ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда по исключению названного юридического лица из ЕГРЮЛ, исходя из того, что оно фактически не прекращало осуществление хозяйственной деятельности.

Так из материалов административного дела усматривается, что в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих принятию решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, СТ "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" при Волгоградском областном отделении Российского Фонда милосердия и здоровья действительно не представлял в налоговый орган документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и об отсутствии денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов. Оплата по счетам производится непосредственно председателем через отделения различных банков непосредственно на счета поставщиков услуг.

Таким образом, формально имелись признаки того, СТ "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" при Волгоградском областном отделении Российского Фонда милосердия и здоровья является недействующим юридическим лицом.

Между тем, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в названной норме. Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.

Непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.

Как следует из уведомления председателя СНТ «Горнополянец» от 24.06.2015г., председателю СТ «Залив» было разрешено провести линию ВЛ04кв Сил 4*35 по их железобетонным опорам точки врезки на опоре, совмещенной 04 и 10 кв. № 3 до вновь смонтированной железобетонной опоре на территории общества. В связи с проведенными работами, СНТ «Горнополянец» просит оплатить 15 000 рублей в кассу.

Согласно представленной квитанции, 24.06.2015 г. в кассу СНТ «Горнополянец» было внесено 15 000 рублей.

Из ответа на обращение от 28.03.2018 г., следует, что Департамент не может принять решение о выдаче разрешения на размещение объекта либо об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта, т.к. представленные документы не соответствуют вышеуказанным требованиям. Для установки насосной станции необходимо заключение договора водопользования, уполномоченным органом, на заключение которого является комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

08.06.2018 г. Администрация Советского района г. Волгограда направила в адрес представителя ФИО2 ответ на обращение, согласно которому сообщает, что СНТ «Залив» предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 5,5 га. Администрация Советского района г. Волгограда не возражает против организации установки насосной станции, запорной арматуры, обеспечивающей водоснабжение СНТ «Залив», проезда к насосной станции, установки трансформаторной подстанции, обеспечивающей электропитание устанавливаемой насосной станции, противопожарной площадки для перечисленных объектов в связи с тем, что вокруг расположены густые заросли камыша, в установленном действующим законодательством порядке.

18.07.2018 г. ФБУ «Администрация «Волго – Дон» подтвердило техническую возможность забора воды из Варваровского водохранилища для орошения участков СНТ «Залив» в объеме 20 тыс. м.3/год.

Доводы административных ответчиков о том, что административный истец не представил необходимые сведения для внесения их в единый государственный реестр юридических лиц, и информация о нем отсутствовала в ЕГРЮЛ до момента его исключения, являются необоснованными, поскольку само по себе отсутствие сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице в форме некоммерческой организации, образованном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не исключает возможность осуществления им деятельности, не связанной с извлечением прибыли.

Доводам административных ответчиков о пропуске срока на обжалование исключения СТ "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" при Волгоградском областном отделении Российского Фонда милосердия и здоровья из ЕГРЮЛ также являются незаконными и необоснованными.

Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Иными словами, течение срока на обжалование не ставится в зависимость от даты опубликования решения о предстоящем исключении.

Как следует из пояснений представителя административного истца, в 2009 году территория на которой находится садоводческое товарищество была присоединена к Советскому району г.Волгограда, а все извещения налоговым органом отправлялись на не существующий адрес в Волгоградскую область Калачёвский район. То есть надлежащим образом общество не извещалось.

В подтверждении своих доводов суду представлен ответ на запрос от 03.12.2009 г., согласно которому Администрация Волгограда МУ «Городской информационный центр» сообщает, что СТ «Залив» ранее расположенный в Калачевском районе Волгоградской области, в соответствии с картографическим описанием границ муниципальных образований, утвержденных Законом Волгоградской области от 02.06.2006г. № 12ЭО-ОД «О внесении изменений в закон Волгоградской области от 21.03.2005г. № 1031-ОД «О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ», садоводческое некоммерческое товарищество «ЗАЛИВ» находится в границах городского округа города-героя Волгограда на территории Советского района.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение о признании действий (бездействия), решений незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Соответственно, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Оценив и исследовав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что СТ "ЗАЛИВ" ПХО "КОМПЛЕКС" при Волгоградском областном отделении Российского Фонда милосердия и здоровья не может быть признано прекратившим свою деятельность, поскольку такая деятельность в качестве самостоятельного субъекта общественных отношений осуществлялась в течение периода времени, предшествующего принятию решения об исключении из ЕГРЮЛ.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что права и законные интересы административного истца в настоящем случае нарушены, в связи с чем, требования ФИО1 являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Частью 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Административный истец ФИО1 при подаче административного иска оплатила государственную пошлину в размере 300 рублей, что подтверждается чек – ордером от 09.04.2019 г. (л.д. 7).

Таким образом, суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №5 по Волгоградской области, ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда о признании недействительным решения и незаконным действия по внесению записи об исключении Садоводческого товарищества «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении Российского фонда милосердия из Единого реестра как юридических лиц и обязании ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись о Садоводческом товариществе товарищества «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении Российского фонда милосердия и взыскать расходы по оплате государственной пошлины, - удовлетворить.

Признать незаконным решение МИФНС России № 5 по Волгоградской области от 19.10.2012г. № 1453 и незаконными действия об исключении Садоводческого товарищества «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении Российского фонда милосердия (ОГРН <***>, ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц, как не соответствующее требованиям ст. 21.1 Федерального 11 А12- 37022/2016 закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Обязать ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись о "Садоводческом товариществе «Залив» ПХО «Комплекс» при Волгоградском областном отделении Российского фонда милосердия.

Взыскать с МИФНС России № 5 по Волгоградской области в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через Советский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Матюхина