ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1821/2021 от 03.12.2021 Елизовского районного суда (Камчатский край)

дело № 2а-1821/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Елизово Камчатский край 3 декабря 2021 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Бецелевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Степаненко А.В.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1,

представителей административного ответчика ФИО2,

ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «ТСГ Асача» к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, старшему государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО4 о признании незаконным пункта 3 предписания Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 3439/21-02 от 30 апреля 2021 года,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «ТСГ Асача» (далее по тексту – АО «ТСК Асача», Общество) обратилось в суд с административным иском к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, старшему государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО4 о признании незаконным пункт 3 предписания Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 3439/21-02 от 30 апреля 2021 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по результатам проведенной Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора внеплановой выездной проверки в отношении АО «ТСГ Асача» истцу выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 30.04.2021 № 3439/21-02 (далее по тексту - предписание). Полагает, что предписание в части п. 3 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, подлежит признанию судом незаконным. Полагает, что объекты HBOC были правомерно поставлены на государственный учет в качестве самостоятельных. Объект I категории HBOC Асачинское месторождение (30-0141-000421-П) и объект III категории HBOC вахтовые поселки Асачинского месторождения (30-0141-000814-П) обладают признаками, позволяющими их идентифицировать в качестве самостоятельных объектов негативного воздействия, в связи с чем, и в соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 5722, были поставлены на учет как самостоятельные объекты HBOC в установленном законом порядке. Закон не предусматривает в качестве основания для актуализации необходимость постановки объектов на учет в качестве единого объекта. Необходимость постановки на государственный учет объектов 30-0141-000421-П и 30-0141-000814-П как единого объекта HBOC действующим законодательством как основание для актуализации сведений об объекте HBOC не предусмотрена, соответственно, не влечет предусмотренной ч. 6 ст. 69.2 Закона «Об охране окружающей среды» обязанности по актуализации сведений по данным объектам. За нарушение, указанное в п. 3 предписания, Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ. Постановление от 28.05.2021 № 22-82/2021 старшего государственного инспектора ФИО4 было отменено по жалобе Общества решением Елизовского районного суда Камчатского края по делу №12-114/2021 от 28.07.2021, которое вступило в законную силу. В соответствии с ч. 3 ст. 64 КАС РФ преюдициально установленным является факт отсутствия противоправного бездействия Общества по не актуализации сведений об объекте HBOC в части постановки на учет как единого объекта объектов 30-0141-000421-П и 30-0141-00814- П.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что вступившее в законную силу решение Елизовского районного суда от 28 июля 2021 года по делу об административном правонарушении № 12-114/2021 в силу ст. 64 КАС РФ является обязательным для суда при рассмотрении настоящего дела.

В судебном заседании представители административного ответчика - Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, ФИО2, исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Административный ответчик – старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО4, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без его участия.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ в отношении АО «ТСГ Асача», суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно подпункту 5.1.1 пункта 5 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 10.06.2019 № 276 Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора создано в связи с реорганизацией территориальных управлений в Дальневосточном федеральном округе.

Согласно пункту 1 приказа Росприроднадзора от 27.08.2019 № 500 «Об утверждении Положения о Дальневосточном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сокращенное наименование - Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Камчатского края, Приморского края, Сахалинской области, а также на территории иных субъектов Российской Федерации в части, указанной в пункте 3 настоящего Положения.

В силу пункта 7 Положения Управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе государственный земельный надзор, государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

Акционерное общество «ТСГ Асача» является действующим юридическим лицом, состоит на учете в налоговом органе, 18 февраля 2021 года переименовано из АО «Тревожное Зарево».

12 апреля 2021 года приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 386-КНД в отношении АО «Тревожное Зарево» назначена внеплановая выездная проверка по месту фактического осуществления деятельности: Камчатский край, Елизовский район, месторождение «Асачинское», код объекта 30-0141-000421-П первая категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска – высокая и Камчатский край, Елизовский район, вахтовые поселки Асачинского месторождения, код объекта 30-0125-000814-П третья категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска – низкая.

14 апреля 2021 года в адрес АО «Тревожное Зарево» направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки в период с 22 по 28 апреля 2021 года.

Приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 401 от 26 апреля 2021 года в приказ от 12 апреля 2021 года № 386-КНД внесены изменения, а именно изменено наименование юридического лица подлежащего проверке с АО «Тревожное Зарево» на АО «ТСГ Асача».

