Дело №2а-1821/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казацкого В.В.,
при секретаре Лукашовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АДМ.ИСТЕЦ к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, заинтересованные лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент экологии и природных ресурсов города Севастополя, ГКУ города Севастополя «Севастопольское лесничество», ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованные лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент экологии и природных ресурсов города Севастополя, ГКУ города Севастополя «Севастопольское лесничество», ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ он является собственником земельного участка площадью 0,25 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, предназначенного для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). Решением ответчика было установлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ лесного земельного участка с кадастровым №, которые пересекают границы земельного участка истца и указано на необходимость ее устранения. В то же время, в нарушение ч. 7 ст. 61 ФЗ №218-ФЗ ответчиком не предпринято никаких мер по ее исправлению. Считает такое бездействие ответчика незаконным, в связи с чем за защитой своих прав истец обратился в суд.
Административный истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивает по изложенным в иске основаниям, просит иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен, направил письменные возражения, согласно которых считает заявленные исковые требования необоснованными и просит в их удовлетворении отказать.
Иные лица в судебное заседание не явились, были уведомлены, причины неявки суду не сообщили.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Как установлено судом, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником земельного участка площадью 0,25 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, предназначенного для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ лесного земельного участка с кадастровым №, которые пересекают границы земельного участка истца, и указано на необходимость ее устранения. Как усматривается из письма Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателю земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 было направлено решение от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
В силу требований ч. 3, 4 ст. 61 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Частью 6.1 статьи 61 Закона №218-ФЗ установлено, что по истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 статьи 61 Закона №218-ФЗ органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 Закона о недвижимости.
Приказом Росреестра №П/0515 от 18.10.2016 года ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделена отдельными полномочиями органа регистрации прав, в частности в соответствии с п. 1.1 по осуществлению государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведению ЕГРН и предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
Приказом Минэкономразвития России №943 от 16.12.2015 года установлен порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, форма специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состав сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки.
Согласно п. 5 порядка ведения ЕГРН сведения в реестры последнего вносятся посредством формирования в кадастре недвижимости, реестре прав на недвижимость, реестре границ предусмотренных Порядком данных при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, внесении сведений о границах, внесении дополнительных сведений, если внесение таких сведений не является государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав (далее также - сведения, данные). Формирование данных в реестре границ осуществляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, уполномоченного на внесение в него соответствующих сведений.
Согласно абз. 1 п. 22 Порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки изменение сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельных участков (их частей), границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении выявленных органом регистрации прав реестровых ошибок, указанных в части 6 статьи 61 Закона, осуществляется соответственно на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки и одного из следующих документов: отчета, представленного с заявлением межевого плана, представленных в установленном статьей 34 Закона порядке документов.
В соответствии с приказом Росреестра №П/0346 от 11.08.2019 года «О внесении изменений в Устав Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» определение координат включено в перечень основных видов деятельности ФГБУ «ФКП Росреестра».
Постановлением Правительства Севастополя №23-ПП от 19.01.2017 года утверждено Положение об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестра), в соответствии с пунктами 1.2 которого целью деятельности Севреестра является реализация переданных полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сферах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, земельных отношений, контрольно-надзорных функций в указанных сферах на территории города Севастополя в соответствии с Соглашением между Росреестром и Правительством Севастополя от 11.10.2016 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 года №2433-р (далее - Соглашение).
Основными задачами деятельности Севреестра являются:
1) предоставление государственных услуг по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);
2) осуществление мероприятий по проведению землеустройства, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) (далее - государственный мониторинг земель), а также функции государственного земельного надзора;
3) осуществление государственных полномочий в сфере государственной кадастровой оценки и определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;
4) надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;
5) обеспечение при реализации своих полномочий приоритета, целей и задач по содействию развитию конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пп. 6 п. 2.2.1 Положения Севреестр осуществляет функции в сфере Государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, включая ведение ЕГРН в отношении:
- реестра объектов недвижимости (кадастра недвижимости);
- реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестра прав на недвижимость);
- реестра границ;
- ведения и хранения реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости;
- ведения реестровых дел объектов реестра границ;
- ведения кадастровых карт на территории города федерального значения Севастополя (за исключением публичной кадастровой карты, публикация которой осуществляется на официальном сайте Росреестра);
- ведения книг учета документов.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, внесение изменений в сведения реестра границ ЕГРН о местоположении границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственным регистратором прав, при этом Севреестр осуществляет свою деятельность в рамках переданных ему полномочий, в связи с чем полномочия для устранения реестровой ошибки в рамках действующего законодательства Севреестру не передавались.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что административным истцом незаконного бездействия и нарушения прав и интересов истца допущено не было, т.к. все деяния административным ответчиком были совершены с соблюдением предусмотренной законом процедуры, в соответствии с действующим законодательством, в пределах своей компетенции и при наличии к тому законных оснований, в связи с чем они не могут расцениваться, как нарушающее права и интересы административного истца.
На основании изложенного, проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению о необоснованности заявленных исковых требований и считает необходимым в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 02 декабря 2021 года.
Судья В.В.Казацкий