По результатам проведенной проверки Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора составлен акт проверки № 3439/21-02, на основании которого АО «ТСГ Асача» выдано оспариваемое предписание № 3439/21-02 от 30 апреля 2021 года. Пункт 3 предписания указывает на невыполнение обязанности по представлению сведений по актуализации учетных сведений объектов 30-0141-000421-П (I категория) и 30-0141-000814-П (III категория), оказывающих негативное воздействие, на окружающую среду, имеющих неразрывную технологическую связанность, и подлежащих постановке на учет как единый объект. Срок устранения нарушений установлен до 30 августа 2021 года.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции действовавшей по состоянию на момент проведения проверки) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч. 2 ст. 69.2).

Согласно ч. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений (ч. 7 ст. 69.2 в редакции, действовавшей по состоянию на момент проведения проверки).

АО «ТСГ АСАЧА» осуществляет хозяйственную деятельность на Асачинском месторождении на основании лицензии на право пользования недрами ПТР 00946 БЭ от 06.03.2020 с целевым назначением и видами работ «разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств» (срок действия до 31.12.2024).

АО «ТСГ Асача» поставлен на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду: 30-0141-000421-П (I категория негативного воздействия, категория риска - высокая), свидетельство о постановке на учет EBVFRDAE от 20.01.2017.

В 2020 году из указанного объекта выделен и поставлен на учет объект 30-0141-000814-П (III категория негативного воздействия, категория риска - низкая), свидетельство о постановке на учет EITFZYFY от 29.10.2020.

На основании заявки Общества Управлением проведена актуализация объекта I категории негативного воздействия 30-0141-000421-П в связи с изменением характеристик технологических процессов/источников загрязнения окружающей среды. Добавлено 10 стационарных источников выбросов в атмосферный воздух; исключен выпуск сточных вод; добавлены 2 объекта размещения отходов; добавлены сведения об используемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям; актуализированы сведения о разрешениях воздействии на окружающую среду.

Сведений о проведении актуализации объекта III категории негативного воздействия 30-0141-000814-П в материалы дела не представлено.

Согласно п. 3 оспариваемого предписания Обществом не выполнена обязанность по предоставлению сведений по актуализации учетных сведений указанных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, имеющих неразрывную технологическую связанность, и подлежащих постановке на учет как единый объект.

Ссылки административного истца на то, что указанные объекты обладают признаками, позволяющими их идентифицировать в качестве самостоятельных объектов негативного воздействия, суд отклоняет.

В соответствии с п. п. 23, 24 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 при включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.

Как следует из материалов дела, объект III категории HBOC вахтовые поселки Асачинского месторождения (30-0141-000814-П) территориально расположен в границах объекта I категории HBOC Асачинское месторождение (30-0141-000421-П), предоставленного Обществу в соответствии с лицензией на право пользования недрами ПТР 00946 с целевым назначением и видами работ «разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств».

Объект III категории HBOC вахтовые поселки Асачинского месторождения (30-0141-000814-П) и объект I категории HBOC Асачинское месторождение (30-0141-000421-П) имеют неразрывную технологическою связанность (невозможность осуществления хозяйственной и иной деятельности с использованием объекта НВОС и возникновения затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия одного из объектов совокупности, составляющей НВОС).

Суд отклоняет как необоснованный довод административного истца о том, что решение Елизовского районного суда от 28 июля 2021 года, которым отменено постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО4 от 28 мая 2021 года № 22-82/2021, которым акционерное общество «ТСГ АСАЧА» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу ст. 64 КАС РФ имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего административного дела в силу следующего.

Изложенные в решении суда от 28 июля 2021 года выводы об отсутствии в бездействии юридического лица события вменяемого ему правонарушения применительно к норме ч. 3 ст. 64 КАС РФ не являются основанием освобождения от доказывания, в связи с чем, не исключает проверку судом фактических обстоятельств дела, связанных с тем, имели ли место определённые действия и совершены ли они определённым лицом, а потому решение от 28 июля 2021 года преюдициального значения при разрешении настоящего дела не имеет.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о незаконности пункта 3 оспариваемого предписания являются несостоятельными.

Оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для признания пункта 3 предписания № 3439/21-02 от 30 апреля 2021 года незаконным, у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований акционерного общества «ТСГ Асача» к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, старшему государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО4 о признании незаконным пункта 3 предписания Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 3439/21-02 от 30 апреля 2021 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 10 декабря 2021 года.

Председательствующий Т.А. Бецелева